Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Самолёты Messerschmitt BF109B,C,D BF109E BF109F BF109G BF109G-2 BF109H BF109K BF110C BF110E BF110G Me-410 Me-309 Me-163 Me-262A-1a Me-262A-2a Me-262B Me-264 1101 Me-321 Me-323 Фото и схемы Боевое применение JG5 Bf 109 JG54 Bf 110 Me 262 Me 262 Три мифа о... Luftwaffe

Me 264

Стратегический бомбардировщик

Messerschmitt

Me 264 V-1

Широко известны американские дальние тяжелые бомбардировщики - летающие крепости, осуществляющие ковровые бомбардировки немецких городов. Отсюда возникает законный вопрос, а создавался ли в Германии бомбардировщик, способный бомбить Америку?

Ответ положительный, такой самолет был и назывался он соответственно - America Bomber. По проекту самолет должен был донести до Нью-Йорка 1800 кг бомб. Кроме того, самолет должен был выполнять стратегическую разведку и оборудоваться соответствующим фотооборудованием.

Проектная дальность самолета должна была составлять 13 000 - 15 000 км. Решение столь сложной задачи при возможностях силовой установки того времени было возможно при создании крыла большого удлинения и использования подвесных топливных баков.

Конструктивно самолет представлял собой четырехдвигательный высокоплан с двухкилевым оперением. Фюзеляж типа монокок овального сечения, разделённый на три секции. Трехстоечное шасси с носовым колесом, на каждой стойке по одному колесу.

Крыло вмещало в себя 13800 л топлива в протектированных баках и еще 5800 л в непротектированных баках. Крыло большого удлинения, в последующих модификациях размах крыла был увеличен с 39 до 43 м. Общий вес вмещаемого топлива в 9 баках в каждом крыле составлял 9740 кг.

Me 264 V1. Аугсбург, холодный зимний день 23 декабря 1942 года, Messerschmitt Me 264 V 1, W.Nr. 26400001, кодовый RE + EN, готовый к первому полету, выкатили из ангара. Me 264 V 1, со взлётным весом 21175 кг, был оснащен четырьмя 12-цилиндровыми двигателями Junkers Jumo 211 J-1, с жидкостным охлаждением, такими же, как на самолете Junkers Ju 88 A-4, с гондолами и радиаторами от этого самолета, самолет не имел вооружения и турельных установок. Программа летных испытаний была под полным контролем дипломированного инженера Герхарда Кароли и шеф пилота-испытателя Карла Баура, одного из самых опытных летчиков-испытателей фирмы Messerschmitt, который был тесно связан со строительством первого прототипа Me 264 V 1.

На первом этапе, прежде чем вырулить на исполнительный старт взлетно-посадочной полосы, самолет прошел обширный тест при рулении. Взлет прошел штатно, из соображений безопасности шасси в первом полете не убирались.

Me 264 V2. Конструкционно самолет не отличался от Me 264 V1. В качестве силовой установки устанавливались четыре двигателя BMW 801D с системой форсирования GM 1. Общее бронирование самолета должно было составлять 1000 кг. Новые законцовки крыла увеличивали его размах до 43 м.

Me 264 V3 'Sonderaufklärer'. Работы по созданию Me 264 V3 продолжались, прорабатывались различные варианты силовой установки, установка на самолете шести двигателей, установка дополнительно двух турботурбореактивных двигателя и даже совсем экзотичный вариант - установка паровой турбины, работающей на смеси бензина и угольной пыли.

Как видно из сохранившихся Мессершмитт записи, Карл Зайферт продолжал решать проблемы компоновки и постоянно растущего веса. 10 февраля 1945 года он подготовил пересмотренную спецификацию оценки веса для варианта в "Sonderaufklarer" Ме 264. Этот вариант должен был быть оснащен четырьмя двигателями BMW 801 г, GM 1 с закисью оксида для усиления мощности в течение 25 минут, оборудовался тремя камерами RB 50/30 и мог вместить 12 военнослужащих или пассажиров. Вооружение должно было состоять из турельной установки Arado FPL 151 с перископом PVE 6 и MG 131 в DL (Drehlafette - вращающемся артиллерийском лафете).

Проектная дальность 13 000 км с малыми внешними баками и до 15 200 км с большими дополнительными баками. Продолжительность полета была рассчитана на 42 часа или 47 часов в зависимости от типа внешних топливных баков, при крейсерской скорости 410 км/час на высоте 6000 метров. Для взлета потребная дистанция составит 3600 метров без RATO ускорителей, или 2050 метров с установленными RATO ускорителями.

Калькуляция весов Me 264 V-3
Сборка крыла 5 287 кг
Фюзеляж 2 164 кг
Хвостовое оперение 421 кг
Управление 142 кг
Шасси 1 424 кг
Всего: 9 438 кг

Двигатели (BMW 801 TC), Воздушные винты, GM-1 Power Boost, а также соответствующее оборудование: 10 103 кг

Вспомогательное оборудование, системы управления двигателем, навигационное оборудование, гидравлика и т.д. 1614 кг
Вооружение (с боекомплектом) 749 кг
Фотооборудование 247 кг
Резерв 500 кг
Общий накопленный вес: 22 651 кг

Зайферт затем рассчитывает три основных варианта взлетных весов при различных заправках топливом:

A) Без подвесных баков B)* С отделяемым шасси
Экипаж 540 кг Экипаж 540 кг
Принадлежности 100 кг Принадлежности 100 кг
Масло (аварийный запас) 288 кг Масло (аварийный запас) 288 кг
GM ускоритель 697 кг GM ускоритель 697 кг
Протектированные баки 13 680 кг Протектированные баки 13 680 кг
Непротектированные баки 5620 кг Непротектированные баки 5800 кг
Топливо в подвесных баках - Топливо в подвесных баках 4 362 кг
Масло 432 кг Масло 432 кг
Плюс Общий накопленный вес 22 651 кг Плюс Общий накопленный вес 22 651 кг
Общий вес: 44 008 кг Общий вес: 49 000 кг

* - (Всего четыре колеса, два фиксированных, два отделяемых)

C) Для тяжелого отделяемого шасси (всего шесть колес, два фиксированных, четыре отделяемых)

Экипаж 540 кг
Принадлежности 100 кг
Масло (аварийный запас) 288 кг
GM ускоритель 697 кг
Протектированные баки 13 680 кг
Непротектированные баки 5 800 кг
Топливо в подвесных баках 11 082
Масло 640 кг
Плюс Общий накопленный вес 22 651 кг
Общий вес: 56 000 кг

В марте 1944 года, военно-воздушные силы союзников нанесли ущерб программе Me 264, а также получили важную информацию о самом существовании «Судеты». На 18-е марта 1944 г., летающие крепости B-17 1-го бомбардировочного дивизиона Восьмых ВВС США атаковали заснеженный Lechfeld в рамках согласованных ударов по ряду аэродромов в южной Германии. В результате рейда Me 264V 1 был слегка поврежден, но был быстро восстановлен. Насколько известно, незавершенные планеры V 2 и V 3 были также повреждены. Тем не менее, на каком-то этапе после нападения, было принято решение перенести еще не завершенные V 2 и V 3 с севера на так называемой «Metallbau Offingen», небольшой завод в селе Offingen, недалеко от Гинцбурга, к востоку от Neu-Ulm, где на самолет были установлено вооружение и бомбоотсеки. Этот шаг был сделан также для облегчения работ и решения проблем "узких мест", влияющих на строительство Me 262.

Планировалось построить V 2 с современным вооружением, состоящим из одного MG 131, трёх MG 151 Z и нескольких боковых огневых точек. Вес такого самолета с этим вооружением оценивался в 50 000 кг, в OKL считалось, что с двигателями BMW 801, самолет быдет способен развивать крейсерскую скорость 350 км/ч, при радиусе действия 9500 км. На основании этой спецификации проектбюро Мессершмитта произвело многочисленные изменения в принципиальном плане. Появились три пересмотренные версии серии Me 264:

Версия A: дальнего разведчика

Радиус действия: 13 600 км (с двумя дополнительными баками). Максимальная скорость 580 км/ч на высоте 6 300 м . Максимальная продолжительность полёта = 40 часов. В задней части бомбоотсека располагались три фотокамеры.

Версия B : Бомбардировщик дальнего радиуса действия

Планировался бомбардировщик с четырьмя двигателями BMW 801E и еще двумя турбореактивными Jumo 004 C. Оборонительное вооружение должно было состоять из МГ 131 в турелях, позиции А и В, HD 151/Z в позиции B-2 и MG 131 в турели в позиции C (смотри компоновочную схему). Два МГ 131 были запланированы на боковых позициях.

Взлётный вес между 48100 и 49900 кг в зависимости от того, был ли самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями.

Радиус действия с 3000 кг полезной нагрузки должен быть 11 600 км без турбореактивных двигателей и 8500 км с турбореактивными двигателями. Расчётная максимальная скорость на высоте 6400 м была бы приблизительно 577 км/ч, а с турбореактивными двигателями Jumo, примерно 655 км/ч на высоте 6700 м. Благодаря герметичной кабине самолет должен был иметь возможность работать на высотах до 14 500 м.

Me 264 B предназначался для дальних морских операций против кораблей противника. Как и в версии дальнего разведчика он дооснащался четырьмя высотными двигателями Jumo 222 E/F и дополнительно устанавливались два турбореактивных двигателя. Максимальная бомбовая нагрузка состояла из шести бомб SCX/SD 1000.

Кабина с полным обзором должна была быть заменена на ступенчатую версию, аналогичную той, что предлагалась для Ta 400, менее уязвимой от огня противника.

В ряде случаев, оборонительное вооружение для Me 264 B пересматривалось плоть до августа 1944 года, но в конце концов остановились на 360-градусных вращающийся турелях, оснащенных двумя MG 213.

Версия C : Специальный разведчик дальнего радиуса действия ('Sonderaufklärer')

По неподтвержденным данным на самолете должна была быть установлена герметизируемая кабина. В этой версии устанавливались три автоматических фотокамеры Rb 50/30, защитное вооружение состояло из MG 131 в А позиции, 13 турельных установок, HD 151/Z в B-2 позиции и MG 151 в турельной установке на C позиции. Два MG 131 были запланированы позициях боковых стрелков.

Два подвесных бака обеспечивали машине радиус действия в 13 600 км, при максимальной скорости почти 580 км/ч на высоте 6300 м. Максимальная прогнозируемая продолжительность полета составляла 41 час. Messerschmitt планировал еще один вариант этой версии, с четырьмя высотными двигателями BMW 801 E/F и двумя дополнительными турбореактивными двигателями Jumo 004, специалисты Люфтваффе представили планы по пулеметно-пушечному вооружению.

Дальний транспортник в состоянии был доставлять от 12 до 17 десантников, было запланирована установка одной FHL (Fernbedienbare Hecklafette - дистанционно управляемой артиллерийской установки заднего радиуса действия) 151/Z, но никаких подробностей по конструкции не были представлено.

С V 4 планировалось, что все дальнейшие прототипы, а также первый серийный самолет должен быть оснащены четырьмя высокопроизводительными двигателями BMW 801 E с турбонагнетателем и системой GM 1. Баки под жидкость для GM 1 должны были быть установлены в центроплане.

Me 264 V-3
Экипаж 6-8 чел.
Геометрические размеры
Размах крыла 43,00 м
Площадь крыла 127,80 м²
Длина 20,90 м
Высота 4,30 м
Силовая установка
4 X ПД BMW 801D (G)
Мощность 4 х 1700 л.с.
Массы:
Масса пустого 21150 кг
Max взлётная 56 000 кг
Лётные данные
Максимальная скорость 580 км/час на высоте 6300 м
Крейсерская скорость 410 км/час на высоте 6000 м
Продолжительность полета 42, 47 часов в зависимости от типа дополнительных баков
Практический потолок, м 8000
Практическая дальность, км 13 000 - 15200 в зависимости от типа дополнительных баков
Вооружение
Пулеметы и пушки 4 x 13-мм пулемета MG 131, 2 х 20-мм пушки MG 151/20
Бомб, кг 2000
Фото Описание
Схема Me-264V1

Схема Me-264 V1 с четырьмя двигателями Jumo 211.

Me-264 V1 с четырьмя двигателями BMV-801.

Схема Me-264 V1 с большим размахом крыла

Схема Me-264 V1 с большим размахом крыла.

Компоновка Me-264

Компоновка Me-264 с экипажем на 8 человек. Рисунок конструкторского бюро Messerschmitt, показывающий внутреннюю компоновку размещения экипажа Ме 264. Следует отметить, что расположение передней опоры шасси по-прежнему базируется на первоначальном предложении, что носовое колесо убирается в горизонтальное положение под кабиной пилота. Рисунок выполнен для Ме-264 с двигателями BMW 801.

Messerschmitt Me 264, V 1, W.Nr. 26400001

Завершенный Messerschmitt Me 264, V 1, W.Nr. 26400001, кодовый номер RE + EN, впервые выкатили из ангара в Аугсбурге 23 декабря 1942 года, самолет был оснащен четырьмя 12-цилиндровыми двигателями Junkers Jumo 211 J-1 с жидкостным охлаждением, самолет не нёс никакого вооружения.

Messerschmitt Me 264, V 1, W.Nr. 26400001, вид слева

Аугсбург, Me 264 V 1, W.Nr. 26400001, RE + EN, вид слева. Обратите внимание на иллюминатор между кодом букв "R" и "Е".

Me 264, вид носовой части

Детальный вид кабины и правого крыла с двигателями Jumo 211. Носовая опора шасси при уборке закрывалась тремя створками, две из которых видны на фото.

Me-264 кабина экипажа

Практически завершенная кабина Ме 264 V1. На фотографии кресло левого пилота с установленной бронеспинкой, но кресло второго пилота до сих пор не установлено на своих полозьях. Обратите внимание также на отсутствие 13 мм пулемета MG 131. Основная панель приборов непосредственно перед креслами содержит компас. Центральная консоль между сиденьями имеет вторичный компас, блок управления для RATO ускорителей, управления воздушным винтом, указатели температуры масла, радиостанция FuG 16 и лампы сигнализации. Блок кислородного питания расположен на стенке фюзеляжа, справа от места второго пилота. Обратите внимание на ручку на крышке доступа к электропроводке в металлической коробке, сразу же за пультом управления. Остекление кабины сильно замазано, вероятно, наличием конденсата и общего жира в окружающей среде в мастерской.

Me-264, кислородные блоки

Крупным планом два блока подачи кислорода в отсеке фюзеляжа. Это, вероятно, блоки подачи кислорода бортинженера и бортстрелков. Обратите внимание на аналогичный блок на стенке фюзеляжа на предыдущем фото.

Me-264, рабочие места экипажа

Вид из кабины экипажа внутрь фюзеляжа. Справа навигационный приемник (РПК) и радиостанции бортрадиста с откидным столом и большим столом с закрепленными таблицами и картами позади. Две настенные лампы освещают отсек, но также в кабину проникает естественный свет из иллюминаторов наблюдения вверху и по бокам фюзеляжа непосредственно перед входом в центральную часть фюзеляжа. С другой стороны фюзеляжа рабочее место бортинженера. Через арку доступ в центральную часть фюзеляжа, над бомбовым отсеком, место бортстрелка. Кресла экипажей, вряд ли были последних моделей, отсюда следует, что доступ к рабочим местам членов экипажа в лётных костюмах и с кислородным оборудованием был весьма не простым.

Электроотсек Me-264

Как видно на этой фотографии боковой стенки фюзеляжа, на Me 264 монтировалось большое количество проводов, кабелей и трубопроводов. Надпись на распределительной коробке гласит: «Schutzkappe erst beim Einsetzen des Gerätes entfernen!» - «Закрыть крышку, прежде чем включать оборудование!». Обратите внимание на люк-лаз для экипажа в нижней левой части фотографии.

Me 264 V 1 в полете

Me 264 V 1 в полете.

Дата размещения на сайте 1 марта 2015 г.

Источники

  • "Messerschmitt Me 264. America Bomber. The Luftwaffe's Lost Transatlantic Bomber." /Robert Forsyth & Eddie J.Creek/
  • "Aviation of Luftwaffe" /Viktor Shunkov/
  • "Encyclopedia of military engineering " /Aerospace Publising/

01 03 2015

Очень интересный самолет.
Бомбардировки союзников и конец Рейха не позволили ему стать реальностью.
Вячеслав

01 03 2015

Интересно. Фотографий потрохов этой машины до сих пор не встречал.
Спасибо, однако.
Пётр

01 03 2015

Рисунок компоновки самолета пришлось переводить с немецкого...
Самому было очень любопытно, где у них там что :-)
Вячеслав


©AirPages
2003-