Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте

Ракета R4/M
"Оrkаn" ("Смерч")

Ракета R4/M

Ракета со стабилизаторами, раскрывающимися в воздухе R4/M (Rakete, 4 Kg, Minenkopf) явилась наиболее удачной разработкой консорциума фирм "Heber AG", "Osterode" и "DWM Lubeck", как венец детальных баллистических исследований, опытов по повышению точности стрельбы и анализа факторов, вызывающих рассеивание ракет после их запуска с направляющей. При разработке экспериментальным путем была найдена наименьшая масса разрывного заряда, необходимая для достижения высокой вероятности уничтожения вражеского бомбардировщика (около 400 граммов пентрита или гексогена).

Для "Оrkаn" масса составляла 3,85 кг, из которых на боеголовку с контактным взрывателем Az.Rz.2 приходилось 815 г. Боевая часть содержала 520 граммов взрывчатки типа НТА 41 (45% тротила, 40% гексогена, 15% алюминиевой пудры), калибр ракеты составлял 55 мм и общая длина 812 мм. Маршевый двигатель, содержащий 815 г дигликолиевого пороха в трех шашках, сообщал ракете максимальную скорость 525 м/с, впрочем, сильно зависела от начальной температуры заряда. На курсе ракету удерживали 8 раскрывающихся стабилизаторов размахом 242 мм.

R4/M была принята на вооружение осенью 1944 года и в начале 1945 года было заказано 25000 ракет. Реально произведено до 12000, однако в авиационные части попало их только ограниченное количество. В ходе боев с их применением (в самом конце войны) по соединениям союзных бомбардировщиков выпущено около 2500 ракет в большинстве своем с хорошими результатами.

Ракеты R4/M под крылом Ме-262

Ракетами оснащались, главным образом реактивные истребители Ме-262. Ракета R4M могла запускаться с трубчатой или простейшей деревянной балочной направляющей. К апрелю 1945 года таким образом оборудовали 60 машин с боекомплектом 24 ракеты (по 12 ракет на каждом полукрыле, шесть из них несли 48 ракет, установленных в два яруса). Баллистика ракеты на дистанциях до 1000 метров была близка к снарядам 30-мм пушек МК-108, стоявших на Ме-262, поэтому прицеливание осуществлялось через стандартный прицел "Revi 16В". Наиболее распространенной тактикой был запуск залпом всех ракет с дистанции около 1 км. На такой дистанции ракеты накрывали довольно большой объем пространства примерно 15 на 30 м, значительно увеличивая вероятность поражения хотя бы одного бомбардировщика противника.

Помимо истребителей Ме-262, эта ракета ограниченно использовалась на штурмовых версиях FW-190, также предполагалось в качестве основного вооружения ракетного перехватчика Bachem Ва.349 "Natter".


Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "История авиационного вооружения." /А.Б. Широкорад/
  • "Разбомбить Европу." /А.Б. Широкорад/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

Боевое применение

Утром 18 марта 1329 бомбардировщиков 8-й американской воздушной армии, сопровождаемые 733 истребителями, вылетели на Берлин. В то время как первая волна бомбардировщиков приближалась к предместьям Берлина, с аэродромов Ораниебург и Брандебург-Брись взлетели реактивные истребители Ме-262. Собравшись в плотный боевой порядок, они около 11 часов утра атаковали противника в районе Наузен — Ратенов — Бранденбург — Потстдам. В 11 ч. 09 мин. майор Вейссенбергер сбил первую «летающую крепость», а в 11 ч. 10 мин. вторую. В 11 ч. 14 мин. старший сержант Любкинг, лейтенант Радсмахер и лейтенант Густав Штурм сбили еще три бомбардировщика В-17, а затем лейтенант Штурм сбил истребитель «мустанг». В 11 ч 17 мин. майор Вейссенбергер сбил шестую «летающую крепость». 'Гак всего за восемь минут американцы потеряли семь самолетов. Но на этом их бедствия не закончились.

В 11 ч. 20 мин. в бой вступили истребители из эскадрильи 9/JG7, вооруженные неуправляемой авиационной ракетой R4M «Оркан». Эта ракета была спроектирована Куртом Хебером и доведена в ДВМ (Германском институте вооружения и амуниции) в городе Любеке.

18 марта шесть Ме-262, вооруженных 24 ракетами R4M, выпустили их с дистанции 400 м. Эффект оказался потрясающим — при прямом попадании «летающая крепость» разваливалась на куски. 18 марта летчики из эскадрильи 9/JG7 сбили 13 самолетов противника, потеряв шесть своих машин. Применение неуправляемых реактивных снарядов поднимало и боевой дух германских летчиков. Ведь по существующим наставлениям огонь из 30-мм пушек следовало открывать с дистанции 250 м, а стрелки американских В-17 и В-24 открывали огонь из 12,7-мм оборонительных установок с дистанции 800 м.

19 марта над Чешнитцем 28 истребителей Ме-262 из эскадрильи 9/JG7 перехватили группу В-17 из состава 3-й авиадивизии ВВС США. В ходе боя ракетами R4M были сбиты четыре «летающие крепости».

31 марта летчики из эскадрильи 9/JG7 в четырех воздушных боях над Бременом, Гамбургом и Вильгсльмсхафеном ракетами R4M сбили 21 британским тяжелый бомбардировщик типа «Галифакс» или «ланкастер».

5 апреля летчиков эскадрильи JV44 подняли на перехват группы «летающих крепостей» и «либерейторов», которые, собравшись над Парижем, теперь держали курс на северо-восток. С аэродрома Риема взлетели пять истребителей Me-262 и в первой же атаке сбили две «летающие крепости». Еще два В-17 получили такие серьезные повреждения, что вряд ли подлежали восстановлению. В этом бою американцы потеряли еще и один «мустанг».

Израсходовав ракеты, пилоты JV44 встретили вторую волну американских бомбардировщиков, состоявшую из «либерейторов», огнем бортовых пушек. Пилоты из JV44 сбили семь американских четырехмоторных бомбардировщиков, еще несколько получили повреждения. Один из бомбардировщиков сбил Шаллмозер «нормальным способом».

Всего до окончания войны немцам удалось применить только 2500 авиационных ракет R4M из 12 тысяч изготовленных.