Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
НИИ ВВС КА НЕМЕЦКИЕ САМОЛЕТЫ Оглавление Ме-109 Г-2 ФВ-190 А-4 Ме-110 Ме-210 Ю-87 Ю-88 До-217 Хе-111 Н-11 Ю-86 П Хш-129 ФВ-189 А-2 Хш-126 ФВ-200 Ю-52 ВВС Германии

Юнкерс Ю-87

Самолет Юнкерс-87 (фиг. 26) представляет собой одномоторный двухместный пикирующий бомбардировщик с крылом типа «обратной чайки» и с неубирающимся шасси, на котором установлены воющие сирены. Он имеет только наружную бомбовую нагрузку и мелкокалиберное стрелковое оружие защиты.

Фиг. 26.  Общий вид самолета Ю-87Г-1.

Фиг. 26. Общий вид самолета Ю-87Г-1.

На вооружение самолет поступил в 1937 г. С тех пор он подвергался неоднократным изменениям, сохранив, однако, все свои характерные особенности.

Краткое описание конструкции самолета Ю-87Б1

Крыло трапецевидной в плане формы с закругленными концами состоит из трех частей: центроплана и двух консолей. Центроплан, выполненый заодно с фюзеляжем, имеет отрицательное поперечное V, а консоли—положительное V. Таким образом крыло в поперечной плоскости образует «обратную чайку».

Силовой каркас крыла состоит из двух лонжеронов, большого количества нервюр и работающей дуралюминовой обшивки.

Вдоль заднеи кромки крыла расположены щелевые подвесные элероны и закрылки. Элероны на посадке могут зависать одновременно с отклонением закрылков.

Под каждой консолью крыла установлен аэродинамический тормоз, представляющий собой металлическую пластинку длиной 1,83 м и шириной 0,23 м со щелью посередине.

Аэродинамические тормоза и закрылки управляются гидравлически.

Фюзеляж представляет собой монокок овального сечения с дуралюминовой работающей обшивкой. Фюзеляж состоит из двух половин: верхней и нижней, которые стыкуются между собой на заклепках при помощи угловых профилей.

Кабины пилота и стрелка расположены одна за другой и закрыты общим фонарем.

Между сиденьями пилота и стрелка установлен усиленный шпангоут, который доходит до верха фонаря кабины. Этот профиль служит для предохранения экипажа в случае полного капота.

Для доступа в кабины фонарь имеет две сдвигающиеся назад части. В подвижной части фонаря наклонно вмонтирована блистерная пулеметная турель.

Фонарь может быть сброшен аварийно. В полу кабины летчика имеется закрытый плексигласом люк. Для предохранения плексигласа от загрязнения люк прикрывается крышкой, управляемой от летчика.

Хвостовое оперение одинарное, цельнометаллической конструкции. Подкосный стабилизатор автоматически регулируется в полете благодаря связи механизма регулировки с управлением закрылками. Отдельно от закрылков стабилизатор не регулируется. Рули имеют весовую аэродинамическую компенсацию; на руле направления в нижней части установлен флетнер, а в верхней — триммер-флетнер. На руле глубины на обеих половинах установлены триммеры-флетнеры. Правый триммер-флетнер связан с автоматом пикирования.

Шасси — неубирающееся, консольное. Амортизация масляно-пневматическая. Колеса тормозные с пневматиками среднего давления. Размер колес 840х300. Амортизационные стойки и колеса закрыты съемными обтекателями.

Хвостовое колесо ориентирующееся, укреплено в вилке с масляно-пневматической амортизацией. Имеется стопорное устройство для удержания колеса в среднем .положении при взлете и посадке.

Включение сирен электрическое.

1 Описание модификации "А" не приводится, так как самолеты этого типа не получили широкого распространения.

На них установлены менее мощные моторы ЮМО-210, один пулемет для стрельбы вперед и шасси пирамидального типа (с боковым подкосом).

Винтомоторная группа

На самолете установлен мотор ЮМО-211 Ва водяного охлаждения, перевернутый, V-образный, 12-цилиндровый с двухскоростньгм нагнетателем и непосредственным впрыском горючего в цилиндры. Номинальная мощность мотора 870 л. с. на высоте 4800 м при n=2200 об/мин.

Винт типа Юнкерс, трехлопастный, изменяемого шага, устанавливающийся во флюгерное положение. Диаметр винта 3,5 м. Управление винтом гидравлическое.

Бензосистема. Для горючего предусмотрены два бака емкостью по 250 л каждый. Баки установлены в центроплане между лонжеронами крыла, справа и слева от фюзеляжа. Баки протектированы.

Маслосистема. Для масла имеется бак емкостью 47 л, находящийся в фюзеляже позади противопожарной перегородки. Бак протектирован. Маслорадиатор расположен сверху моторора.

Водяная система закрытого типа, работает под давлением.

Радиатор расположен снизу в туннеле под мотором. Во входной щели установлены регулируемые заслонки.

Система запуска. Запуск производится от электроинерционного стартера типа Эклипс-Бош.

Спецоборудование

Аэронавигационное оборудование. В кабине летчика находится все необходимые пилотажно-навигациониые приборы и приборы контроля работы мотора.

Дистанционный компас установлен в хвосте самолета. Индикатор компаса находится на приборной доске летчика.

Радиополукомпас типа EZ-4 размещен в кабине стрелка, а рамка радиополукомпаса — сзади кабины стрелка, в углублении сверху фюзеляжа. Углубление закрыто плексигласом.

Все приборы расположены в кабине летчика; в задней кабине никаких приборов нет.

Высотомеров — два. Один из них контактный, позволяющий задать требуемую высоту для вывода самолета из пикирования; при достижении этой высоты включается сирена.

Электроборудование. Источники, электроэнергии — генератор, установленный на моторе, и аккумулятор, установленный в кабине стрелка-радиста.

Потребители электроэнергии:

а) ночное оборудование (освещение приборов и фара),

б) радиостанция и радиополукомпас.

Средства связи. Радиостанции ФУГ-7А и ФУГ-25 размещены в кабине стрелка-радиста.

Для внутренней связи имеется переговорное устройство СПУ.

Кислородное оборудование. У обоих членов экипажа имеются кислородные приборы типа «легочный автомат».

Кислородные баллоны (по три на каждого члена экипажа) двухлитровые, фигурные, размещены в правой консоли крыла.

Вооружение

Стрелковое вооружение. На самолете установлено три пулемета: два неподвижных пулемета MG-17 калибра 7,92 мм в консолях крыльев и один подвижный пулемет MG-15 калибра 7,92 мм сверху фюзеляжа в кабине стрелка.

На каждый крыльевой пулемет имеется боезапас 500 патронов, на подвижный пулемет— 900 патронов.

Питание крыльевых передних пулеметов— ленточное, заднего пулемета — магазинное.

Гашетка для стрельбы из передних пулеметов находится на ручке управления самолетом.

Бомбардировочное вооружение. Для подвески бомб на самолете имеется пять бомбодержателей: один под фюзеляжем и четыре под консолями крыла, по два с каждой стороны.

На самолете могут быть подвешены: одна бомба весом 250 кг под фюзеляжем и четыре бомбы весом по 50 кг под консолями крыла, или одна бомба весом 500 кг под фюзеляжем.

Для сбрасывания бомб имеется электросбрасыватель и кнопка на ручке управления самолетом. Все бомбы могут быть сброшены аварийно.

Прицел для бомбометания и стрельбы — коллиматорный Реви-12с, установлен перед пилотом.

Конструктивной особенностью бомбардировочного вооружения является специальная вилка под фюзеляжем, которая отводит бомбу от самолета при сбрасывании ее с пикирования и тем самым предохраняет винт от повреждения. Кроме того, на амортизационных ногах шасси установлены воющие сирены с двухлопастными ветрянками. Сирены включаются при пикировании для имитации звука падающей бомбы. Включение сирены электрическое.

Конструктивные особенности модификаций самолета Ю-87

1. Модификация Ю-87БК (выпуска 1939—1940 гг.). Самолет Ю-87БК, или Ю-87С, отличается от Ю-87Б более мощным моторам ЮМО-211 Da с поминальной мощностью 1110 л. с, на высоте 4400 м.

2. Модификация Ю-87Д (выпуска 1941—1942 гг.).

На самолете Ю-87Д, по сравнению с Ю-87С, произведены следующие изменения:

а) Установлен мотор ЮМО-211 -серии F и I.

б) На самолетам с моторами серии I совершенно изменена компоновка винтомоторной группы: на место водорадиатора установлен радиатор охлаждения воздуха, а водорадиатор разбит на две части, которые размещены с боков фюзеляжа, за задним лонжероном крыла. Заслонки водорадиаторов регулируются спереди и сзади. Управление заслонками электрогидравлическое.

в) Маслорадиатор снят с верхней части мотора и установлен снизу мотора, рядом с воздушным радиатором. Управление заслонкой маслорадиатора — механическое.

г) На моторе с правой стороны установлен противопыльный фильтр; при пробе мотора и взлете заборный патрубок закрывается крышкой, управляемой от летчика, и всасывание воздуха происходит через сетчатый фильтр из-под капота мотора.

д) На самолете увеличена емкость бензосистемы—вместо двух бензобаков установлено четыре бензобака: два, так же как на предыдущих модификациях — в центроплане и два консолях крыла, за пулеметами. Общая емкость дополнительных баков 300 л. Кроме того, обеспечена возможность подвески двух сбрасываемых подвесных бензобаков общей емкостью 150 л. Все бензобаки мягкого типа.

е) Увеличен запас масла на 60 л. Для размещения макета вместо одного бака установлено три: основной на старом месте, добавочные— один снизу основного маслобака, а другой — сверху мотора. Оба добавочных маслобака непротектированные.

ж) Усилено стрелковое вооружение для обстрела задней полусферы. Вместо блистерной установки с одним пулеметом MG-15 установлена экранированная полутурель с двумя пулеметами MG-81. Углы обстрела: по горизонту 45°, в вертикальной плоскости вниз 15°, вверх 60°.

з) Изменено бомбардировочное вооружение: бомбодержатель под фюзеляжем приспособлен для подвески бомб калибром от 250 до 1800 кг; бомбодержатель под крыльями имеет три замка: средний замок для бомбы калибром 250 кг, а боковые - для бомб калибром 50 кг. На этот бомбодержатель могут подвешиваться сбрасываемые подвесные бензобаки.

и) Произведено бронирование экипажа и частично отдельных агрегатов винтомоторной группы: водорадиаторов, маслорадиаторов и центропланных бензобаков (см. раздел «Бронирование самолета Ю-87Д»).

к) Установлен винт с деревянными лопастями фирмы Юнкерс. Управление винтом гидравлическое.

л) Имеются сведения (непроверенные), что на некоторых самолетах этой серии сделано убирающееся шасси.

3. Модификация Ю-87 выпуска 1943 г. (противотанковый вариант).

Создание этой модификации было вызвано отсутствием у немцев специального самолета для борьбы с танками.

Переоборудование самолета заключалось в следующем. Были сняты плоскостные пулеметы, подплоскостные и подфюзеляжный бомбодержатели, кислородное оборудование и бронезащита стрелка и агрегатов винтомоторной группы. Вместо снятого оборудования на месте подплоскосттных бомбодержателей установлены в обтекателях две зенитные пушки «Флакк» калибра 37 мм с боезапасом 12 снарядов на каждую пушку.

Эти пушки автоматического действия и имеют скорострельность до 70 выстрелов в минуту (вследствие недоведенности пушек практическая стрельба из них производится лишь одиночными выстрелами через каждые 2 сек.).

Вес одной пушки с лафетом около 473 кг; вес патрона 1,27 кг. Начальная скорость снаряда 1170 м/сек. Прицельная дальность стрельбы 800 м.

Вследствие установки пушек существенно ухудшилась маневренность самолета и стал затруднительным ввод в пикирование. Поэтому самолет не пикирует; атака целей производится с планирования под углом 10-12°.

Бронирование

Бронирование самолета Ю-87 производится с модификации Д (фиг. 27); на самолетах серий Б, БК и Р броня отсутствовала.

Броня летчика состоит из бронеспинки толщиной 8 мм, заголовника толщиной 10 мм, сиденья толщиной 4 мм, боковых плит толщиной 4 мм, козырька из бронестекла толщиной 50,8 мм и двух профилированных по обводам фюзеляжа бронированных листов толщиной 4 мм.

Броня стрелка-радиcта состоит из вертикальной поперечной плиты толщиной 8 мм (с боковинками толщиной 5 мм), расположенной сзади кабины стрелка-радиста, бронированного пола толщиной 5 мм и выпуклого бронированного диска, вмонтированного в потолок экранированной полутурели.

Броня водорадиаторов состоит из двух плоских бронеплит толщиной 4 мм, прикрывающих радиатор сверху и снизу, и бронированных створок толщиной 4 мм, прикрывающих радиатор спереди и сзади.

Броня центропланных бензобаков состоит из плит толщиной 5 мм, прикрывающих баки спереди и с внешнебортовой стороны.

Броня маслорадиаторов представляет собой плиту толщиной 4 мм, вмонтированную в нижнюю крышку капота.

Уязвимые места

1. Экипаж самолета, слабо защищенный спереди, с боков и снизу.

2. Мотор жидкостного охлаждения, совершенно не защищенный бронею. Наиболее уязвимыми местами на моторе являются: расширительный водяной бачок, установленный с левой стороны мотора, воздушный радиатор и топливный насос, установленные снизу мотора, и незапротектированный добавочный маслобак, помещенный сверху мотора (фиг. 28).

3. Бензобаки, находящиеся в центроплане и консолях крыльев и занимающие большую площадь (консольные бензобаки устанавливаются не на всех самолетах; в отличие от центропланных они не протектируются).

4. Маслобак, установленный за противопожарной перегородкой, впереди кабины пилота.

На некоторых самолетах серии Д устанавливаются три маслобака: один основной и два добавочных. Один добавочный бак помещен сверху мотора, а второй - внизу под основным маслобаком. Оба добавочных маслобака не протектированы.

Выводы

1. Применение самолета Ю-87 в качестве пикирующего бомбардировщика обусловило ряд его конструктивных особенностей:

а) установку тормозных решеток и автомата пикирования;

б) высокий фонарь кабины летчика;

в) устройство люка в полу кабины летчика для наводки самолета на цель;

г) размещение всех бомб снаружи;

д) установку специального приспособления для защиты винта от повреждения бомбой при сбрасывании ее с пикирования.

Эти особенности характерны для самолетов Ю-87 как первых, так и последних серий.

2. За время войны самолет был подвергнут значительным изменениям, направленным на увеличение скорости и дальности самолета, а также на усиление его защиты от наземного огня и от атак истребителей.

Увеличение скорости самолета на 17 км/час для серии ВК и на 30 км/час для серии Д достигнуто в основном в результате установки более мощных модификаций мотора ЮМО-211, а увеличение дальности— в результате оборудования самолета добавочными и подвесными бензобаками.

Защита самолета усилена заменой блистерной установки стрелка-радиста с одним пулеметом MG-15 калибра 7,92 мм экранированной полутурелыо с двумя пулеметами MG- 81 калибра 7,92 мм, а также бронированием экипажа и некоторых агрегатов винтомоторной группы (водо- и маслорадиаторов и частично центропланных бензобаков).


Летно-тактические данные Ю-87

Данные Ю-87А с мотором
ЮМО-210
1937 г.
Ю-87Б с мотором
ЮМО-211 Ва
1938-1939 г.
Ю-87БК с мотором
ЮМО-211 Da
1937 г.
Ю-87Д с мотором
ЮМО-211 I-1
1941-1942 г.
Ю-87А с мотором
ЮМО-211 *
1943 г.
Размах крыла, м 13,8
Длина самолета, м 10,83
Площадь крыла, м² 31,9
Вес: пустого самолета, кг 2270 2760 2760 3794 -
полной нагрузки, кг 1130 1490 1490 1446 -
Полетный вес,кг 3400 4250 4250 5240 5000-5500
Взлетная мощность, л.с. - - 1200 1350 -
Номинальная мощность мотора на высоте, л.с./м 615/3700 870/4800 970/4900 1020/5500 -
Скорость: а) максимальная у земли, км/час - - 340** 334 -
а) максимальная на высоте, км/час / м 320-350 370/4900 387/4400 382/4350 320-330
посадочная, км/час 100 108 118 128 150-160
Подъем на высоту, мин/м 16/4000 12/4200 12/4200 18/5000 -
Практически потолок, м 7000 8500 8100 6500 -
Дальность: а) нормальная, км 600 550 850 640 -
б) максимальная, км 1000 850 - - -
Скорость
установившегося
пикирования:
а) без тормозов, км/час - 700 - - -
б) с тормозами, км/час - 400 - - -
Разбег, м - - - 405 600-800
Данные Ю-87А с мотором
ЮМО-210
1937 г.
Ю-87Б с мотором
ЮМО-211 Ва
1938-1939 г.
Ю-87БК с мотором
ЮМО-211 Da
1937 г.
Ю-87Д с мотором
ЮМО-211 I-1
1941-1942 г.
Ю-87А с мотором
ЮМО-211 *
1943 г.
Экипаж 2
Вооружение: а) стрелковое и пушечное Вперед
1 пулемет
калибра 7,92 мм
неподвижно установлен в крыле
Вперед
Два пулемета
калибра 7,92 мм
неподвижно установлены в крыле
Вперед
Два пулемета
калибра 7,92 мм
неподвижно установлены в крыле
Вперед
Два пулемета
калибра 7,92 мм
неподвижно установлены в крыле
2 пушки калибра
37 мм
  Назад
1 подвижный
пулемет
калибра 7,92 мм
Назад
1 подвижный
пулемет
калибра 7,92 мм
Назад
1 подвижный
пулемет
калибра 7,92 мм
Назад
Спарка
пулеметов MG-81
калибра 7,92 мм
 
б) Бомбардировочное Держатель для
одной бомбы
весом
от 250 до 500 кг
4 держателя для
бомб весом 50 кг
и 1 для бомбы весом
от 250 до 500 кг
4 держателя для
бомб весом 50 кг
и 1 для бомбы весом
от 250 до 500 кг
Под крылом
4 держателя для
50-кг бомб или
двух бомб
по 250 кг
Под фюзеляжем
1 держатель для
бомб от 250
до 1800 кг
 
Броня Нет Нет Нет *** ****

* - для штурмовых дейтсвий по танкам

** - по данным фирмы

*** - Броня летчика. Спинка толщиной 8 мм, заголовник толщиной 10 мм, плиты по бокам толщиной 4 мм, козырек из бронестекла толщиной 50,8 мм

Броня стрелка. Броневые секторы на турели толщиной 8 мм.Вертикальная поперечная плита толщиной 5 мм

Броня водорадиатора. Бронеплиты толщиной 4 мм

Броня центропланных бензобаков. Бронеплиты толщиной 5 мм (на некоторых самолетах)

**** - Броня летчика. Сзади бронеспинка толщиной 20 мм, снизу и по бокам без изменения

Броня стрелка. Отсуствует.

Броня водорадиатора. Отсуствует.

Броня центропланных бензобаков. Отсуствует.

3. Бронирование cамолета является слабым, особенно снизу, с боков и спереди (толщина брони снизу и с боков равна 4—6 мм).

4. Вследствие слабой огневой и броневой защиты, a также низких летных данных, самолет Ю-87 применяется преимущественно под прикрытием истребителей.

5. Установка пушек калибра 37 мм на самолет противотанкового варианта снизила его максимальную скорость на 70—80 км/час и значительно ухудшила маневренность самолета. Ухудшение летных данных этого варианта и уменьшение брони делают этот самолет еще более уязвимым, чем основной самолет Ю-87.

Имеются сведения о появлении самолета Ю-87 с убирающимся шасси и с двумя подкрыльными пушками калибра 37 мм «Рейнметалл» вместо зенитных пушек «Флакк». Но даже и в этом виде Ю-87 является сильно устаревшим самолетом и может сбиваться не только истребителями, но также штурмовиками и фронтовыми бомбардировщиками.


©AirPages
2003-