Авиация Второй мировой

Home  Custom Search

Командир "счастливой штуки" Ганс-Ульрих Рудель...

Анатолий Дёмин

Летом 1943 г. во время Курской битвы Рудель на "Густаве" подбил свой первый танк, чуть не ставший последним. Позже писал: "Я был неопытен и летел очень низко, сзади приближаясь к танку в пологом пике. Я нажал на гашетку, когда был примерно в тридцати метрах. Я дал короткую очередь, последовал ужасающий взрыв, и когда я вышел из пике, то обнаружил, что мы летим в большой очаг огня. Я удивлен, что мы прошли его без повреждений, мой стрелок тоже; он сказал, что танк взорвался как бомба и он видел его падавшие позади нас обломки..." Вскоре Рудель разработал тактику применения Ju-87G, атакуя советские танки с борта или кормы, где броня была тоньше. Ко всему это давало дополнительный шанс на спасение экипажу: если самолет будет подбит на небольшой высоте - не надо разворачиваться в сторону своих позиций. В мемуарах Рудель вспоминает, что в один из дней советского контрнаступления уничтожил 12 танков.

Ганс-Ульрих Рудель В марте 1944 г. Рудель совершил свой 1500-й вылет, получил звание майора и стал командиром III/StG2, воевавшей в Приднестровье. В один из ясных дней в конце месяца его группа бомбила мост через Днестр в районе Ямполя. Оказавшись без истребительного прикрытия, "штуки" встретили эскадрилью Ла-5. Подбитый малоопытный ведомый пошел на вынужденную. Рудель приземлился рядом, пытаясь спасти экипаж, но одно колесо "намертво" засело в грязи. Все попытки двух экипажей ни к чему не привели. Вчетвером они спаслись бегством от приближавшихся советских бойцов, с крутого обрыва бросились в ледяную воду и переплыли Днестр, причем стрелок Руделя утонул в нескольких метрах от берега. На другом берегу они вновь натолкнулись на русских, Руделя ранили в плечо, но он вновь убежал, сказалась хорошая спортивная форма. Только через сутки он добрался до занятого немцами румынского города Флорешти. 29 марта его наградили высшей немецкой наградой - Бриллиантами к Рыцарскому кресту. К этому времени Руделя подбивали 6 раз.

1 августа 1944 г. майор Рудель стал командиром эскадры SG2, но в конце года удача отвернулась от счастливого аса - "штукаря". 17 ноября его ранили в бедро в районе Будапешта, но уже спустя несколько дней, сбежав из госпиталя, он летал с ногой в гипсе. 8 февраля 1945 г. в нескольких боевых вылетах в районе Лебуса Рудель спас от разгрома оборонявшийся от танков пехотный батальон, уничтожив, по его словам, 12 Т-34 и один KB (или ИС-2), но зенитным огнем был подбит и серьезно ранен в правую ногу. От смерти его спас стрелок Гадерманн, врач по образованию. Немедленно наложив на месте вынужденной посадки жгут, он спас его от смерти от потери крови. В полевом госпитале в Зеелове ему ампутировали правую ступню, в строй на костылях он вернулся спустя шесть недель в марте 1945 г. и с временным протезом продолжал воевать до 8 мая, совершив свой последний боевой вылет в Богемии. На следующий день он перелетел на Запад.

Сдавшись американцам в Китцингене, Рудель побывал в Англии и во Франции на допросах у союзников, прежде чем его отправили долечиваться в Баварию и сделали протез. В 1946 г. работал шофером, два года спустя эмигрировал в Аргентину, где устроился на авиазаводе. На протезе активно занимался горными лыжами и альпинизмом. В 1950-е годы вернулся в Германию. Умер в 1982 г.

К 2000-му вылету 1 июня 1944 г. на официальном счету Руделя числилось 223 танка, уничтоженных бортовым оружием и 78 - бомбами. Западные источники дают следующую статистику: на 28 марта 1944 г. - 208 танков, на 6 августа 1944 г. - более 300, на 23 декабря 1944 г. - 463, на 9 мая 1945 г. - 519.

Всего за войну Рудель провел в воздухе на Ju-87 моделей В, D и G более 6000 летных часов, совершив 2530 боевых вылетов. На его личном счету есть уничтоженные линкор, крейсер, лидер эсминцев, 78 катеров, более чем 800 единиц авто- и бронетехники, 150 артиллерийских орудий, в том числе зенитных, 4 или 5 бронепоездов. На "штуке" он сбил два Ил-2 и один ЛаГГ-3.

Отдавая дань уважения воле и мужеству достойного противника, его таланту летчика и превосходного тактика применения противотанковых самолетов, все же следует отметить, что многие его достижения, особенно в последний год войны, попахивают "охотничьими рассказами". Нет уверенности даже в достоверности числа его боевых вылетов. За апрель - май 1944 г. сделано 500 вылетов, т.е независимо от погоды в среднем по 8 вылетов в день, тогда "штуки" так летать уже не могли.

Упомянем еще нескольких "противотанковых" асов, воевавших на Ju-87G. Это лейтенанты А.Корол (99 танков) и В.Ёсвиг (98), обер-фельдфебель Я.Ерстер (78). Их достижения не идут ни в какое сравнение с результатами Руделя, но надо учесть, что их общий срок службы не превышал одного года.