Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Messerschmitt BF109B,C,D BF109E BF109F BF109G BF109G-2 BF109H BF109K BF110C BF110E BF110G Me-410 Me-309 Me-163 Me-262A-1a Me-262A-2a Me-262B Me-264 1101 Me-321 Me-323 Фото и схемы Боевое применение JG5 Bf 109 JG54 Bf 110 Me 262 Me 262 Три мифа о... Luftwaffe

Me-262В

Ночной истребитель-перехватчик

Messerschmitt

Me-262В

Хотя Me 262 не представлял собой проблемы для освоения опытным пилотом, но, как и всякий другой самолет, он имел свои особенности, что вызывало сложности с обучением новичков, имевших ограниченный налет даже на поршневых самолетах. 262-я испытательная команда в Лекфельде как раз и отвечала за освоение новой техники. Однако, было очевидно, что подготовка пойдет легче при использовании двухместного самолета, и на "Мессершмитте" был разработан такой вариант - Me 262В-1а.

В ноябре 1944 г новый самолет был поставлен в III (Erg.)/JG 2 (запасная группа - бывшая 262-я испытательная команда). От обычного самолета Me 262В-1 отличался установкой второго кресла пилота на месте заднего основного бака, что потребовало смонтировать на самолете так называемые "Викингершифф" - пилоны для двух 300-л баков. Управление стало двойным. Пушечное вооружение было сохранено. Всего было поставлено 15 таких самолетов, а последующие уже переделывались в двухместный ночной перехватчик, получивший обозначение Me 262В-la/Ul.

Возможность использования Me 262 в качестве ночного перехватчика была продемонстрирована в серии испытаний, проводимых в Рехлине в октябре 1944 г полковником Хайо Германом и обер-лейтенантом Бехренсом на Me 262A-la (V056) с "оленьими рогами" антенн от локатора "Лихтенштейн" SN-2 (FuG 220). После успешных испытаний было решено переделать Me 262B-la во временный ночной истребитель, отличавшийся только установкой локатора "Нептун" FuG 218 и пеленгатора "Наксос" FuG 350 ZC. Еще до появления Me 262B-la/Ul на базе Me 262 была сформирована экспериментальная часть ночных истребителей под командованием майора Герхарда Штампа. Эта часть использовала тактику "Дикого кабана", применяя обычные Me 262A-la. Первоначально она была известна как "команда Штампа". Все пилоты "команды" были опытными ночными бойцами, а один из них - обер-лейтенант Курт Вельтер, имевший большое число побед, позже стал ее командиром, а часть была переименована в "команду Вельтера". В течение февраля-марта 1945 г "команда" получила первые два двухместных Me 262B-1a/U1, которые были использованы для прикрытия Берлина. В апреле часть была переименована в 10./NJG 11. Она осталась единственным подразделением ночной истребительной авиации, вооруженным Me 262, получив около десятка Me 262B-la/U1.

Если Me 262B-la/Ul был лишь переделкой учебной машины, то Me 262В-2а рассматривался настоящим ночным истребителем, поступление на вооружение которого ожидалось с середины 1945 г. Конструктивно самолет отличался вставкой двух фюзеляжных секций до и после двухместной кабины, что увеличивало общую длину на 1,2 м. Это позволило разместить в фюзеляже 900-л и 600-л задние баки, которые на В-1 заменялись на 300-л и 260-л. Одновременно емкость переднего вспомогательного бака была увеличена с 170 л до 500 л, но подвеска двух 300-л баков сохранилась. Планировалось даже использовать 900-л бак на жестком буксире за самолетом. Также, как ранее испытывавшиеся на самолете бомбы, бак оснащался деревянным крылом, а для взлета использовалась сбрасываемая тележка. Буксируемый бак увеличивал общий запас топлива до 4400 л, позволяя Me 262B-2a довольно долго вести патрулирование. Горючее из этого бака расходовалось в первую очередь, после чего бак сбрасывался.

Первый Me 262B-2a получил локатор, как у Me 262B-1a/U1. Впервые он поднялся в воздух в марте 1945 г. "Оленьи рога" антенны снижали максимальную скорость на 60 км/ч. Эту проблему неоднократно пытались разрешить. В результате появилась антенна "Утренняя звезда", установленная в носу самолета. Это позволило получить прибавку в скорости 50 км/ч. Но в конце-концов решили остановиться на локаторе сантиметрового диапазона FuG 240 "Берлин", антенна которого размещалась под пластиковым обтекателем. Увеличение воздушного сопротивления с этим локатором было незначительным, если вообще было. К моменту полного краха "третьего рейха" Me 262B-2a с локатором "Берлин" был на окончательной стадии сборки. Он должен был сохранить стандартное вооружение из четырех 30-мм пушек МК 108, кроме того планировалось установить две такие пушки под углом к горизонту по типу "шраге музик". Это позволяло поражать вражеские бомбовозы снизу в самую уязвимую их часть - двигатели и бомбоотсеки.

Модификации Вес: Пустого: 4000кг (B-1a 4400kg); Взлетная: 7045кг (B-1a 6400кг)

Летные данные: Максимальная скорость: Me 262A-1a: 870км/ч; Me 262A-2a: 755км/ч; Me 262B-1a: 800км/ч

Вооружение: Me 262A-1a: 4 Х 30-мм пушки MK 108 в носу -две с 100 снарядов каждая, две с 80

Me 262A-1a/U1: две 30-мм пушки MK 103; две MK 108; две 20-мм MG 151/20

Me 262A-1b: как A-1a плюс 24 55-мм ракеты R4/M

Me 262A-2a: как A-1a плюс две 500кг бомбы

Me 262B-1a: как A-1a

Me 262B-2a: как A-1A плюс две MK 108 позади кабины в установке Schrage Musik

(D) SG 500 Jagdfaust с 12 барабанами в носу

(E) 50-мм MK 114 пушка или 48 ракет R4/M

Характеристики Me 262A-1a
Экипаж, чел 1 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 12,65
Площадь крыла, м2 21,7
Длина самолета, м 10,6
Высота самолета, м 3,83
Двигатель.
2XJumo-004В-1, В-2 или В-3 , тягой 2X900 кг
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 3800
Взлетная с 1800 л топлива 6400
Максимальная взлетная с 2565 л топлива 7140
Летные данные.
Максимальная скорость при массе 6475 кг, км/ч у земли 822,5
на высоте 850/865/815
м 3000/6000/10000
Скороподъемность, м/сек у земли 20
на высоте 11/5,5
м 6000/9000
Время подъема на высоту 6000/9000 м, мин 6,8/13,1
Практический потолок, м 11450
Дальность полета на высоте 9000м с 1800л топлива, км 1040
Вооружение
4X30-мм пушки MK-108 с боекомплектом снарядов, шт. 2Х100 и 2Х80

Подробно

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Немецкий след в истории отечественной авиации. /Соболев Д.А., Хазанов Д.Б./
  • "Крылья-дайджест" /№10 1997г./


"Тактика использования двухместных ночных реактивных истребителей предусматривала наведение самолетов на строй бомбардировщиков, после чего экипаж должен был сам искать индивидуальные цели с помощью бортовой РЛС.
Высокая скорость Ме-262, благодаря которой Вельтер в январе 1945 г. сбил три истребителя «москито», при атаке четырехмоторных бомбардировщиков оказалась ненужной. Для одноместного истребителя, атакующего цель в лучах прожекторов, высокая скорость стала скорее недостатком, нежели преимуществом. Даже двухместный Ме-262В, на котором из-за установленной в носу антенны РЛС «Лихтенштейн» скорость снижалась почти на 60 км/ч, проскакивал загруженный бомбами бомбардировщик, так что летчик не успевал открыть прицельный огонь.
Однако экипажи Ме-262В выработали собственную тактику, отвечавшую особенностям их истребителей: они начинали атаку снизу и гасили избыток скорости при наборе высоты в последние секунды перед открытием огня."


"Хотя «москито» не имел стрелково-пушечного вооружения, при его атаке погиб двухместный Ме-262В, пилотируемый лейтенантом Гербертом Альтнером. Сам Альтнер позже вспоминал: «С земли нас навели на группу "москито", после чего мы установили устойчивый контакт с одним из скоростных "англичан". Я не стал сбавлять скорость, но силуэт "мосси" в сетке прицела рос гораздо быстрее, чем я ожидал. Резко убрал тягу двигателей, неумышленно создав все условия для возникновения пожара. Оба мотора заглохли, нам с напарником не оставалось иного выхода, кроме парашюта. Моему оператору РЛС сержанту Ренгарду Ломматцу не повезло — при прыжке он столкнулся с килем "мессершмитта" и умер уже на земле»."

А. Широкорад. "Разбомбить Европу".


©AirPages
2003-