Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Документы Памятка разведчику Оглавление Обнаружение Определение Н С С С Р Англия и США Германия Финляндия Сравнение

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСОТЫ (ДАЛЬНОСТИ) ЦЕЛИ

Дальность до цели и высота определяются на-глаз или с помощью окулярной сетки бинокля. От разведчика требуется определить высоту с точностью до 500 м. Если цель находится далеко от зенита, то лучше сперва определить дальность до самолёта, а затем подсчитать, какой высоте она соответствует.

При определении расстояния до самолёта на-глаз учитывать следующие признаки:

На расстоянии в м Можно рассмотреть невооруженным глазом Можно рассмотреть с помощью бинокля
8 000—10 000 Самолеты или не видны, или они видны как маленькие черные точки. Силуэты в виде расплывающихся точек
6 000—8 000 Силуэты в виде точек. Силуэты самолетов. Детали не видны
5 000—6 000 Силуэты самолетов. Детали не видны Силуэты самолетов. Детали не видны
4 000 Силуэты самолетов. Детали не видны 1. Контуры плоскостей и фюзеляжа.
2. Количество моторов и их расположение.
3 000 1. Контуры плоскостей и фюзеляжа.
2. Количество моторов.
1. Форму плоскостей и фюзеляжа.
2. Контуры хвостового оперения.
3. Количество моторов и их форму.
2 000 1. Форму плоскостей и фюзеляжа.
2. Контуры хвостового оперения.
3. Форму моторов
1. Государственные опознавательные знаки.
2. Стойки между плоскостями.
3. Очертания хвостового оперения.
4. Шасси и их форму.
5. Турельные пулеметы.
6. Бомбодержатели.
1 000 1. Государственные знаки.
2. Стойки между плоскостями.
3. Шасси и их форму.
4. Очертания хвостового оперения.
5. Форму моторов.
1. Государственные опознавательные знаки.
2. Стойки, расчалки, подкосы.
3. Турельные пулеметы.
4. Бомбодержатели.
500 1. Стойки, расчалки, подкосы.
2. Форму моторов.
3. Форму шасси.
4. Опознавательные знаки
1. Фигура пилота (если кабина открытая).
2. Выносную антенну.

Помещённая в поле зрения бинокля сетка с делениями также может оказать помощь в определении дальности до самолёта. Деления сетки нанесены так, что расстояние между двумя маленькими соседними штрихами соответствует углу в 0-05 (5 «тысячных»). Это значит, что предмет, имеющий длину 5 м, будет виден на удалении в 1 км под углом 0-05, т. е. займёт в поле зрения бинокля ровно одно деление. Деления, соответствующие углам 0-10, 0-20, 0-30, 0-40 и 0-50, изображены длинными штрихами.

Зная размах крыльев или длину фюзеляжа самолёта и измерив, сколько делений сетки занимает размах (или длина), можно рассчитать расстояние до цели. Для этого величину размаха (длины), выраженную в метрах, нужно разделить на величину утла в тысячных. Результат, т. е. дальность до самолёта, получится в километрах.

Примеры:

1. Размах крыльев самолёта До-217 равен 19 м. Разведчик видит в бинокль, что расстояние между концами крыльев занимает два деления сетки, т. е. 0—10 (самолёт летит на разведчика). Величину размаха можно приблизительно считать равной 20 м.

Тогда:

20 : 10 = 2,

т. е. дальность до самолёта райна 2 км,или просто дальность 20.

2. Фюзеляж самолёта Хе-177 имеет длину 20 м и в поле зрения бинокля занимает примерно 2/5 деяния, т. е. приблизительно 0-02. Значит, расстояние до самолёта будет 20 : 2 = 10 км.

Таким образом, разведчик, помимо конструктивных особенностей, должен знать размеры наиболее часто встречающихся самолётов противника (длину фюзеляжа и величину размаха крыльев). Можно пользоваться приближённой таблицей:

  Размах в м Длина в м
Истребители 12 10
Бомбардировщики 20 15
Транспортные 30 20

Понятно, что когда самолёт проходит в стороне, то яснее выделяется фюзеляж, а когда он приближается или удаляется, то лучше видны размеры крыльев.

Командиру взвода (батареи) МЗА достаточно знать дальность до самолёта. Для стрельбы же среднекалиберной батареи нужно знать высоту его, и потому разведчику надо уметь приближённо пересчитывать величину дальности на высоту.

Высота зависит от угла места, т. е. от угла между горизонтальной поверхностью земли и направлением на самолёт. При одинаковой дальности самолёт будет иметь тем большую высоту, чем больше его угол места. Приведём здесь значение высоты в гектометрах для некоторых углов места при разных дальностях (числа округлены до 5 гектометров).

Угол места (30°)
5-00
(45°)
7-50
(60°)
10-00
Дальность в км Высота в гектометрах
3 15 20 25
4 20 30 35
5 25 35 45
6 30 40 55
7 35 50 60
8 40 55 70
9 45 65 80
10 50 70 90

Пример. Если самолёт имеет угол места 7-50 и дальность до него равна 8 км, то высота его равна 55 гектометрам (т. е. 5500м).

При глазомерном определении расстояния до самолёта ошибки могут получаться по следующим причинам: Заниженные дальности (преуменьшенные): при ярком солнечном освещении; при чистом воздухе; после дождя; на фоне ярко-белых облаков; при наблюдении по солнцу; над ровными площадями (степь, широкое поле, водная гладь).

Завышенные дальности (преувеличенные): при пасмурной, туманной, дождливой погоде; в сумерки; при наблюдении против солнца; на тёмном фоне грозовых туч; при часто скрывающейся цели (мелькание цели в окнах облаков).

При практическом измерении дальностей эти замечания следует иметь в виду.

Спокойствие и уверенность в себе, аккуратное и требовательное отношение к своим обязанностям, отличное знание внешнего вида вражеских самолётов и умение разгадать их повадки, умение быстро отличить самолёты противника от своих, точно определить высоту цели и своевременно оповестить своих товарищей-огневиков — этими качествами и навыками должен обладать настоящий разведчик-зенитчик.

РАСПОЛОЖЕНИЕ НА САМОЛЁТАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТОВ ГЕРМАНИИ И ФИНЛЯНДИИ

Наименование
самолетов
К-во
моторов
Экипаж Скорость
крейс.
км/час
Скорость
макс.
км/час
Потолок
км
Дальность
полета
км
Бомбовая
нагрузка
кг
Размах
м
Длина
м
ГЕРМАНИЯ
Истребители
Ме-109 Е 1 1 440 546 10,0 750 200 9,9 8,7
Ме-109 Ф 1 1 450 580 11,2 840 100 10,0 9,0
Ме-110 2 2-3 420 545 11,5 1 400 500 16,7 12,0
Ме-110 С5 2 2-3 - 500 - - - 16,2 10,6
Ме-210 2 2 400 560 9,1 1 200 1 500 16,4 12,2
ФВ-187 2 2 420 530 11,8 1 200 - 15,5 10,0
ФВ-190 1 1 450 625 12,0 840 500 10,5 9,0
ФВ-198 1 1 475 600 10,5 600 - 12,5 9,6
Хе-113 1 1 520 585 10,0 825 60 9,4 8,2
Бомбардировщики
Блох-174 2 3 - 520 10,0 1 800 400 17,9 11,7
До-17 2 3 425 480 10,0 2 500 1 000 18,0 16,0
До-215 2 3-4 390 445 8,8 1 7700 1 000 18,0 15,8
До-217 2 3-4 410 540 9,1 2 400 3 000 19,0 17,2
Ме-«Ягуар» 2 3-4 - 510 - 1 200 1 200 16,7 10,7
ФВ-«Курьер» 4 6-8 380 450 8,8 3 700 3 000 33,0 23,8
Хе-111 2 4-5 370 415 7,3 2 400 1 800 22,7 17,7
Хе-111Z (Хе-234) 5 8 - 350 - 3 000 - - 17,1
Хе-177 2 4-6 390 480 11,2 3 000 4 000 31,5 20,4
Хш-123 1 1 300 3600 8,4 900 200 10,5 8,8
Хш-129 2 1-2 320 440 8,8 740 1 000 13,5 9,8
Ю-86К 2 4 340 375 6,8 1 425 1 000 22,5 17,9
Ю-87 В, Д 1 1-2 300 390 8,1 800 700 13,7 11,0
Ю-88 2 3-4 370 465 8,5 2 000 1 400 20,0 14,4
Ю-288 2 3-4 - 520 10,5 1 500 2 500 - -
Наименование
самолетов
К-во
моторов
Экипаж Скорость
крейс.
км/час
Скорость
макс.
км/час
Потолок
км
Дальность
полета
км
Бомбовая
нагрузка
кг
Размах
м
Длина
м
Разведчики
БФ-141 1 3 - 390 3,0 - 400 20,0 15,0
Го-145 1 2 180 215 3,7 630 - 9,0 8,7
ФВ-58 2 3-4 235 250 5,5 700 200 221,0 14,0
ФВ-189 2 3 300 345 8,2 750 200 18,4 12,0
Фи-156 «Шторх» 1 2 170 210 5,0 400 200 14,2 9,9
Хш-126 1 2 300 354 8,9 900 300 14,5 11,8
Транспортные
Го-244 2 2/23 224 256 5,7 580 - 24,0 16,0
Ме-323 6 5-6/130 220 260 4,3 860 - 54,3 26,8
Си-204 2 2/8 160 - - - - - -
ФВ-200 «Кондор» 4 4/26 320 430 8,5 3 000 4 000 33,0 23,8
Ю-52 3 3-4/18 250 400 6,8 1 370 1 200 29,3 18,9
Ю-90 4 4-7/40 300 400 6,8 2 500 3 500 35,1 26,3
Ю-290 4 4-6/50 310 42 9,0 3 000 4 000 37,0 26,0
Планеры
Го-242 Нет 2/21 - - - - 2 400 24,1 16,0
ДФС-230 Нет 1/9 - - - - 1 120 22,0 11,5
Опытные образцы
(силуэты не приводятся)
Высотный разведчик Ю-286 2 3 - 450 12,0 - - 22,5 15,9
То же Хе-116р 4 4 318 375 6,5 4 500 - 21,0 13,7
Истребитель - бомбардировщик Хе-280 2 1-3 - 790 14,3 1 500 - 11,2 10,2
Истребитель Ме-309 2 - - 755 - 800 - 11,9 9,6
Истребитель Ме-410 2 2-4 536 640 10,0 1 750 1 000 16,0 11,1
Наименование
самолетов
К-во
моторов
Экипаж Скорость
крейс.
км/час
Скорость
макс.
км/час
Потолок
км
Дальность
полета
км
Бомбовая
нагрузка
кг
Размах
м
Длина
м
ФИНЛЯНДИЯ
Истребители
Брюстер Ф2А-1 1 1 525 650 11,0 1 600 - 10,7 7,8
Глостер «Гладиатор» 1 1 - 410 10,5 800 - 10,8 8,4
Кертисс Р-36 1 1 400 530 9,5 1 100 - 11,2 8,6
Моран 406 1 1 420 480 11,0 - - 10,7 8,0
Фоккер Д-21 1 1 400 475 10,4 1 000 - 11,0 8,4
Харрикейн 1 1 450 540 10,6 1 100 - 12,2 9,5
Фиат Г-50 1 1 420 470 9,5 650 - 10,7 7,8
Бомбардировщики
Бленхейм 2 3 320 460 8,8 1 800 750 17,2 12,1
Разведчики
Фоккер С-10 1 3 275 350 7,9 1 000 400 12,0 9,2

Примечания. 1. Для всех типов самолетов, имеющих несколько модернизированнных вариантов (Ю-87 В, Д, Р, и т.д.), тактико-технические данные приведены для наилучших вариантов.

2. Для транспортных самолетов и планеров в графе «экипаж» знаменателем указано количество перевозимых пассажиров, а в графе «Бомбовая нагрузка» - грузоподъемность самолета.


©AirPages
2003-