Авиация Второй мировой

Home English

Ju-88C

Тяжелый истребитель

Junkers

Ju-88C6

Самым многочисленным тяжелым истребителем, созданным на базе Ju 88, был самолет Ju 88C.

Основным тяжелым истребителем Люфтваффе был самолет Мессершмитт Bf 110. Опыт польской и французской кампаний показал, что самолет Bf 110 не обладает достаточным радиусом действия. Юнкерс предложил начать выпуск тяжелых истребителей, созданных на базе самолета Ju 88 и оснащенных наступательным вооружением, которое размещалось бы в носовой части фюзеляжа. RLM согласился с постройкой серии прототипов, обозначенных как Ju 88Z (буква Z - это сокращение слова Zerstoerer) в рамках развития конструкции Ju 88.

Первым был переделан в истребитель самолет Ju 88V7 (D-ARNC, GU-AE), который получил вооружение, состоявшее из неподвижно закрепленных в правой части носа трех пулеметов MG 17 и пушки MG FF. Стрельба велась через отверстия в остеклении лобовой части кабины. В корпусе проделали три вентиляционных отверстия, предназначенных для отвода пороховых газов. Бомбодержатели и прицел были сняты, отверстие для прицела заделано, а носовой части стрелковой гондолы придали полный профиль. Облегчение конструкции несущих плоскостей позволило увеличить скорость самолета по сравнению с Ju 88A-1 на 25 км/ч.

В начале 1940 года облетали два следующих прототипа: Ju 88V15 (Ju 88Z-15, DD+IA) и Ju 88V19 (Ju 88Z-19). У обоих самолетов вместо «глаза жука» был обычный цельнометаллический нос. Металлический щиток также закрывал и переднюю часть подфюзеляжной гондолы. Внизу находился эжектор стреляных гильз. В июне 1940 года Ju 88V19 (Ju 88Z-19) оснастили дополнительной пушкой MG 151/15 калибра 15 мм. Самолеты Ju 88V15 и Ju 88V19 кроме того были вооружены пулеметами MG 15, установленными в нижней и задней установках. Один MG 15 разместили в лобовом окне кабины пилота. Для наведения на цель пулеметов, установленных в корпусе использовали зеркальный прицел Revi

Junkers 88C-1. Версия С-1 так и осталась нереализованным проектом тяжелого истребителя, созданного на базе Ju 88A-1 путем простой переделки. Поэтому на самолетах Ju 88C-1, как и на Ju 88V7 должен был сохраниться «глаз жука». На самолеты этой модификации планировали ставить моторы Jumo 211 или радиальные BMW 80IMA. Двигатели Jumo устанавливали и на следующую модификацию тяжелого истребителя - Ju 88C-2.

Junkers 88C-2. Самолеты Ju 88C-2 были первыми истребителями на базе Ju 88, которых использовали в бою. Как и прототипы Ju 88V15 и VI9 машины Ju 88C-2 вместо «глаза жука» получили цельнометаллическую носовую часть. На некоторых машинах по бокам корпуса ниже кабины пилота делали небольшие оконца. От носовой части кабину пилота отделял 11-мм бронещиток, который защищал экипаж и обеспечивал крепление пушек и пулеметов. В носовой части самолета размещали три пулемета MG 17 калибра 7.92 мм и пушку MG FF калибра 20 мм или MG 151/15 калибра 15 мм. Вооружение было закреплено неподвижно под углом -5 гр к горизонту. Боезапас к пулеметам составлял 800 выстрелов на ствол, к MG FF - 90 выстрелов, а к MG 151/15 - 350 выстрелов. На самолеты С-2 ставили двигатели Jumo 211B или 211G. В полевых условиях систему выхлопа двигателей часто оборудовали пламегасителями. Ju 88C-2 мог брать в передний бомбоотсек до 500 кг бомб, а в заднем бомбоотсеке разместили дополнительный топливный бак емкостью 1600 литров.

Тяжелые истребителями Ju 88C-2 в мае 1940 года поступили в дивизион истребителей KG 30.

Junkers 88C-3. Это обозначение закрепили за самолетом, который был полностью похож на Ju 88С-1, за исключением двигателей. На самолетах этого типа планировали использовать моторы BMW 80IMA мощностью 1176 кВт/1600 л.с. Данный проект так и остался на бумаге (однако некоторые источники утверждают что было построено 25 машин этой модификации).

Junkers 88C-4. Тяжелый истребитель Ju 88C-4 был создан на базе бомбардировщика Ju 88A-5. С Ju 88C-4 сняли аэродинамические тормоза и бомбодержатели ETC, заделали окна в бортах фюзеляжа и установили плексигласовый обтекатель на антенну радиолокатора FuBl 2, расположенную под фюзеляжем. Часть Ju 88C-4 оснастили двигателями Юнкерс Jumo 21 IF мощностью 1029 кВт/ 1400 л.с. Вооружение ничем не отличалось от примененного на Ju 88C-2, только часть Ju 88C-4 поздних выпусков получила модернизированную пушку MG FFM калибра 20 мм. Пулемет MG 15, закрепленный в лобовом окне кабины, был снят. В подфюзеляжной гондоле вместо MG 15 можно было устанавливать пушки MG FFM. В задней установке размещался один MG 15, а в полевых условиях его часто заменяли на спарку MG 15 или MG 811. Первое время задняя установка была незащищена, но с середины 1942 года стали применять бронелисты и бронестекла. В 1941 году построили 66 самолетов Ju 88C-4. Некоторые немецкие источники утверждают, что Ju 88C-4 также использовали в качестве дальнего истребителя-разведчика (Zerstoerer-Fernraufklaerer), устанавливая на него две фотокамеры типа Robot Rb 50/30 или RB 20/30. Вполне вероятно, что испытывающие хронический дефицит разведчикдв Ju 88D разведывательные части получили переоборудованные истребители Ju 88C-4.

Junkers 88C-6. В начале 1942 года к серийному выпуску был принят самолет Ju 88C-6, созданный на базе бомбардировщика Ju 88A-4. Как и на А-4 на Ju 88G-6 устанавливали двигатели Jumo 211J-1 или 211J-2. Воздушными тормозами самолеты не комплектовали, хотя в полевых условиях на некоторые самолеты воздушные тормоза устанавливали. Схема вооружения Ju 88C-6 в принципе не отличалась от таковой на Ju 88C-4. В носовой части самолета неподвижно укрепляли три пулемета и пушку. В нижней установке на лафете Bola 39 или 81Z находился пулемет MG 15, 81Z или MG 131. Как и у Ju.88C-2 и С-4, самолет Ju 88C-6 мог брать 500 кг бомб на внутреннюю или внешнюю подвеску или нести дополнительные топливные баки объемом 1600 и 650 литров. Кабина пилота и задняя установка были защищены броней. Антенну FuBl 2, закрытую плексигласовым обтекателем, передвинули несколько вперед. На некоторых самолетах этой модификации не было подфюзеляжной гондолы.

Не совсем ясно использование в некоторых работах обозначений Ju 88C-6a, Ju 88С-6b и Ju 88C-6c (использование этих обозначений не находит подтверждения в официальных документах. Вероятно, здесь идет речь о, так называемых, полевых модификациях). По видимому, под ними скрываются следующие специализированные модели:

- Ju 88C-6a - дневной истребитель, вооруженный тремя MG 17, тремя MG FF и MG 15 - использовался в 1942 году;

- Ju 88C-6b - ночной истребитель, оснащенный радаром FuG 212 Lichtenstein С1;

- Ju 88C-6c - ночной истребитель, вооруженный как и Ju 88C-6b и оснащенный радаром FuG 220 Lichtenstein SN-2 дальностью 300-4000 метров, а также другим оборудованием, в том числе FuG 227 Flensburg.

Ju 88C-6 оснащался стандартным комплектом радиооборудования состоящего из FuG 101, FuG25, FuBl 2.

Самолеты Ju 88C-6 использовали прежде всего в качестве ночных истребителей. Первое время на самолетах использовали радар FuG 202 Lichtenstein ВС, затем появился FuG 212 Lichtenstein C-l, а в конце 1942 года самолеты стали оснащать радаром FuG 220 Lichtenstein SN-2. Некоторые самолеты, кроме того, были оборудованы предупреждающим радаром, размещенным в хвостовой части машины. На машины, выпущенные в конце войны, для защиты задней полусферы, устанавливали один MG 131 в задней установке. У ночных истребителей на выхлопные трубы устанавливали пламегасители.

Радар FuG 202 работал на частоте 490 МГц и имел радиус действия до 5 км. Радар FuG 212 при рабочей частоте 91 МГц имел радиус действия 6 км.

Антенны радаров FuG 202, 212 и 220 устанавливали в носовой части корпуса. Антенны радара FuG 227 Flensburg находились в крыльях. Радар FuG 227 предназначался для обнаружения английских авиационных радаров Monica на расстоянии до 65 км.

Любопытной схемой вооружения, примененной на самолетах Ju 88C-6 была установка почти вертикально двух пушек Рейн-металл-Борзиг MG FF или, чаще, Маузер MG 151/20 с боезапасом 500 выстрелов на ствол. Пушки устанавливались под углом 70°-80° к горизонту и позволяли атаковать самолеты противника снизу (по немецки эта установка называлась Schraege Musik (джаз). Одновременно здесь присутствует игра слов, по-немецки «schraege» означает «расположенный наискосок»). Эти пушки находились в бомбовом отсеке. Чтобы огню пушек ничего не мешало, антенну радиостанции FuG 10ZY передвинули влево от продольной оси симметрии фюзеляжа. На некоторые самолеты ставили не две, а только одну пушку.

Junkers 88C-7. В разных источниках, посвященных данному вопросу, встречаются разногласия относительно того, какой самолет носил обозначение Ju 88C-7. Чаще всего говорят, что Ju 88C-7 представлял собой С-6, с которого было снято радиолокационное оборудование, поскольку данную версию использовали в качестве дневного истребителя. Сообщается, что Ju 88C-7 - был самолетом с улучшенной аэродинамикой. Наконец, выдвигалось предположение, что Ju 88C-7 был оснащен, как и Ju 88C-5, подфюзеляжной гондолой, в которой располагались две, пушки MG FF калибра 20 мм и пулеметы MG 17.

Было выпущено всего несколько самолетов этой модификации. Известен самолет K9+VH, поднявшийся в воздух в июне 1942 года. На этом самолете стояли радиальные моторы BMW 801B c турбонаддувом GM 1.

Как и в случае с Ju 88C-6, машины типа Ju 88C-7 подразделяют на три класса: С-7а - с двигателями Jumo 221J-1, несущий 500 кг бомб. С-7b - с теми же двигателями, но с бомбонагрузкой 1500 кг и С-7с с радиальными двигателями BMW 801 MA.


Характеристики Ju-88
Ju 88C-4 Ju 88C-6 Ju 88D-1 Ju 88D-5
Экипаж, чел. 3 3 4 4
Геометрия
Длина самолета, м 14,96 14,96 14,36 14,45
Высота, м 5,07 5,07 5,07 5,07
Размах крыла, м 20.08 20.08 20.08 20.08
Площадь крыла, м² 54.7 54.7 54.7 54.7
Массы, кг
Взлетный вес норм 8000 9069 8480 -
Взлетный вес макс - 12105 - 11300
Силовая установка
Мотор 2x Jumo 211F 2x Jumo 211J 2x Jumo 211B 2x Jumo 211J
Мощность, kW/л.с. у земли 1045/ 1420 1038/ 1410 865/ 1175 1038/ 1410
норм.   780/ 1060 - 780/ 1060
H, м   5200 - 5200
Лётные данные
Max скорость км/ч 495 494 475 480
H, м - 5300 - -
Практический потолок, м 9600 9900 8600 8700
Радиус действия, км 3050 1038 2950 3100
Вооружение
Число пулеметов 1xМG 15
1xMG 1xMG FF
3xMG 17
1xМG 81Z
3xMG17
3xMG 151/20
3xМG 15 2x МG 17
Радиолокатор FuG 16, FuG 25 FuG 16, FuG 25 FuG 16, FuG 25 FuG 16, FuG 25, FuG 200
Фото Описание
Модификации Ju 88C
Ju-88C-6 из 4./KG-76 в зимней маскировочной окраске.
Истребители Ju-88C из V./KG-40 часто летали над Бискайским заливом, где охотились за британскими морскими самолетами, которые, в свою очередь, не давали спокойно плавать U-ботам.

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Боевые самолеты Люфтваффе" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Бомбардировшик Junkers Ju 88" /Д.А. Тарас/
  • Война в воздухе № 2 Junkers 88