Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
НИИ ВВС КА НЕМЕЦКИЕ САМОЛЕТЫ Оглавление Ме-109 Г-2 ФВ-190 А-4 Ме-110 Ме-210 Ю-87 Ю-88 До-217 Хе-111 Н-11 Ю-86 П Хш-129 ФВ-189 А-2 Хш-126 ФВ-200 Ю-52 ВВС Германии

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВВС ГЕРМАНИИ


Организация ВВС

Военно-воздушные силы Германии — самостоятельный род вооруженных сил. В состав ВВС входят:

1) собственно авиация, 2) войска связи ВВС, 3) парашютно-десантные войска, 4) войска ПВО.

Высшим оперативным соединением является воздушный флот. В него входят все боевые авиационные части, за исключением военно-морской и войсковой авиации. Каждый воздушный флот состоит, как правило, из одного или нескольких авиакорпусов, частей ПВО к частей связи. Кроме того, в состав воздушного флота входит несколько воздушных округов. Командующий воздушным округам руководит ПВО, школами ВВС и подготовкой резервов для воздушных флотов, а также подготовкой аэродромной сети и эксплоатацией аэродромов.

Он также осуществляет руководство:

1) службой связи, 2) метеослужбой, 3) санитарной службой, 4) военной прокуратурой, 5) гражданской авиацией.

Воздушные флоты, действующие на второстепенных направлениях, не имеют в своем составе корпусов и состоят из отдельных эскадр.

Авиационный корпус — смешанное оперативное соединение, состоящее из пяти-шести эскадр и одной разведывательной группы. Количество бомбардировочных эскадр в корпусе не постоянно и зависит от характера задгч, выполняемых корпусом.

Эскадра — высшее оперативно-тактическое соединение однородного состава (за исключением смешанных эскадр).

Бомбардировочная эскадра состоит из трех действующих и одной резервной (учебной) группы. Эскадра имеет штаб, в состав которого входит штабной патруль (4 самолета) и рота связи. Резервная группа боевых действий не ведет. Она базируется на тыловом аэродроме и готовит пополнение для действующих групп. В боевой обстановке в особо напряженные периоды были случаи использования самолетов резервных групп для боевых действий. Эскадра пикирующих бомбардировщиков боевых действий не ведет. Она базируется на тыловом аэродроме и. готовит пополнение для действующих групп. В боевой обстановке в оюобо напряженные .периоды были случаи использования самолетов резервных гругат для боевых действий. Эскадра пикирующих бомбардировщиков резервной (учебной) группы не имеет.

В начале войны с Советским Союзам все боевые группы бомбардировочных и истребительных эскадр действовали, как правило, на одном направлении под руководством штаба эскадры. Летом и осенью 1941 г. группы из состава эскадр начали придаваться в оперативное подчинение других эскадр и корпусов, действовавших на других направлениях. В этих случаях командование эскадры не могло руководить боевой деятельностью груши, действовавших на других направлениях, и несло ответственность за вышедшие из оперативного подчинения, группы лишь по организационным вопросам.

С конща 1941 г., когда оперативные переброски авиации с одного участка на другой стали интенсивными, передача отдельных групп в оперативное подчинение других корпусов приняла массовый характер, и в настоящее время боевые группы большинства эскадр действуют в отрыве от штабов эскадр. Боевые задачи группы получают не от командования своей эскадры, а от командования авиасоединения, на участке которого они производят боевые действия.

Группа состоит из трех отрядов по 9 самолетов в каждом, штабного звена (3 самолета) и технической роты. Техническая рота состоит из авиационных специалистов и обеспечивает обслуживание материальной части и мелкий ремонт самолетов, моторов, вооружения и приборов.

Истребительная эскадра состоит из трех-четырех боевых действующих групп и штаба. В составе штаба имеется штабной патруль (4 самолета) и рота связи. Некоторые истребительные эскадры имеют штабной отряд из 9—12 самолетов. Резервной (учебной) группы эскадра не имеет, боевые группы пополняются кадрами непосредственно из школ истребителей.

Группа состоит из трех отрядов по 12 самолетов в каждом, штабного патруля (2—3 самолета) и технической роты. Отряды эскадр двухмоторных истребителей состоят из 9 самолетов каждый.

Организация разведывательной авиации.

Авиационной разведке германское командование придает исключительное значение. Ни одна операция наземных войск не проводится без предварительной тщательной авиационной разведки.

Разведывательная авиация укомплектована отборным летным составом, имеющим большой боевой опыт. Командиры разведывательных групп по званию на одну-две категории выше командиров групп истребительной и бомбардировочной, авиации. Так, если командирами истребительных и бомбардировочных групп являются капитаны и реже майоры, то в разведывательной авиации группами командуют, как правило, подполковники.

Лётный состав разведывательных отрядов состоит преимущественно из офицеров в чине от лейтенанта до капитана (лётчики-наблюдатели— все офицеры), в то время как в отрядах истребительной и бомбардиро вочной авиации прослойка офицеров среди лётного состава колеблется от 20 до 40%

Вся разведывательная авиация Германии делится на дальнюю, ближнюю (войсковую) и морскую.

Наиболее крупным организационным соединением является разведывательная группа. Состав групп по материальной части, состоящей на воаружении, числу отрядов и назначению неоднороден. Число отрядов в группе колеблется от трех до десяти, но нормально группа имеет три-пять действующих отрядов, остальные отряды находятся, по видимому, в резерве (отдых, переформирование). Отряд состоит из 9-12 самолетов.

Ближняя (войсковая) разведывательная авиация вооружена самолетами типа Хш-126, ФВ-189, Ме-109, Ме-110. Самым распространенным типом ближнего разведчика являетя самолет ФВ-189.

Основным типом дальнего разведчика является самолет Ю-88. Кроме того, для дальней разведки используются самолеты До-215, До-217, Хе-111 и частично Ме-110.

Для ночной разведки используются самолеты Ю-88, Ме-110, До-217 и До-215.

За последнее время на вооружение отрядов ближней разведки начали поступать самолеты-истрсбители типа Ме-109.

Каждый воздушный флот имеет одну-две разведывательные группы. Каждый авиакорпус имеет, как правило, не менее одной разведывательной группы. Кроме того, штабам воздушных флотов и корпусов, действующих на главных направлениях, придаются отряды верховного командования ВВС.

Каждому армейскому корпусу, в зависимости от важности направления, придается один-два отряда ближней разведки.

Танковым группам (армиям) придаются один отряд дальней разведки и один-два отряда ближней разведки. Танковому корпусу, в зависимоти от важности направления, придается один отряд ближней разведки.

В первые месяцы войны, в период наступления немецкой армии, в танковых группах, действовавших на решающих направлениях, отряды ближней разведки придавались отдельным танковым и мотомехдивизиям.

Использование разведывательные групп в полном составе на одном направлении является исключением. Как правило, отряды одной группы придаются различным авиакорпусам и даже флотам.

Частые перегруппировки авиации, в том числе и ралведывательной, привели к тому, что большинство разведывательных групп действовало поотрядно на фронте шириною до 1500 км. В этих условиях командиры групп не могли руководитъ боевой работой отрядов, и последние получали задачи не из штаба гpyппы, а от соединения, которое отряд обслуживал.

Во второй половине 1942 г. часть разведывательных групп, отряды которых были особенно рассредоточены была расформирована. На базе расформированных групп были созданы группы с новой нумерацией, в которые были включены отряды разных групп, действующие на одном направлении. Эта реорганизация дала возможность командирам некоторых групп руководить боевыми действиями своих отрядов. Большинство же атрядов разведывательных групп продолжает действовать в отрыве от штабов групп, подчиняясь последним только по организационным вопросам.

Распределение германских ВВС

К началу войны с Советским Союзом военно-воздушные силы Германии имели в своем составе пять воздушных флотов. Против СССР были сосредоточены части четырех воздушных флотов, которые нацеливались для действия:

1. На Карельском фронте — части 5-го воздушного флота. Флот в своем составе авиакорпусов не имеет и состоит из отдельных бомбардировочных и истребительных эскадр.

2. На Северо-западном направлении (северная группа армий) — части 1-го воздушного флага. Флот состоял из 1-го авиакорпуса.

3. На Центральном направлении (центральная группа армий)— части 2-го воздушного флота. Флот состоял из 2-го и 8-го авиакорпусов.

4. На Юго-западном направлении (южная группа армий) — части 4- го воздушного флота. Флот состоял из 4-го и 5-го авиакорпусов.

Части 3-го воздушного флота, в составе 9-го авиакорпуса, были сосредоточены на аэродромах Германии и Франции для действий против Англии. Кроме того, на аэродромах Германии и Фракции базировались: 10-й авиационный корпус, 11 -й парашютно-десантный корпус и корпус ночных истребителей (1, 2, 3, 4 и 5-я истребительные эскадры), который прикрывал важнейшие промышленные и военно-политические центры страны от налетов союзной авиации.

Перегруппировки военно-воздушных сил Германии в ходе войны

К осени 1941 г., когда германское верховное командование увидело, что план молниеносной войны против Советского Союза провалился, была произведена перегруппировкаа авиации, которая заключалась в следующем: 2-й авиакорпус 2-го воздушного флота с советоко-германского фронта был снят и переброшен для действий в районе Средиземного моря. В состав 2-го воздушного флота был включен 10-й авиакорпус, который до этого действовал самостоятельно. 8-й авиакорпус из состава 2-го воздушного флота вышел и был включен в состав 1-го воздушного флота с задачей непосредственной поддержки наземных войск, наступавших на Ленинград.

После провала плана наступления на Ленинград 8-й авиакорпус перешел в непосредственное подчинение верховного командования немецкой армии и был назван «корпусом ближнего боя». Необходимо отметить, что с первых дней войны с Советским Союзом 8-й авиакорпус был на особом счету у немецкого командования. Корпусом командовал один из способных и авторитетных генералов ВВС Германии — Рихтгофен. Эскадры корпуса были укомплектованы отборным, имеющим боевой опыт, составом. Корпус пополнялся материальной частью в первую очередь и численность самолетов корпуса всегда была близка к штатному. С момента переподчинения верховному командованию корпус все время выполнял задачи по поддержке своих наступающих пехотных и мотомехчастей на главных, решающих направлениях. Осенью 1941 г. корпус в полном составе паддерживал войска, наступавшие на Москву. Весной 1942 г. во время ожестоенной борьбы за Керченский полуостров корпус был переброшен на аэродромы Крыма для поддержки наступления своих войск на Керченоком полуострове, после чего с этих же аэродромов корпус поддержизал группировку своих войск, действовавших против Севастополя. По окончании боев за Севастополь корпус в полном составе был переброшен в район Харькова для поддержки начавшегося наступления немецких войск весной 1942 г. Позднее корпус в полном составе тподдерживал 6-ю армию, наступавшую на Сталинград.

К началу 1943 г. 1-й авиакорпус, изъятый из состава 1-го воздушного флота, был переброшен на аэродромы Крыма и перешел в подчинение 4-го воздушного флота. 8-й авиакорпус был также подчинен 4-му воздушному флоту. 5-й авиакорпус вышел из состава 4-го воздушного флота и был подчинен группе ВВС «ОСТ», которая действовала на Центральном направлении. Весной 1943 г. на базе группы ВВС «ОСТ» был создан 6-й воздушный флот в составе 1-й и 4-й авиадивизий. 5-й авиакорпус был расформирован и его части влиты в 6-й воздушный флот.

По данным на 1 декабря 1943 г. военно-воздушные силы Германии распределялись следующим образом:

1-й воздушный флот — авиакорпусов в подчинении флота нет. Флот состоит из оперативной группы особого назначения и отдельной группы морской авиации. Флот действует с аэродромов Северо-западного направления (северная группа армий).

2-й воздушный флот состоит из 2-го авиакорпуса и действует в юго-западной Германии, южной Франции и Италии.

3-й воздушный флот состоит из 9-го авиакорпуса и оперативной группы ВВС «Атлантика».

Район действий: севоро-западная Германия, Бельгия, Голландия. Дания, западная и северная Франция.

4-й воздушный флот состоит из 1, 4 и 8-го авиакорлусов.

Район действий: южная и восточная Германия, Австрия, Чсхословакия и на советско-германском фронте с аэродромов Юго-западного направления (южная группа армий).

5-й воздушный флот — в составе флота авиакоршусов нет. С аэродромов Финляндии и северной Норвегии флот действует против СССР. С аэродромов западной и южной Норвегии — против Англии.

6-й воздушный флот состоит из 1 и 4-й авиационных дивизий и 3-й оперативной группы. Флот действует против СССР с аэродромов Центрального направления (центральная группа армий).

Опреативная группа ВВС «ЗЮД ОСТ». В состав группы входит 10-й авиакорпус.

Район действий: Югославия, Румыния, Болгария, Греция, острова Крит и Родос.

Kpoмe того, в центральной Германии, Польше. Чехословакии и Венгрии базируются части 12-го корпуса ночных истребителей в составе 1, 2, 3. 4 и 5-го эскадр ночных истребителей и части 11-го парашютно-десантного корпуса.

Подготовка кадров ВВС

В 1933 г. Германия имела до 2000 человек летного состава, которые в большинстве своем имели большой боевой опыт и участвовали в войне 1914—1918 гг.

С приходом Гитлера к власти (1933 г.) германское правительство приступило к массовой подготовке летного офицерского состава, привлекая для этого молодежь наиболее реакционных слоев прусского дворянства, купечества и мелкой буржуазии, причем в школы принимались только члены фашистской партии.

К 1939 г. общая численность летно-подъемного состава составляла до 25000 человек, из них до 12000 летчиков. За два года войны на Западе (Польша, Франция, Балканы, Англия) численность летных кадров не уменьшилась, а наоборот, несколько увеличилась. Это объясняется тем, что немецкие ВВС в проводимых боевых операциях имели подавляющее численное превосходство, и незначительные потери летнего состава с избытком пополнялись молодыми летчиками, выпущенными из нормально действовавших летных школ. Таким образом к началу войны с Советским Союзом в составе военно-воздушных сил Германии было свыше 12 000 летчиков, большинство которых прошло курс обучения еще в мироное время и уже имело богатый опыт боевой работы, полученный в войне с Польшей, Францией, Англией и на Балканах.

Однако с первых же дней войны с Советским Союзом немецкая авиация несла такие потери, которые не могли быть пополнены молодыми летчиками, выпускаемыми из нормально работающих летных школ. Для быстрого пополнения потерь немецкое командование вынуждено было пересмотреть систему комплектования и сроки обучения летных кадров. Для службы в авиации начали привлекаться бельгийцы, французы, чехи, хорваты и другие национальности, ранее не допускавшиеся в кадры ВВС. В школы начали иринимать и не членов фашистской партии. Сроки обучения были резко сокращены. Эти мероприятия, с одной стороны, увеличили ежемесячный выпуск из школ ВВС — до 1200 летчиков и 2600 человек летно-подъемного состава, но, с другой стороны, привели к тому, что боевые части ВВС стали пополняться молодыми, неопытными, плохо подготовленными летчиками. Несмотря на сокращенные сроки обучения, германское командование не могло удержать численность кадров ВВС на уровне 1941 г., ибо все возрастлащие потери на советско-германском фронте не могли быть в полной мере пополнены даже плохо обученными кадрами.

За два года войны с Советским Союзом количество летчиков германской авиации уменьшилось примерно на 2000 человек, и к июлю 1943 г. общая численность летчиков составляла 10 500 человек, что полностью не обеспечивает общей потребности ВВС Германии в летных кадрах и неизбежно влечет за собой дальнейшее пополнение боевых частей плохо обученными летчиками.

С 22 июня 1941 г. по 1 марта 1943 г. потери ВВС Германии составляют около 20 000 человек летнего состава. За период летних боев 1943 г. эти потери значительно возросли. Учитывая, что большую часть потерь составляет наиболее подготовленый лётный состав, можно считать, что старые летные кадры в основном вышли из строя и их хватает лишь на замещение командных должностей. Рядовой летный состав в основной своей массе является молодым, подготовленным за время войны по сокращенным программам и не имеет достаточного боевого опыта. Это подтверждается поведением летчиков при выполнении боевых заданий и многочисленными показаниями пленных летчиков.

Подготовка летчиков ВВС Германии состоит из двух периодов: допризывного, с 12 лет до зачисления в кадры воздушных сил, и периода непосредственной подготовки в учебно-авиационных полках и летных школах. Молодежь в возрасте 12—18 лет обучается летному делу в системе организаций «союза гитлеровской молодежи» (Гитлер-Югенд). В этот период будущие пилоты изучают авиамоделизм, планеризм, основы парашютного дела, элементарные основы теории авиации, радиотехнику и материальную часть ВВС. Обучением руководят инструкторы национал-социалистического авиакорпуса (НСФК).

По достижении 18-летнего воараста молодежь, удовлетворяющая ряду треболваний (арийское происхождение, отбытие трудовой повинности, отсутствие судимости, состояние здоровья), зачисляется в ВВС и направляется в учебно-авиационные полки, где в течение 2—3 месяцев проходит строевую физическую и стрелковую подготовку (в мирное время обучение в учебно-авиационном полку длилось 1 год). По окончании программы ученики направляются в роты авиационной подготовки (роты подготовки кандиаатов в летчики), где они получают элементлрные знания по аэронавигации и матеркальной части самолетов и моторов. Из рот авиационной подготовки комплектуются школы А-Б. Эти школы дают элементарные теоретические летные знания. Срок обучения в школе 6-9 месяцев. Налет 100—140 часов. Самостоятольный выпуск производится после 60 посадок и налета 5 часов с инструктором. Обучение ведется на самолетах трех категории с постепенно возрастающей сложностью в управлении. По окончании шкалы А-Б ученики получают удостоверение военного лсччика, куда в дальнейшем заносятся все сдаваемые ими испытания.

Из школы А-Б летчики, предназначенные для работы на многомоторных самолетах (бомбардировщики, разведчики, двухмоторные истребители), направляются в школу «С» для обучения на двухмоторных самолетах. Срок обучения 2—3 месяца. До войны обязательный налет составлял 60 - 70 час, в настоящее время эта норма сильно сокращена и зависит от успеваемости обучающегося. После успешного окончания школы «С» на удостоверении, выдаваемом летчику, делается отметка «удостоен прав военного летчика повышенного типа».

Все пилоты, намеченные для работы в бомбардировочной авиации, послее школы «С» направляются в школу слепого полета. Многие пилоты истребительной и разведывательной авиации также проходят школу слепых полетов. Срок обучения с 6 недель снижен, примерно, до 4 недель. По окончании школы слепого полета летчтки-бомбардировщики направляются в школы бомбардировочной авиации, где учеников впервые разбивают на экипажи в составе пилота, наблюдателя, радиста и бортмеханика. Срок обучения 2—3 месяца. Налет 40—60 час. По окончании школы летчик и его экипаж назначаются на действующую часть или в школуу боевой подготовки резерва для дальнейшего обучения.

К 1939 г. школы бомбардировочной авиации выпускали подготовленных летчиков, которые без дополнительной тренировки могли быть направлены в действующие части. В начале 1940 г. ВВС Германии, не имея бсольших потерь и накопив излишек летного состава, создали школы боевой подготовки резерва, которые находились в ведении воздушных флотов или авиакорпусов. Пребывание в этой школе зависило в основном от потребностей в летнем составе на фронте и длилось от нескольких дней до 6—7 недель. Таким образом эти школы можно рассматривать как общий резерв летного состава, проходящего дальнейшую подготовку в ожидании направления в действующие части. Эти школы используются также для переподготовки экипажей бомбардировщиков на новых типах самолетов. Есть сведения, что в 1942 г. школы боевой подготовки резерва были упразднены.

Общий курс подготовки пилота бомбардировщика длится 11 — 17½ месяцев с налетом 240—330 часов. По имеющимся данным, эти сроки обучения часто не выдерживаются, и пилоты, минуя бомбардировочную школу, направляются сразу в школу боевой подготовки резерва или в четвертые группы авиаэскадр.

Летчики истребительной авиации по окончании школы А-Б направляются в школы истребительной авиации. Если ученик не может быть зачислен в основную школу истребительной авиации, то его направляют в начальную подготовительную школу истребительной аодации, где летной подготовки не ведется. В школе истребительной авиации летчик получает 30 часов налета на учебно-тренировочных самолетах и до 70 часов — на самолете Me-109. Срок обучения 3—4 месяца.

По окончании школы летчик направляется в резервную учебную часть, где прохолит дальнейшую боевую подготовку.

Наземный технический состав. В мирное время продолжительность обучения составляла 4 года. В школу принимались лица в возрасте 14 лет. В настоящее время сроки обучения сокращены, но порядок подготовки, остался прежним.

Начальник 2-го отделения 2-го отдела

Штаба ВВС Красной Армии подполковник Жданов


©AirPages
2003-