Aviation of Word War II

Home Russian

Internal Combustion Engines

Engine Maintenance Manuals

Internal Combustion Engines for the Soviet Aviation

Period 1929-34 for the Soviet aviation industry was characterized by noticeable quantitative changes, in some places turning into qualitative successes, active development and introduction into production of full-fledged combat aircraft, primarily fighters. Moreover, the latter were built mainly with air-cooled radial engines. The main reason for this one-sidedness is a certain cyclicality in the improvement of any technology - in the late 1920s and early 1930s, the greatest successes were observed in the development of radial engines. In addition, the "stars" had less weight in relation to the developed power, did not have capricious cooling systems, and were easier to maintain in winter.

Since 1926, Polikarpov tried to obtain such engines for his promising designs, but the circumstances were not in his favor at first. The first to be purchased in France "Gnome-Rhone" with a capacity of 480 liters. from. (first - 420) A.N. Tupolev, who installed it on the I-4 (ANT-5), retained the right to focus on this type of engine for several years. Polikarpov in his works (I-3, I-7, DI-2) - had to be content with a licensed BMW-VI, which was considered oversized and heavy for installation on fighters.

Later, Polikarpov also seeks the opportunity to install radial engines on his cars. Under the Gnome-Ron "Jupiter", the I-5 fighter (the first with this designation) was designed in 1927, in 1929-30. an experienced I-5 is under construction. With the appearance in the USSR of American 600hp Wright "Cyclone" radial motors. Polikarpov's I-15 and I-16 are equipped with these engines and very successfully fit into the requirements and wishes of the Air Force. A little later, the I-14 P.O. were adapted to the "Cyclones". Sukhoi and IP-1 D.P. Grigorovich, who are also not indifferent to customers.

It seemed that against the background of these convincing achievements, the acquisition of another license for a foreign liquid-cooled engine by the designers would not be noticed. We are talking about the "Hispano-Suiza" 12Ybrs engine purchased in France in 1934 with a maximum power of 850 hp. from. However, it was Polikarpov, who was constantly dealing with the problem of creating a modern fighter, who first drew attention to this acquisition. It turns out that even creating in 1926-27. biplane I-3, he became interested in the light and small "Hispano" of the new series 12, considering it the most suitable for installation on fighter aircraft. For a number of reasons, it was not possible to acquire the "12" at that moment. In 1930, the French aircraft designer Paul Richard, who worked in the Soviet Union under a contract, could not get this engine. Only three years later, the representatives of the USSR and France came to a mutual agreement and the Soviet side acquired a license to build the Hispano Suiza HS 12Ybrs.

In a nutshell, the history of Hispano Suiza and its products is as follows. Founded in 1904, the company began building engines in 1915. Developing a type of liquid-cooled V-type inline motor, the company achieved significant success by the end of the 1st World War. The best fighters of the Entente of that time - the French "Recessions" and the British SE.5a were equipped with "Ispano" and its licensed copies with a capacity of 140-220 hp. from. In 1922-23. engines "Hispano Suiza" types 8Aa and 8Fd under the designation M-4 (200 hp) and M-6 (300 hp) were copied in the USSR and were built in series for a number of years. Since the mid-1920s, 12-cylinder "Hispano" series 12 appeared in France, which, after going through a number of modifications with an increase in power from 400 to 700 hp. from. by 1934 they were a completely modern, mastered and reliable power plant.

In the Soviet Union, the production of the licensed "Hispano" under the designation M-100 was mastered in 1935 at the engine plant No. 26 in Rybinsk. The first M-100, developing a capacity of 750 liters. from. built in May 1935, and by the end of the year managed to pass 100 copies. Beginning in 1936, the production of the M-100 steadily increased, they were installed mainly on SB bombers. Experienced fighters developed during this period used, as a rule, French-made HS 12Ybrs and HS 12Ycrs (cannon) pieces.

Despite the undertaken in the 1930s. measures to establish the production of domestic aircraft engines, the Soviet industry did not manage to abandon the production of Western samples. In particular, in 1932 it was decided to launch the M-25 engine, which was a licensed version of the American Wright Cyclone, into series at the plant No. 19 recently built in Molotov (Perm). The motor has become the most reliable and highly durable in the Red Army Air Force. The design bureau A.D. Shvetsov, who was entrusted with the creation of modifications of the M-25. The resulting M-62 and M-63 have actually exhausted the possibilities of developing a 9-cylinder single-row "star". Then, by connecting two cylinder blocks from the M-63 with a new gearbox and a two-speed driven centrifugal supercharger (CSP), we got the M-71. A more compact and better suited for fighters M-81 was also created, which had not 18, but 14 cylinders from the M-62/63.

At the same time, the KB-19 group led by I.P. Evich was able to "squeeze" the dimensions and weight of the engine without losing power: the working stroke of the piston was reduced from 174.5 to 155 mm, while maintaining the cylinder diameter. With a 2-speed monitoring station, the altitude increased to 6000 m. The M-82 engine obtained in this way in 1940 passed State tests, but suddenly a decision was made to release the AM-35A engine for the new MiG-1 fighter in Perm. Shvetsov's motors were defended by the secretary of the Molotov regional committee, Gusarov, he was not afraid to write a letter to the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks, proving the promise of the M-82, using both party authority and the experience of an aviation engineer. By the end of May 1940, Shvetsov finalized the M-82 and presented it for repeated State tests. On May 22, they were successfully completed, and the decision to transfer plant No. 19 to AM-35A was canceled. But in the meantime, the NKAP circular came out, which did not recommend installing the M-82 on new aircraft, and aircraft designers were still more interested in the light and compact M-105 and M-88 or especially powerful high-altitude M-120, M-71, M-81, M -90 ...

The first among the creators of fighters to use the M-82 N.N. Polikarpov, who at the beginning of 1940 decided to install it on the I-185. But the plane was ready for factory tests only in August. By that time, a short-range bomber BB-1 (Su-2) had been flying with the M-82 for a month.

However, "Ivanov" did not live up to the expectations of the leader, and the unclaimed engine was successfully used on the LaGG-5 ...

By order of the NKAP No. 391ss of May 20, 1942, the decision to transfer plant No. 21 to the production of Yak-7 was canceled, and LaGG-5 M-82 was officially launched into series in addition to the LaGG-3 program. At the same time, the I-185 was once again "buried" - on July 23, in a letter to Stalin, Shakhurin reported that, having a LaGG-5, he considered it inexpedient to produce a Polikarpov fighter not only with an M-82 engine, but also with an M-71 engine.

Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Моторы Статьи Конструкторы BMW VI - M-17 Моторы Микулина Моторы Климова Моторы Швецова Эволюция... Создание ТВД в СССР Управление ВМГ Мощность ДВС English Rolls-Royce Merlin Rolls-Royce Merlin 25 Справка Авиадвигатели Нагнетатели Райт «Циклон» SR-1820 Испано-Сюиза 12

Двигатели внутреннего сгорания

Статьи

Справочные материалы

Период 1929-34 гг. для советской авиапромышленности характеризовался заметными количественными изменениями, кое-где переходящими в качественные успехи, активной разработкой и внедрением в производство полноценных боевых самолётов, прежде всего истребителей. Причём последние строились преимущественно со звездообразными двигателями воздушного охлаждения. Основной причиной такой однобокости видится определенная цикличность в деле совершенствования любой техники - в конце 20-х-начале 30-х годов как раз наблюдались наибольшие успехи в развитии звездообразных двигателей. Кроме того, "звёзды" обладали меньшим весом по отношению к развиваемой мощности, не имели капризных систем охлаждения, являлись более простыми при обслуживании в зимнее время.

Начиная с 1926 г. Поликарпов пытался получить такие двигатели для своих перспективных разработок, однако обстоятельства складывались поначалу не в его пользу. Первым к закупленному во Франции "Гном-Рону" мощностью 480 л. с. (сначала - 420) получил доступ А.Н. Туполев, установивший его на И-4 (АНТ-5), удерживавший право ориентироваться на этот тип двигателя в течении нескольких лет. Поликарпову в своих работах (И-3, И-7, ДИ-2) - пришлось довольствоваться лицензионным BMW-VI, считавшимся переразмеренным и тяжёлым для установки на истребители.

Позднее Поликарпов также добивается возможности устанавливать на свои машины звездообразные двигатели. Под Гном-Рон "Юпитер" проектируется в 1927 г. истребитель И-5 (первый с таким обозначением), в 1929-30 гг. строится опытный И-5. С появлением в СССР американских звездообразных моторов Райт "Циклон" мощностью 600л.с. поликарповские И-15 и И-16 оснащаются этими двигателями и весьма успешно вписываются в требования и пожелания ВВС. Чуть позднее под "Циклоны" адаптируются И-14 П.О. Сухого и ИП-1 Д.П. Григоровича, которые также оказываются не безразличны заказчикам.

Казалось, на фоне этих убедительных достижений приобретение ещё одной лицензии на иностранный двигатель жидкостного охлаждения конструкторами замечено не будет. Речь идёт о закупленном во Франции в 1934 г. двигателе "Испано Сюиза" ("Hispano-Suiza") 12Ybrs максимальной мощностью 850 л. с. Однако именно Поликарпов, занимавшийся проблемой создания современного истребителя непрерывно, первым обратил внимание на это приобретение. Оказывается, ещё создавая в 1926-27 гг. биплан И-3, он заинтересовался лёгким и малогабаритным "Испано" новой серии 12, считая его наиболее подходящим для установки на самолёты-истребители. По ряду причин приобрести "12-й" в тот момент не удалось. Не смог в 1930 г. получить этот мотор и французкий авиаконструктор Поль Ришар, работавший в Советском Союзе по контракту. Лишь спустя три года представители СССР и Франции пришли ко взаимному согласию и советская сторона приобрела лицензию на постройку "Испано Сюиза" HS 12Ybrs.

В двух словах история фирмы "Испано Сюиза" и её изделий такова. Образовавшись в 1904 г., компания начала строить двигатели в 1915 г. Развивая тип V-образного рядного мотора жидкостного охлаждения, фирма добилась значительных успехов к концу 1-й Мировой войны. Лучшие истребители Антанты той поры - французские "Спады" и британский SE.5a оснащались "Испано" и его лицензионными копиями мощностью 140-220 л. с. В 1922-23 гг. двигатели "Испано Сюиза" типов 8Аа и 8Fd под обозначением М-4 (200 л. с.) и М-6 (300 л. с.) были скопированы в СССР и в течение ряда лет строились серийно. Начиная с середины 1920-х годов во Франции появились 12-цилиндровые "Испано" серии 12, которые, пройдя ряд модификаций с повышением мощности от 400 до 700 л. с. к 1934 г. являлись вполне современной, освоенной и надёжной силовой установкой.

В Советском Союзе производство лицензионного "Испано" под обозначением М-100 освоили в 1935 г. на моторном заводе №26 в Рыбинске. Первый М-100, развивающий мощность 750 л. с. построили в мае 1935 г., а до конца года удалось сдать 100 экземпляров. Начиная с 1936 г. выпуск М-100 неуклонно нарастал, ставились они преимущественно на бомбардировщики СБ. В опытных истребителях, разрабатываемых в этот период, применялись, как правило, штучные образцы французского изготовления HS 12Ybrs и HS 12Ycrs (пушечный).

Несмотря на предпринимаемые в 1930-е гг. меры по налаживанию производства отечественных авиадвигателей, советской промышленности так и не удалось отказаться от выпуска западных образцов. В частности, в 1932 г. было решено запустить в серию на недавно построенном в г. Молотове (Пермь) заводе № 19 двигатель М-25, представлявший собой лицензионную версию американского Райт «Циклон». Мотор стал самым надежным и высокоресурсным в ВВС РККА. На заводе функционировало КБ А.Д. Швецова, которому было поручено создание модификаций М-25. Получившиеся в результате М-62 и М-63 фактически исчерпали возможности развития 9-цилиндровой однорядной «звезды». Тогда, соединив два блока цилиндров от М-63 с новым редуктором и двухскоростным приводным центробежным нагнетателем (ПЦН), получили М-71. Был также создан более компактный и лучше подходивший для истребителей М-81, который имел не 18, а 14 цилиндров от М-62/63.

В то же время группа КБ-19 во главе с И.П. Эвичем смогла «обжать» габариты и массу двигателя без потери мощности: рабочий ход поршня уменьшили с 174,5 до 155 мм, сохранив диаметр цилиндра. С 2-скоростным ПЦН высотность возросла до 6000 м. Полученный таким образом мотор М-82 в 1940 г. прошел Госиспытания, но неожиданно вышло решение о выпуске в Перми двигателя АМ-35А для нового истребителя МиГ-1. Моторы Швецова защищал секретарь Молотовского обкома Гусаров, он не побоялся написать в ЦК ВКП(б) письмо, доказывая перспективность М-82, используя и партийный авторитет, и опыт авиационного инженера. К концу мая 1940 г. Швецов доработал М-82 и представил его на повторные Госиспытания. 22 мая они успешно завершились, и решение о переводе завода № 19 на АМ-35А отменили. Но тем временем вышел циркуляр НКАП, не рекомендовавший ставить М-82 на новые самолеты, да и авиаконструкторы пока больше интересовались легкими и компактными М-105 и М-88 либо особо мощными высотными М-120, М-71, М-81, М-90...

Первым среди создателей истребителей использовал М-82 Н.Н. Поликарпов, который в начале 1940 г. решил установить его на И-185. Но самолет был готов к заводским испытаниям только в августе. К тому времени уже месяц летал с М-82 ближний бомбардировщик ББ-1 (Су-2).

Однако "Иванов" не оправдал ожиданий вождя, и невостребованный двигатель с успехом был применен на ЛаГГ-5...

Приказом НКАП № 391сс от 20 мая 1942 г. решение о переводе завода № 21 на выпуск Як-7 было аннулировано, а ЛаГГ-5 М-82 официально запустили в серию сверх программы ЛаГГ-3. Заодно еще раз «похоронили» И-185 — 23 июля Шахурин в письме Сталину сообщал, что, имея ЛаГГ-5, считает нецелесообразным выпуск истребителя Поликарпова не только с мотором М-82, но и с М-71.


©AirPages
2003-