Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Junkers Юнкерс в СССР Ju 52 Ju 252 Ju 86 Ju 86P Ju 86R Ju 87A Ju 87B1 Ju 87B2 Ju 87D Ju 87G Ju 87R Ju 88A Ju 88C Ju 88D Ju 88G Ju 88 в UK Ju 188 Ju 287 Фото и схемы Боевое применение Ju 52 Ju 87 Ju 87 на Востоке Ju 88 Luftwaffe

Боевое применение Ju 87

В 1937 г. командование Люфтваффе запланировало создать шесть групп пикировщиков, четыре из них должны были быть укомплектованы Ju 87, по 39 самолетов в каждой.

Весной того же года группа I/SJG162 «Иммельман» первой начала перевооружение с Hs 123A на Ju 87A-1. Она проводила эксплуатационные и войсковые испытания новых самолетов, а также отрабатывала тактику применения пикировщиков.

В Испании

Боевая карьера Ju 87 началась в ноябре 1936 г. в Испании. На аэродром Таблада под Севильей в обстановке особой секретности доставили контейнер. В нем находился новенький Ju 87A-0. Его включили в экспериментальную истребительную эскадрилью VJ/88 «Легиона Кондор». О действиях Ju 87A-0 в Испании почти ничего не известно, так как вся информация была тщательно засекречена. Летал на нем унтер-офицер Г. Беуер. В феврале 1937 г. эскадрилью перебросили на север Кастилии (на аэродром Витория), а спустя пять месяцев машину отправили обратно в Германию.

Но в середине января 1938 г. в Виторию прибыли уже три Ju 87A-1. На них летали обер-лейтенанты Г. Хаас (командир звена) и Г. Вейерт, а также унтер-офицер Э. Бартельс. Звено, получившее название «Иоланта» (по кличке симпатичной розовой свинки, нарисованной на обтекателях колес), включили в состав «Легиона Кондор» как отдельную эскадрилью 5.J/88.

7 февраля 1938 г. звено перебазировалось на площадку вблизи города Каламоча, ставшего главной базой «Легиона Кондор» в боях за Теруэль. Отсюда состоялись первые боевые вылеты «штук». Самой первой целью стал мост в Састало; его уничтожили 500-кг бомбами. Во второй половине марта пикировщики регулярно атаковали мосты и цели в тылу республиканцев в Арагоне, Валенсии и Каталонии. Результативность бомбардировок была разной, поскольку на самолетах все время летали разные экипажи. Они прибывали из Германии по «вахтовому методу» и через определенный промежуток времени возвращались обратно. С помощью такой ротации большое число пилотов и бортстрелков накопили ценный боевой опыт.

Эксплуатация в Испании вскоре выявила некоторые недостатки машины. Оказалось, что обтекатели колес мешают летать с мягкого песчаного грунта, и их сняли. Недостаток тяги не позволял подняться в воздух одновременно с 500-кг бомбой и стрелком. Поскольку даже при сильном истребительном прикрытии летчики «антонов» предпочитали летать со стрелками, реальная бомбовая нагрузка фактически составляла 250 кг.

Позже звено поддерживало действия войск франкистов при прорыве к побережью Средиземного моря, в боях под Эбро, в разгроме Каталонского фронта, участвовало в бомбардировках Барселоны и других операциях. 27 июля в районе реки Эбро пикировщики совершили не менее четырех вылетов против контратакующих республиканских войск южнее Мекуйненца. Затем «штуки» атаковали корабли в порту Таррагона и других портах на побережье Каталонии.

В октябре 1938 г. все три Ju 87A-1 вернулись в Германию, а в Испанию отправили пять Ju 87B-1. В боях в феврале 1939 г. они подтвердили свою высокую эффективность. «Берты» включили в состав бомбардировочной группы «Легиона Кондор» как эскадрилью 5.К/88. В середине марта 1939 г. эскадрилья совершила несколько боевых вылетов на Мадридском фронте.

В Испании летный и наземный состав накопил опыт применения самолетов в условиях настоящей войны. Успех пикировщиков вселил в командование Люфтваффе уверенность в их эффективности. Единственное, что так и не удалось определить, — боевую живучесть Ju 87. Ни один самолет этого типа не был сбит.

Польша, Дания, Норвегия, Бельгия, далее везде...

Следующей после Испании ареной боевых действий для Ju 87 стала Польша. В составе 1-го и 4-го воздушного флотов, приготовившихся поддержать в наступлении части Вермахта, имелось около 400 таких самолетов.

Первый боевой вылет во Второй мировой войне совершило 3-е звено группы MI/StG1 под командованием обер-лейтенанта Б. Диллеи. Оно поднялось с аэродрома Эльбинг. «Штукам» предстояло не уничтожить, а сохранить для прохода бронепоезда железнодорожный мост через Вислу около города Тчев. Он был заминирован. Требовалось прицельно отбомбиться по бункерам караульных помещений и кабелям от электровзрывателей.

При подготовке операции пилоты Диллеи, Шиллер и Гренцель несколько раз прокатились в Кенигсберг и обратно на поезде по этому мосту, проведя рекогносцировку местности.

Три самолета сбросили бомбы за 11 минут до официального объявления войны. Задание летчики выполнили — взрывами перебило провода. Но немецкий бронепоезд опоздал и поляки все-таки подорвали один из пролетов.

Звено Диллеи позднее выполнило еще одну важную задачу — разбомбило радиостанцию в Варшаве. Правда, на обратном пути командир совершил вынужденную посадку, возможно, из-за повреждения зенитным огнем.

По поводу первого сбитого во Второй мировой войне самолета существуют две версии. По одной из них, им стал Р.11С капитана Медвецкого, который со своим напарником, подпоручиком Гнышем, утром первого дня войны попытался атаковать группу пикировщиков и сам попал под огонь пулеметов одного из них. Согласно другой — первым уничтоженным самолетом стал как раз Ju 87B из I/SIG1, сбитый таким же Р.11С на полчаса раньше.

Пикировщики в Польской кампании действовали весьма успешно. Рано утром 1 сентября все польские военные аэродромы подверглись ударам немецких бомбардировщиков. «Официально» война началась в 4.45, когда «штуки» атаковали пограничные сооружения в районе г. Люблинец. Пилоты I/SIG2 нагрянули на аэродром в Кракове, но оказалось, что на нем нет самолетов: поляки успели рассредоточить их по запасным площадкам. Пришлось бомбить пустые ангары.

Польская авиация пыталась сопротивляться. Но в целом немцы имели неоспоримое превосходство в воздухе. Пикировщики атаковали, кроме аэродромов, скопления войск, железнодорожные узлы, мосты, радиостанции и порты.

Около полудня 1 сентября разведка сообщила о большой группировке польской кавалерии севернее г. Велюнь. С аэродрома Нидер-Эльгют поднялась группа I/SIG2 в полном составе — 30 Ju 87B, ведомых командиром майором Динортом. В налете вместе с ними участвовали также около 60 «штук» из I и H/StG77. В результате атаки был уничтожен штаб Волынской кавалерийской бригады, а сама бригада, понесшая огромные потери, рассеяна. В ночь на 2 сентября VI немецкий корпус занял Велюнь.

Вечером 1 сентября пикировщики впервые атаковали боевые корабли, стоявшие в базе Хель. Летчикам из 4./TGr.186 и IV(St)/LG1 удалось повредить минный заградитель «Гриф». 3 сентября самолеты из 4./TGr.186 потопили эсминец «Вихер» и добили «Гриф». Спустя несколько дней их жертвами стали два тральщика и канонерская лодка. Но зенитчики уже при первом налете сбили две «штуки». Несмотря на массированные бомбардировки, моряки держали оборону до конца сентября.

Наибольшего успеха пикировщики достигли в сражении на реке Бзура. Здесь между флангами наступающих немецких армий образовался разрыв, в который ударили 12 польских дивизий. Это контрнаступление едва не изменило ход войны. Против поляков бросили многочисленную авиацию. В течение двух дней атаками с воздуха, в которых участвовало около 150 «штук», а также Ju 88 и Hs 123, были разрушены мосты через Бзуру. В окружение попали 10 польских дивизий.

Массированным ударам подверглась Варшава. «Штуки» уничтожили батареи тяжелой артиллерии, сдерживавшие продвижение частей Вермахта. Кинотеатры всего мира демонстрировали немецкую хронику, показывавшую, как 8 сентября 140 Ju 87 бомбили город, превращая его в развалины. «Юнкерсы» совершали по три и более вылетов в день. Они сбросили на город более 500 т бомб и 72 т зажигательных средств.

26 сентября капитулировала крепость Модлин. За время ее обороны немцы потеряли 28 пикировщиков (по другим данным — 31), из них 11 уничтожили истребители.

За 27 дней Польской кампании суммарные потери Люфтваффе составили 521 самолет. В процентном отношении потери «штук» (9%) были значительно меньше, по сравнению с машинами других типов (14 — 30%), хотя иногда полякам удавалось нанести противнику существенный ущерб. Например, 6 сентября Р.11С из бригады полковника Павликовского сбили сразу четыре Ju 87.

В целом командование Люфтваффе осталось довольным действиями своих Ju 87. «Штуки» наносили удары очень точно. Как правило, все бомбы укладывались в 30-м круг. Эффективным психологическим оружием оказались сирены, особенно по воздействию на мирных жителей.

В ходе польской кампании была усовершенствована тактика пикировщиков. Первоначально, опасаясь зениток, к целям подходили на высоте около 6000 м. В ходе войны выяснилось, что можно летать и пониже. А такие приемы, как атака со стороны солнца и строго ограниченный радиообмен, в немалой степени способствовали успешному выполнению заданий.

Следующим этапом в боевой карьере «штук» стало вторжение в Данию и Норвегию. Но из-за большой удаленности целей в нем участвовала только одна группа Ju 87R-1. 10 апреля 1940 г. 22 пикировщика совершили первый налет на форты Аннерхус и Оскарборг под Осло. Накануне их батареи потопили при входе во фьорд тяжелый крейсер «Блюхер». На следующий день с захваченного аэродрома в Дании «штуки» попытались перехватить английскую эскадру, но неудачно. Позднее группу разместили на базе Сола под Ставангером.

Ju 87 активно действовали против войск союзников, высадившихся в северной части Норвегии. Когда на английском авианосце «Глориес» прибыли истребители «Гладиатор», немецкие пикировщики бомбили замерзшие озера, использовавшиеся противником как временные аэродромы. Англичане закрепились возле Нарвика, в Бардафоссе и Бодо. Непрерывно подвергались атакам «штук» французские части, отступавшие к морю. «Юнкерсам» удалось потопить или повредить несколько кораблей. В их числе были крейсер «Каир» и два эсминца — британский «Эфриди» и французский «Бизон».

17 апреля английский крейсер «Суффолк» обстрелял базу Сола. В ответ «штуки» отбомбились по кораблю и достигли нескольких прямых попаданий, в том числе в башню главного калибра. Далее «дуэль» между английскими моряками и немецкими авиаторами шла с переменным успехом. 25 апреля семь Ju 87 были уничтожены на аэродроме самолетами с «Глориеса». А 1 мая три эскадрильи «юнкерсов» поочередно атаковали британское соединение, в составе которого находились авианосцы «Арк Ройял» и «Глориес», но, по сути, ничего не достигли. Одна бомба разорвалась у борта «Арк Ройяла», но не причинила серьезных повреждений.

После захвата немцами центральной части Норвегии боевые действия переместились на север, в район Нарвика. 27 мая пикировщики разбомбили город, разрушив до полутысячи домов.

Французский блицкриг

Норвежская кампания представляла собой второстепенную операцию, по сравнению со сражениями во Франции, Бельгии и Голландии, куда гитлеровские войска вторглись в мае 1940 г. В сосредоточенных для решения этой задачи двух авиакорпусах (2-м и 8-м) насчитывалось 358 (по другим данным — 342) Ju87.

Ключом обороны бельгийцев был форт Эбен-Эмаель, защищавший три моста через канал Альберта. Мосты требовалось сохранить для прохода немецких танков. Весь день 10 мая Ju 87 бомбили форт, поддерживая высадку воздушного десанта. Аналогично действиям в Польше, они уничтожили здание в деревне Ланаэкен, где, по данным разведки, находился командный пункт, с которого могли отдать приказ о подрыве мостов.

Самолеты группы StG77, взлетев из Кёльна, атаковали бельгийские укрепления на реке Маас. Вечером того же дня StG77 и StG2 совершили массированный налет на Антверпен. Первый день боевых действий стоил Люфтваффе 12 Ju 87, все их сбили зенитчики.

Уже на следующий день произошла первая встреча с английскими истребителями. Шесть «харрикейнов» перехватили восточнее Брюсселя 60 Ju 87 из StG2. Шесть немецких самолетов были сбиты, а еще несколько получили повреждения.

Крупные соединения «юнкерсов», до 100 машин одновременно, атаковали укрепления в районе Кале. Пикировщики из 1.(St)/TGr.186 бомбили мосты через Маас в районе Льежа. «Штуки» разрушили мосты в Роттердаме, два шлюза в районе Дюнкерка, а в Бюне повредили железнодорожное полотно и уничтожили поезд с боеприпасами. Одной из самых результативных считалась группа ll/StG2 под командованием гауптмана В. Эннеккеруса. Ее летчики бомбили укрепления в районе Маастрихта и Льежа, французские танки у Флиппвилля, а затем корабли в Дюнкерке, Гавре и Ла-Рошели.

10 — 12 мая пикировщики атаковали суда и портовые сооружения в Антверпене. Через два дня при поддержке «штук» немцы форсировали Маас. Пять танковых дивизий рванулись к побережью Ла-Манша. Ju 87 появлялись над передовой по первому требованию, подавляя очаги сопротивления противника.

18 мая «штуки» из StG2 дважды бомбили эшелоны в Суассоне, а на следующий день сорвали попытку организовать контрнаступление французских танковых частей в районе Лана.

К этому времени британские войска были отброшены к Дюнкерку. «Юнкерсы» постоянно наносили бомбовые удары по отступающим. 20 мая 2-я танковая дивизия немцев вышла к морю в районе Абвиля. Около 30 английских, бельгийских и французских дивизий оказались окружены в районе Дюнкерка, откуда с 26 мая началась их эвакуация в Англию. Геринг объявил этот город главной целью Люфтваффе. Большинство соединений пикировщиков задействовали для уничтожения окруженной группировки союзников и судов, пытавшихся их эвакуировать. 23 — 24 мая «штуки» потопили французские эсминцы «Ораж» и «Шакал» и английский «Уэссекс». Получили повреждения еще несколько кораблей. 27 мая на гавань Дюнкерка Ju 87 совершили 12 налетов, уничтожив паром с почти тысячей солдат на борту. В результате бомбардировок был поврежден мол, и войска пришлось грузить прямо с песчаного берега.

1 июня после двух дней нелетной погоды самолеты 8-го авиакорпуса в ходе трех массированных налетов пустили на дно английские эсминцы «Базилиск», «Хавент», «Кейт», французский «Фудройян», множество мелких транспортных судов, сильно повредили еще два эсминца и тральщик. Всего союзники потеряли 31 корабль, а 11 получили значительные повреждения. «Юнкерсы» до завершения эвакуации 2 июня практически круглосуточно бомбили переполненные войсками корабли.

Немцам операция тоже обошлась недешево. Только над Дюнкерком английские истребители сбили 11 пикировщиков.

К 5 июня Ju 87 перебросили в центральные районы Франции, где началось наступление на Париж. Спустя неделю немецкие танки форсировали Марну. Авиация подавляла очаги сопротивления. «Юнкерсы» из l/StG2 уничтожили от 20 до 30 танков из дивизии де Голля, предотвратив контрудар во фланг немецким войскам. Франция капитулировала.

Общие потери пикировщиков за два неполных месяца боев составили 123 уничтоженных самолета (по другим данным — 120) и 41 поврежденный — около половины состава. В это число входили и самолеты, потерянные в результате аварий. Хотя эти цифры в четыре раза превысили те же показатели в Польскую кампанию, командование не слишком беспокоилось — потери экипажей были небольшими.

«Битва за Англию»

4 июля 1940 г. около 40 Ju 87 из MI/StG51 бомбили Портленд. Так началось участие «штук» в «Битве за Англию».

К началу операции «Адлертаг» шесть групп разместили на семи аэродромах вдоль побережья. В июле боевые действия велись, в основном, против британских конвоев в Ла-Манше. Предполагалось очистить пролив от английских кораблей и добиться отступления флота из Портсмута, Дувра и Портленда. Другой важной задачей было уничтожение аэродромов, авиационных заводов и других стратегических объектов.

9 июля 27 «юнкерсов» бомбили портовые сооружения в Портленде. «Спитфайры» преградили им путь, но столкнулись с решительным сопротивлением немецких истребителей. Пикировщикам удалось повредить грузовое судно «Эмпайр Даффодайл». При этом один самолет, командира эскадрильи, был потерян.

Утром 11 июля «штуки» атаковали в районе Лим-Бэй небольшой конвой. Они смогли потопить эскортный корабль «Уорриер II» и сбить один английский истребитель. 21 июля у южного побережья о. Уайт Ju 87 опять напали на конвой; два корабля были потоплены. 24 и 25 июля «юнкерсы» атаковали Дувр и уничтожили пять небольших судов.

Такие эпизоды имели место практически каждый день, когда погода позволяла совершать полеты. В конце июля английские корабли были вынуждены покинуть базу в Дувре.

13 августа начались массированные налеты на аэродромы. Ju 87 бомбили Истчерч, Детлинг, Бенсон и о. Торни. Попытка разбомбить Мидл-Уайлоп окончилась неудачей: ни один из 28 пикировщиков не смог пробиться к цели. Наиболее результативным был налет на Детлинг. Группа Ju 87 из IV(St.)/LG51 точными ударами уничтожила на нем все важнейшие объекты и 22 самолета. Одновременно немцы старались разрушить сеть радиолокационных станций на побережье. 14 августа нападению подверглась станция в Уормейле, а 15 августа — в Хокинже и Лимпне. При этом Люфтваффе потеряли четыре пикировщика. 16 августа Ju 87 нанесли новые удары по аэродромам Тангмер, Госпорт, Лион-Солент и радиолокационной станции в Вентере. Последний оказался самым разрушительным, станция на неделю вышла из строя, но в этот день немцы, по утверждениям англичан, потеряли только над Тангмером девять самолетов. В тот же день над Портлендом «спитфайры» за 5 минут сбили четыре «штуки», еще одна, сильно поврежденная, упала в море, не дотянув до берега.

Черным днем для Ju 87 стало 18 августа. Во время налета на о. Торни они подверглись атаке английских истребителей. «Харрикейны» сбили семь самолетов, «спитфайры», боровшиеся с истребителями прикрытия, — один, и еще один — зенитчики. Всего в этот день было уничтожено 16 Ju 87 из 109, участвовавших в налете. Наибольшие потери понесла группа l/StG77, в которой из 28 самолетов сбили 10, причем в течение 5 минут, а 6 получили сильные повреждения. Из 56 членов экипажей только половина вернулась обратно: 17 человек погибли или были смертельно ранены, 5 — попали в плен, 6 — получили ранения. Среди погибших оказались командир группы и командир 2-й эскадрильи.

В боях над Англией немцы столкнулись с прекрасно подготовленными летчиками-истребителями. Потери Люфтваффе начали стремительно расти. За первые 10 дней операции были сбиты 64 Ju 87. Но гораздо масштабнее выглядели потери квалифицированного летного состава. Погибли или попали в плен около 130 членов экипажей, среди которых — два командира групп и пять командиров эскадрилий.

Все это вынудило немецкое командование вывести «штуки» из района Шербурга. К сентябрю в Северной Франции дислоцировались лишь три соединения пикировщиков. К 7 сентября из 316 Ju 87, действовавших в начале операции, в строю осталось лишь 142 (по другим данным — 149).

Потерпев неудачу в боях над сушей, в октябре — ноябре 1940 г. пикировщики опять сосредоточили усилия против судоходства англичан. Например, 1 ноября 1940 г. 20 Ju 87R из ll/StG1 под прикрытием истребителей атаковали в районе Дувра небольшой конвой. 8 ноября самолеты из групп l/StG3 и IV(St)/LG1 повредили в устье Темзы два торговых судна и эсминец «Винчестер». Немцы потеряли три «юнкерса» и один совершил вынужденную посадку у Дюнкерка. Всего за ноябрь Люфтваффе лишились восьми Ju 87, два были серьезно повреждены. После этого от дневных налетов у побережья Англии отказались окончательно.

С осени 1940 г. пикировщики стали летать и ночью. Сначала выбирали цели покрупнее. Так, в ночь с 15 на 16 января 1941 г. два Ju 87R из StG1 сбросили на юго-восточную окраину Лондона бомбы SC1000 (весом в тонну), а еще один — такую же на Дувр. До конца месяца на Лондон упали еще пять мощных бомб.

На рассвете 5 февраля «штуки» из M/StG1 потопили вооруженный траулер «Турмалин». Спустя неделю в ходе атаки доков в Чатаме был потоплен траулер «Эгер». За два корабля заплатили двумя сбитыми пикировщиками. Есть данные, что Ju 87 участвовали в ночных операциях до 4 июня 1941 г., когда один из них был сбит «Спитфайром» в районе Гавра.

Выявившаяся в ходе битвы за Англию практически полная непригодность Ju 87 воевать в условиях сильного истребительного противодействия, хотя и расколола командование Люфтваффе на два лагеря — сторонников и противников «штуки», но не положила конец ее боевой карьере.

В Средиземноморье

В декабре 1940 г. началась переброска немецких пикировщиков из 10-го авиакорпуса на Средиземноморский ТВД. На Сицилию прибыли 54 Ju 87B и Ju 87R (по другим данным — 71 Ju 87R), позднее — еще две группы. Они базировались на аэродромах Комизо, Калабрия и Трапани, откуда совершали налеты на Мальту и конвои, следовавшие из Александрии в Гибралтар.

10 января 1941 г. под удар «штук» попал английский авианосец «Илластриес»; в него попали шесть 250-кг бомб, еще три разорвались у борта, нанеся серьезные повреждения. 11 января обгоревший авианосец встал на ремонт в гавани Ла-Валетты. Его самолеты стали летать с суши, и в последующие дни сбили четыре Ju 87, продолжавших бомбить корабль. Во время двухнедельной стоянки «Илластриес» получил еще два прямых попадания 250-кг бомбами, но ни одну 1000-кг бомбу «уложить» на него не удалось. Кое-как подлатав повреждения, авианосец ушел через Суэцкий канал.

Одновременно с «Илластриесом» 10 января получил прямое попадание крейсер «Перт» и был потоплен один из транспортов. На следующий день 12 Ju 87 из ll/StG2 атаковали английские крейсера «Саутгемптон» и «Глостер». Последнему посчастливилось, так как попавшая в него бомба не разорвалась, а «Саутгемптон», пораженный двумя «полутонками», загорелся и потерял управление. Команду сняли, и один из эсминцев конвоя добил его торпедой. 19 января Ju 87 повторили атаку на «Глостер» и потопили его.

С середины февраля «штуки» группы l/StG2 стали действовать с африканского берега, с аэродрома в Триполи. 26 февраля 1941 г. немцы провели массированный налет на Мальту. Целью был аэродром Лука. Его вывели из строя на двое суток, уничтожили шесть бомбардировщиков «Веллингтон» и еще семь повредили. Этого результата удалось достигнуть ценой семи потерянных и нескольких поврежденных Ju 87, а командир группы lll/StG1 гауптман Малхке привез 185 пробоин, включая огромную дыру в правой плоскости.

К апрелю 1941 г. на Балканах сосредоточили весь 10-й авиакорпус, которым командовал фон Рихтгофен. На 5 апреля он располагал 414 Ju 87, из них 352 были боеспособны. Позже к ним присоединились 127 Ju 87 из состава трех групп эскадры StG77. Гитлер решил помочь итальянским союзникам разобраться с Грецией, попутно захватив Югославию.

Ранним утром 6 апреля четыре Ju 87B из l/StG2 точными ударами уничтожили зенитные батареи, прикрывавшие аэродром Петровац. Немного позже начался первый массированный налет на Белград. Вместе с 160 Не 111 74 «штуки» из SIG77 под прикрытием истребителей быстро превратили небо над городом в серый зонтик из дыма и пыли. Им противостояли всего 34 югославских истребителя, которым удалось сбить восемь самолетов, в том числе одну «штуку». В течение дня на город сбросили 360 т бомб. Общие потери включали четыре Ju 87.

Утром 12 апреля пикировщики уничтожили в районе Нови Сада речной монитор. Пешие колонны бойцов югославской армии, растянувшиеся по узким дорогам горной страны, были совершенно беззащитны перед авиацией. Пикировщики постоянно атаковали их, делая по два-три вылета в день. 14 апреля дюжина Ju 87 проутюжила аэродром Биелина, где затем высадился десант.

Немцы стремительно прошли через Югославию и вступили в Грецию. Греки и поддерживавшие их английские войска начали отступать к морю. К 20 апреля в Пирее скопилось большое количество судов. За два дня «юнкерсы» практически без противодействия потопили в Коринфском заливе 23 греческих и английских судна. При этом отличились летчики из I/SIG2, уничтожившие 21 апреля два танкера и один транспорт.

Ночью 24 апреля англичане приступили к операции «Демон» — эвакуации на о. Крит. И вновь «штукам» было где «разгуляться». 24 апреля они потопили три транспорта, на следующий день — датский пароход «Сламат». 27 апреля Ju 87 серьезно повредили три корабля. Кроме того, были уничтожены два госпитальных судна и яхта с 1000 раненых и беженцами. Потери немцев оказались относительно небольшими: за Грецию пришлось «заплатить» всего 29 пикировщиками. В то же время в апреле — мае 1941 г. у побережья Греции и в районе о. Крит «штуки» потопили крейсер, восемь эсминцев, большое количество транспортов. Повреждения получили авианосец, линкор, два крейсера и два эсминца.

Настал черед Крита. Его собирались захватить с помощью воздушного десанта. Сначала требовалось лишить остров поддержки британского флота. 14 мая десять Ju 87В из IM/StG2 перелетели на о. Карпатос (Скарпанто). Во второй половине мая, действуя с него против английского флота, самолеты из StG2 потопили три крейсера и шесть эсминцев, повредили два линкора, три крейсера и шесть эсминцев. Самолеты с авианосца «Формидебл» отбомбились по Скарпанто и уничтожили на земле около десятка немецких машин. В ответ «штуки» на пределе радиуса действия нанесли удар по этому кораблю, добившись двух прямых попаданий. Его пришлось отправить на ремонт в США.

Бомбардировки позиций английских войск на Крите начались за несколько дней до дня высадки десанта 20 мая. В ходе этой операции Ju 87 использовались не только для подавления средств ПВО и поддержки уже высадившихся подразделений, но и для буксировки десантных планеров.

Непрекращающимися бомбежками англичан вытеснили с оборонительных позиций, позволив немецким парашютистам выиграть сражение, несмотря на тяжелые потери. 31 мая Крит был полностью захвачен немецкими войсками.

В Северной Африке

В декабре 1940 г. английские войска предприняли наступление в Ливии, тесня итальянцев. Немецкое командование решило помочь союзникам. В первых числах февраля 1941 г. началась переброска на аэродром Бир-Дуфан в Ливии двух групп пикировщиков, I/SIG2 и H/StG2. Передислокация закончилась 13 февраля. Самолеты сразу вступили в бой и сразу же понесли значительные потери. На следующий день над Эль-Агейлой английские зенитчики сбили первый Ju 87R. 18 февраля, когда 12 «штук» штурмовали позиции англичан в районе Мерса-Брега, «харрикейны» сбили и повредили восемь пикировщиков. Но у немцев тоже были свои успехи. Самолеты группы l/StG2 22 февраля повредили монитор «Террор» (спустя два дня он затонул), а еще через день недалеко от Тобрука был потоплен эсминец «Дэйнти».

Эксплуатация Ju 87 в Африке принесла много проблем. Жара, пыль, песок потребовали создания особых фильтров и смазки, пришлось перенимать итальянский опыт и учиться по утрам правильно накачивать «пневматики», чтобы к обеду они не взрывались от перегрева.

31 марта начал наступление выгруженный в ливийских портах немецкий Африканский корпус. К 25 апреля англичан выбили из Ливии, гарнизон Тобрука оказался в окружении. «Штуки» стали совершать регулярные налеты на осажденный гарнизон и корабли в гавани. Маршрут Александрия — Тобрук английские моряки прозвали «бомбовой аллеей». 12 мая в гавани пилоты ll/StG2 повредили канонерку «Лэдиберд», позже затонувшую на мелководье. 24 июня севернее Тобрука потопили английский сторожевик «Окленд» и повредили крейсер «Орора».

Нападение на СССР отвлекло главные силы Германии на Восточный фронт, но операции немцев в Африке продолжались еще довольно длительное время. Летом 1941 г. «штуки» сыграли решающую роль в успешных боях у Бир-Хакима. 18 ноября англичане начали новое наступление. На этот раз авиация союзников господствовала в воздухе.

Немецкие самолеты уничтожались в воздухе и на земле. 20 ноября британскими бомбардировщиками в Твими было уничтожено и повреждено 18 Ju 87. «Штукам» с их довольно слабым оборонительным вооружением зачастую уже не удавалось прорваться к назначенным целям. Так, 30 ноября пикировщики, несмотря на достаточно сильное прикрытие, сбросили бомбы в буквальном смысле в песок. Три машины оказались повреждены, два стрелка ранены.

Но немцы еще не были окончательно сломлены. 27 мая 1942 г. Роммель перешел в контрнаступление. Несмотря на вдвое меньшее число танков, по сравнению с англичанами, Африканский корпус стремительно наступал и в начале июля вышел к Эль-Аламейну. Ju 87 из группы SIG3 атаковали позиции английской пехоты, танки и артиллерию.

Англичане, поняв всю опасность потери своих позиций в Египте, стали срочно перебрасывать туда истребители. Вскоре ежедневные потери «штук» стали исчисляться десятками машин. Так, 3 июля на базу вернулись только 2 из 15 самолетов группы I/SIG3. 5 июля на аэродроме Даба были уничтожены девять Ju 87.

Но над морем пикировщики еще некоторое время оставались грозной силой. 14 — 15 июня 1942 г. пилоты StG3 атаковали конвои на маршруте Александрия - - Мальта. Отличился командир 9./StG3 обер-лейтенант X. Пельтц, потопив на траверзе о. Гавдос 10 000-тонный транспорт. Наутро «штуки» повредили так называемый «ложный» линкор «Центурион», крейсер «Аретьюза», эсминцы «Эйредейл» и «Нестор». Два последних пришлось затопить, эвакуировав команды.

Вечером 12 августа дюжина Ju 87 атаковала авианосец «Индомитебл», точно уложив две бомбы на полетную палубу и еще три — в непосредственной близости от борта. Корабль вышел из строя. Зенитчики сбили четыре пикировщика. На следующий день 15 Ju 87D тяжело повредили транспорт «Дорсет», а 14 августа — крейсер «Кения».

Но перерезать пути снабжения британских войск не удалось. Остановив немцев, 24 сентября англичане сами перешли в наступление. 8 ноября союзники высадились в Марокко и Алжире. Немецкие и итальянские части оказались зажатыми в клещи, страдая от нехватки запчастей, горючего и боеприпасов. Немцы стали срочно перебрасывать в Тунис подкрепления. 9 ноября туда прибыли 24 Ju 87D. Но это не могло компенсировать растущих потерь. 26 ноября прорвавшиеся к аэродрому Джидейда американские танки уничтожили на земле 15 самолетов. В воздухе «юнкер-сам» тоже приходилось не сладко. Так, 3 апреля «Доры» из lll/StG3 подверглись атаке «спитфайров» в районе Эль-Гуэттара. Несмотря на действия истребителей прикрытия, шесть машин были сбиты (по немецким данным, англичане же настаивали на 13 уничтоженных пикировщиках). С 8 апреля 1943 г. из-за нехватки топлива Ju 87 летали по 2 — 3 самолета с истребительным прикрытием только на взлете. Единственным значительным их успехом в этот период стало повреждение крейсера «Аякс» 1 января 1943 г.

12 апреля все еще сохранившиеся в летном состоянии «юнкерсы» отправили из Африки на Сицилию. Летели на бреющем маленькими группами и поодиночке, чтобы уберечься от патрулирующих истребителей. Некоторые Ju 87 буксировали грузовые планеры.

Пикировщики продолжали действовать с Сицилии, Крита и о. Родос против флота союзников, а после капитуляции Италии были привлечены к операциям против бывших союзников. В частности, они бомбили итальянские гарнизоны на о-вах Кефалиния и Корфу, а затем поддерживали высадку десанта на Додеканесские о-ва. В последнем случае им удалось повредить английский крейсер «Карлайл», но за это немцы заплатили восемью бомбардировщиками, сбитыми американскими истребителями. На о. Лерос пикировщики уничтожили все береговые батареи. 30 октября экипажи группы I/SIG3 в районе Родоса еще раз повредили английский крейсер «Орора». Это был их последний успех в Средиземноморье. 12 ноября 1943 г. все оставшиеся Ju 87 перебросили на Восточный фронт.

Восточный фронт — от триумфа до трагедии

; В состав сил, сосредоточенных для вторжения на территорию СССР, входили два крупных соединения Ju 87. Во 2-м воздушном флоте, поддерживавшем группу армий «Центр», имелись 8-й (160 самолетов) и 2-й (122 самолета) корпуса. На севере, в Норвегии, 5-й воздушный флот располагал одной группой пикировщиков (42 машины).

Начало Великой Отечественной войны мало чем отличалось от «блицкрига» на Западе. Потеряв в первые же часы войны значительную часть своих самолетов прямо на аэродромах, советская авиация надолго утратила господство в воздухе.

Наступавшие с огромной скоростью бронетанковые части Вермахта постоянно требовали поддержки с воздуха. В итоге только за первую неделю боев эскадра StG1 трижды перебрасывалась на новые площадки, продвинувшись примерно на 600 км в глубь территории СССР. Ju 87 непрерывно атаковали очаги сопротивления советских войск. Количество их боевых вылетов доходило до шести в день. Гитлеровские летчики могли позволить себе охотиться за отдельной автомашиной или повозкой, группой людей или даже отдельным человеком. За характерное шасси этот «юнкере» получил у красноармейцев кличку «лаптежник», «лапотник» или просто «лапоть».

Потери Ju 87 в первые дни войны на советско-германском фронте были незначительны. Среди множества различных машин, сбитых нашими летчиками 22 июня, отмечен всего один такой самолет. Его таранил лейтенант А.И. Пачин из 127-го иап в районе Гродно. За этот подвиг летчика наградили посмертно.

Но уже вскоре потери начали расти. Так, командира IM/StG1 гауптмана Г. Махлке менее чем за три недели боев сбивали трижды. Дважды он сам выбирался обратно через неустойчивую линию фронта, а в третий раз, 8 июля, атакуя танковую колонну, был тяжело ранен, и его вывезла в тыл специальная поисковая группа.

Огромная протяженность фронта заставляла командование Люфтваффе часто перебрасывать соединения пикировщиков с одного участка на другой. 3 июля группу l./StG77 перевели на южный фланг, разместив в Яссах и Бельцах. В одном из вылетов ее командир обер-лейтенант Г. Брук уничтожил мост через Днестр.

На севере фронт быстро стабилизировался. Там группа IV/LG1 активно поддерживала действия горнострелкового и 36-го армейского корпусов Вермахта, а также действовала против кораблей Северного флота. Позднее она стала наносить удары по Мурманскому порту и разгружавшимся в нем транспортам. Нападения на конвои в море были сравнительно редки, так как малый радиус действия позволял атаковать только у входа в Кольский залив. Другими важными целями на этом участке фронта стали Кировская железная дорога и береговые батареи на п-ове Средний, блокировавшие Петсамо.

В середине лета 1941 г. войска, наступавшие на Ленинград, усилили двумя группами из эскадры StG2, вошедшими в состав 1-го воздушного флота. I/SIG2 действовала в районе Ленинграда, озера Ильмень и Волхова, а в сентябре 1941 г. неоднократно осуществляла массированные налеты на блокированный город.

Корабли Балтийского флота были одними из основных целей. Их атаковали до 30 — 40 самолетов одновременно. 16 сентября 500-кг бомба попала в линкор «Октябрьская революция», через три дня аналогичное попадание получил линкор «Марат». 21 сентября самолеты эскадрильи 7./SIG2 бомбили Кронштадт. Бомба, сброшенная командиром эскадрильи Купфером, угодила в эсминец. В тот же день знаменитый впоследствии летчик Х.-У. Рудель точным ударом потопил эсминец «Стерегущий». 23 сентября тот же Рудель попал 1000-кг бронебойной бомбой в носовую часть линкора «Марат», вызвав детонацию боезапаса башни главного калибра. Линкор разорвало надвое; передняя часть затонула. Немецкие летчики уничтожили лидер «Минск», подводную лодку М-74, сторожевик «Вихрь», тральщик № 31.

На юге пикировщики активно участвовали в боях под Одессой. 21 сентября 1941 г. во время высадки с моря десанта в районе Григорьевки несколько девяток самолетов из I/SIG77 повредили, а потом потопили у Тендровской косы канонерскую лодку «Красная Армения», эсминец «Фрунзе» и буксир СП-8. Позднее был поврежден лидер «Ташкент». 11 ноября у Графской пристани Севастополя затонул крейсер «Червона Украина». Шести разрывов у борта оказалось достаточно, чтобы корабль накренился и пошел ко дну.

Эскадра StG1 до конца 1941 г. действовала на центральном направлении. В конце сентября туда же перебросили из-под Ленинграда группу l/StG2. 30 сентября началось наступление немецких войск на Москву. В первый же его день 2-я танковая группа Гудериана прорвала левый фланг Брянского фронта. Поддерживая танкистов, Ju 87 активно атаковали советские части в районе Смоленска, Вязьмы и Калинина. Так, в течение только одного дня, 4 октября, «штуки» совершили 152 боевых вылета. Эскадра StG2 под Брянском и Вязьмой уничтожила 22 танка, около 450 автомобилей и три хранилища топлива. Когда в огромном «котле» оказались окружены несколько армий Западного и Резервного фронтов, Ju 87B из StG2 группами по 25 — 30 самолетов беспрерывно атаковали наши войска, не давая им возможности организовать прорыв.

По мере приближения к Москве усиливалось противодействие советских истребителей. Поэтому участие пикировщиков в боях на главном направлении стало ограниченным, хотя осенью в районе Смоленска и Рославля базировались группы I и lll/StG2, II и lll/StG1, а позже к ним присоединилась и эскадра StG77.

В декабре 1941 г. зенитная артиллерия Западного фронта вместе с зенитчиками ПВО Москвы сбила 12 Ju 87. По немецким данным (у них вынужденная посадка на своей территории боевой потерей не считалась, даже при списании машины), эскадра StG2 с 22 июня по 12 октября потеряла по боевым причинам 22 машины, около четверти имевшихся. На 27 сентября уничтоженными на советско-германском фронте числилось 146 «штук». Опять же по данным немцев, до конца 1941 г. всего было потеряно 394 Ju 87, из них 281 — безвозвратно.

На Восточном фронте «штуки» показали себя достаточно неприхотливыми машинами, их техническое обслуживание было простым и нетрудоемким, что делало их популярными у летного и наземного состава. Но наступившие в последней декаде октября 1941 г. морозы принесли много хлопот. Технический персонал Люфтваффе некоторое время не мог обеспечить нормальную эксплуатацию авиационной техники.

В конце 1941 г. на передовую начали поступать Ju 87D. Боевое крещение эта модель получила в феврале 1942 г. на Ленинградском фронте. К весне практически все эскадры перевооружили на новые машины.

В январе 1942 г. сформировали II и lll/StG3. Эта эскадра стала четвертым полноценным соединением пикирующих бомбардировщиков после StG1, StG2 и StG77. Одновременно на базе группы ll(Sch)/LG2 сформировали первую штурмовую эскадру SchG1.

В 1942 г. «штуки» воевали под Волховом и Воронежем, а в мае их бросили под Харьков. Неудачное наступление Красной Армии привело к очередному окружению огромной группировки советских войск. Фронт опять покатился на восток. На пространстве от Харькова до Сталинграда Ju 87 вновь почувствовали себя «королями воздуха». Повторилась картина прошлого лета, когда немецкие летчики могли позволить себе гоняться за отдельными танками, машинами и повозками.

В конце весны — начале лета 1942 г. авиация противника по существу блокировала осажденный Севастополь, лишив его возможности получать подкрепления и боеприпасы. В последние дни июня туда могли прорываться только торпедные катера и подводные лодки. И позднее Ju 87 представляли собой значительную угрозу для кораблей Черноморского флота. 6 октября 1943 г. в центральной части Черного моря пикировщики из группы IM/StG77 четырьмя налетами уничтожили три крупных корабля — лидер «Харьков» и эсминцы «Способный» и «Беспощадный». Но это, пожалуй, был их последний успех в действиях против советского флота.

Основные операции к концу лета 1942 г. развернулись на Сталинградском направлении. Там действовал весь 8-й авиакорпус. Начиная с 3 сентября Ju 87 из эскадр StG1, StG2 и StG77 совершали налеты на Сталинград. Интенсивность полетов была очень высокой, однако сопротивление наших ВВС и зенитчиков постоянно возрастало. По советским данным, за второе полугодие 1942 г. одна лишь зенитная артиллерия уничтожила 493 Ju 87.

Это привело к быстрому сокращению парка боеспособной техники. В конце сентября в четырех группах находилось всего 68 исправных машин. Вскоре на помощь прибыла группа ll/StG1, но через месяц на этом участке фронта только 43 «штуки» могли подняться в воздух. Когда 19 ноября Красная Армия перешла в наступление, потери стали просто угрожающими. В группе M/StG1 осталось всего 9 машин.

Контрнаступление советских войск выдвинуло на первый план борьбу с большими группами бронетехники. «Юнкерсам» из II/SIG2 удалось отогнать советские танки, прорвавшиеся к аэродрому в Морозовской. Но это был локальный успех, площадка оставалась у немцев всего несколько дней. Налеты Ju 87 не могли кардинально изменить постоянно ухудшающуюся ситуацию. А «штук» становилось все меньше. Только на аэродроме Калач советские танкисты захватили 15 Ju 87D.

Опыт боев под Сталинградом показал, что возникла необходимость изменения тактики. При большой концентрации танков и бронемашин пикировщик даже самым точным попаданием мог уничтожить один, максимум два танка одновременно, израсходовав при этом весь запас бомб. Требовалось либо увеличить количество самолетов, либо разрабатывать новые методы их использования.

В феврале 1943 г. на Восточный фронт послали первое экспериментальное противотанковое подразделение на Ju 87G-1 с пушечным вооружением. В его составе служил уже упоминавшийся ас Х.-У. Рудель. В апреле 1943 г. это подразделение участвовало в боях на Кубани, куда стянули и значительную часть имевшихся на Восточном фронте «штук». Немецкие источники утверждали, что за два месяца оно уничтожило более 1000 малоразмерных целей, а сам Рудель потопил около 70 малых судов. К началу лета в эскадры пикировщиков включили эскадрильи истребителей танков.

В начале июня 1943 г. для поддержки немецкого наступления южнее Курска сформировали так называемое «соединение Купфера» (по имени командира, полковника Э. Купфера). В него вместе с эскадрой StG2 вошли группы l/StG1, M/StG77 и истребительная группа III/JG3. Незадолго до наступления самолеты атаковали цели в районе Курска, пытаясь нарушить снабжение советских войск. Их целями были мост на р. Тим, железнодорожная станция Новосильцы, мост северо-восточнее г. Ливны и вокзал в этом городе. Во время попытки разбомбить железнодорожный узел в Курске немцы понесли тяжелые потери от советских истребителей; из 36 участвовавших в налете «штук» 9 было сбито, столько же серьезно повреждено.

Наступление началось 5 июля. В течение этого дня эскадры StG2, StG77 и SchG1 поддерживали действия 2-го танкового корпуса СС, совершив за день 1406 боевых вылетов. На их счет записали 7 уничтоженных танков, 30 орудий, 70 автомашин, 9 складов боеприпасов и топлива.

В первые дни наступления летчикам приходилось делать по 5 — 6 вылетов ежедневно. 6 июля StG2 и SIG77 совершили в общей сложности 793 боевых вылета. За день они потеряли шесть самолетов, в том числе пять от зенитного огня. В последующие четыре дня интенсивность операций не снижалась, а потери росли.

Постепенно немецкое наступление выдохлось, и советские войска пошли вперед. «Лаптежники» Купфера в районе Карачева безуспешно пытались остановить наши танки, хотя и основательно «пощипали» их. В частности, в середине июля 3-я гвардейская танковая армия, в состав которой входил 1-й танковый корпус, за две недели боев потеряла две трети своей техники (разумеется, не только от немецкой авиации).

В результате советское командование подняло вопрос о срочном создании 37-мм зенитного самоходного орудия для сопровождения танков на поле боя. Но даже эффективные удары по танковым частям, обусловленные прежде всего недостаточным взаимодействием войск и истребительной авиации, не могли остановить наступательный порыв Красной Армии.

В июле — августе немецкие пикировщики использовали аэродромы в Карачеве, Почепе и Сеще. Затем пришлось перебазироваться в Полоцк и Гомель. Оттуда они летали на цели севернее и северо-восточнее Брянска, а дважды еще дальше — под Смоленск.

Пикировщики применялись и в тылу. В ноябре 1943 г. группа lll/StG1 совершила налет на базы партизан недалеко от г. Лида в Белоруссии.

5 октября 1943 г. прошла реорганизация структуры Люфтваффе. Если до этого момента эскадры «штук» подчинялись командующему бомбардировочной авиацией, то теперь их объединили со штурмовыми соединениями.

С 18 октября эскадры пикирующих бомбардировщиков стали именоваться штурмовыми (SG), но сохранили старые номера (SG1, SG2, SG3 и SG77). Примерно в это же время самолетами Ju 87D-7 и D-8 начали пополнять группы ночных штурмовиков, ранее летавшие на легкомоторных машинах. Постепенно туда «перекочевала» большая часть боеспособных «штук». Например, все самолеты эскадры SG5 в мае 1944 г. передали в состав эскадрилий 1./ и 2./NSGr8, а позже «юнкерсами» перевооружили 3./NSGr8.

Ночные штурмовики у немцев действовали аналогично нашим По-2, не давая покоя противнику, изматывая непрерывными налетами. Около 300 «штук» с глушителями и пламегасителями входили в состав 10 групп. Они применялись не только на Восточном фронте, но также в Италии и в Арденнах.

Штурмовые части, действовавшие днем, постепенно переходили на истребители-бомбардировщики FW 190. Лишь некоторые группы еще довольно долго летали на Ju 87. В январе 1944 г. со Средиземноморья на аэродромы в Псковской области и Прибалтике перебросили эскадру SG3. Выделенная из нее группа III/SG3 с октября 1943 г. до мая 1944 г. действовала в Крыму, затем недолго в Румынии и перелетела на Псковщину только 1 июля. Противотанковая эскадрилья 10.(Pz)/SG3 весной 1944 г. воевала в районе Тирасполя, затем в Крыму и Румынии и прилетела в Вильнюс 4 июля. Группа III/SG1 в начале 1944 г. бомбила советские войска на шоссе Смоленск — Витебск и от сильного огня понесла серьезные потери. В марте ее отвели в Вильнюс и перевооружили на FW 190.

К концу войну применение «штук» становилось все более ограниченным. Последний раз они действовали на передовой большими группами в мае 1944 г. под Яссами. В конце лета вспыхнуло восстание в Варшаве. Ju 87D из группы NSGr9 безнаказанно бомбили жилые кварталы и позиции восставших до сентября 1944 г., пока над городом не стали появляться советские истребители.

К 1 ноября того же года в Люфтваффе насчитывалось только 213 Ju 87, на 1 января 1945 г. — 185. Подразделения «юнкерсов» участвовали в боях у озера Балатон в Венгрии в конце 1944 — начале 1945 г. Позднее отдельные встречи со «штуками» на Восточном фронте еще случались, но уже как исключение. К концу войны осталась только одна дневная группа на Ju 87 — III/SG2.

В строю сохранилось и немного противотанковых «Густавов». К осени 1944 г. в III/SG2 входили эскадрильи 10.(Pz)/SG2 и 10.(Pz)/SG77. В конце войны их использовали в основном для затыкания танковых прорывов.

Под огнем советских асов

Хотя уже в 1941 г. «штуки» считались устаревшими самолетами, мастерство и опыт летавших на них пилотов компенсировали многие их недостатки. Постепенный рост в ходе войны мастерства советских летчиков, а также количества и качества наших самолетов все чаще приводил к тому, что Ju 87 превращался в их добычу. Среди наших пилотов «лаптежник» не считался серьезным противником, и в мемуарах асов не найдешь подробных описаний боев со «штуками».

Главным для советских летчиков считалось не увеличить свой личный счет, а прикрыть наземные войска, то есть нарушить строй группы Ju 87, сбить ведущего, заставить группу сбросить бомбы, не доходя до цели. Так стремились действовать все наши пилоты, воевавшие «не за премии и награды». Тем не менее отметим, что сбитая «штука» стоила «полторы штуки» — 1500 руб. За сбитый истребитель платили 1000 руб., за двухмоторный бомбардировщик — 2000 руб.

Мировым рекордсменом по числу сбитых Ju 87 в одном бою считается старший лейтенант А.К. Горовец, заместитель командира эскадрильи 166-го иап. 6 июля 1943 г. на Курской дуге на Ла-5 он в одиночку уничтожил девять самолетов. Подробности этого боя в деталях неизвестны, но общее количество сбитых бомбардировщиков зафиксировано документально. Расстреляв весь боезапас, машина Горовца стала добычей истребителей противника. За этот бой ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

Осенью 1943 г. четверка Ла-5 из 41-го гиап, возглавляемая А.С. Куманичкиным, сбила в районе Пирятина в одном бою девять Ju 87. 2 апреля 1944 г. на Ленинградском фронте четверка Ла-5 В.Г. Серова из 159-го иап уничтожила семь «штук» и один истребитель.

Обычно в ходе боя наши летчики расстреливали один-два «лаптежника», реже три. Дважды по три Ju 87 в одном бою сбивал Д.Б. Глинка, по одному такому эпизоду на счету К.А. Евстигнеева и ГА. Речкалова; у последнего имелся еще один «дубль» (два сбитых в одном бою). Три раза по два пикировщика удалось уничтожить А.В. Ворожейкину.

У знаменитого аса И.Н. Кожедуба из 62 сбитых вражеских машин — 18 Ju 87. Свой боевой счет Кожедуб 6 июля 1943 г. открыл именно Ju 87, а на следующий день уничтожил еще один.

Сколько «лаптежников» приходится на долю другого знаменитого аса, А.И. Покрышкина, точно не известно. Только на Кубани он сбил, по неофициальным данным, от 9 до 13 Ju 87, причем в одном бою — три, а спустя несколько дней в составе восьмерки «Аэрокобр» разогнал три девятки «штук», лично сбив пять самолетов. Последнюю машину этого типа Покрышкин завалил 14 января 1945 г., с ходу атаковав ее после взлета.

Победы других наших асов над Ju 87 также выглядят убедительно. Например, Ф.Ф. Архипенко уничтожил около 20, Н.Д. Гулаев сбил 15. Столько же на счету К.А. Евстигнеева. По 11 машин сбили П.И. Муравьев и А.Д. Якименко, семь — Ш.Н. Кирия, по пять — Н.Т. Китаев, В.В. Кирилюк и A.M. Кулагин.

4 марта 1944 г. нелепо погиб командир 9-го гиап полковник Л.Л. Шестаков, очень опытный летчик (29 сбитых лично и 45 в группе, 8 из них — еще в Испании). Полковник решил поучить молодого ведомого, как надо сбивать Ju 87. От точной очереди с близкой дистанции немецкий пикировщик взорвался. Но взрывной волной Ла-7 Шестакова опрокинуло в штопор, а высоты для вывода уже не хватило.

В ночном бою сбить «штуку» было гораздо труднее. В 1944 г. в Крыму истребители 8-й воздушной армии пытались уничтожать их сразу после взлета с аэродрома, высматривая вспышки огня из выхлопных патрубков, но безуспешно. Лишь после того, как сбили «юнкере» с пламегасителями и пленный летчик подтвердил, что они установлены на всех самолетах, тактику изменили. На стоянки бомбардировщиков и взлетные полосы начали в течение всей ночи сбрасывать осколочные бомбы. Это возымело должный эффект — налеты в темное время суток прекратились.

За рубежом

Италия первой из союзников Германии получила пикировщики Ju 87B. Поставки осуществлялись небольшими партиями с августа 1940 г. Итальянцам передавали самолеты модификаций В-2 и R-2. Первыми на «штуки» перевооружились 236-я и 237-я эскадрильи 96-й группы. В сентябре на сицилийском аэродроме Комизо сформировали 97-ю группу в составе 238-й и 239-й эскадрилий. Позднее появилась еще одна группа, 110-я.

15 сентября 1940 г. «юнкерсы» 96-й группы совершили первый налет на Мальту, в ноябре итальянские «штуки» бомбили цели в Греции. Позднее их активно применяли в Северной Африке.

14 сентября 1941 г. у группы самолетов 209-й эскадрильи во время боевого вылета кончилось горючее. Совершив вынужденную посадку в пустыне, они попали в расположение противника; четыре пикировщика были захвачены союзными войсками. Эти машины получили номера английских ВВС, но данных об их эксплуатации нет.

Тактика боевого применения пикировщиков над морем у итальянцев несколько отличалась от немецкой. Обучавшие итальянские экипажи немецкие инструкторы учили бомбить с отвесного пикирования, выпустив тормозные щитки. Заход на цель обычно выполняли на высоте 4000 м, сброс бомб на 700 — 800 м и вывод у самой воды. Корабли атаковали с передних и задних курсовых углов, при этом ведомые могли оперативно вводить поправки при прицеливании.

Итальянцы стали практиковать атаки из строя «круг» с кораблем в его центре. Радиус круга позволял избегать зоны наиболее эффективного зенитного огня. После начала кораблем маневра переходили в пикирование с бортовых курсовых углов, не выпуская тормозных щитков; угол пикирования составлял 70 — 80°. Скорость быстро возрастала, и зенитчики не успевали правильно установить угол упреждения, кроме того, при атаках сбоку «выключались» зенитные автоматы противоположного борта.

Позднее итальянские летчики на «штуках» первыми стали применять топ-мачтовое бомбометание. Разная тактика не мешала немцам и итальянцам действовать совместно. Так, 29 июня 1941 г. десять немецких и семь итальянских Ju 87 потопили австралийский эсминец «Вотерен».

В двух случаях итальянские пилоты на подбитых машинах шли на таран. Первый раз целью стал английский линкор «Родней», второй — поврежденный танкер «Огайо».

В 1942 г. к 96, 97-й и 110-й группам присоединилась 121-я, получившая 46 Ju 87D-2 и D-3. Итальянцы на этих машинах сначала отражали высадку союзников на Сицилию, а после перехода Италии на сторону союзников наносили удары по немецким войскам.

В венгерских ВВС первые «штуки» (четыре Ju 87A и два Ju 87B) появились в 1940 г. Их использовали как учебные. В 1943 г. немцы отдали венграм еще 45 устаревших Ju 87B-1 и 12 Ju 87D-1 и D-3. Сформированная из них эскадрилья пикирующих бомбардировщиков 102/1 воевала на Восточном фронте до последних дней войны. В 1944 г. 14 «штук» типа D-5 получила еще одна эскадрилья, 102/2, но уже в ноябре их заменили на FW190F-8.

Самое большое количество Ju 87 было в составе румынских ВВС. Осенью 1940 г. немцы передали Румынии 40 Ju 87B-2, использовавшихся потом в боях на Украине осенью 1941 г. в составе 84, 85-й и 86-й эскадрилий 6-й группы пикировщиков.

Летом 1943 г. 6-я группа получила более ста Ju 87D. Затем в Румынию прибыли еще 115 Ju87D-1, D-3 и D-5, послуживших для перевооружения 3-й бомбардировочной группы. 23 августа 1944 г. Румыния капитулировала, а на следующий день объявила войну Германии. «Юнкерсы» стали воевать против немцев. На фронте действовала 74-я эскадрилья. На ее машинах вместо прежнего желтого креста появились красно-желто-голубые кокарды.

В 1942 г. Болгария получила 12 Ju 87R-2 и R-4, а в 1943 г. — 32 Ju 87D-2, D-3 и D-5. Здесь эти самолеты называли «Щука». Они участвовали в операциях против партизан Югославии.

В сентябре 1944 г., когда советская армия освободила Болгарию, эти машины тоже стали действовать против немцев. На территории Венгрии 29 Ju 87D из 1-го авиаполка воевали до последних дней войны.

До капитуляции Германии верными немцам остались только хорваты. Эскадрилья 15./KG3, укомплектованная хорватскими экипажами, имела несколько Ju 87. Пока она дислоцировалась в Югославии, ее периодически привлекали для бомбежек партизан маршала Тито. В 1944 г. эскадрилью частично перевооружили на Ju 87R-2 и передали 4-му воздушному флоту, в составе которого она воевала до апреля 1945 г.

В Словакии в 1943 — 1944 гг. организовали собственное производство «штук». Завод в Тренчанске Бискупице получил заказ на 50 машин. Первую из них передали словацким ВВС 1 июня 1944 г. Несколько построенных до словацкого восстания Ju 87D-5 либо попали в руки немцев, либо были уничтожены американской авиацией. После окончания войны некоторое количество Ju 87D-5 состояло на вооружении чехословацких ВВС под обозначением В-36.

В апреле 1945 г. в боях против Красной Армии принял участие так называемый 1-й авиаполк ВВС Русской Освободительной армии (РОА) генерала Власова. Его сформировали в Хебе из пленных советских летчиков. Командовал этой частью полковник Л.И. Байдак, эмигрант, до войны служивший в югославских ВВС. По плану полк должен был состоять из шести эскадрилий, в том числе штурмовой с 12 Ju 87D (командовал ею капитан Б.Р. Антилевский, Герой Советского Союза, получивший это звание еще за финскую войну). На фронт это подразделение отправили как 2-ю эскадрилью ночных штурмовиков. Начиная с 13 апреля 1945 г. ее самолеты воевали против советских войск, форсировавших Одер, взаимодействуя с 1-й пехотной дивизией РОА. Сведения о действиях эскадрильи практически не сохранились: в последние недели и дни войны было не до оформления донесений. Достоверно известно только, что штурмовики успели сделать некоторое количество боевых вылетов, но повлиять на развитие ситуации не смогли.

Когда в Праге началось восстание, эскадрилья стояла на аэродроме Рузин на окраине города. Власовцы сожгли запасы бензина, бросили самолеты и двинулись навстречу американцам. Большинство все-таки попало в плен к советским войскам, а тех, кто сумел сдаться американцам, впоследствии также выдали.

Источники

  • "Пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87" /А.А. Демин/

©AirPages
2003-