Авиация Второй мировой

Home  Custom Search

Элементы брони и их расположение

Броня летчика. Спинка, заголовник, два боковых щитка и плитка под сиденьем.

Броня стрелка радиста. Прозрачная броня на блистерах. Кольца из 5-мм брони между основанием блистера и прозрачной броней. Лист 7-мм брони между блистерами. Откидной щит перед рацией (состоит из двух половин; при работе с рацией складывается вдвое и поднимается вверх). Лист брони справа в задней части фонаря. Чашка под сиденьем.

Фиг. 32. Схема бронирования Ю-88 А-1.

Фиг. 32. Схема бронирования Ю-88 А-1.

Броня стрелка. Снизу бронированная плита толщиной 7 мм. С боков - панели из прозрачной брони.

У стрелка - бомбардира брони нет.

Модификация А-6

Основные отличия от модификации А-4:

Увеличен размах крыла (с 18,2 до 20 м).

Увеличена площадь крыла на 1,5 м² (с 52,5 до 54 м²).

Элероны имеют несколько больший размах и металлическую обшивку.

4. Предусмотрена возможность установки приспособлений для резки тросов аэростатов заграждения. Для этого на крыле и на передней раме фюзеляжа имеются специальные узлы.

5. Установлен новый прицел для бомбометания с пикирования BZA-1, известный также под марками IVR1 и IKR1. В рабочем положении этот прицел выдвигается за верх кабины пилота, а в нерабочам— убирается в верхний левый угол кабины; в этом положении он не препятствует обзору.

6. Установлено новое радиооборудование типа ФУГ-16.

7. Изменена нижняя стрелковая установка. Вместо обычной турельной установки блистерного типа применена установка, состоящая из двух изогнутых броневых щитков толщиною 8,5 мм, между которыми в шаровой муфте закреплен пулемет. В горизонтальной плоскости пулемет перемещается вместе со щитками, а также путем поворота в шаровой муфте; в вертикальной плоскости он перемещается только путем поворота в шаровой муфте. Броневые щитки сильно ухудшают обзор и, кроме того, для управления установкой требуются значительные усилия.


Фиг. 33. Схема обстрела Ю-88 А-6.

Фиг. 33. Схема обстрела Ю-88 А-6.

8. Тормозные решетки сделаны более плоскими и в убранном положении плотнее прилегают к поверхности крыла.

9. Амортизация шасси при помощи пружинных колец заменена масляно-пневматической,

10. Радиаторная установка обогрева экипажа заменена муфельным обогревателем.

11. Стрелковое вооружение усилено установкой одной пушки Эрликон калибра 20 мм в носу фюзеляжа.

Отдельные самолеты могут быть с дополнительно установленными в корневой части крыльев двумя пулеметами MG-17 калибра 7,92 мм или с пулеметом MG-131 калибра 13,02 мм, установленным вместо двух верхних задних пулеметов калибра 7,92 мм (фиг. 33).

12. Бронирование усилено установкой четырех пятимиллиметровых плит в носовой части фюзеляжа: две плиты размером 457X127 мм расположены одна над другой у правого борта, вблизи 20-мм пушки, и две плиты размерам 381X254 мм расположены также одна над другой, у левого борта, у левой ноги пилота.

Плиты с правой стороны служат для защиты головы стрелка-бомбардира, когда он занимает лежачее положение, а плиты с левой стороны, по видимому, предназначается для общей защиты от огня легких зениток при пикировании на земные объекты.

Модификация С-6

Самолет Ю-88-С-6 является одной из последних модификаций самолетов этото типа и представляет собою многоцелевой самолет, основное назначение которого —разведка и штурмовые действия как днем, так и ночью. Штурмовые действия самолет производит по железнодорожным составам и станциям железных дорог.

Самолет Ю-88-С-6 является одной из последних модификаций самолетов этото типа и представляет собою многоцелевой самолет, основное назначение которого —разведка и штурмовые действия как днем, так и ночью. Штурмовые действия самолет производит по железнодорожным составам и станциям железных дорог.

Основные отличия Ю-88-С-6 от модификаций А-4 и А-6

1. Сняты тормозные решетки.

2. Сняты подкрыльные бомбодержатели.

3. Вместо переднего застекленного фонаря установлен металлический кок.

4. В переднем бомбоотсеке установлен бензобак.

5. Стрелковое вооружение самолета составляют:

а) три неподвижмые пушки «Эрликон» калибра 20 мм и три неподвижных пулемета МG-17 калибра 7,92 мм, установленное в полу кабины для экипажа;

б) два пулемета MG-81 калибра 7,92 мм, установленные на блистерных установках сверху сзади кабины для экипажа;

в) спарка пулеметов МС-81 калибра 7,92 мм, установленных снизу сзади кабины для экипажа.

Боезапас: два магазина по 60 снарядов на каждую пушку; 800— 1000 патронов на каждый пулемет. Все пулеметы с ленточным питанием.

6. Бронирование самолета:

а) бронещит толщиной 8—10 мм, установленный за приборной доской поперек всего сечении фюзеляжа; .

б) спинка с заголовником у летчика из брони толщиною 8—10 мм:

в) плита в полу гондолы стрелка из брони толщиною 8-10 мм;

г) подвижной бронекозырек толщиною 8—10 мм для защиты стрелка нижней задней точки при стрельбе;

д) плита из прозрачной брони толщиною 70—80 мм впереди летчика;

е) прозрачная броня толщиною 70—80 мм в блистерных установках стрелка-радиста.

Модификация Д-1

Самолеты этой модификации используются в качестве фоторазведчика.

По сравнению с предыдущими модификациями на самолете произведены следующие изменения:

1. Сняты наружные бомбодержатели.

2. В обоих фюзеляжных отсеках установлены бензобаки.

3. В задней части фюзеляжа установлено два фотоаппарата, один из которых с фокусным расстоянием 20X30 см, а другой — 50X30 см.

4. Установлен подогреватель воздуха в задней части фюзеляжа (по видимому, для обогрева фотоаппаратов).

5. Сзади, сверху фюзеляжа, имеется люк, в котором размещается комплект надувной лодки с продовольствием и оборудованием.

6. Сняты тормозные решетки.

Модификация Ю-188 с мотором BMW-801

Основное отличие этой модификации заключается в установке моторов воздушного охлаждения BMW-801. Этот самолет выпускается в трех вариантах: 1) фронтового бомбардировщика, 2) высотного разведчика и 3) ночного истребителя. Стрелково-пушечное вооружение самолета состоит из одной пушки калибра 20 мм, расположенной в носу фюзеляжа, двух пулеметов калибра 13 мм сверху сзади и спарки пулеметов MG-81 снизу сзади фюзеляжа.

Модификация Ю-288

Самолет Ю-288 является высотным вариантом самолета Ю-188.

На Ю-288 могут устанавливаться моторы воздушного охлаждения семейства BMW-801 и моторы жидкостного охлаждения «Даймлер-Бенц» в высотных вариантах.

Экипаж, так же как у самолета Ю-88, состоит из четырех человек и расположен в одном кабине.

Вооружение самолета состоит из одной пушки «Эрликон» калибра 20 мм, двух пулеметов калибра 13 мм и двух пулеметов калибра 7,92 мм.

Схема размещения оружия такая же, как у самолета Ю-88:

1. Одна надвижная пушка в передней части фюзеляжа для стрельбы вперед. Огонь ведет стрелок-бомбардир.

2. Два пулемета калибра 13 мм для стрельбы в верхней задней зоне. Огонь ведет стрелок-радист.

3. Спарка пулеметов на подвижной установке, находящейся снизу сзади кабины экипажа, для стрельбы в нижней задней зоне. Огонь ведет стрелок.

Бомбовая нагрузка 2,5 т.

Уязвимые места

Наиболее уязвимыми местам и самолета Ю-88, как это видно из фиг. 34, являются:

а) Моторы жидкостного охлаждения с установленными на них водяными, масляными и воздушными радиаторами, расширительными бачками и топливными насосами.

б) Экипаж, не защищенный броней спереди и с боков.

в) Бензобаки, расположенные в крыле и в фюзеляже.

г) Маслобаки, расположенные сзади моторов.

При оценке уязвимости самолета Ю-88 нужно иметь в виду следующее:

1. Число бензобаков на самолете Ю-88 различно (от 4 до 6). Как правило, на всех самолетах устанавливаются только крыльевые бензобаки. Фюзеляжные баки могут отсутствовать.

При установке фюзеляжных баков чаще устанавливается передний бак и только в редких случаях — оба бензобака (для модификаций Д1).

2. Из бензобаков наиболее уязвимыми являются расходные бензобаки, расположенные между фюзеляжем и мотогондолами.

3. Протектор бензобаков защищает баки от пуль калибра 7,62 и 12,7 мм; от снарядов калибра 20 мм протектор не защищает бензобаков.

4. Топливные насосы, а также расширительные водяные бачки являются чрезвычайно уязвимыми, так как находятся под давлением (насос 1,5 ат, а водяной бачок 0,5 ат).

5. Радиаторы (четыре водяных, один масляный и один воздушный) сосредоточены в одном месте и занимают сравнительно большую площадь, поэтому являются чрезвычайно уязвимыми (воздушный радиатор, расположенный снизу мотора, установлен на последних модификациях Ю-88).

Сравнительные данные модификаций самолета Ю-88

Модификации Ю-88 А1
1939-1940гг.
А4
1940-1939 гг.
А6
1941-1942 гг.
С6
1942 г.
Д1
1942 г.
Ю-188
с BMW-801
1942-1943 гг.
Ю-288
1943 г.
Моторы ЮМО-211В ЮМО-211Д
или ЮМО-211J
ЮМО-211G ЮМО-211И ЮМО-212 BMW-801А BMW-801 или
DB-605 выс.
Мощность мотора, л.с.
на 2-й границе высотности
970 970 1100 1175 1450 1460 1460-1800
Полетный вес, кг 10-12 000 10 000 10-13 000 - - 12 000-15 000 12-15 000
Размах, м 18,25 20,0 -
Площадь крыла, м² 52,5 54,0 -
Максимальная скорость, км/час
у земли
365 365 - 420 - 455 455
на 1-й границе высотности 426/2500 - - - - - -
на 2-й границе высотности 445/5600 445/5600 452*/4900 470/5000 480/5500 520/6100 520/6100
Скороподъемность на 5000 м/мин 18 18 - - - 20 20
Практический потолок, м 7400 8140/7400 8150
полетн.вес 10т
- - 10300 13000
Разбег, м - 700 549 - - 450 400-500
без нагрузки
Скорость отрыва, км/час - - 159 - - - 180-190
Пробег, м 420 420 - - - 700 600-800
Посадочная скорость, км/час 125 125 - - - 155 150-160
Дальность, км 2200 км при
370 км/час с
2200 л топл.
1800/1400 2000/1600 2200 км с
2900 л топл.
- 1700 км при
400 км/час
4000 км при
420 км/час
Модификации Ю-88 А1 А4 А6 С6 Д1 Ю-188 Ю-288
Бомбовая нагрузка Внутри
28х50
или 10х50
Снаружи
2х500
или 4х250
Внутри
28х50
или 10х50
Снаружи
2х500
или 4х250
Внутри
28х50
или 10х50
Снаружи
2х500
или 4х250
10х50 нет Внутри

10х50
Снаружи
2х1000
и 2х500
2500
Вооружение Вперед
Один пулемет
MG-15
калибра 7,92мм
Вперед
Один пулемет
калибра 7,92мм
Вперед
Эрликон
калибра 20 мм
Один пулемет
калибра 7,92мм
Вперед
Три пушки
Эрликон
калибра 20 мм
Три MG-17
калибра 7,92мм
Одна пушка
Эрликон
калибра 20 мм
и семь пулеметов
калибра 7,92мм
Одна пушка
калибра 20 мм
2 пулемета 13 мм
2 пулемета 7,92мм
Одна пушка
Эрликон
калибра 20 мм
2 пулемета 13 мм
2 пулемета 7,92мм
  Вверх-назад
Один пулемет
калибра 7,92мм
Вверх-назад
Два пулемета
калибра 7,92мм
Вверх-назад
Два пулемета
калибра 7,92мм
Вверх-назад
Два MG-81
калибра 7,92мм
     
  Вниз-назад
Один пулемет
MG-15
калибра 7,92мм
Вниз-назад
Два пулемета
калибра 7,92мм
Вниз-назад
Два пулемета
калибра 7,92мм
Вниз-назад
Спарка MG-81
калибра 7,92мм
     
    В стороны
Два пулемета
калибра 7,92мм
В стороны
Два пулемета
калибра 7,92мм
       
Экипаж Летчик,
штурман-бомбардир,
стрелок-радист,
стрелок
Летчик,
штурман-бомбардир,
стрелок-радист,
стрелок
Летчик,
штурман-бомбардир,
стрелок-радист,
стрелок
Летчик,
штурман-бомбардир,
стрелок-радист
Летчик,
штурман-бомбардир,
стрелок-радист,
стрелок
Летчик,
штурман-бомбардир,
стрелок-радист,
стрелок
Летчик,
штурман-бомбардир,
стрелок-радист,
стрелок

* - С полетным весом 9000 кг без бомб и наружных бомбодержателей; с полетным весом 10 000 кг и наружными бомбодержателями максимальная горизонтальная скорость равна 444 км/час на высоте 4900 м; с полетным весом 11 000 кг (4 бомбы по 250 кг снаружи) максимальная горизонтальная скорость равна 400 км/час на высоте 4900 м.

** - На отдельных самолетах в корневой части крыльев могут быть дополнительно установлены два пулемета калибра 7,92 мм.

Броня.

Ю-88 А-1. Не установлено

Ю-88 А4. Броня летчика. Спинка, заголовник, два боковых щитка и плитка под сиденьем

Броня стрелка-радиста. Прозрачная броня на блистерах, кольца из 5-мм брони между основанием блистера и прозрачной броней, лист брони между блистерами, откидной щит перед рацией, лист брони справа в задней части фонаря. Чашка под сиденьем.

Броня стрелка. Бронированная плита в полугондоле, панели из прозрачной брони с боков.

Ю-88 А 6. Такая же, как и у модификации А 4. Кроме того, справа и слева в носовой части фюзеляжа по две бронированные плиты.

Ю-88 С 6. 1. Бронщит поперек фюзеляжа за приборной доской. 2. Бронеспинка летчика с заголовником. 3. Плита в полугондоле стрелка. 4. Подвижной бронекозырек у стрелка. 5. Бронекозырек из пулестойкого стекла: у летчика в фонаре, а у стрелка-радиста в блистерах.

Ю-88 Д 1. Такая же, как на А-6.

Ю-188. Такая же, как на А-6.

Экипаж самолета Ю-88 забронирован сравнительно слабо: не все члены экипажа имеют броню (не забронирован штурман) и к тому же сама броня имеет малую толщину, от 5 до 8 мм, и надежно не защищает экипаж даже от пуль калибра 7,62 мм.

Так как при проектировании самолета бронирование не предусматривалось и, повидимому, производилось в строевых частях, оно носит кустарный характер. Броня в некоторых местах расположена так., что мешает членам экипажа выполнять свою работу. Так, например, складной щит у стрелка-радиста ухудшает доступ к рации, а бронированный козырек у стрелка ухудшает обзор.

Выводы

1. Самолет Ю-88 является первым немецким двухмоторным пикирующим бомбардировщиком.

В ходе войны с Советским Союзом, вследствие больших потерь от истребителей и зенитного огня, самолет Ю-88 несколько потерял свое значение как пикирующий бомбардировщик и применяется так же как обычный средний бомбардировщик для бомбометания с горизонтального полета в дневных и ночных условиях.

Наряду с этим часть самолетов Ю-88 приспособлена для выполнения штурмовых задач, в глубоком тылу, а часть используется в качестве разведчиков. Первые самолеты известны под маркой Ю-88-C6, а вторые — под маркой Ю-88-Д1.

2. Назначение самолета Ю-88 — бомбометание с пикирования — обусловило ряд его конструктивных особенностей, сохранившихся до последнего времени:

а) размещение бомб крупного калибра под крыльями вне плоскости, ометаемой винтом;

б) установка воздушных тормозов под крыльями;

в) установка автомата ввода и вывода самолета из пикирования;

г) нахождение летчика в носу фюзеляжа;

д) отличный обзор для летчика, который производит наводку самолета на цель, прицеливание и сбрасывание бомб.

3. В ходе войны самолет Ю-88 был подвергнут значительным изменениям. Для улучшения летно-тактических данных самолета установлены более мощные модификации мотора ЮМО-211 и впоследствии был установлен мотор BMW-80I.

Для повышения обороноспособности самолета коренному изменению было подвергнуто его стрелковое вооружение: а) число пулеметов увеличено с 3 до 9;

б) вместо магазинного питания установлено ленточное;

в) для стрельбы вперед установлена пушка калибра 20 мм. Живучесть самолета повышена путем:

а) бронирования экипажа;

б) перехода от мотора жидкостного охлаждения ЮМО-211 к мотору воздушного охлаждения BMW-801;

в) замены полотняной обшивки на рулях металлической обшивкой.

4. В результате установки более мощных модификаций мотора Ю-211 летные данные самолета Ю-88 изменились сравнительно мало, более значительное улучшение летных данных достигнуто заменой моторов ЮМО-211 моторами BMW-801 (увеличение максимальной скорости в среднем до 60 км/час).

Увеличение числа пулеметов с 3 до 9 на модификации А6 вызвано ограниченными углами установок.

Увеличение числа стрелковых точек не обеспечило надлежащей защиты самолета, так как для обороны задней полусферы применяются в основном мелкокалиберные пулеметы и, кроме того, экипаж самолета не увеличился и поэтому на некоторых членов приходится по три пулемета. Обслуживание одним лицом нескольких пулеметов снижает их эффективность.

Бронирование самолета неудовлетворительное, так как броней защищен только экипаж, причем один из членов экипажа (штурман) совсем не забронирован. Кроме того, броня имеет малую толщину, от 5 до 8 мм, и надежно не защищает даже от пуль калибра 7,62 мм (на отдельных сбитых самолетах имеются пробоины в броне между блистерами от пуль калибра 7,62 мм).

5. На вооружении немецкой авиации состоит главным образам самолет Ю-88 в модификации А6.

Самолет Ю-88 А-6 имеет низкие летные данные, недостаточную бронезащиту и мелкокалиберное оружие для защиты задней полусферы.

6. Поступивший на вооружение немецкой авиации в 1943 г. самолет Ю-188 с двумя моторами BMW-801 имеет более высокие летные данные по сравнению с Ю-88А-6, но этот самолет, так же как и все предшествующие ему самолеты Ю-88, страдает органическими недостатками: малыми габаритами бомбоотсеков, не позволяющими разместить в них крупнокалиберные бомбы, и малыми габаритами кабины, не позволяющими обеспечить надлежащие углы обстрела для крупнокалиберного оружия, которое немцы пытаются устанавить на этом самолете вместо устаревших пулеметов мелкого калибра.