Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
Документы Памятка разведчику Оглавление Обнаружение Определение Н С С С Р Англия и США Германия Финляндия Сравнение

ОБНАРУЖЕНИЕ САМОЛЕТОВ

Слухом самолёты обнаруживаются значительно легче, чем зрением. При безветрии в ясную погоду шум мотора можно слышать за 10—12 км, а увидеть самолёт без бинокля можно только на расстоянии до 8—10 км. При этом: надо помнить, что сырую погоду, в туман, а также при ветре, особенно если он дует в направлении от разведчика, звук распространяется гораздо хуже, что требует от разведчика более внимательного просматривания всего сектора наблюдения. Видимость также зависит от погоды. В сырую, туманную или в пасмурную погоду видимость меньше, чем в ясную, в безветрие — обычно меньше, чем в ветреную, утром видно немного дальше, чем днём, или к вечеру.

Поэтому разведчик должен обладать острым слухом и хорошим зрением, тренировать их, уметь отличать шумы моторов самолётов от других посторонних шумов, идущих с земли.

В ночное время и в туман обнаружение самолётов производится слухом. Для определения направления на самолёт разведчик должен стать лицом к источнику шума, стараясь уловить момент, когда в оба уха доходит с одинаковой силой, и, вытянув руку по напрлению, откуда идёт шум, определить ориентир этого направления. Необходимо учитывать, что над водной поверхностью (озеро, море, широкая река) шум мототоров распространяется гораздо дальше чем над сушей. В лесистой и горной местностях шум мотора вызывает эхо, которое может спутать разведчика, заставив его искать цель совсем в другом направлении. В этих случаях надо более тщательно искать цель глазами. Чем раньше обнаружен самолёт, тем лучше выполнил разведчик свою задачу. Цель должна быть обнаружена на пределе видимости, когда на фоне неба она кажется едва заметной точкой. Поэтому, услышав шум мотора, разведчик всё своё внимание напрягает на тот участок сектора, откуда исходит шум.

Но и само наблюдение нельзя вести безсистемно, рассеянным взглядом, всматриваясь в отдельные точки неба. Чтобы не пропустить цель, следует мысленно разбить весь сектор на «этажи», которые просматривать поочерёдно от одного края сектора наблюдения до другого.

Рис.1. Порядок просматривания в бинокль участка неба.

Когда цель обнаружена невооружённым глазом или по шуму мотора выяснено направление, где находится самолёт, участок неба, вызывающий подозрение, рассматривают в бинокль. Поимка цели в поле видимости бинокля, даже когда она замечена невооружённым глазом, удаётся не сразу, если искать её, беспорядочно водя биноклем из стороны в сторону. При маленьком поле видимости бинокля цель легко потерять. Поэтому тот участок неба, где находится самолёт, надо рассмотреть, плавно перемещая бинокль уступами, как показано на рис. 1. Ширина и высота уступов не должны быть больше, чем диаметр поля видимости бинокля.

Особенно внимательно надо ислать цель немного впереди источника шума по направлению движения самолёта, так как то время, пока звук дойдёт до разведчика, самолёт может пролететь несколько километров.

Если самолет появляется со стороны солнца, то, чтобы не испортить зрение и лучше распознать цель, на тубусы окуляров бинокля, надевают защитные стёкла (светофильтры), ослабляющие яркость света. При наблюдении невооружённым глазом надевают дымчатые защитные очки.

ОПОЗНАВАНИЕ САМОЛЁТОВ

Опознать самолёты, обнаруженные в зоне наблюдения поста, значит установить, чьи это самолёты — наши или противника, и определить их тип.

Распознавание самолётов в воздухе пронзводится главным образом по силуэтам самолётов и по их конструктивным особенностям.

Распознавание самолётов только по опознавательным знакам, ненадёжно, так как они видны на малых дальностях и, кроме того, в целях обмана средств противозоздушной обороны самолёты летают иногда или совсем без опознавательных знаков, или под знаком противоположной воюющей стороны.

Распознавание самолётов по силуэту в свою очередь осложняется тем, что в большинстве государств основные типы самолётов стали похожими один на другой: подавляющее большинство всех типов самолётов строят теперь по схеме свободнонесущего моноплана с низким или средним расположением крыла; монопланы с верхним расположением крыла являются мало распространёнными.

Самолёты билланного типа встречаются значительно реже; к этому типу принадлежат некоторые образцы истребителей и разведчиков.

При распознавании самолётов по их конструктивным особенностям необходимо обращать внимание на следующее:

Рис.2. Формы очертаний плоскостей самолетов

1. Очертания плоскостей (крыльев) самолётов (рис. 2) в основном имеют четыре разновидности: прямоугольные, треугольные, эллиптические и трапецевидные. Плоскости самолётов каждого из этих видов могут иметь различные варианты. Углы всегда будут в той или иной мере и в том или ином направлении округлены, а кривизна закруглений может меняться.

При наблюдении спереди можно различать самолёты по очертанию их плоскостей и характерным формам монопланов, полупарапланов и бипланов (рис. 3 и 4).

На некоторых самолётах концы элеронов (крылышек, служащих для управления поперечной устойчивостью самолёта) выступают за концы крыльев самолёта, образуя, таким образом, компенсаторы; величина и форма их являются одним из признаков опознавания типа данного самолётов.

2. Расположение моторов на самолетах сухопутной авиации может быть в передней части фюзеляжа, в крыльях и между крыльями.

На небольших высотах определяется система и форма моторов самолётов. Радиальные (круглые) моторы имеют тупую, а линейные — заострённую форму.

Число моторов на самолётах может быть от одного до четырех и более. На одномторных самолётах моторы располагают в передней части фюзеляжа; на двухмоторных сухопутных самолётах — по одному мотору с правой и с левой сторон фюзеляжа. На трёхмоторных самолётах один мотор располагают в передней части фюзеляжа или над фюзеляжем и два — по бокам с правой и с левой сторон фюзеляжа. На четырёхмоторных самолётах моторы располагают по два — с правой и с левой сторон фюзеляжа (рис. 4).

   Рис 3. Характерные формы низкопланов и виды установок моторов

   Рис. 4 Характерные формы монопланов и полутрорапланов и виды установок моторов

При определении количества моторов на двухмоторных самолётах нужно быть внимательным, так как на этих самолётах передняя часть фюзеляжа значительно выступает вперёд и кажется третьим мотором, поэтому двухмоторный самолет можно принять за трехмоторный и, наоборот, трехмоторный - за двухмоторный.

Рис.5. Формы фюзеляжей.

3. Очертания фюзеляжа при наблюдении в плане и сбоку могут иметь форму сигарообразную, конусообразную, сигарообразную с шапкой и двухфюзеляжную (рис. 5).

Как видно из рисунка, все фюзеляжи современных самлолетов имеют удобообтекаемую форму, более утолщенную в передней и суженную в задней части.

4. Форма хвостового оперения самолетов различается на высотах до 3000 м с помощью бинокля. Обычно горизонтальное оперение (стабилизатор и руль высоты) имеет по отношению к фюзеляжу среднее или верхнее расположение (рис. 6).

Форму вертикального оперения (киля и руля направления) можно видеть при наблюдении сбоку; при этом главное внимание нужно обращать на скос и характер закругления кромок (рис. 6).

Более важным признаком при опознавании самолетов по хвостовому оперениюявляется раздвоенность вертикального оперения, когда у самолета имеются два или больше киля и столько же рулей направления. (рис. 7).

Рис. 6. Формы хвостовых оперений (вид в плане)

Рис 7. Формы хвостовых оперений (вид сбоку)

5. Наличие убирающегося или неубирающегося шасси на самолете дает возможность определить тип самолета (рис. 8).

Современные скоростные самолеты, как правило, имеют убирающееся шасси.

Рис.8. Формы киля и руля поворота хвостового оперения и формы шасси (вид спереди и сбоку).

Неубирающееся шасси можно обнаружить главным образом при наблюдении самолета сзади, и лишь в некоторых случаях шасси можно видеть спереди (если самолет идет на наблюдателя со снижением) или сбоку (если самолет делает вираж).

Кроме того, тип самолета (т.е. его назначение) можно распознать по его поведению и действиям или, как говорят, по его тактическим приёмам.

Бомбардировщики летают обычно группами в сомкнутых строях, реже — в одиночку и в звеньях, на высотах от 2 000 до 5 000 м и выше. Подходя к объекту нападения, они иногда рассредоточиваются и действуют поодиночке или мелкими группами, заходя на объект с разных сторон. Группы бомбардировщиков часто прикрываются истребителями. Моторы бомбардировщиков издают мощный ровный или прерывающийся звук.

Истребители, патрулируя над определённым районом, действуют парами, тройками, четвёрками, а иногда и большими группами. От бомбардировщиков их легко отличить по меньшим рамерам, большей скорости и манёвренности. Разведку истребители ведут обычно парами. Полёты производятся на всех высотах, начиная oт бреющей. Моторы истребителей имеют сильный резкий звук, иногда сопровождающийся шипящим свистом.

Разведчики, как правило, летают в одиночку или звеном, вблизи переднего края — на высоте 800—3 000 м, в тыловых районах — на средних и больших высотах (до 9 000 м). Для разведки тылов часто используются одиночные бомбардировщики. Там, где разведчик ожидает встретить сопротивление, его сопровождают истребители.

Штурмовики летают как в одиночку, так и группами до 8—10 самолётов, главным образом на малых высотах (от 5 до 200 м). Эти самолёты действуют по войскам на переднем крае, а также по аэродромам и прифронтовым дорогам. Штурмовики обладают скоростями немного меньшими, чем истребители. Маскировка в складках местности и балках, полёты по долинам рек и вдоль железных дорог с целью неожиданного нападения на намеченный объект вот характерные приёмы штурмовой авиации.

Корректировщики обслуживают наземную артиллерию, указывая ей цели и уточняя результаты её стрельбы. Обычно корректировка ведётся одиночными самолётами, иногда под прикрытием пары истребителей. Корректировщики имеют малые скорости, и полёты их производятся по кругу или иной замкнутой линии над объектом, по которому ведет огонь его артиллерия. Удаётся иногда заметить, как с самолёта подаются сигналы ракетами или резкими эволюциями (фигурами) самого самолёта. Недостаточно определить только тип самолёта; разведчик должен обязательно установить его наименование (марку). Для этого необходимо в совершенстве изучить внешний вид и конструктивные особености самолётов, помещённых в этой памятке.


©AirPages
2003-