Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
НИИ ВВС КА НЕМЕЦКИЕ САМОЛЕТЫ Оглавление Ме-109 Г-2 ФВ-190 А-4 Ме-110 Ме-210 Ю-87 Ю-88 До-217 Хе-111 Н-11 Ю-86 П Хш-129 ФВ-189 А-2 Хш-126 ФВ-200 Ю-52 ВВС Германии

Основные конструктивные отличия самолета Ме-109

Самолет Ме-109 Ме-109Е1 Ме-109Ф Ме-109 Г-2
Мотор ЮМО-210 DB-601А DB-601N-1 DB-605 A/1
Год выпуска 1937 1939-1941 1941-1942 1942-1943
Крыло
Законцовка крыла Прямая Эллиптическая
Тип элеронов Щелевые зависающие Фрайз-независающие
Тип закрылков Щелевые неразрезные Простые на шомполах, разрезные;
центропланная часть служит
створкой жидкостного радиатора
Предкрылок Имеется Укорочен в связи
с установкой пушки
в крыле
Укорочен в связи с
изменением законцовки крыла
Тяга, синхронизирующая
движение подвесок
предкрылков
Имеется Отсутствует
Площадь крыла м2 16,756 16,30 16,16 16,163
Размах крыла, м 9,9 9,9 9,9 9,9
Длина самолета, м 8,68 8,660 9,16 9,16
Фюзеляж
Первый шпангоут     Усилен в связи с установкой
моторной пушки
Хвостовой отсек   Уменьшен вырез под
хвостовое колесо в
связи с установкой
неубирающегося
колеса
Изменен вырез под
хвостовое колесо и установлен
кожух под убирающееся колесо
Крепление хвостового
отсека к фюзеляжу
    Усилено
Фонарь Верхние стекла закругленные Верхние стекла плоские
Самолет Ме-109 Ме-109Е Ме-109Ф Ме-109 Г-2
Оперение
Стабилизатор
Профиль киля
Подкосный
Симметричный
Свободнонесущий
Несимметричный
Хвостовое колесо
Схема костыля Убирающееся Неубирающееся Полуубирающееся
Винтомоторная группа
Октановое число
горючего
87 87 100 87
Сухой вес
мотора, кг
440 590 699 745
Винт Двухлопастной
деревянный
Трехлопастной металлический
Тип винта Фиксированного
шага
Регулируемого
в полете шага
Постоянных оборотов
Диаметр винта, м 3,06 3,1 3,0
Ширина лопасти, мм - 222 245 305
Автомат винта Отсутствует Установлен2 Установлен
Моторная рама Цельносварная Электронная штампованная с трубчатыми подкосами
Бензобак - Дуралюминовый
протектированный
Мягкий протектированный
Маслобак За мотором За противопожарной
перегородкой
В носке мотора
Маслорадиатор Под левым крылом Под капотом мотора На нижней крышке мотора
Габариты
маслорадиатора, мм
Глубина
по потоку 170
Глубина
по потоку 230
455 Х 130 Х 250
Площадь лба
маслорадиатора, м2
- 0,065 0,059
Управление створками
маслорадиатора
Ручное Автоматическое
Самолет Ме-109 Ме-109Е Ме-109Ф Ме-109 Г-2
Охлаждающая жидкость Вода Вода + гликоль 1:1
Водорадиатор 1 под капотом 2 под крыльями
Габариты
водорадиатора, мм
- Глубина
по потоку 170
755 Х 215 Х 170
Площадь лба
водорадиатора, м2
0,18 0,14 Х 2 0,167 Х 2
Клапаны для перекрытия
водосистемы (при аварии)
Отсутствуют Установлены
Сепаратор пара Два под
расширительным
бачком
Один
комбинированный
в расширительном
бачке
Два на выходе из блоков
Расширительный
бачок
Один подковообразный
в передней части мотора
Два по бокам мотора
Управление створками
радиаторовк
Ручное Автоматическое
Система
разжижения масла
Отсутствует Имеется
Выхлопная система Индивидуальные патрубки
нереактивного типа
Индивидуальные патрубки
реактивного типа
Кабина и оборудование
Регулировак сиденья - В полете На земле
Компас - Магнитный Электрический дистанционный
Указатель поворотов - Вакуумный Электрический
Комбинированный прибор
(указатель поворота,
скольжения,авиагоризонт)
Отсутствует Установлен3 Установлен
Самолет Ме-109 Ме-109Е Ме-109Ф Ме-109 Г-2
Вооружение и бронирование
Стрелковое вооружение Два синхронных
пулемета MG-17
калибра 7,92 мм
Первый вариант
Два синхронных
пулемета MG-17
калибра 7,92 мм
и два крыльевых
пулемета MG 17
Второй вариант
Два синхронных
пулемета MG-17
и две крыльевые
пушки MGFF калибра 20мм
Два синхронных
пулемета MG-17
калибра 7,92 мм
и одна мотопушка
MG-151 калибра 15 мм
Первый вариант
Два синхронных
пулемета MG-17
калибра 7,92 мм
и одна мотопушка
MG-151 калибра 20мм
и две подкрыльевые
пушки MG-151
калибра 20 мм
Второй вариант
Два синхронных
пулемета MG-17
и одна мотопушка
MG-151
Боезапас 2000Х7,92 1) 2000Х7,92 и 1000Х7,92
2000Х7,92 и 120Х20
1000Х7,92
200Х15
1000Х7,92
460Х20
Бронирование Отсутствует 1) Бронеспинка4 Бронеспинка
загнутая
под сиденье
2) Дуралюминовая
броня за баком5
3) Наголовник
Бронеспинка
загнутая
под сиденье
2) Дуралюминовая
плита за баком
3) Наголовник
4)Бронестекло
в козырьке фонаря
и в заголовнике на
некоторых выпусках

1 С этим истребителем Германия вступила в войну с СССР.

2 До выпуска Е7 отсутствовал

3 До выпуска Ф4 отсутствовал

4 Только с выпуска Е 7

5 До выпуска Ф4 отсутствовал

Летно - тактические данные Ме-109 Г-4 и Ме-109 Г-2 в пятиточечнем варианте практически одинаковы.

Истребитель Ме-109 Г-6 имеет следующие отличия от Ме-109 Г-4:

1. Увеличены размеры основных колес.

2. Усилены амортизационные стойки.

3. Изменена хвостовая часть фюзеляжа (с целью уборки хвостового колеса).

4. Хвостовое колесо убирается в полете.

5. Стрелковое вооружение усилено путем замены пулеметов MG-17 калибра 7,92 мм крупнокалиберными пулеметами MG-131 калибра 13 мм, также стреляющими через диски винта. Общий боезапас пулеметов — 400 патронов.

На самолет Ме-109 Г-6 устанавливается мотор DB-605 А/1, тот же что и на Ме-109 Г-2 и Ме-109 Г-4.

По некоторым (непроверенным) данным на Ме-109 Г-6 устанавливаются также моторы, мощность которых на 200 л.с. больше мощности DB-605 А/1.

Выводы

1. В первые два года войны основным самолетом истребительной авиации немцев являлся Мессершмитт Me-109.

К началу войны (июнь 1941 г.) истребитель Ме-109Е был серийным, тщательно отработанным и доведенным самолетом, но его основные летпо-тактические данные по сравнению с новыми истребителями других стран были ниже, что вынудило немцев прибегнуть к срочной его модификации, в результате которой уже осенью 1941 г. на фронте появился модифицированный самолет Ме-109Ф.

2. Модифицированный самолет Ме-109Ф имел: а) лучшую аэродинамику,

б) более мощный мотор, для которого требовалось горючее с октановым числам 100,

в) центральную мотопушку (вместо двух крыльевых у Ме-109Е),

г) мягкий бензобак (вместо дуралюминового у Me-109E),

д) лучшую бронезащиту (добавлен наголовник, бронеспинка загнута под сиденье; позднее была установлена дуралюминовая перегородка за баком),

е) автоматическое управление заслонками радиаторов. В результате этих изменений значительно повысилась максимальная горизонтальная скорость самолета и улучшилась его скороподъемность.

3. В дальнейшем эти улучшения летных данных оказались недостаточными, и в конце лета 1942 г. появилась вторая основная модификация самолета за первые два года войны под маркой Ме-109 Г-2.

На самолетах этой модификации был установлен более мощный и более высотный мотор, усилено вооружение пугем размещения двух пушек калибра 20 мм в обтекателях под крыльями (что фактически было осуществлено не на всех самолетах) и поставлена прозрачная броня толщиной 60 мм в передней неподвижной части фонаря кабины летчика.

Аэродинамика самолета в основном осталась такой же, как и самолета Ме-109Ф. У земли максимальная горизонтальная скорость самолета Ме-109 Г-2 с пятиточечным вооружением и вертикальная скорость до высоты 3000 м практически остались такими же, как у самолета Ме-109Ф. Повышение этих летных данных на больших высотах обусловлено исключительно увеличением мощности и высотности, мотора DB-605 А/1,так как полетный вес самолета возрос на 450 кг, а аэродинамику Ме-109 Г-2 по сравнению с Ме-109Ф улучшить не удалось.

4. На самолетах последних модификадий ухудшились условия работы летчика - ухудшился обзор, в управлении самолет стал тяжел, особенно на руль высоты (при выполнении пилотажа требуются значительные усилия). При перетягивании ручки на виражах и на вертикальном маневре самолет сваливается в штопор без предупреждения.

5. Горизонтальный маневр самолета Ме-109 Г-2 с пятиточечным вооружением еще более ухудшился.

6. Повышение мощности и высотности мотора DB-605 A/1 по сравнению с DB-601N было достигнуто в результате значительных конструктивных изменений мотора. При этом мотор стал менее надежным (при испытании трофейных моторов DB-6O5 А/1 на станке наблюдалось много дефектов; у всех трофейных моторов форсаж был отключен).

7. 300-кг запас, горючего на всех модифицированных самолетах, начиная с Ме-109Е, практическиt оставался без изменении. Умеренная дальность и продолжительность полета самолета в случае необходимости повышались путем подвески дополнительных бензобаков под фюзеляжем.

8. Несмотря на принятые меры по повышению живучести самолета Me-109 Г-2, он имеет много уязвимых мест. Наиболее уязвимой частью самолета является винтомоторная группа — жидкостный мотор, масло- и водорадиаторы, масло- и бензобаки, система впрыска горючего и расширительные бачки.

Появление летом 1943 г. новых модификаций Ме-109 под марками Me-109 Г-4 и Ме-109 Г-6 свидетельствует о стремлении немцев удержать на вооружении хорошо отработанный и освоенный в массовом производстве истребитель. Одним из недостатков самолета Ме-109 является слабость посадочных органов. Путем минимальных конструктивных переделок в модификации Ме-109 Г-4 уменьшен износ покрышек колес и возможность их срыва.

Снятие подкрыльных пушек на самолетах Ме-109 Г-4 и Ме-109 Г-6 и усиление центрального вооружения на Me-109 Г-6 свидетельствует о неудовлетворительности летных данных Ме-109 Г-2 с пятиточечным вооружением (снижение максимальной скорости на 16 км/час против трехточечного варианта) и о большей целесообразности трехточечной схемы для данного самолета.

10. Несмотря на неоднократные модернизации, самолет Ме-109 перестает быть единственным серийным истребителем немецкой авиации.

На третьем году войны немцы были вынуждены изменить своему правилу — иметь на вооружении только один одноместный одномоторный истребитель—и начали широко применять на нашем фронте новый истребитель ФВ-190.

Сравнительная таблица лётно-тактических данных модификаций самолета Ме-109

Самолет Ме 109 Ме 109Е Ме 109Ф Ме-109 Г-2 Ме-109 Г-2 Ме-109 Г-4
Мотор ЮМО-210 DB-601A DB-601N-1 DB-605-A/1 DB-605-A/1 DB-605-A/1
Полетный вес, кг 1782 2605 2780 3235 3023 3027
Вес пустого самолета, кг 1382 2016 2209 2490 2428 2448
Вес нагрузки, кг 400 589 571 745 595 579
Номинальная мощность
у земли, л.с.
- 1045 - 1310 1310 1310
Мощность мотора на
расчетной высоте л.с./м
615/3700 1050/4100 1085/4000 1300/5800 1300/5800 1300/5800
Максимальная горизонтальная
скорость, км/час: у земли
380 440 510 505 524 508
на высоте 1000 м 396 469 528 535 554 536
на высоте 3000 м 422 521,5 562 586 602 578
на высоте 5000 м 410 546 556 593 610 594
на высоте 7000 м - 523 - 650 666 650
на высоте 9000 м - - - 630 648 625
Вертикальная скорость,
м/сек у земли
7,0 11,2 16,9 16,8 19 17,3
на высоте 3000 м 7,3 14,9 16,0 16,2 18,9 15,8
на высоте 5000 м 3,35 10,8 10,68 13,9 16,6 13,6
Время набора
высоты 5000 м, мин
13,0 6,3 5,4 5,1 4,4 5,2
Набор высоты за
боевой разворот с 1000 м, м
- 500 850 1100 1100 1150
Самолет Ме 109 Ме 109Е Ме 109Ф Ме-109 Г-2 Ме-109 Г-2 Ме-109 Г-4
Мотор ЮМО-210 DB-601A DB-601N-1 DB-605-A/1 DB-605-A/1 DB-605-A/1
Время виража
на высоте 1000 м, сек левого
16,0 26,5 20,5 22,6 20,0 20,5
правого 15,9 29,4 19,6 22,8 21,5 21,0
Практический потолок, м 6600 10 000 8750 11 250 11 900 10 350
Разбег, м - 3054 310 450 345 -
Пробег, м - 473 418 475 400 -
Дальность, км 500 - 850-900 545 660 645
при скорости, км/час 389 - 310 0,9Vmax 0,9Vmax 0,86Vmax
на высоте, м 4000 - - - 5000 5100
Запас горючего, кг 175 296 300 300 300 300
Площадь крыла, м² 16,756 16,30 16,16 16,16 16,16 16,16
Нагрузка на крыло, кг/м² 106,4 160 172 200 187 187
Площадь на 1 м² крыла, л.с. 36,7 67,5 77,1 80,5 80,5 80,5
Мощность на 1 кг,
полетного веса, л.с.
0,345 0,422 0,45 0,403 0,130 0,430
Вооружение стрелковое 2х7,92 4х7,92
или 2х7,92
2х20
1х15
или 2х7,92
3х20
или 2х7,92
1х20
или 2х7,92
2х7,92+
1х20
Вооружение бомбардировочное нет
1х250, или 4х50, или 80х2 в четырех контейнерах

©AirPages
2003-