Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
РТЭ и РЛЭ Ил-10 Техническое описание

Самолет Ил-10

Электрооборудование

2. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Оборудование самолета состоит из:

Источниками тока являются генератор ГС-350 и аккумулятор. Напряжение тока в сети самолета 24 в. Монтаж электросети выполнен по однопроводной схеме, электросеть частично экранирована.

Экранированы провода, идущие от генератора ГС-350 к регуляторной коробке РК-12ф-350 и сетевому фильтру СФ-1А, а также провода зажигания. Минусовый провод электросети заземлен на массу самолета. Место подключения минусового провода тщательно зачищено до металлического блеска и после подключения провода покрыто красным лаком марки АП. В процессе эксплоатации самолета необходимо тщательно проверять подключение1 минусовых проводов к клеммам на массу.

Система нумерации проводов буквенно-цифровая: провод обозначается начальными буквами того агрегата, к которому он присоединен; все провода снабжены бирками с соответствующими номерами; бирки установлены на концах проводов на всем протяжении от блоков защиты до потребителя. Нумерация проводов нанесена на бирках способом декалькомании на целлофане.

На самолетах первого выпуска нумерация минусовых проводов выполнена на бирках знаком минус («—»), на самолетах последующих выпусков минусовый провод обозначается цифрами (без буквы), например «25».

Плюсовая бирка по краям имеет красную полоску, минусовая — синию.

Для удобства монтажа и демонтажа электропроводки на самолете установлены клеммовые разъемы.

Электрическая защита бортовой электросети сосредоточена в виде блока защиты на электрощитке пилота. Запасные предохранители уста-навлиьаются на панели в правом нижнем углу под приборной доской.

На правом борту в кабине пилота установлены электросбрасыватели типа ЭСБР-ЗП для бомб и для PC.

Принципиальная схема электрооборудования показана на фиг. 98. Полумонтажные и монтажные схемы электропроводки приведены на фиг. 99—100.

Источники электроэнергии самолета

Для питания бортовой электросети самолета током на моторе самолета установлен самолетный генератор ГС-350. Регуляторная коробка РК-12ф-350 и сетевой фильтр СФ-1А установлены в правом отсеке шасси на нервюре № 2 центроплана. Для подхода к регуляторной коробке в стенке кожуха углубления для колеса имеется лючок. Для подхода к сетевому фильтру необходимо снять один из листов этого кожуха.

В хвостовой части фюзеляжа на правом борту, в утеплением контейнере, установлен аккумулятор 12А-10. Установка и съемка аккумулятора производятся через люк в фюзеляже. Включение аккумулятора в бортовую сеть осуществлено штепсельной вилкой, для чего на самом контейнере имеется штепсельная розетка. При проверке электрооборудования самолета на земле надлежит пользоваться аэродромным аккумулятором, включаемым в бортовую сеть самолета посредством съемной розетки аэродромного питания.

Фиг. 101. Дистанционное управление аварийным рубильником.

1—аварийный рубильник; 2 —тросовая проводка от рукоятки; 3—кнопка выключения.

Для включения и выключения всей бортовой сети около аккумулятора установлен аварийный рубильник типа 8Ж с дистанционным управлением из кабины пилота (фиг. 101). Включение аварийного рубильника производится вытягиванием шаровой рукоятки, установленной на полу кабины пилота у правого борта, а выключение — нажатием на кнопку, установленную на электрощитке пилота. На земле аварийный рубильник можно также выключить нажатием на красную кнопку, установленную на самом рубильнике.

Для контроля за работой генератора и напряжением электросети самолета на правой панели приборной доски установлен вольтамперметр.

Электрощиток пилота

Электрощиток пилота является пультом, на котором сосредоточена в основном вся коммутационно-распределительная аппаратура электрооборудования самолета. Щиток представляет собой дуралюминовую коробку, закрывающуюся откидной крышкой.

Крышка электрощитка крепится к коробке с помощью двух нете-ряющихся винтов. В верхней части панели электрощитка смонтирован блок электрозащиты, состоящий из 21 держателя типа БЗ-20. Блок электрозащиты закрывается крышкой, с наружной стороны которой сделана надпись «Предохранители». Внутренняя поверхность крышки во избежание короткого замыкания изолирована. Для определения назначения каждого из предохранителей на внутренней стороне крышки наклеена таблица с обозначением допускаемой силы тока и назначения предохранителя. При замене держателя предохранителя нужно отвернуть один винт в центре держателя.

Помимо блока защиты, на панели электрощитка смонтирована следующая аппаратура: переключатель магнето ПОМ-3, кнопка пусковой катушки К4, выключатели АНО, АНО Н (нижнее), вибратора, УФО, рации, обогрева трубки Пито, обогрева ЭСБР-ЗП, электроспуска пулеметов, электроспуска пушек, бензиномера, фары, переключатель сигнализации шасси и кнопка аварийного рубильника. На внутренней стенке коробки щитка установлен шунт вольтамперметра. Над каждым выключателем имеется белая надпись на черном фоне, показывающая назначение выключателя.

Все надписи нанесены на общем трафарете из светящейся пластмассы. В ночное время надпись при облучении ее лампами УФО начинает светиться. На корпусе электрощитка наклепаны контактные клеммы для минусовых проводов.

Посадочная фара (фиг. 102)

На левом крыле, в носке, между нервюрами № 5 и 6 установлена самолетная фара типа ФС-155 с лампой накаливания в 220 вт. Фара закреплена в специальном кронштейне, имеющем зажимные кольца со сферической поверхностью. Сферические поверхности колец позволяют регулировать световой луч фары в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Регулировка фары производится на земле при стоянке самолета на трех точках. Для регулировки фары имеется лючок в обшивке крыла снизу у переднего лонжерона. Чтобы придать фаре требуемый угол, надо предварительно ослабить винты зажимных колец кронштейна. В горизонтальной плоскости фара устанавливается под углом 10— 13°, влево от оси самолета (конструкция крепления допускает регулировку от 0 до 25°). В вертикальной плоскости угол установки фары составляет 3—4° вниз относительно оси самолета. Углы установки фары уточняются при монтаже.

Фиг. 102. Установка фары.

Включение фары производится из кабины пилота при помощи выклео чателя на электрощитке пилота.

При замене лампы, а также при чистке отражателя надо снять застекление носка. Отражательную поверхность фары протирать только замшей или мягкой байкой

Освещение кабин

Для освещения приборов и агрегатов, установленных в кабине пилота, имеется бортовое освещение, состоящее из семи ламп. Основным освещением в полете является ультрафиолетовое освещение, получаемое от ламп УФО. В кабине пилота установлены четыре лампы УФО — по одной лампе на левом и правом бортах для освещения приборной доски и две лампы УФО за спиной пилота: одна для освещения пульта, а другая для освещения правого борта. Лампы УФО, применяемые для этой цели, имеют колбу из «черного» увиолевого стекла, которое обладает свойствами пропускать только фиолетовые и ультрафиолетовые невидимые для глаза лучи. Под воздействием этих лучей светящиеся составы, нанесенные на шкалы приборов, стрелки, а также светящиеся трафареты начинают ярко светиться и становятся отчетливо видны. Вместе с тем лампы УФО не ослепляют летчика и не мешают ему вести наблюдение за воздухом и землей.

Мощность каждой лампы УФО равняется 25 вт. При эксплоатации надо помнить, что колбы лампы УФО сильно нагреваются — до 250° С. Лампы питаются от бортовой электросети и включаются выключателем с надписью УФО, установленным на электрощитке в кабине пилота. Арматура УФО отличается от арматуры КЛС-39 только увеличенным колпачком.

Для освещения кабины при стоянке на земле, а также при работе с картой в воздухе установлены три лампы КЛС-39: две лампы для освещения приборной доски и одна для освещения пульта. Включаются лампы КЛС-39 через реостат, установленный на дополнительной панели» приборной доски. Для освещения хвостовой части фюзеляжа у рамы № 5 вверху установлен плафон, выключатель которого находится на кронштейне аккумулятора.

Световая сигнализация шасси

В систему световой сигнализации шасси и хвостового колеса (фиг. 98) входят следующие детали:

а) концевые выключатели ВК-166, установленные на подкосах и верхних замках шасси;

б) концевой выключатель ВК-41, установленный под сектором газа;

в) концевой выключатель ВК-166, установленный на рычаге подъема хвостового колеса;

г) переключатель световой сигнализации;

д) лампы сигнализации типа ОСЛ-42, установленные на приборной доске (две красные и три зеленые).

При стоянке самолета на земле с выпущенным шасси и хвостовым колесом и запертыми замками должны гореть лампы сигнализации зеленого цвета. В этом случае кнопки ВК-166 на подкосах шасси замкнуты.

Кнопки ВК-166 на верхних замках при полностью убранном шасси замыкают цепь красных ламп, которые загораются. В это время кнопки ВК-166 на замках шасси разомкнуты и зеленые лампы не горят. Так как сигнализация хвостового колеса имеет только одну зеленую лампу, то при убранном хвостовом колесе эта лампа не горит.

Выключатель световой сигнализации включен в минусовую цепь и электрически связан с кнопкой ВК-41, установленной под сектором газа, что обеспечивает при переводе сектора газа на «малый газ» автоматическое включение сигнализации, если тумблер не был включен. Момент включения кнопки под сектором газа устанавливается по оборотам мотора, потребным для планирования самолета при подходе к аэродрому для посадки.

Форум

©AirPages
2003-