Авиация Второй мировой

Home English

Ju 252 ✙
Транспортный самолет
Junkers

Ju-252

Строительство трех прототипов Ju 252 началось в июле 1940 г. Этому предшествовали многочисленные исследования, в результате которых в компании «Дойче Люфтганза» должен был появиться самолет, который смог бы заменить Ju 52/3m. Ju 252 VI имел мало общего со своим знаменитым предшественником, за исключением разве что трехмоторной схемы. Важным отличием конструкции был задний грузовой трап с гидроподъемником, позволявший перевозить легкие транспортные средства и сбрасывать грузы на парашютах. Самолет имел три двигателя Jumo 211F и гермокабину.

Ju 252 VI (per номер D-ADCC) впервые взлетел в октябре 1941 г., а зимой в воздух поднялись V2 и V3.

Несмотря на поступивший от «Дойче Люфтганзы» заказ на 25 машин, «Юнкерсу» был дан приказ на разработку военного самолета для люфтваффе, чьи нужды считались куда более важными. Поэтому первый прототип серийного самолета Ju 252 V4 (бортовой помер UF + ВР) имел оборонительное вооружение.

V4 прошел приемочные испытания в Рехлине, после чего стал использоваться для выполнения специальных транспортных задач, в том числе по доставке в 40-ю бомбардировочную эскадру двигателей DB 606 для Не 177. «Юнкерс» предложила заменить Ju 52/3m, состоявшие на вооружении транспортных частей, новым Ju 252, но ситуация с транспортом была настолько безысходной, что было бы неразумным перестраивать производство. Более того, могли возникнуть проблемы с поставкой стратегических материалов для Ju 252.

Когда большая часть операций по сборке следующих 11 самолетов была выполнена, работы по Ju 252 были остановлены, хотя «Юнкерсу» разрешили завершить уже начатое. Прототипы V5-V15, получившие официальное название Ju 252A-1, были поставлены во второй половине 1942 г. Наличие грузового трапа, хорошая дальность полета и большая вместимость сделали их как нельзя более подходящими для секретных операций. Один самолет поступил в транспортную эскадрилью четырехмоторных самолетов (позднее LTS 290), где эксплуатировался наряду с Ju 290, другие вошли в состав группы Гартенфельдта и выполняли специальные задачи Имперской службы безопасности, такие как выброска агентов в Северной Африке. Ко времени, когда в феврале 1944 г. эта часть была переименована в I группу 200-й бомбардировочной эскадрильи, на ее вооружении еще состояло два Ju 252.


Junkers Ju 252 A1 Ju 352 A1
Экипаж 2-3
Размеры
Размах крыла, м 34,09 34,21
Площадь крыла, м² 122,6 128,19
Длина самолета, м 25,1 24,6
Высота самолета, м 5,75
Силовая установка
Двигатель 3 x 12-ти ц.
Jumo 211F
3 x 9-ти ц.
BMW 323R-2
Мощность, л.с. 3 x 1340 3 x 1200
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 13100 12769
Максимальная взлетная 24000 19595
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 438 370
Крейсерская скорость, км/ч 390
Практический потолок, м 6300 6000
Дальность полета, км 6600* 2995
Вооружение
Оборонительное MG-131 13-мм
2 х MG-15 7,9 мм
MG-151 20-мм

* - с загрузкой 2000 кг

352 "Геркулес"
Транспортный самолет

Ju 352

Трудности с сырьем для производства цельнометаллического самолета, дефицит двигателей Jumo 211 заставили компанию "Юнкерc" весной 1942 года начать разработку деревянного варианта транспортника с двигателями "BMW-Брамо" 323R-2. В результате этого появился Ju 352, внешне напоминающий Ju 252 и имеющий смешанную, деревянно-металлическую, конструкцию. Как и предшественник, Ju 352 имел грузовой трап с гидравлическим подъемником, который позволял быстро осуществить погрузку крупногабаритных грузов. При этом транспортные средства чаще поднимались на борт с помощью лебедки, чем заезжали сами. Оборонительное вооружение состояло из одной пушки MG 151 калибра 20 мм на турели за кабиной экипажа.

Ju 352 VI совершил первый полет 1 октября 1943 года с заводского аэродрома во Фрицларе. Вскоре состоялся полет второго прототипа V2, после которого незамедлительно последовал заказ на 10 предсерийных Ju 352А-0. Серийные Ju 352А-1 стали поставляться люфтваффе с февраля 1944 года, но ухудшение военной обстановки летом привело к прекращению производства транспортных самолетов. Всего было построено два прототипа, десять Ju 352А-0 и тридцать три Ju352A-1.

На практике этот самолет зарекомендовал себя достойным преемником Ju 52/3m, отличаясь высокой прочностью и надежностью. Воздушные винты с деревянными лопастями имели устройство реверса тяги, что высоко оценили экипажи, поскольку это значительно уменьшало пробег при посадке.

Ju 352 служили в различных транспортных частях, выполняя особые задачи, в том числе в печально известной I группе 200-й бомбардировочной эскадры. Большинство из них закончило свой век в группе больших транспортных самолетов в Тутове, хотя к концу войны было осуществлено лишь несколько операций по доставке продовольствия. 25 апреля 1945 года оставалось 23 боеспособных самолета, но большая часть из них была разрушена при приближении союзных войск к аэродрому.

Планировались и другие разработки, в том числе Ju 352В с более мощными звездообразными двигателями BMW 801 (1820 л.с.), но они так и остались на бумаге.

Фото Описание
Схема 252 A1
Первый прототип Junkers 252 V1 (рег. номер D-ADCC) в полете.
Junkers 252V1 при подготовке к вылету, заправка топливом.
Схема 352 A1
Серийный Ju 352 А-1. От Ju-252 самолет отличался звездообразными моторами и увеличенным угловатым килем.
Восстановленный после войны Ju 352 и переданный чехословацким правительством в подарок Иосифу Сталину.

Источники

  • "Боевые самолеты Люфтваффе" /Дэвид Дональд/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/