Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Heinkel He 51 He 100 He 111 He111B2 He 111H He 111H-11 He 111Z-1 He177A5 He 178 He 219 He 280 He 162 Фото и схемы Боевое применение He 111 He 162 He 177 Luftwaffe

He 51

Истребитель

Heinkel

He-51

Наряду с истребителем Арадо Аг 68 биплан Не 51 и предвоенное время состоял на вооружении истребительных эскадр Люфтваффе и ограниченно применялся на начальном этапе Второй мировой войны.

История этого самолета началась в 1931 г., когда Министерство транспорта Германии по заказу Рейхсвера обратилось к фирме «Хейнкель» с просьбой разработать одноместный истребитель-биплан, обладающий высокой маневренностью и большой скоростью.

Первый полет опытного образца Не 49а состоялся в ноябре 1932 г.

Не.51A-0 отличался от опытного Не.51а в нескольких аспектах. Гаргрот за кабиной срезали, изменили хвостовой костыль, удлиненные патрубки установили по обеим сторонам двигателя. Двигатель ВМW-VI-7,3Z в течение одной минуты развивал до 750 лс и до 500 лс на номинале. Прямо за противопожарной перегородкой двигателя был 210 л бак. Фюзеляж был сварен из стальных труб. Носовая часть обшивалась листами легкого сплава, хвостовая тканью. Двухлонжеронное крыло имело тканевую обшивку. На верхнем крыле были элероны, на нижнем закрылки.

Предсерийные самолеты стали сходить со сборочной линии весной 1934 г. Они имели гражданскую регистрацию: с Не.51A-01 по A-09

Истребитель Не 51 имел относительно слабое вооружение - два синхронных пулеметов МG-17 с 500 патронами на ствол, установленных в передней части фюзеляжа. Когда опыт боевого использования Не 51 в Испании показал полное превосходство советских истребителей, самолет было решено использовать в качестве штурмовика. При этом под консолями нижнего крыла были установлены бомбодержатели для подвески шести бомб по 10 кг.

Боевое применение В октябре в Картахене были выгружены первые истребители Поликарпова И-15, поставленные советским правительством республиканцам. Их боевой дебют состоялся 4 ноября под Мадридом. К неудовлетворению пилотов легиона, полагавших, что их Не.51B по крайней мере не уступает зарубежным истребителям, превосходство советского самолета в скорости, маневренности и скороподьемности было неоспоримым. Пилоты И-15 были защищены бронеспинкой, а их четыре пулемета ПВ-1, хотя и имели меньший темп стрельбы, обеспечивали огневое превосходство над двумя МG-17. При всем этом у He.51 был втрое меньший боезапас. Полное превосходство, продемонстрированное И-15, привело люфтваффе в ужас. Было решено немедленно направить в Испанию опытные Вf.109 и тут же готовить серийное производство этого самолета.

Весной 1937 г республиканцы имели уже 200 И-15, сформировав из них "групо" из шести эскадрилий. К этому времени, осознав всю уязвимость Не.51B в воздушном бою, легион уже использовал их в основном в качестве штурмовиков и легких бомбардировщиков, оснастив шестью держателями для 10кг бомб. Аналогичные задачи были возложены на Не.51 в "групо"-2 испанских фашистов, а для ведения воздушных боев они все чаще использовали Фиат CR.32. Не.51B с испанскими экипажами все больше использовались в качестве "истребительной цепи" - так назывался прием при штурмовике, когда истребители действовали по принципу "следуй за мной". В ноябре 1937 г в Леоне была сформирована первая "групо-цепи" 1-G-2 с 12 Не.51.

Несколько трофейных образцов немецких военных самолетов доставили для изучения из Испании в Советский Союз. Некоторые из них были настолько повреждены, что пришлось ограничиться изучением конструкции на земле, другие удалось восстановить и испытать в полете, и даже провести сравнительные учебные бои с советскими самолетами. В 1937-1938 гг. специалисты НИИ ВВС познакомились с истребителями Не 51, Bf 109В (с мотором Jumo 210), бомбардировщиками Ju 52, Ju 86, Не 111.

В целом, результаты испытаний обнадеживали: советские самолеты по своим летным характеристикам превосходили немецкие. Ниже приводится выдержка из отчетов НИИ ВВС по результатам учебных боев.

Истребитель Не 51 (испытывался в СССР в 1938 г. под обозначением И-25, летчик Стефановский): «Самолет И-25 несмотря на незначительную скорость (315 км/час) может вести активный оборонительный бой с самолетами И-16М25, ДИ-6 и ДИ-бШ и достичь успеха при внезапном нападении на самолеты СБ, ДБ-3, Р-9, но инициативу боя самолет И-25 удержать за собой не может. В бою И-16 с самолетом И-25 все преимущества на стороне первого.»

В общей сложности было построено 725 истребителей Не 51, из которых 135 единиц были задействованы в боевых операциях, проводившихся в Испании немецким легионом «Кондор». Так как советские истребители превосходили Не 51 по вооружению, скорости и маневренности, он в основном использовался там в качестве штурмовика. Непосредственно перед второй мировой войной большая часть самолетов Не 51 была передана в учебные подразделения, где они летали до 1943 г.

Характеристики He.51
He.51B-1 He.51B-2
Экипаж, чел. 1 1
Геометрия
Размах крыла, м 11 11
Площадь крыла, м² 27.2 27.2
Длина самолета, м 8.4 9.1
Высота самолета, м 3.3 3.9
Массы, кг
Пустого 1474 1526
Нормальная 1900 1970
Силовая установка
1xПД BMW-VI-7,3Z    
Мощность, л.с. 750 750
Лётные данные
Максимальная скорость км/ч 310 295
на высоте, м 4000 2000
Крейсерская скорость км/ч 258 262
на высоте, м 4000 2000
Время набора высоты 4000м мин 7.8 9.1
Практический потолок, м 7700 7400
Дальность полета, км 570 550
Вооружение
7,9-мм МG-17 пулеметы с 500 патронами на ствол 2 2

Модификации самолета

Не 51А - первая серийная модификация, выпускалась с мая 1939 г. в следующих вариантах:

  • Не 51А-1 (имевший также обозначение Не 51L) - самолет первой партии из 150 машин, выпущенной предприятиями «Хейнкель» и «Арадо;
  • Не 51А-2 - предназначенный для использования на море вариант А-1. установленный на поплавки.

Не 51В - вторая cepийная модификация, дальнейшее развитие модификации «А» с улучшенной конструкцией шасси и с возможностью установки под фюзеляжем дополнительного топливного бака. Варианты:

  • Не 51В-0 - самолеты предсерийной партии, изготовлено 12 единиц.
  • Не 51В-1 - серийные самолеты модификации В. выпускались по лицензии фирмами «Арадо» (150 машин), «Эйла» (200 машин) и «Фоккер» (100 машин).
  • Не 51В-2 - морское исполнение (на поплавках) варианта В-1. Построено 38 машин и 8 машин переоборудовано из В-1.
  • Не 51В-3 - экспериментальный высотный истребитель с большим размахом крыла.

Не 51C - штурмовая модификация, имелись варианты:

  • Не 51С-1 - выпущенные по лицензии фирмой «Фишер» 79 самолетов с бомбодержателями для подвески шести бомб по 10 кг или четырех бомб калибром 50 кг.
  • Не 51С-2 - партия из 21 самолета с улучшенным радиооборудованием.
  • Не 51W - опытный самолет на поплавках, представлял собой переоборудованный Не 49C.

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Немецкий след в истории отечественной авиации " /Д.А. Соболев, Д.Б. Хазанов/
  • "Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)" /Ульям Грин, 1993/
  • "Боевые самолеты Люфтваффе " /Под ред. Дэвида Дональда/
  • "Самолеты Германии Второй мировой войны " /В. Шунков и др./
  • "Энциклопедия военной техники " /Aerospace Publising/

©AirPages
2003-