Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Гоночные самолеты Supermarine S.4 Supermarine S.5 Gee Bee R-1 и R-2

Гонка за призраком скорости

Суперспортстеры Gee Bee R-l и R-2

R1 и R2 на Cleveland Air races 1932 года

Во вторник 16 августа 1932 года Бордман вылетел из аэропорта Спрингфилда на Gee Bee Model E в Агавам (Agawam) для завершения испытаний доработанного R-1. При взлёте его самолёт зацепился за деревья, растущие вдоль Carew street на окраине Спрингфилдского аэропорта. При аварии Бордман получил тяжёлые травмы, и не мог более управлять каким бы то ни было самолётом. В результате за две недели до начала гонок ни один из самолётов не имел лётчика. Грэнвилли разослали предложения всем пилотам страны, желающим прославиться на гонках в Кливленде. 22 августа для полётов на R-2 выбрали Ли Гелбаха (Lee Gehlbach). Он перегнал R-2 в Бэрбанк для участия в гонке на приз Бендикса. которая должна была завершиться в Кливленде. При этом начались проблемы с температурой масла, ставшие несколько недель спустя причиной неудачи R-2. Эрл Бордман (Earle Boardman), брат Рассела, подготовил Слэрка и Эдда Грэнвиллей для перелёта в Лос-Анджелес и Канзас соответственно, где они должны были наблюдать за заправкой R-2 во время гонок на приз Бендикса.

Удар судьбы привёл к появлению в саге о Gee Bee нового имени. В Уичите, Канзас, Джимми Дулиттл (Jimmy Doolittle) испытывал свой Laird "Super Solution", существенно модифицированный для гонок 1932 года. Во время испытательного полёта стойки шасси отказались выпускаться, и Дулиттл был вынужден посадить самолёт на брюхо. В результате "Super Solution" был тяжело повреждён и не мог участвовать в предстоящих соревнованиях, но сам Дулиттл практически не пострадал. 27 августа Грэнни позвонил Дулиттлу и предложил ему стать пилотом R-1. 28 августа Дулиттл прибыл в Спрингфилд. Все ожидали, что он сделает хотя бы пару кругов над аэродромом, чтобы получше познакомиться с самолётом, названным прессой «Летающий Бочонок» (The Flying Silo), но он легко поднял самолёт в воздух, и взял курс на запад. Менее чем через два часа Грэнвилли получили телеграмму «Приземлился в Кливленде. O.K. Джим». В гонке на приз Бендикса из Бэрбанка в Кливленд протяжённостью 2369 миль (3812 км) приняло участие только 5 пилотов, причём один из них, Клэр Вэнс (Clare Vance) на своём двухкилевом летающем топливном баке выбыл по причине течи топлива.

Зэнтфорд «Грэнни» Грэнвил, основатель Грэнвил Брозерс Эйркрафт, на фоне R-1 незадолго до перелета Дулиттла в Кливленд.

GeeBee R-2 образца 1932 года. Обратите внимание на хорошо заметные обтекатели АНО.

После этого остались Гелбах на R-2 и три самолёта Wedell-Wiliams под управлением Джимми Веддела (Jimmy Wedell), Джима Хэйзлипа (Jim Haizlip) и Рэскью Тернера (Roscoe Turner). Показав хорошее время на трассе, первую посадку для дозаправки Гелбах сделал в Амарилло, Техас, и продолжил путь, пробыв на земле минимальное время. Однако вскоре после взлёта он заметил масло на ветровом козырьке. За время полёта до Иллинойса козырёк был по.лностью залит маслом, так что Гелбаху пришлось сделать непредвиденную остановку в Chanute Field в Рантуле в надежде устранить течь. На земле выяснилось, что причиной течи стала поломка маслопровода, отремонтировать который в приемлемое для успешного завершения гонки время невозможно, так что Гелбах залил полный бак масла, снял с самолета фонарь и отправился в Кливленд с открытой кабиной.

Джимми Дулиттл на фоне Gee Bee R-1.

Время, проведённое в аэропорту Шанют, разрушило шансы прийти к финишу в числе лидеров гонки, и Гелбах приземлился в Кливленде последним из 4 долетевших до финиша.

Не смотря на то, что он прилетел последним, Гелбах получил приз размером в 1500 $ (примерно 30000 $ по сегодняшним меркам).

В Кливленде течь была устранена, фонарь вновь установлен на самолёт, и R-2 принял участие в гонках на приз Томпсона (the Thompson race), показав скорость 247,339 миль в час (398,05 км/ч).

R-2 (№7) слева и R-1 (№11) перед ангаром Skyways в Кливленде, Огайо, 1932. На этом снимке очень хорошо заметны различия между этими двумя самолетами. (Кликнуть по фото для увеличения).

Кроме того, Гелбах принял участие в свободной гонке для самолётов с мотором 1000 кубических дюймов, но срезал первый поворот и был вынужден облететь его снова, в результате чего пришёл третьим, уступив самолётам Wedell-Williams Хэйзлипа и Вэдэла. Средняя скорость составила 183,731 миль в час (295,69 км/ч). Он получил приз в 262 $ (5240 $ сегодняшними деньгами).

В гонке на приз Томпсона Дулнттл выступил гораздо лучше. 5 сентября он облетел пилоны со средней скоростью 252,686 миль в час (406,66 км/ч), что принесло ему приз размером 4500 S. Среди свидетелей его победы были его десятилетние сыновья, близнецы Джон (Jolm) и Джеймс Младший (James Jr.). Ли Гелбах финишировал пятым, за что получил приз в 500 $ (примерно 10000 $ по нынешним меркам), а Боб Холл, бывший инженер фирмы Gee Bee, пришел шестым из восьми участников на своем самолете Springfield "Bulldog".

Два снимка Gee Bee R-1 образца 1932 года

Во время пребывания в Кливленде Дулиттл установил рекорд скорости для сухопутных самолётов по правилам FAI на трёхкилометровой базе, приз за который спонсировался нефтяной компанией Shell Oil Co. 31 августа 35-летний Дулиттл сделал 4 пролёта мерной дистанции со средней скоростью 293,193 мили в час (471,85 км/ч), но рекорд не был засчитан, т.к. на борту его R-1 отсутствовал барограф, позволявший установить, что во время мерных пролётов он не поднимался на высоту более 162 футов (50 метров). 1 сентября он снова выполнил 4 пролёта мерной дистанции, но замеренная средняя скорость 282,672 мили в час (454,916 км/ч) на 0,77 миль в час (1,24 км/ч) не дотягивала до превышения предыдущего рекорда, необходимого для фиксации нового достижения. Рекорд покорился пилоту лишь 3 сентября, за 2 дня до старта гонок на приз Томпсона.

Дулиттл пролетел мерную дистанцию, показав среднюю скорость 473,82 км/ч. Во время последнего пролёта он шокировал наблюдателей, почти задев деревья, растущие на северной окраине аэродрома. Позднее Джимми заявил: «Я никогда не приближался к ним. Я должен был находиться как минимум на 4 фута выше их».

Вид сзади на R-1. Хорошо заметно круглое сечение передней части фюзеляжа и большая толщина руля направления.


Финансовые итоги для акционеров SARA были просто великолепными. Дулиттл, полетав на Gee Bee R-1, проникся глубоким уважениям к братьям Грэнвилл и их самолётам.

На выставке Eastern States Exposition в сентябре 1932 года, Джимми. говоря о З.Д. Грэнвилле, сказал:

«Он строит самые прекрасные самолёты, и они прекрасно справляются со своей работой».

В письме, датированном 7 сентября 1932 года и адресованном Granville Brothers Aircraft, Дулиттл писал:

«Я просто хочу сообщить вам. что большой Gee Bee прекрасно работал и на Thompson trophy race и на Shell speed dashes. С пожеланиями продолжения успехов, Джим».

на фото Джимми Дулиттл пилотирует R-1.

<< | >>

©AirPages
2003-