Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
РТЭ и РЛЭ Ил-10 Техническое описание

Самолет Ил-10

Управление самолетом

6. УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕРОНАМИ

Управление элеронами (фиг. 89) осуществляется при помощи ручки управления самолетом. При отклонении ручки вправо правый элерон отклоняется вверх, левый — вниз. При отклонении ручки влево левый элерон отклоняется вверх, а правый — вниз.

Тросы, закрепленные на нижней части ручки управления самолетом, пройдя через трубу и ролики, сходятся на секторе, установленном за задним лонжероном центроплана. Сектор соединен с тягами управления, идущими вдоль крыла.

Тяги крепятся на поддерживающих качалках 6, установленных на заднем лонжероне. Последние тяги присоединяются к силовой качалке 1, к которой подходят и лоперечные тяги управления элероном 5.

Тросы управления элеронами особо гибкие, диаметром 3,5 мм (ТОГ-3,5). Тандеры 3 для регулировки тросов управления расположены в фюзеляже между роликами и сектором 8. На всех роликах имеются ограничители, предохраняющие трос от соскакивания.

Ограничитель представляет собой болт с распорной втулкой, поставленной таким образом, что между ограничителем и тросом получается зазор не более 2,5 мм, но не менее 0,5 мм.

Углы отклонения элеронов — вверх 25°±1,5°, вниз 150° ±1°. Ограничитель угла отклонения элеронов (7 на фиг. 83) помещен на нижней части ручки управления.

7. УПРАВЛЕНИЕ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫМИ ЩИТКАМИ

Фиг. 90. Установка подъемника щитков и механизма взлетного угла.

1—механизм установки щитков на взлетный угол; 2— качалка; 3—кронштейн качалки; 4— кронштейн; 5—подъемник; 6—тяга.

Щитки приводятся в действие от общей воздушной системы самолета. Принцип работы воздушной системы и описание проводки дано в описании системы управления уборкой и выпуском шасси. Управление подъемом и отклонением щитков — от крана щитков, смонтированного вместе с краном шасси.

Расположение подъемника щитков показано на фиг. 89.

Щитки могут быть отклонены на полный угол 45° -1° (при посадке) или на угол 170° ±1° (при взлете). Отклонение щитков при взлете сокращает длину разбега и, следовательно, значительно облегчает взлет.

Для фиксации щитков во взлетном положении совместно с подъемником щитков 5 (фиг. 90) установлен механизм 1, запирающий щитки на взлетном угле («механизм взлетного угла»). Описание механизма приводится ниже.

Цилиндр подъемника шарнирно присоединен к сварной качалке 2, установленной на задней бронестенке, и к узлу 4, укрепленному на нижних профилях фюзеляжа. Над подъемником помещен запорный механизм, запирающий щитки на взлетном угле.

Подъемник и механизм взлетного угла крепятся к одному и тому же плечу качалки 2, противоположный конец которой соединен с тягой 6, идущей к рычагу на лонжероне щитка.

Поворот центропланного щитка передается консольным щиткам непосредственно через соединительные штыри (по разъемам) и не требует дополнительных деталей управления.

Подъемник щитков весьма схож с подъемником шасси и отличается от него только габаритами и наличием замка, смонтированного на самом подъемнике (фиг. 91).

Цилиндры-выключатели по конструкции одинаковы с цилиндрами-выключателями системы шасси и все указания по цилиндрам-выключателям одинаково относятся к шасси и к управлению щитками.

Замок, установленный на подъемнике щитков, запирает щитки в поднятом состоянии. Замок состоит из защелки 2, сидящей на кронштейне 5 (на шейке цилиндра), и пружины 6, запирающей замок.

Фиг. 91. Подъемник щитков.

1—ушковый болт штока; 2—крюк-защелка; 3—болт зацепления штока с крюком замка; 4—вильчатый болт; 5— кронштейн замка; б-пружина; 7—демпфер; 8—цилиндр-выключатель; 9—цилиндр подъемника; 10—переключатель.

Регулировка замка подъемника щитков производится по общим требованиям, указанным в главе «Шасси», § 5, «Регулировка замков». К замку подъемника щитков относятся требования 1, 2, 3, 4 и 6. После регулировки этого замка проверяются подъем и отклонение щитков на полный угол.

Если при установке на самолет понадобилось вывернуть или ввернуть ушковый болт цилиндра подъемника, то необходимо на то же число оборотов вывернуть или ввернуть регулирующий болт защелки 2 и хвостовик цилиндра-выключателя, чтобы не нарушить регулировки замка:

Механизм установки щитков на взлетный угол (механизм взлетного угла (фиг. 92)

Механизм состоит из цилиндра 10 с поршнем 9, крючка 7, защелки 2, стопора 1, цилиндра-выключателя для открывания замков 4, цилиндра-выключателя 8, управляющего стопором, и ряда других дета пей.

Работа механизма взлетного угла и правила пользования им

Перед отклонением щитков на взлетный угол надо убедиться (по указателю), что щитки подняты, а кран щитков стоит в нейтральном положении (это необходимо для того, чтобы отработанный воздух выходил в атмосферу).

Для отклонения щитков на взлетный угол надо нажать на кнопку, установленную на левом пульте в кабине пилота. Кнопка закрыта предохранительным колпачком с обозначением буквы «3». При нажатич кнопки сработает электропневмоклапан ЭК-1 (установлен под пультом) и откроет доступ воздуха в цилиндр-выключатель 8 (фиг. 92), который посредством рычага 5 повернет стопор 1, освобождая этим защелку 2. Под действием пружины защелка и связанный с ней крюк 7 опустятся в прорезь цилиндра 10. Поршень 9 цилиндра с сухарем 6 находятся в это время в исходном положении (на фигуре доказано пунктиром).

Дальше воздух пойдет в переключатель 10 (фиг. 91), имеющий назначение отключить кран щитков и не дать воздуху травиться через его клапаны.

Из переключателя воздух проходит в цилиндр-выключатель 8 (фиг. 91). Цилиндр-выключатель открывает замок на подъемнике щитков и пропускает воздух без торможения через демпфер в цилиндр. После этого шток цилиндра начинает двигаться и отклонять качалку, соединенную с тягой, шарнирно закрепленной на лонжероне щитка. Щитки отклоняются. Шток цилиндра выходит не на всю длину, так как он связан качалкой с цилиндром-фиксатором 10 (фиг. 92). Качалка вытягивает шток цилиндра 10 до тех пор, пока сухарь 6 не заскочит за защелку 2 и не упрется в крюк 7; тогда движение качалки, а следовательно, и связанного с ней штока цилиндра управления будет остановлено. Щитки при этом отклоняются на угол 17°.

Если после этого требуется отклонить щитки на полный угол, то надо прежде поднять щитки. Это осуществляется переводом ручки крана щитков из нейтрального положения в положение «подъем».

При подъеме щитков система работает следующим образом.

Воздух от клапана 1 крана щитков поступает в цилиндр-выключатель 4 (фиг. 92), шток которого, двигаясь, открывает замок механизма взлетного угла, выводя крюк и защелку из паза цилиндра. Защелка 2 заскакивает под стопор 1. В этот момент через боковой штуцер начинает поступать воздух в цилиндр подъемника, и щитки поднимаются.

Сигнализация положения щитков

Сигнализация установлена на левом крыле вблизи оси разъема крыла. Она выполнена по типу сигнализации шасси и состоит из указателя, небольшой жесткой тяги и рычага, закрепленного на болтах к узлу подвески щитка.

При отклонении щитка указатель выходит из габарита крыла и показывает любое промежуточное или конечное положение щитка. Когда щитки подняты, то указатель спрятан, когда щитки установлены на взлетный угол, то указатель частично выходит над поверхностью крыла, и наружу появляется нанесенное на нем красное узкое кольцо. Когда щитки полностью отклонены, то указатель полностью выходит на крыло и за красным кольцом должно появиться белое кольцо.

©AirPages
2003-