Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Messerschmitt BF109B,C,D BF109E BF109F BF109G BF109G-2 BF109H BF109K BF110C BF110E BF110G Me-410 Me-309 Me-163 Me-262A-1a Me-262A-2a Me-262B Me-264 1101 Me-321 Me-323 Фото и схемы Боевое применение JG5 Bf 109 JG54 Bf 110 Me 262 Me 262 Три мифа о... Luftwaffe

Me-309

Истребитель

Messerschmitt

Me-309

Командование Люфтваффе неоднократно обращалось к фирме «Мессершмитт» с просьбами увеличить скорость и радиус действия истребителя Bf 109, а также усилить его вооружение. Проводя работы по последовательному совершенствованию Bf 109, шеф фирмы Вилли Мессершмитт в 1940 г. принял решение разработать новый истребитель с использованием новейших достижений самолетостроения, включая полностью убираемое трехстоечное шасси, гермокабину и радиатор переменной площади сечения.

Новый самолет, которому было присвоено обозначение Me 309, действительно, мог стать очень неплохим истребителем. Он представлял собой одномоторный цельнометаллический низкоплан с новым для того времени шасси с носовой стойкой. С учетом нареканий летчиков на недостаточную устойчивость Bf 109 при рулежке, обусловленную малой колеей шасси, Me 309 имел шасси с увеличенной примерно в полтора раза колеей. Основные стойки шасси убирались в полете в направлении к фюзеляжу, а носовая стойка убиралась назад в фюзеляж с поворотом на 90°.

Расположенная в средней части фюзеляжа герметичная кабина пилота была закрыта фонарем характерной каплеобразной формы, обеспечивающим хороший обзор во все стороны.

На самолете был установлен весьма мощный 12-цилиндровый двигатель DB 603А-1 (1750 л. с.), который в сочетании с трехлопастным винтом изменяемого в полете шага должен был обеспечивать максимальную скорость полета 740 км/ч. Система охлаждения двигателя имела регулируемый в полете воздухозаборник с небольшим лобовым сопротивлением.

В максимальной степени были учтены и пожелания Люфтваффе относительно вооружения самолета. На нем были установлены четыре 13-мм пулемета MG 131, две 30-мм пушки МК 108 и одна 30-мм пушка МК 103. Пушки МК 103 и МК 108 были разработаны фирмой «Рестиметалл-Борзиг» специально для борьбы с сильнобронированными самолетами. Пушка МК 108 весила примерно в полтора раза больше, чем MG 151 /20, однако вес ее снаряда в три раза превышал вес снаряда MG 151/20, так что трех-четырех попаданий оказывалось достаточно для вывода из строя четырехмоторного бомбардировщика.

Недостатком пушки была невысокая начальная скорость снаряда — всего 500 м/с, что делало ее непригодной для борьбы с наземными целями. Этот недостаток был устранен в пушке МК 103.

Начальная скорость снаряда этой пушки была доведена до 860 м/с. Такое вооружение устанавливалось далеко не на всех двухмоторных истребителях!

Здесь необходимо отметить, что разработка Me 309 велась без особенной спешки. Во-первых, оказалось, что конструкция Bf 109 обладает значительным резервом для совершенствования и что посредством относительно несложной модернизации Bf 109 можно все время поддерживать на уровне постоянно возрастающих требований. Во-вторых, в один день с полетом первого опытного образца Me 309 VI состоялся третий, и на этот раз успешный, полет реактивного истребителя Me 262 V3. В этой связи ни фирма «Мессершмитт», ни командование Люфтваффе не были всерьез заинтересованы в создании нового истребителя с поршневым двигателем, требующего весьма значительного объема работ по доводке и организации серийного производства.

Так что, когда в июле 1943 г. фирма «Мессершмитт» изготовила последний из заказанных четырех опытных образцов Me 309. дальнейшие заказы не последовали.

Экипаж 1 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 11,04
Площадь крыла, м2 11,04
Длина самолета, м 9.46
Высота самолета, м 3.45
Двигатель.
12-ти цилиндровый DB-603G Даймлер-Бенц 1750 л.с., 1308kW
Массы и нагрузки, кг:
Пустого 3530
Максимальная взлетная 4250
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 733
Практический потолок, м 12000
Радиус, км 1100
Вооружение
2x15-мм пушки MG-151, 3x13-мм пулемета MG-131, бомб, кг нет

Опытные самолеты

Мe.309-V1 По мере расширения боевого опыта интерес люфтваффе к Ме.309 снижался все больше и больше ставку делали на установку на Bf.109 более мощных двигателей и вооружения, что не влекло задержек в работе сборочных линий. Тем не менее, работа над опытным Me.309-V1 (001 GE+CU) продолжалась. Самолет был готов в начале июня 1942 г. Наземные испытания были запланированы на 27 июня. Сначала на закрепленном и загруженном балластом самолете провели прогоны двигателя. Уже этого было достаточно для задержки из-за вибрации двигателя на слишком жестко закрепленном самолете полопались трубопроводы системы охлаждения. После решения этой проблемы начались рулежки на земле. При этом выявилась серьезная вибрация носового колеса, а после доработки и вихляние самолета на больших скоростях рулежки (эффект Шимми).

Hаиболее серьезные проблемы с шасси удалось разрешить к середине июля. 18 июля состоялся первый полет самолета под управлением Карла Баура, но через семь минут полет был прерван из резкого роста температуры охлаждающей жидкости. Оказалось, что при наборе высоты, когда двигатель работал на максимальных оборотах, носовая стойка шасси значительно затеняла подфюзеляжный радиатор, а мощности гидравлики было недостаточно для быстрой уборки шасси. Эту проблему решили удвоением мощности гидравлики, сократив тем самым время затенения радиатора носовой стойкой. После доработки гидравлики, створок ниш шасси и элеронов, казалось все серьезные проблемы были решены. 7 сентября 1942 г Me.309-V1 получил новый винт с возможностью реверса. Первый полет с ним состоялся на следующий день. Во время второй посадки в Лехфельде Баур использовал реверс винта сразу после касания. Торможение было настолько резким, что самолет развернуло, закрылки и руль высоты были повреждены, а после этого сломалась носовая стойка шасси. После ремонта испытания реверсивного винта прошли с большим успехом. Баур успешно отработал прием торможения самолета, который он эффектно продемонстрировал перед комиссией на рулежке перед наблюдателями Баур резко дал реверс и самолет тут же встал, а с голов членов комиссии слетели шляпы.

После завершения испытаний Мe.309-V1 был перегнан в Лейпхейм для снятия взлетно-посадочных характеристик на бетонной полосе аэродрома. Летные испытания показали скорость отрыва при весе 3700 кг в 180 км/ч, которая возрастала при весе 4100 кг до 200 км/ч. Me.309-V1 на испытаниях все норовил сойти со взлетной полосы, а на больших скоростях был неустойчив на курсе. В результате опытный самолет получил новый киль увеличенной площади, первоначально планировавшийся для Me.309-V3. 11 ноября 1942 г после этой доработки Me.309-V1 показали полковнику Адольфу Галланду, а 20 числа самолет был облетан в Рехлине испытателем РЛМ Беауваисом. Через два дня был проведен учебный бой с Bf.109G, который оказался более маневренным. Me.309 спасала только большая скорость полета.

Еще после одного полета Беауваис представил свой отчет: Возможно, что Ме.309 после доводок будет вполне сносен, но для среднего пилота он все равно будет представлять проблему, а посадка с носовым колесом представляет проблему даже для опытных пилотов. С полным вооружением самолет будет только на 50 км/ч быстрее, чем Bf.109G, и вряд ли будет лучше новых самолетов (т.е. Fw.190D), которые скоро появятся.

Второй опытный Me.309-V2 (GE+CV) был облетан 29 ноября 1942 г. Hо при посадке носовая стойка сломалась, и самолет был списан. Me.309-V2 отличался от V1 только установкой вместо DB-603A-1 нового DB-605B. Последний в марте 1943 г был поставлен на Me.309-V1. Самолет к этому времени был оснащен новым килем его меняли четыре раза, пока не были удовлетворены результатом. В марте 1943 г полетел Ме.309-V3 (GE+CW) с DB-605B он использовался для испытаний на больших скоростях. К этому времени программу испытаний было решено ограничить четырьмя опытными самолетами.

Четвертый и последний опытный самолет Me.309-V4 (RH+LH), который предназначался для испытаний вооружения, был готов и полетел в июле 1943 г. Me.309-V4 был оснащен двигателем DB-605B и нес чрезвычайно мощное вооружение, которое Мессершмитт предлагала для тяжелого варианта истребителя. Самолет имел два синхронных 13 мм пулемета MG-131, по 20 мм пушке MG-151 и пулемету MG-131 в корне каждого крыла и две 30 мм пушки МК-108 в консолях. МК-108 были частично скрыты под обтекателями на верхней поверхности крыла, по образцу испытанных на Bf.109-V31. С полным составом вооружения и с 880 л топлива Me.309-V4 весил 4875 кг и достигал скорости 575 км/ч на 15% меньше расчетов Мессершмитта.

После заводских испытаний в Аугсбурге Me.309-V4 должны были перевести в Лейпхейм, но до этого его разбомбили союзники. Me.309-V3 позже использовался для испытания гермокабины и катапультируемого кресла для Ме.262, а на Me.309-V1 продолжались испытания трехстоечного шасси и реверсивного винта.

Перед прекращением работ над Ме.309 в проектах были несколько серийных вариантов самолета:

Me.309A-1 - легкий истребитель с вооружением из двух 13 мм пулеметов MG-131 и 30 мм пушки МК-108;

Me.309A-2 - тяжелый охотник c вооружением по образцу четвертого опытного самолета; пикирующий бомбардировщик Me.309B-1 с вооружением по образцу А-1 и держателями на пару 250 кг бомб под крыльями.

Hа эти самолеты планировалось ставить двигатели DB-603G взлетной мощностью 1900 лс и 1560 лс на высоте 7400 м либо Jumo-213H взлетной мощностью 2650 лс и 2160 лс на высоте 7400 м. Еще одним возможным направлением развития был проект Ме.609 спарки двух Ме.309 с помощью прямой секции крыла между двумя фюзеляжами.

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Боевые самолеты Третьего Рейха" / У. Грин /
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

©AirPages
2003-