Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Junkers Юнкерс в СССР Ju 52 Ju 252 Ju 86 Ju 86P Ju 86R Ju 87A Ju 87B1 Ju 87B2 Ju 87D Ju 87G Ju 87R Ju 88A Ju 88C Ju 88D Ju 88G Ju 88 в UK Ju 188 Ju 287 Фото и схемы Боевое применение Ju 52 Ju 87 Ju 87 на Востоке Ju 88 Luftwaffe

Ju-87 на Восточном фронте

Операция Barbarossa, 1941-1942годы. Согласно планам германского командования военная кампания на Востоке должна была быть столь же быстротечной, как и все остальные. Правда, учитывая относительное превосходство Красной армии, немцам пришлось задействовать все имеющиеся силы и максимально привлечь своих союзников.

Несмотря на перепады в производстве «Штуки», их количество в авиачастях люфтваффе оставалось почти без изменений. К моменту нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года немцам удалось собрать у советских границ 324 пикирующих бомбардировщика Ju 87, из которых были 233 боеготовыми. Это меньше, чем во время вторжения во Францию.

В первые месяцы боев в России Ju 87 использовались по обычному польско-французскому сценарию блицкрига. Пикировщики расчищали путь перед рвущимися вперед танковыми колоннами вермахта. Не менее активно Ju 87 привлекались и для подавления очагов сопротивления окруженных советских войск. Например, именно «Штуки» метали 1000-кг бомбы на Брестскую крепость. Пользуясь тем, что ВВС РККА на первых порах не смогли организовать должное противодействие немецкой авиации, пикирующие бомбардировщики люфтваффе стали настоящим кошмаром для бесконечных верениц отступающих колонн советских войск и беженцев.

Имея хорошо налаженную службу воздушной разведки, люфтваффе умело использовало авиацию (в том числе пикирующую) для нанесения ударов по частям Красной армии, совершающим маневры. От действий немецких пикировщиков в начале Великой Отечественной войны наши войска нередко несли тяжелые потери, поскольку часто не имели ни зенитного, ни воздушного прикрытия.

Пилоты Ju 87 безнаказанно бомбили двигавшиеся в сторону фронта подкрепления, разрушали мосты и переправы, прицельными ударами с воздуха разрушали железнодорожные пути и узловые станции, уничтожали воинские эшелоны с войсками и техникой. Немецкий ас-пикировщик Ганс Ульрих Рудель всю войну пролетавший на Ju 87 сумел с июня по декабрь 1941 года совершить около 500 боевых вылетов.

Как и прежде «излюбленными» целями для Ju 87 являлись корабли и суда противника. Не стал исключением и Советский военно-морской флот.

В конце лета 1941 года I и III/StG 2, переданные в распоряжение командования 1-го воздушного флота, участвовали в налетах на Ленинград. К этому времени все боеспособные корабли Балтийского флота оказались запертыми в Кронштадте. Это обстоятельство значительно облегчало действия немецкой авиации. Расположение кораблей на стоянках постоянно отслеживалось самолетами-разведчиками.

Во время налетов 16 и 19 сентября 1941 года в советские линкоры «Октябрьская революция» и «Марат» попали первые бомбы, сброшенные с Ju 87, впрочем, не нанесшие большим кораблям особых повреждений. Но уничтожение советских линкоров по-прежнему являлось приоритетной задачей для немецкой авиации. Поэтому 23 сентября, получив из Германии бронебойные 1000-кг бомбы, самолеты III/StG 2 еще раз целенаправленно атаковали линкор «Марат». Одна бомба попала в носовую оконечность корабля, вызвав детонацию боезапаса. Носовая часть линкора, оторванная мощным взрывом, затонула. Из состава команды погибло 326 человек, включая командира корабля. В литературе этот успех обычно приписывают вышеупомянутому Руделю. Информация о знаменитом налете почерпнута из его воспоминаний и газетно-журнальных публикаций того времени. Позволим себе усомниться в общепринятой теории. Есть факты явно противоречащие ей. Во-первых, Ju 87B-2, на котором тогда летал Рудель, мог поднять 1000-кг бомбу лишь в том случае, если стрелок-радист оставался на земле. А в мемуарах пилота говорится, что все экипажи вылетели на бомбежку в полном составе. Во-вторых, Рудель, убрав при пикировании воздушные тормоза и развив слишком большую скорость (он обогнал ведущий самолет), сбросил бомбу весом в одну тонну с трехсот метров. Такое бомбометание сомнительно и опасно. Вспомните случай на полигоне Нойхаммер. А, кроме того, осколки от разрыва 1000-кг бомбы (по признанию того же Руделя) летят на высоту до 1000 м и если не сам Рудель, то следующий за ним самолет (ведущего, которого он обогнал на пикировании) прямехонько попадал под разрыв бомбы Руделя. По-видимому, что-то было не так. И последнее, когда рапорт об удачном налете достиг немецкого командования, и оно приказало наградить героя Рыцарским Крестом, то командир III/StG 2, капитан Штеен этого не сделал. Дело в том, что на линкор вместе с Руделем пикировало еще два самолета да и попаданий было два, и кому из пилотов повезло, установить было невозможно.

За четыре дня яростных атак, немцам удалось потопить эсминец «Стерегущий», сторожевик, тральщик, подлодку серии «Малютка» и лидер «Минск». Правда, большинство из этих кораблей советским морякам удалось через некоторое время поднять и снова ввести в строй.

После первых поражений в июне 1941 года советская авиация начинала приходить в себя, оказывая яростное сопротивление. Да и с самого начала войны в России характер боевых действий заметно отличался от того, с чем немецким пикировщикам приходилось сталкиваться в ходе западных блицкригов. Например, за год боев на Западе эскадры Ju 87 лишились 477 самолетов, а в России только за шесть месяцев боев «недостача» составила 394 машины. Немецкие летчики Ju 87 начинали понимать, что самые горькие разочарования у них еще впереди.

Когда пришла пора перевооружать эскадры пикировщиков новыми Ju 87D, не обошлось без нелепостей. В январе 1942 года на Восточный фронт перегоняли очередную партию пикировщиков. Пять самолетов так и не долетели до места назначения. Попав в снежную бурю, их экипажи разбились вместе со своими «Дорами».

Восточный фронт, январь 1942 - май 1945 года. В начале 1942 года Ju 87 довелось участвовать в боях за осажденный Севастополь. Но пиком их боевого применения на восточном фронте стало участие в летнем наступлении немецкой армии в 1942 году. После поражения под Харьковом советские войска отступали к Волге, а с неба на них без конца сыпали свои бомбы надсадно воющие Ju 87. Авиация Красной армии огрызалась, как могла. 16 июня 1942 года советские истребители атаковали группу из 13 пикировщиков, сопровождаемых 15 истребителями. В этом бою немцы потеряли три Ju 87, сбитых будущим маршалом авиации Г. В. Зиминым. Участвовали «Штуки» и в разгроме печально известного каравана PQ-17. Тогда немецкая 2-я эскадрилья StG 5 потеряла восемь самолетов.

Начиная с сентября 1942 года самолеты из I и II/StG 2, из I и II/StG 77 и II/StG 1 беспрерывно бомбили обороняющиеся в Сталинграде советские части. Давалось это немцам не просто. В течение тридцати дней пикировщики потеряли около 30 самолетов, и почти столько же было повреждено. К началу 1943 года потери в соединениях «Штук» достигли катастрофических размеров. Например, во II/StG 1 уцелело всего девять самолетов. Сталинградская битва ознаменовала начало заката боевой карьеры Ju 87 как пикирующего бомбардировщика на восточном фронте.

Переломной в ходе воздушной войны на восточном фронте стала кровопролитная битва в небе над Кубанью (прозванная немцами «Кубанской мясорубкой»), в которой приняли участие подразделения всех трех групп пикирующих бомбардировщиков: StG 2, I/StG 3 и II/StG 77.

Летом 1943 года развернулось следующее поворотное сражение Великой Отечественной войны — битва на Курской дуге. Но еще в конце мая во время налета на Курск немцы потеряли сразу девять новейших Ju 87D-5.

На рассвете 5 июля 1943 года началась Курская битва. В воздухе сразу завязались ожесточенные схватки. Немецкая авиация группами до 100 — 150 самолетов атаковала позиции советских войск. Немцы успешно использовали старые тактические приемы. Группы Bf 109 или Fw 190 вытесняли советские истребители из зоны патрулирования, a Ju 87 без помех бомбили свои цели. Учитывая высокую насыщенность района боевых действий танками, обе стороны применили свои технические новинки: немцы Ju 87G с 37-мм пушками, а русские Ил-2 с кассетными бомбами ПТАБ-2,5-1,5. В дальнейшем выяснилось, что советские штурмовики оказались гораздо эффективнее в борьбе с вражеской бронетехникой. Только при одной бомбежке немецкой 9-й танковой дивизии, несколько эскадрилий Ил-2 сожгли до 70 немецких танков. Потери же советских танков от огня пушечных Ju 87 были единичны. Хотя немецкий ас Г. Рудель утверждал в своих мемуарах, что за один день уничтожил 12 «тридцатьчетверок» (причем наши танки у него частенько взрывались, а он подобно валькирии пролетал сквозь огненные фонтаны невредимым), но это, по-видимому, не более, чем литературное преувеличение, обычное на войне.

12 июля в небе над Огненной дугой произошел уникальный случай, когда группа из 12 штурмовиков Ил-2 под командованием майора Мельникова наносила удар по вражеским позициям. На высоте их прикрывали четыре «Яка». Получив по радио предупреждение о подходе большой группы немецких бомбардировщиков, советские летчики разделились. И пока наши истребители разбирались с немецкими, штурмовики Ил-2 пошли в атаку на «юнкерсы». В итоге Ил-2 сбили восемь «лаптежников».

Доставалось пилотам Ju 87 и от французских летчиков из полка «Нормандия». Здесь надо бы отметить любопытный юридический факт: согласно международной Гаагской конвенции все французы, не принявшие капитуляцию и участвующие в боях против Германии, автоматически ставились вне закона и считались военными преступниками.

В августе 1943 года четыре «Яка» из 18 ИАП и шесть «Яков» ИАП «Нормандия» вылетев на прикрытие советских войск, встретили недалеко от Ельни группу из 40 Ju 87 в сопровождении истребителей Fw 190. Советские летчики без потерь разогнали эту армаду, причем французы «завалили» три «Штуки», а русские целых пять.

Надо отметить, что «завалить лапотника» не считалось у советских пилотов особенным событием, гораздо сложнее было сбить Не 111 или Fw 189 — ненавидимую на советско-германском фронте «раму», за которую сразу давали орден. Из 5709 выпущенных самолетов Ju 87, более трех с половиной тысяч было потеряно в боях с Красной армией. Почти все советские летчики асы имеют на своем боевом счету не по одному сбитому Ju 87. У А. И. Покрышкина числится уничтоженными 23 «Штуки», у И. Н. Кожедуба — 18 штук, а у Н. Д. Гулаева — 15 пикировщиков. Рекорд по количеству сбитых в одном бою Ju 87 установил 6 июля 1943 года заместитель командира эскадрильи 88 ГИАП Александр Горовец. Он уничтожил сразу девять немецких пикировщиков, но сам погиб в этом бою.

Последний крупный успех во Второй мировой войне пришел к Ju 87 в начале октября 1943 года, когда они снова оказались в «своей стихии». Иначе говоря, при атаке кораблей Черноморского флота, пилоты из StG 77 потопили лидер «Харьков» и два эсминца.

Подведя неутешительные итоги весенне-летних боев, RLM произвело реорганизацию люфтваффе. Все эскадры пикирующих бомбардировщиков Ju 87 были преобразованы в штурмовые (SG вместо StG). А новый командующий немецкой штурмовой авиацией полковник Эрнст Куфер (бывший командир StG 2) пошел даже дальше своего начальства, и категорически потребовал заменить все Ju 87 на штурмовые версии Fw 190. Требование строптивого полковника было принято во внимание, и перевооружение началось. Примерно раз в месяц очередная группа «штукарей» пересаживалась на «фокке-вульфы».

Весной 1944 года теперь уже штурмовики Ju 87 из SG 2 активно использовались немцами при обороне Крыма, тогда как «юнкерсы» из I и II/SG 3 воевали в Прибалтике. Там в конце апреля случился очередной конфуз, когда большая группа Ju 87 была атакована советскими истребителями, сбившими 11 немецких «штурмовиков». Отметились «Штуки» и в ходе Яссо-Кишиневской операции советских войск, и в период контрнаступления вермахта в районе озера Балатон. Но все эти вспышки активности сопровождались высоким ростом потерь, и уцелевшие Ju 87 стали срочно передавать в ночные бомбардировочные группы. Первые из таких авиаподразделений ночных бомбардировщиков появились на восточном фронте еще в августе 1943 года. А уже к осени следующего 1944 года лишь одна группа Ju 87 («противотанковая» III/SG 2 под командованием Г. Руделя) действовала на Востоке днем, остальные перешли исключительно на ночные полеты.

Ночные «Штуки» летали и на Западе, но там их встретили англо-американские истребители, оснащенные радарами, и кривая потерь Ju 87 резко поползла вверх. В ночь на 12 октября 1944 года пара истребителей «Москито», блокирующих один из немецких аэродромов сбила сразу шесть Ju 87.

В конце войны на советско-германском фронте активность немецкой авиации пошла на убыль и немудрено, к 1945 году у немцев на этом направлении насчитывалось только 1969 самолетов против 11800 советских.

В последний раз Ju 87 был сбит советской зенитной артиллерией в апреле 1945 года. Таким образом, советский солдат поставил жирную точку в карьере «летающей легенды» и уже навсегда.

Василий Петров

Источники

  • "Пикирующий бомбардировщик Ju 87 Stuka" /«Экспринт» Василий Петров/

©AirPages
2003-