Авиация Второй мировой

Home  Custom Search

Вооружение

На самолете имеется следующее неподвижное стрелковое вооружение (фиг. 17).


1. Два синхронизированных пулемета MG-17 калибра 7,92 мм, установленных вверху на моторе перд фонарем пилота. Боезапас по 900 патронов на каждый пулемет.

2. Две синхронизированные пушки MG-151 калибра 20 мм, установленных в корневых частях крыла и стреляющие через площадь, ометаемую винтом. Боезапас по 280 снарядов на каждую пушку.

3. Две пушки MG-FF (Эрликон) калибра 20 мм, установленные в консольных частях крыла и стреляющие вне площади, ометаемой винтом. Боезапас по 60 снарядов (в магазине) на каждую пушку.

В кабине пилота имеется следующее оборудование, обеспечивающее ведение огня.

1. Коллиматорный прицел Реви С-12Д, в конструкции которого предусмотрен механический дублер.

2. Счетчики расхода боеприпасов на каждую стрелковую точку в отдельности.

3. Устройство для ведения огня из оружия в различных его комбинациях.

4. Кнопка для стрельбы и перезарядки оружия.

Питание пулеметов MG-17 осуществляется при помощи неразъемных лент нового типа. Патронные ящики расположены непосредственно за пулеметами. Обогрев пулеметов производится теплым воздухом, подводимым по специальным рукавам от мотора. Перезарядка и спуск пулеметов— электропневматические.

Особенностью установки пушки MG-151 является синхронизация ее для стрельбы через винт. Пушка модифицирована. Затвор ее приспособлен для стрельбы патронами с электровоспламенением взрывателя. Введение электротока во взрыватель контролируется специальным коммутатором, который исключает возможность взрыва патрона в момент, когда лопасть находится против ствола пушки. Применение патронов с электрозапалом, почти в два раза сокращает время стрельбы синхронного пулемета. Боезапас находится в ящиках, расположенных в фюзеляже непосредственно за мотором. Предусмотрен обогрев пушек теплым воздухом от мотора. Перезарядка и спуск электрические.

Установка пушек MG-FF такая же, как на Ме-109Е. Обогреваются они потоком .воздуха, подаваемого от мотора вдоль носка крыла. Перезарядка пушки электропневм атическая, спуск электрический.

Баллоны со сжатым воздухом установлены у каждой установки. Зарядка их производится через штуцер на правом борту фюзеляжа. Доступ к пулеметам МG-17 через верхние крышки капотов; к пушкам MG-151 — через люки в верхней обшивке крыла между лонжеронаими; к пушкам MC-FF—через люк в нижней обшивке крыла.

Кнопки включения стрельбы и перезарядки расположены на ручке управления (стандартная немецкая ручка) и допускают ведение огня из оружия в следующих комбинациях:

1. Из пулеметов MG-17 и пушек МС-151.

2. Из пушек MG-FF.

3. Из всего оружия.

Кроме того, при помощи специального выключателя, расположенного на правом борту фюзеляжа, можно выключить пулеметы MG-17 или пушки MG-151, что дает возможность, пользуясь кнопками на ручке вести огонь любой парой или комбинацией пар оружия.

Пристрелка оружия произведена на следующие дистанции:

1. Пулеметы MG-17 на 300 м.

2. Пушки MG-151 на 450 м.

3. Пушки MG-FF на 250 м.

Под фюзеляжем предусмотрена подвеска бомбодержателя для бомбы весом 250 кг. Вместо бомбы может быьб подвешен дополгнительный сбрасываемый бензобак.

Бронирование

Объектами броневой защиты на самолете являются:

1) пилот, 2) маслорадиатор, 3) маслобак, 4) частично мотор.

1. От лобовых атак пилот защищен звездообразным мотором и установленным в переднем окне козырька пулестойким стеклом толщиной 50 мm. Сильный наклон пулестойкого козырька (30° к продольной оси) и конструктивное оформление броневого носка мотора рассчитаны на рикошетирование пуль. Сзади пилот защищен заголовником толщиной 12 мм, установленным на подвижном колпаке фонаря, бронеспинкой толщиной 8 мм и бронеперегородкой толщиной 5 мм, установленной за бронеспинкой и состоящей из четырех частей: двух боковых, верхней и нижней. Эта плита закрывает все сечение фюзеляжа. В центральной части ее имеется отверстие, перекрытое бронеспинкой. От атак с боков и снизу пилот не защищен совершенно.

Углы защиты летчика из задней полусферы: голова и плечи защищены только по полету; туловище — в пределах ± 15—20° в горизонтальной плоскости.

2. Маслорадиатор защищен передним кольцом капота толщиной 5 мм, закрывающим его лоб, и вторым броневым кольцом толщиной 3 мм, защищающим его обичайку.

3. Маслобак защищен вторым броневым кольцом капота.

4. Мотор BMW 801 частично защищен броневыми кольцами капота. Тип брони— гомогенный. Общий вес брони на самолете около 110 кг.

Уязвимые места

Наиболее уязвимы на самолете протектированные, но не имеющие броневой защиты бензобаки и пилот (фиг. 18) при атаках с боков, сверху и снизу (бронезаголовника и броневой защиты с боков и снизу летчик на самолете ФВ-190 А-4 не имеет).

Оборудование

Самолет оборудован стандартными приборами, принятыми для немецких истребителей.

Приборная доска состоит из двух панелей, установленных в разных плоскостях в вертикальном положении и укрепленных на резиновых амортизаторах. Освещаются приборы двумя кабинными лампами.

У левого и правого бортов установлены два горизонтальных пульта. На левом пульте смонтированы сектор газа с переключателем управления шагом винта, управление и сигнализация шасси, управление посадочными щитками и стабилизатором и щиток управления радиостанцией (фиг. 19). На правой панели, установлены максимальные автоматы (фиг. 20).

Оборудование для ночных полетов отсутствует.

Высотные полеты обеспечиваются кислородным легочным автоматом фирмы Дрегер и Ауэр. В фюзеляже за кабиной пилота установлены три баллона, питающих кислородную установку. Баллоны имеют вид трех последовательно соединенных шаров. Изготовлены они из термически обработанной углеродистой стали. Рабочее давление в баллонах 150 ат.

В фюзеляже за кабиной пилота установлены две радиостанции с дистанционным управлением: ФУГ-16 и ФУГ-25.

В хвостовой части фюзеляжа предусмотрена установка аэрофотоаппарата.

Самолет ФВ-190 полностью электрофицирован. Помимо обычного для немецких самолетов электрофицирования средств управления шагом винта, оружием и запуска мотора, электрофицированы еще привод и управление убиранием и выпуском шасси, щитками и стабилизатором.

Источниками электроэнергии являются 24-вольтовый генератор номинальной мощностью 2000 вт, установленный на моторе, и аккумулятор, установленный в фюзеляже за кабиной пилота.

Защита цепей осуществляется 26-ю автоматами фирмы Сименс (по числу потребителей) и смонтированы в общей распределительной коробке. Каждый потребитель обеспечен индивидуальным предохранителем. Ни один из автоматов не обслуживает больше одного потребителя.

Электросеть двухпроводная, экранированная.

Самолет полностью металлизован.

Опознавательные признаки

Характерными чертами самолета, облегчающими его рапознавание в воздухе и на земле, являются:

1. Короткая носовая часть с большим обтекателем винта.

2. Трапецевидное в плане крыло с прямоугольными очертаниями концевьгх обтекателей.

3. Большое поперечное V, начинающееся от корня крыла.

4. Узкий стабилизатор почти прямоугольного очертания.

5. Длинный фюзеляж с плавными обводами.

6. Плавные очертания фонаря.

7. Очень широкая колея шасси.

Геометрические параметры

Размах..................... 10,520 м

Длина.................,.... 8,860 .

Высота по килю (в линии полета).........3,623 .

Ширина колеи шасси...............3,66 .

Площадь крыла..................18,609 м²

Удлинение крыла .................5,95

Поперечное V крыла...............5°30'

Летно-тактические данные

Полетный вес .......... 3989 кг

Вес пустого самолета .....3273 кг

Полная нагрузка .............. 716 кг

Взлетная мощность мотора............1580 л. с

Номинальная мощность на расчетной высоте. 1460 л. с.

Расчетная высота.................4970 м

Maкcимaльнaя горизонтальная скорость:

у земли ................510 км/час

на высоте 1000 м .........531

2000 ............543

300 ............541

4000 ............ 565

5000 ............588

6000 ............610

7000 ............606

8000 ............595

9000.............581

Вертикальная скорость:

у земли ..........13,6 м/сек

на высоте 1000 м............14,2

5000............ 11,4

7000 ......,..... 8,1

9000 ............ 3,6

Время набора высоты 3000 м.......... 3,8 мин.

   - " -   5000 ............ 6,8 мин

Время набора высоты 7000 м.......... 10,2 мин.

Практический потолок.......... 10500 м

Время набора практического потолка..... 32 мин.

Маневренность самолета

Набор высоты за боевой разворот с 1000 м - 700 - 750 м

Время виража на 1000 м без применеия щитков:

левого.......... 24 сек 1

правого.......... 23 сек 1

Со щитками, опущенными на 10°:

левого.......... 23 сек 1

правого.......... 22 сек 1

Взлетно-посадочные свойства

Взлетно-посадочные свойства

Разбег (без щитков)..........520 м

„ (щитки опущены на 10°) . . . 500 м

Пробег (щитки опущены на 60°, тормоза включены)..............530 м

Посадочная скорость.........154 км/ч ас

Дальность полета на режиме 0,9 V макс.

(542 км/час иа высоте 5260 м) . . . 552 км

Продолжительность полета на том же режиме....... .......1 ч. 02 мни.

Дальность полета на наивыгоднейшем режиме (395 км/час) на высоте 1245 м 983 км

Продолжительность полета на том же режиме..............2 ч. 30 мин.

Запас горючего............394 кг

Удельные нагрузки

Нагрузка на крыло..........214 кг/м²

Мощность на 1 м² крыла.......78,5 л.с./м²

Мощность на 1 кг полетного веса.....0,366 л.с./кг

Отличия ФВ-190 А-5 от ФВ-190 А-4

Летом 1943 г. появилась модификация самолета ФВ-190 над маркой ФВ-190 А-5, которая отличается от описанной:

1) небольшими изменениями в винтомоторной группе,

2) вооружением,

3) бронированием.

1. Выходные щели для воздуха, охлаждающего цилиндры мотора, снабжены регулируемыми заслонками типа «жалюзи». Таким образом площадь выходного сечения может изменяться в зависимости, от климатических условий, в которых эксплоатируется самолет, и времени года. Для прогрева мотора посредством запуска щели могут полностью перекрываться.

Установив требуемое выходное сечение при помощи рукоятки, расположенной на приборной доске, летчик больше не заботится об охлаждении, которое после этого регулируется автоматически, как и при щелях с фиксированным сечением.

Диаметр винти с 3,3 м уменьшен, до 3,2 м.

2. Стрелковое вооружение состоит из двух синхронных пулеметов MG-17 и двух синхронных пушек MG-151. Боезапасы остались такими-же, как и на ФВ-190 А-4.

Крыльевые пушки MG-FF отсутствуют и установка их не предусмотрена.

3. Броневая защита самолета ФВ-190 А-5 значительно усилена по сравнению с ФВ-190 А-4. К существующей системе бронирования добавлены 16 бронеплит, защищающих мотор, пилота и бензобаки от атак снизу. Дополнительно бронированы:

1) нижние крышки капота мотора;

2) нижняя поверхность центральной части крыла; 3) нижняя часть фюзеляжа под бензобаками;

4) щитки, прикрывающие колеса шасси.

Схема расположения дополнительно установленных бронедеталей и их толщины показаны на фиг. 21 а. Фиг. 21а. Дополнительные бронедетали.

Фиг. 21а. Дополнительные бронедетали.

Вес дополнительной брони—около 200 кг.

Уязвимость ФВ-190 А-5 соответственно меньшая.

В связи с установкой дополнительной брони полетный вес увеличился на 81 кг; появились неприкрываемые щели в крыле при убранном шасси.

Летно-тактические данные ФВ-190 А-5

Полетный вес нормальный............. 4070 кг

- „ - перегрузочный.......... 4270 кг

Вес пустого самолета............... 3245 кг

Полная нагрузка................ 825 кг

Взлетная мощность мотора............ 1580 л. с.

Номинальная мощность на расчетной высоте .... 1460 л. с.

Максимальная расчетная высота ......... 4970 м

Горизонтальная скорость:

у земли................... 510 км/час

на высоте 1000 м.............. 528

3000 „.............. 537 ,

5000 „.............. 532 „

6000 „.............. 604 ,

Вертикальная скорость:

у земли................... 12,0 м/сек

на высоте 3000 м.............. 9,6 м/сек

5000 „.............. 9,1 м/сек

7000 „.............. 5,7 м/сек

9000 ,............... 1,7 м/сек

Время набора высоты 5000 м........... 8,0 мин.

Практический потолок............... 9600 м

Набор высоты за боевой разворот с 1000 м . . . 850—900 м

Время виража (с опущенными щитками):

левого ............... 22 сек.

правого............... 21 сек.

Выводы

1. Истребитель ФВ-190 отрабатывался немцами в течение длительного времени и только на третьем году войны начал широко применяться на нашем фронте.

2. ФВ-190 А-4 имеет следующие особенности:

а) Сильное пушенное вооружение, состоящее из четырех пушек калибра 20 мм, из которых две синхронные пушки размещены в корневой части крыла. По продолжительности непрерывной стрельбы установленного на нем пушечно-пулеметного вооружения и общему весу секундного залпа, равному 4,93 кг/сек, он занимает одно из первых мест среди современных истребителей.

Вооружение самолета ФВ-190 А-5 значительно слабее вследствие отсуствия двух .крыльевых пушек Эрликон. Вес секундного залпа равен у него 2,848 кг/сек.

б) Бронирование маслобака и маслорадиатора, расположенных в ноcoвой части мотора, причем броня частично защищает также мотор при лобовых атаках.

в) Мотор воздушного охлаждения вместо жидкостного, установленного на Ме-109 Г-2.

г) Винтомоторная грунта самолета является единой компактной мотоустновкой, состоящей из мотора, моторамы, капота, винта с вентилятором, маслобака, маслорадиатора, маслофильтра и трубопроводов, которые входят в мотоустанавку как органическое целое.

При проектировании мотоустановки основной задачей было макксимальное уменьшение лобового сопротивления, для чего:

1) Уменьшены габариты мотора путем применения коротких шатунов и поведения хода поршня до величины диаметра цилиндра.

2) Капот выполнен весьма компактно и удобообтекаемо.

3) Маслорадиатор расположен под капотом в носовой части мотора.

4) Воздух поступает в нагнетатель изнутри калота, в результате чего внешнее сопротивление становится меньше, чем при обычном выступающем из капота патрубке.

5) Установлен (впервые вентилятор), автоматически регулирующий теипературу головок цилиндров и масла, что исключает необходимость в юбках или боковых жалюзи, вызывающих увеличение лобового сопротивления при их открытии.

д) Максимально автоматизирозано управление для разгрузки летчика:

1) У летчика имеется только рычаг сектора газа, связанный с центральным постом управления мотором, состоящим из автомата управления винтом, автомата наддува, автомата регулирования качества рабочей смеси, автомата переключателя скоростей нагнетателя и автомата опережения зажигания.

2) Автоматизировано стопорение хвостового колеса, связанное с управлением рулем высоты, так что при выбирании ручки "на себя" вилка колеса стопорится.

е) Сбрасываемый аварийно фонарь кабины летчика.

ж) Максимальное электрифицирование средств управления; электрифицированы:

1) управление шагом винта,

2) управление оружием,

з) запуск мотора,

4) привод и управление убиранием и вьпуском шасси,

5) управление щитками,

6) управление стабилизатором.

з) Применение для пушек MG-151 патронов с электрозапалом, что почти вдвое сокращает время стрельбы синхронной пушки.

3. Вместе с тем ФВ-190 оказался перетяжеленным самолетом. Его вертикальная, маневренность плоха, а горизонтальная уступает лучшим истребителям. По скороподъемности и боевым разворотам ФВ-190 А-4 уступает самолету Me-109 Г-2,

4. По максимальной горизонтальной скорости ФВ-190 А-4 с мотором BMW—801D на всех высотах уступает самолету Ме-109 Г-2 с мотором DB-605 А/1 и только у земли имеет превышение на 5 км!час.

5. В горизонтальном полете самолет устойчив, по всем осям, однако продолжительный полет с брошенной ручкой невозможен вследствие отсутствия управляемых триммеров.

При выполнении фигур пилотажа на ручке управления рулем высоты создаются большие натрузки (особенно в вертикальном маневре с наборам высоты).

Управление элеронами очень легкое и эффективное на всем диапазане скоростей.

6. Самолет имеет большой разбег и пробег и большую скорость планирования, что усложняет выполнение на нем взлета и посадки.

7. Круговой обзор верхней полусферы отличный. Обзор вперед несколько ограничен всладствие низкой посадки летчика. Стекло фонаря искажений не дает.

Размещение оборудования, рычага и кнопок в кабине удобно для ллетчика.

8. Полная автоматизация управления всеми агрегатами винтомоторной группы, управления огнем и контроля работы вооружения значительно облегчает работу летчика в бою.

9. Броневая защита самолета ФВ-190 А-4 спереди сильнее, чем у Me-109 Г-2, сзади — слабее.

Бронезащита ФВ-190 А-5 сильнее, чем у самолета Me-109 Г-2. Это усиление бронирования достигнуто ценой значительного ослабления огневой мощи самолета и увеличения его полетного веса на 81 кг.

1 Эти данные весьма приближены