Самолет Ил-10
Управление самолетом
На самолете Ил-10 использовано с небольшими изменениями управление самолета Ил-2.
ГЛАВА VI
УПРАВЛЕНИЕ САМОЛЕТОМ
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
В управление самолетом входит управление рулем высоты, рулем направления, элеронами, щитками и триммерами руля высоты и направления. Управление рулем высоты щитками — жесткое, элеронами — смешанное, рулем направления и триммером руля высоты — тросовое, триммером руля направления — электромеханическое. Тяги управления рулем высоты проложены в направляющих роликах. Все сочленения управления смонтированы на шарикоподшипниках.
Во всех сочленениях между сдвоенными шарикоподшипниками (осями вращения качалок) поставлены распорные втулки, а между шарикоподшипниками и кронштейнами проложены шайбы. Один из шарикоподшипников запрессован наглухо, другой посажен свободно, что позволяет ему перемещаться при затяжке. Таким образом усилие при затяжке болта передается на распорную втулку, а не на шарикоподшипник.
В шарнирных сочленениях, где установлены ориентирующиеся шарикоподшипники (например, в сочленениях тяг, в направляющих тяг и т. д.), применены подшипники закрытого типа, т. е. защищенные от пыли и грязи при помощи заделанных в них шайб. Шарнирные сочленения неориентирующегося типа (например ролики, сдвоенные шарикоподшипники качалок и т. д.) имеют открытые шарикоподшипники. Эти шарикоподшипники защищены от грязи фасонными шайбами из нержа-реющей стали, вкладываемыми в пакет шарнира (фиг. 80). При переборке шарниров управления нужно следить за тем, чтобы эти шайбы были поставлены на место.
Шарниры управления смазываются смазкой НК-30. Все качалки управления рулем высоты, элеронами и щитками выполнены из термически обработанного хромансиля.
Тросовая проводка меняет свое натяжение с изменением температуры, и поэтому весной и осенью необходимо производить перерегулировку тросов с целью сохранения одинакового натяжения тросов зимой и летом.
2. УПРАВЛЕНИЕ РУЛЕМ ВЫСОТЫ (фиг. 82)
Управление осуществляется при помощи ручки, находящейся в кабине пилота. Ручка управления самолетом (фиг. 83) состоит из трех основных частей: основания, нижней и верхней частей.
Основание представляет собой горизонтальную стальную трубу 8 с приваренным кронштейном 15, на котором укреплена нижняя часть ручки 6. С правой стороны к горизонтальной трубе приварен рычаг 9 управления рулем высоты, шарнирно соединенный с тягой управления 10. С боков в горизонтальную трубу вварены стаканчики 3 с цапфами, цапфы входят в шарикоподшипник 2 узлов 12.
На секторе 4 нижней части ручки заделаны тросы управления элеронами, пропущенные через отверстия по оси цапф. Нижняя часть ручки закрыта брезентовым чехлом, закрепленным ремешками на патрубке нижней части и на горизонтальной трубе. Тяги руля высоты 6 (фиг. 82) движутся поступательно в направляющих подшипниках 4, 5,7 а 8, закрепленных на рамах фюзеляжа.
Направляющие подшипники тяг руля высоты (фиг. 84) состоят из литых патрубков, на которых радиально под углом 120° один к другому установлены три шарикоподшипника. Между тягой и подшипниками должен быть зазор от 0,1 до 0,6 мм.
Углы отклонения руля высоты вверх 30°-1° с и вниз 15°-1°. Ограничителями отклонения служат рычажок, приваренный к горизонтальной трубе основания ручки, и коробочка на полу пилота.
3. УПРАВЛЕНИЕ РУЛЕМ НАПРАВЛЕНИЯ (фиг. 82)
Управление рулем направления осуществляется посредством педалей ножного управления (фиг. 85). Педали могут регулироваться в соответствии с ростом пилота, для чего направляющая с подножкой передвигается, после чего стопорный штырь переставляется из одного отверстия в другое. Рычаги педалей связаны с тросовой проводкой фиг. 82), идущей вдоль фюзеляжа к рулю направления.
Каждый трос проходит через четыре ролика; с рычагом руля трос соединен сережкой.
Тросы управления рулем направления особо гибкие, диаметром: 3,5 мм (ТОГ-3,5). Натяжение тросов регулируется тандерами, расположенными около педали ножного управления. Предварительное натяжение тросов 35—40 кг.
Углы отклонения руля направления 27°-1° в каждую сторону. Ограничители отклонения установлены на полу пилота.
4. УПРАВЛЕНИЕ ТРИММЕРАМИ РУЛЯ ВЫСОТЫ
Управление триммерами тросовое (фиг. 86).
На левом борту в кабине пилота помещена ручка 7 управления триммерами руля высоты. Ручка (фиг. 87) смонтирована на одном валике с барабаном, от которого идут тросы к механизму триммера. Тросы проходят вдоль фюзеляжа по левому борту и у заднего лонжерона стабилизатора расходятся вправо и влево к механизмам 4 (фиг. 86) триммеров руля высоты. Между этими механизмами проходит замыкающий трос. В местах больших перегибов тросов поставлены ролики, а в местах небольших перегибов — направляющие текстолитовые бобышки.
Фиг. 3. Механизм управления триммером руля высоты.
1—барабан; 2— валик с трапецевидной резьбой; 3—нарезной стаканчик (ходовая гайка); 4—качалка; 5—тяга; б—кронштейн.
Основным звеном механизма триммеров руля высоты является самотормозящая винтовая передача (фиг. 88). Барабан механизма насажен прямо на валик с трапецевидной резьбой. При вращении барабана / валик 2, поворачиваясь, сообщает поступательное движение гайке 3; гайка, двигаясь своим языком по прорези кронштейна 6, сообщает движение промежуточной качалке 4, качалка, в свою очередь,— тяге 5, тяга — рычажку на триммере.
Усилие с триммера на трос механизма 4 (фиг. 86) не передается. В сочленениях механизма управления триммером должен быть минимальный люфт. Тяга, соединяющая механизм триммера с рычагом, имеет шарниры на шарикоподшипниках, в гайке винта имеется продольный пропил, стягиваемый двумя болтами, при помощи которых можно выбрать люфт в резьбе.
При вращении рукоятки триммера против часовой стрелки (если смотреть на борт) триммер отклоняется вниз, при вращении по часовой стрелке триммер отклоняется вверх.
Перед полетом необходимо установить триммеры в нейтральное положение. Для установки триммеров в нейтральное положение на тросах нанесены красные метки, которые при нейтральном положении триммеров должны совпадать.
Необходимо следить за тем, чтобы направляющие бобышки тросов были хорошо смазаны смазкой НК-30, и наблюдать за состоянием тросов и бобышек, чтобы своевременно предотвратить их перетирание. Трос управления триммерами гибкий диаметром 2 мм (ТГ-2).
Триммер руля высоты отклоняется на 12 -1° в каждую сторону. Ограничителем отклонения служит прорезь в корпусе механизма, в которой двигается язык гайки 3 (фиг. 88).
5. УПРАВЛЕНИЕ ТРИММЕР-ФЛЕТНЕРОМ РУЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ
Для управления триммером руля направления на заднем лонжероне киля шарнирно закреплен электромеханизм управления УТ-3. Шток механизма соединен с переходной качалкой, которая через промежуточную тягу крепится к рычагу на триммере.
Мотор электромеханизма питается от самолетной электросети (см. электросхему фиг. 98); на пульте управления в кабине пилота имеется переключатель НП-1 (9 на фиг. 86) с лампочкой сигнализации. При нейтральном положении триммера лампочка горит белым светом. На электромеханизме имеется риска нейтрального положения. При неподвижном механизме и отклонении руля триммер работает как флетнер.
Углы отклонения триммера-флетнера:
как триммера.............. 7° 20' -1° в каждую сторону,
как флетнера............... 23,5° -1° вправо 23,5°-3° влево
<< | >>
|