Авиация Второй мировой

Home  Custom Search

Юнкерс Ю-52

Самолет Ю-52 (фиг. 75) представляет собой трехмоторный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и неубирающимся шасси. Он применяется в пассажирском, транспортном и бомбардировочных вариантах.

Фиг. 75. Самолет Ю-52.

Фиг. 75. Самолет Ю-52.

Краткое описание конструкции

Крыло состоит из небольшого центроплана, составляющего одно целое с фюзеляжем, и отъемных консолей, несущих на себе моторные гондолы. Консоли соединяются с центропланом посредством шаровых узлов типа Юнкерc. Крыло имеет четыре ферменных лонжерона с трубчатыми поясами. Обшивкл дуралюминовая, гофрированная.

Закрылки и элероны подвесные, образующие задний профиль двойного крыла типа Юнкерс. При взлете закрылки отклоняются на 25°, при посадке — на 40°. При опускании закрылков элероны зависают.

Фюзеляж — прямоугольного сечения со скругленными верхними углами; имеет ферменный каркас из швеллеров и гофрированную дуралюминовую обшивку. Центральную часть фюзеляжа занимает помещение объемом 19,6 м² для пассажиров или груза. Кроме того, под полом кабины имеется четыре небольших багажных отсека. В левом борту кабины сделана большая входная дверь, которая может быть сброшена в случае аварии. В обоих бортах и потолке кабины сделаны крупные погрузочные люки и раздвижные двери, допускающие проход грузов больших габаритов.

Хвостовое оперение цельнодуралюминовое, с гофрированной обшивкой; имеет двойной профиль типа Юнкерс. Горизонтальное оперение подносное. Стабилизатор регулируется в полете. Руль высоты имеет роговую компенсацию.

Шасси — неубирающееся, пирамидальное. Стойка, подкосы и колесо закрыты обтекателями. Амортизация масляно-пневматическая. Пневматики среднего давления размером 1300 X 300. Тормоза пневматические.

Самолет может быть установлен также на поплавки.


Винтомоторная группа

На самолете установлены три мотора BMW-132L мощностью 760 л. с. на высоте 1400 м. Емкость бензобаков 2450 л, маслобаков 240 л. При нормальной загрузке баки заливаются не полностью. Маслорадиаторы выполнены в виде отдельных трубчатых секций. Набор из трех секций установлен под каждым мотором.

Винты трехлоластные, металлические, фиксированного шага.

Вооружение

В транспортном варианте самолет вооружен тремя подвижными пулеметами MG-15 калибра 7,9 мм: один установлен на верхней открытой турели, а два других— на карданной установке, на левом и правом бортах фюзеляжа.

В бомбардировочном варианте вместо бортовых установок самолет имеет нижнюю стрелковую установку, которая в боевом положении опускается, а в походном положении - подтягивается к фюзеляжу.

Данные транспортного самолета Ю-52 с тремя моторами BMW-132L
Данные Грузовой
вариант
Пассажирский
вариант
Размах крыла, м 29,5
Длина самолета, м 18,9
Высота самолета, м 4,5
Площадь крыла, м² 110,5
Вес пустого самолета, кг 7100 7100
Вес пустого самолета с вооружением (3 пулемета), кг 6500 6600
Вес горючего, кг 1180 1850
Вес масла, кг 180 180
Вес экипажа (3 чел.), кг 270 270
Вес экипажа, кг 2370 1350 (16 чел.)
Вес груза или пассажиров, кг 10400 9500
Полный полетный вес, кг 10500 10200
Мощность моторов, л.с. 3х760 -
на высоте, м 1400 -
Нагрузка на крыло, кг/м² 95 -
Мощность, л.с./кг 0,217 -
Мощность л.с./м² 20,6 -
Максимальная скорость, км/час 305 -
на высоте, м 1400 -
Посадочная скорость, км/час 106 -
Дальность, км 305 -
при скорости, км/час 1400 -
на высоте, м 3000 -
Разбег, м 340 -
Пробег, м 360 -

Примечание. Данные относятся к одной из последних модификаций самолета Ю-52.

Опознавательные признаки

1. Трехмоторная схема.

2. Трапецевидное крыло с незакругленными концами и подвесными закрылками и элеронами.

3. Неубирающееся шасси.

4. Угловатое хвостовое оперение.

5. Толстый угловатый фюзеляж.

Развитие самолета Ю-52

Самолет Ю-52 был выпущен в 1930 г. как одномоторный транспортный самолет.

В 1932 г. был выпущен трехмоторный вариант этого самолета, получивший обозначение Ю-52/3М (в дальнейшем одномоторный вариант перестал применяться, и под обозначением Ю-52 даже без индекса ЗМ обычно понимают трехмоторный самолет).

Самолет Ю-52 строился и использовался в течение ряда лет во многих вариантах, в числе которых были сухопутные самолеты и поплавковые гидропланы, бомбардировщики, грузовые, пассажирские, санитарные, десантные, штабные самолеты и пр.

Большое количество самолетов Ю-52 и в настоящее время используется в германских ВВС, главным образом в качестве транспортных самолетов.

Ю-52 так долго удерживается на вооружении благодаря следующим его качествам:

1. Простота конструкции и технологии производства, в значительной мере допускающая использование устаревшего оборудования и рабочей силы низкой квалификации.

2. Хорошие эксплоатационные качества самолета (нетребовательность в отношении ухода, надежность, вместительная кабина, удобная для погрузки и выгрузки).

3. Хорошие взлетно-посадочные свойства и простота управления, что допускает использование малоквалифицированного летного состава и базирование на плохих аэродромах.

4. Живучесть конструкции планера — в первую очередь крыла — при поражении огнем ЗА или авиации.

Основная же причина столь долгой службы самолета Ю-52 заключается в трудности перестройки производства на массовый выпуск нового самолета.

Вследствие малой мощности на квадратный метр крыла, малой высотности мотора и аэродинамического несовершенства (гофрированная обшивка, нескоростной «двойной» профиль крыла и оперения, неуби|рающееся шасси и пр.) самолет имеет небольшую скорость и низкий потолок. По этой причине, а также вследствие слабой стрелковой защиты применение самолета Ю-52 на фронте сопряжено с чрезвычайно большими потерями (например, в 1942 г. под Сталинградом).

По имеющимся сведениям самолет Ю-52 модернизируется. Увеличивается его грузоподъемность и емкость кабины и улучшаются летные данные, главным образом путем улучшения аэродинамических качеств.

Вывод

Низкие летные данные и слабая огневая защита самолета Ю-52 делают его весьма уязвимым для ЗА и истребителей и ограничивают область его применения.