Фиг. 33. Схема обстрела Ю-88 А-6.
8. Тормозные решетки сделаны более плоскими и в убранном положении плотнее прилегают к поверхности крыла.
9. Амортизация шасси при помощи пружинных колец заменена масляно-пневматической,
10. Радиаторная установка обогрева экипажа заменена муфельным обогревателем.
11. Стрелковое вооружение усилено установкой одной пушки Эрликон калибра 20 мм в носу фюзеляжа.
Отдельные самолеты могут быть с дополнительно установленными в корневой части крыльев двумя пулеметами MG-17 калибра 7,92 мм или с пулеметом MG-131 калибра 13,02 мм, установленным вместо двух верхних задних пулеметов калибра 7,92 мм (фиг. 33).
12. Бронирование усилено установкой четырех пятимиллиметровых плит в носовой части фюзеляжа: две плиты размером 457X127 мм расположены одна над другой у правого борта, вблизи 20-мм пушки, и две плиты размерам 381X254 мм расположены также одна над другой, у левого борта, у левой ноги пилота.
Плиты с правой стороны служат для защиты головы стрелка-бомбардира, когда он занимает лежачее положение, а плиты с левой стороны, по видимому, предназначается для общей защиты от огня легких зениток при пикировании на земные объекты.
Модификация С-6
Самолет Ю-88-С-6 является одной из последних модификаций самолетов этото типа и представляет собою многоцелевой самолет, основное назначение которого —разведка и штурмовые действия как днем, так и ночью. Штурмовые действия самолет производит по железнодорожным составам и станциям железных дорог.
Самолет Ю-88-С-6 является одной из последних модификаций самолетов этото типа и представляет собою многоцелевой самолет, основное назначение которого —разведка и штурмовые действия как днем, так и ночью. Штурмовые действия самолет производит по железнодорожным составам и станциям железных дорог.
Основные отличия Ю-88-С-6 от модификаций А-4 и А-6
1. Сняты тормозные решетки.
2. Сняты подкрыльные бомбодержатели.
3. Вместо переднего застекленного фонаря установлен металлический кок.
4. В переднем бомбоотсеке установлен бензобак.
5. Стрелковое вооружение самолета составляют:
а) три неподвижмые пушки «Эрликон» калибра 20 мм и три неподвижных пулемета МG-17 калибра 7,92 мм, установленное в полу кабины для экипажа;
б) два пулемета MG-81 калибра 7,92 мм, установленные на блистерных установках сверху сзади кабины для экипажа;
в) спарка пулеметов МС-81 калибра 7,92 мм, установленных снизу сзади кабины для экипажа.
Боезапас: два магазина по 60 снарядов на каждую пушку; 800— 1000 патронов на каждый пулемет. Все пулеметы с ленточным питанием.
6. Бронирование самолета:
а) бронещит толщиной 8—10 мм, установленный за приборной доской поперек всего сечении фюзеляжа; .
б) спинка с заголовником у летчика из брони толщиною 8—10 мм:
в) плита в полу гондолы стрелка из брони толщиною 8-10 мм;
г) подвижной бронекозырек толщиною 8—10 мм для защиты стрелка нижней задней точки при стрельбе;
д) плита из прозрачной брони толщиною 70—80 мм впереди летчика;
е) прозрачная броня толщиною 70—80 мм в блистерных установках стрелка-радиста.
Модификация Д-1
Самолеты этой модификации используются в качестве фоторазведчика.
По сравнению с предыдущими модификациями на самолете произведены следующие изменения:
1. Сняты наружные бомбодержатели.
2. В обоих фюзеляжных отсеках установлены бензобаки.
3. В задней части фюзеляжа установлено два фотоаппарата, один из которых с фокусным расстоянием 20X30 см, а другой — 50X30 см.
4. Установлен подогреватель воздуха в задней части фюзеляжа (по видимому, для обогрева фотоаппаратов).
5. Сзади, сверху фюзеляжа, имеется люк, в котором размещается комплект надувной лодки с продовольствием и оборудованием.
6. Сняты тормозные решетки.
Модификация Ю-188 с мотором BMW-801
Основное отличие этой модификации заключается в установке моторов воздушного охлаждения BMW-801. Этот самолет выпускается в трех вариантах: 1) фронтового бомбардировщика, 2) высотного разведчика и 3) ночного истребителя. Стрелково-пушечное вооружение самолета состоит из одной пушки калибра 20 мм, расположенной в носу фюзеляжа, двух пулеметов калибра 13 мм сверху сзади и спарки пулеметов MG-81 снизу сзади фюзеляжа.
Модификация Ю-288
Самолет Ю-288 является высотным вариантом самолета Ю-188.
На Ю-288 могут устанавливаться моторы воздушного охлаждения семейства BMW-801 и моторы жидкостного охлаждения «Даймлер-Бенц» в высотных вариантах.
Экипаж, так же как у самолета Ю-88, состоит из четырех человек и расположен в одном кабине.
Вооружение самолета состоит из одной пушки «Эрликон» калибра 20 мм, двух пулеметов калибра 13 мм и двух пулеметов калибра 7,92 мм.
Схема размещения оружия такая же, как у самолета Ю-88:
1. Одна надвижная пушка в передней части фюзеляжа для стрельбы вперед. Огонь ведет стрелок-бомбардир.
2. Два пулемета калибра 13 мм для стрельбы в верхней задней зоне. Огонь ведет стрелок-радист.
3. Спарка пулеметов на подвижной установке, находящейся снизу сзади кабины экипажа, для стрельбы в нижней задней зоне. Огонь ведет стрелок.
Бомбовая нагрузка 2,5 т.
Уязвимые места
Наиболее уязвимыми местам и самолета Ю-88, как это видно из фиг. 34, являются:
а) Моторы жидкостного охлаждения с установленными на них водяными, масляными и воздушными радиаторами, расширительными бачками и топливными насосами.
б) Экипаж, не защищенный броней спереди и с боков.
в) Бензобаки, расположенные в крыле и в фюзеляже.
г) Маслобаки, расположенные сзади моторов.
При оценке уязвимости самолета Ю-88 нужно иметь в виду следующее:
1. Число бензобаков на самолете Ю-88 различно (от 4 до 6). Как правило, на всех самолетах устанавливаются только крыльевые бензобаки. Фюзеляжные баки могут отсутствовать.
При установке фюзеляжных баков чаще устанавливается передний бак и только в редких случаях — оба бензобака (для модификаций Д1).
2. Из бензобаков наиболее уязвимыми являются расходные бензобаки, расположенные между фюзеляжем и мотогондолами.
3. Протектор бензобаков защищает баки от пуль калибра 7,62 и 12,7 мм; от снарядов калибра 20 мм протектор не защищает бензобаков.
4. Топливные насосы, а также расширительные водяные бачки являются чрезвычайно уязвимыми, так как находятся под давлением (насос 1,5 ат, а водяной бачок 0,5 ат).
5. Радиаторы (четыре водяных, один масляный и один воздушный) сосредоточены в одном месте и занимают сравнительно большую площадь, поэтому являются чрезвычайно уязвимыми (воздушный радиатор, расположенный снизу мотора, установлен на последних модификациях Ю-88).
Сравнительные данные модификаций самолета Ю-88
Модификации Ю-88 |
А1 1939-1940гг. |
А4 1940-1939 гг. |
А6 1941-1942 гг. |
С6 1942 г. |
Д1 1942 г. |
Ю-188 с BMW-801 1942-1943 гг. |
Ю-288 1943 г. |
Моторы |
ЮМО-211В |
ЮМО-211Д или ЮМО-211J |
ЮМО-211G |
ЮМО-211И |
ЮМО-212 |
BMW-801А |
BMW-801 или DB-605 выс. |
Мощность мотора, л.с. на 2-й границе высотности |
970 |
970 |
1100 |
1175 |
1450 |
1460 |
1460-1800 |
Полетный вес, кг |
10-12 000 |
10 000 |
10-13 000 |
- |
- |
12 000-15 000 |
12-15 000 |
Размах, м |
18,25 |
20,0 |
- |
Площадь крыла, м² |
52,5 |
54,0 |
- |
Максимальная скорость, км/час у земли |
365 |
365 |
- |
420 |
- |
455 |
455 |
на 1-й границе высотности |
426/2500 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
на 2-й границе высотности |
445/5600 |
445/5600 |
452*/4900 |
470/5000 |
480/5500 |
520/6100 |
520/6100 |
Скороподъемность на 5000 м/мин |
18 |
18 |
- |
- |
- |
20 |
20 |
Практический потолок, м |
7400 |
8140/7400 |
8150 полетн.вес 10т |
- |
- |
10300 |
13000 |
Разбег, м |
- |
700 |
549 |
- |
- |
450 |
400-500 без нагрузки |
Скорость отрыва, км/час |
- |
- |
159 |
- |
- |
- |
180-190 |
Пробег, м |
420 |
420 |
- |
- |
- |
700 |
600-800 |
Посадочная скорость, км/час |
125 |
125 |
- |
- |
- |
155 |
150-160 |
Дальность, км |
2200 км при 370 км/час с 2200 л топл. |
1800/1400 |
2000/1600 |
2200 км с 2900 л топл. |
- |
1700 км при 400 км/час |
4000 км при 420 км/час |
Модификации Ю-88 |
А1 |
А4 |
А6 |
С6 |
Д1 |
Ю-188 |
Ю-288 |
Бомбовая нагрузка |
Внутри 28х50 или 10х50 Снаружи 2х500 или 4х250 |
Внутри 28х50 или 10х50 Снаружи 2х500 или 4х250 |
Внутри 28х50 или 10х50 Снаружи 2х500 или 4х250 |
10х50 |
нет |
Внутри
10х50 Снаружи 2х1000 и 2х500 |
2500 |
Вооружение |
Вперед Один пулемет MG-15 калибра 7,92мм |
Вперед Один пулемет калибра 7,92мм |
Вперед Эрликон калибра 20 мм Один пулемет калибра 7,92мм |
Вперед Три пушки Эрликон калибра 20 мм Три MG-17 калибра 7,92мм |
Одна пушка Эрликон калибра 20 мм и семь пулеметов калибра 7,92мм |
Одна пушка калибра 20 мм 2 пулемета 13 мм 2 пулемета 7,92мм |
Одна пушка Эрликон калибра 20 мм 2 пулемета 13 мм 2 пулемета 7,92мм |
|
Вверх-назад Один пулемет калибра 7,92мм |
Вверх-назад Два пулемета калибра 7,92мм |
Вверх-назад Два пулемета калибра 7,92мм |
Вверх-назад Два MG-81 калибра 7,92мм |
|
|
|
|
Вниз-назад Один пулемет MG-15 калибра 7,92мм |
Вниз-назад Два пулемета калибра 7,92мм |
Вниз-назад Два пулемета калибра 7,92мм |
Вниз-назад Спарка MG-81 калибра 7,92мм |
|
|
|
|
|
В стороны Два пулемета калибра 7,92мм |
В стороны Два пулемета калибра 7,92мм |
|
|
|
|
Экипаж |
Летчик, штурман-бомбардир, стрелок-радист, стрелок |
Летчик, штурман-бомбардир, стрелок-радист, стрелок |
Летчик, штурман-бомбардир, стрелок-радист, стрелок |
Летчик, штурман-бомбардир, стрелок-радист |
Летчик, штурман-бомбардир, стрелок-радист, стрелок |
Летчик, штурман-бомбардир, стрелок-радист, стрелок |
Летчик, штурман-бомбардир, стрелок-радист, стрелок |
* - С полетным весом 9000 кг без бомб и наружных бомбодержателей; с полетным весом 10 000 кг и наружными бомбодержателями максимальная горизонтальная скорость равна 444 км/час на высоте 4900 м; с полетным весом 11 000 кг (4 бомбы по 250 кг снаружи) максимальная горизонтальная скорость равна 400 км/час на высоте 4900 м.
** - На отдельных самолетах в корневой части крыльев могут быть дополнительно установлены два пулемета калибра 7,92 мм.
Броня.
Ю-88 А-1. Не установлено
Ю-88 А4. Броня летчика. Спинка, заголовник, два боковых щитка и плитка под сиденьем
Броня стрелка-радиста. Прозрачная броня на блистерах, кольца из 5-мм брони между основанием блистера и прозрачной броней, лист брони между блистерами, откидной щит перед рацией, лист брони справа в задней части фонаря. Чашка под сиденьем.
Броня стрелка. Бронированная плита в полугондоле, панели из прозрачной брони с боков.
Ю-88 А 6. Такая же, как и у модификации А 4. Кроме того, справа и слева в носовой части фюзеляжа по две бронированные плиты.
Ю-88 С 6. 1. Бронщит поперек фюзеляжа за приборной доской. 2. Бронеспинка летчика с заголовником. 3. Плита в полугондоле стрелка. 4. Подвижной бронекозырек у стрелка. 5. Бронекозырек из пулестойкого стекла: у летчика в фонаре, а у стрелка-радиста в блистерах.
Ю-88 Д 1. Такая же, как на А-6.
Ю-188. Такая же, как на А-6.
Экипаж самолета Ю-88 забронирован сравнительно слабо: не все члены экипажа имеют броню (не забронирован штурман) и к тому же сама броня имеет малую толщину, от 5 до 8 мм, и надежно не защищает экипаж даже от пуль калибра 7,62 мм.
Так как при проектировании самолета бронирование не предусматривалось и, повидимому, производилось в строевых частях, оно носит кустарный характер. Броня в некоторых местах расположена так., что мешает членам экипажа выполнять свою работу. Так, например, складной щит у стрелка-радиста ухудшает доступ к рации, а бронированный козырек у стрелка ухудшает обзор.
Выводы
1. Самолет Ю-88 является первым немецким двухмоторным пикирующим бомбардировщиком.
В ходе войны с Советским Союзом, вследствие больших потерь от истребителей и зенитного огня, самолет Ю-88 несколько потерял свое значение как пикирующий бомбардировщик и применяется так же как обычный средний бомбардировщик для бомбометания с горизонтального полета в дневных и ночных условиях.
Наряду с этим часть самолетов Ю-88 приспособлена для выполнения штурмовых задач, в глубоком тылу, а часть используется в качестве разведчиков. Первые самолеты известны под маркой Ю-88-C6, а вторые — под маркой Ю-88-Д1.
2. Назначение самолета Ю-88 — бомбометание с пикирования — обусловило ряд его конструктивных особенностей, сохранившихся до последнего времени:
а) размещение бомб крупного калибра под крыльями вне плоскости, ометаемой винтом;
б) установка воздушных тормозов под крыльями;
в) установка автомата ввода и вывода самолета из пикирования;
г) нахождение летчика в носу фюзеляжа;
д) отличный обзор для летчика, который производит наводку самолета на цель, прицеливание и сбрасывание бомб.
3. В ходе войны самолет Ю-88 был подвергнут значительным изменениям. Для улучшения летно-тактических данных самолета установлены более мощные модификации мотора ЮМО-211 и впоследствии был установлен мотор BMW-80I.
Для повышения обороноспособности самолета коренному изменению было подвергнуто его стрелковое вооружение: а) число пулеметов увеличено с 3 до 9;
б) вместо магазинного питания установлено ленточное;
в) для стрельбы вперед установлена пушка калибра 20 мм. Живучесть самолета повышена путем:
а) бронирования экипажа;
б) перехода от мотора жидкостного охлаждения ЮМО-211 к мотору воздушного охлаждения BMW-801;
в) замены полотняной обшивки на рулях металлической обшивкой.
4. В результате установки более мощных модификаций мотора Ю-211 летные данные самолета Ю-88 изменились сравнительно мало, более значительное улучшение летных данных достигнуто заменой моторов ЮМО-211 моторами BMW-801 (увеличение максимальной скорости в среднем до 60 км/час).
Увеличение числа пулеметов с 3 до 9 на модификации А6 вызвано ограниченными углами установок.
Увеличение числа стрелковых точек не обеспечило надлежащей защиты самолета, так как для обороны задней полусферы применяются в основном мелкокалиберные пулеметы и, кроме того, экипаж самолета не увеличился и поэтому на некоторых членов приходится по три пулемета. Обслуживание одним лицом нескольких пулеметов снижает их эффективность.
Бронирование самолета неудовлетворительное, так как броней защищен только экипаж, причем один из членов экипажа (штурман) совсем не забронирован. Кроме того, броня имеет малую толщину, от 5 до 8 мм, и надежно не защищает даже от пуль калибра 7,62 мм (на отдельных сбитых самолетах имеются пробоины в броне между блистерами от пуль калибра 7,62 мм).
5. На вооружении немецкой авиации состоит главным образам самолет Ю-88 в модификации А6.
Самолет Ю-88 А-6 имеет низкие летные данные, недостаточную бронезащиту и мелкокалиберное оружие для защиты задней полусферы.
6. Поступивший на вооружение немецкой авиации в 1943 г. самолет Ю-188 с двумя моторами BMW-801 имеет более высокие летные данные по сравнению с Ю-88А-6, но этот самолет, так же как и все предшествующие ему самолеты Ю-88, страдает органическими недостатками: малыми габаритами бомбоотсеков, не позволяющими разместить в них крупнокалиберные бомбы, и малыми габаритами кабины, не позволяющими обеспечить надлежащие углы обстрела для крупнокалиберного оружия, которое немцы пытаются устанавить на этом самолете вместо устаревших пулеметов мелкого калибра.
<< | >>
|