Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Heinkel He 51 He 100 He 111 He111B2 He 111H He 111H-11 He 111Z-1 He177A5 He 178 He 219 He 280 He 162 Фото и схемы Боевое применение He 111 He 162 He 177 Luftwaffe

Модификации He-177

Не177А-0. Пока шли испытания прототипов, заводы Хейнкеля в ноябре 1940 года приступили к производству первой партии из 15 серийных «Грифов». Первый экземпляр Не 177А-01, собранный на опытном предприятии в Ростоке, поднялся в воздух лишь год спустя. Остальные 14 самолетов были собраны на заводах в Ораниен-бурге. Еще 5 машин выпустила по лицензии фирма «Арадо».

Не 177 А-01 предназначался для испытаний вооружения. Он погиб при «стандартных» для «Грифа» обстоятельствах (пожар двигателей) во время взлета с аэродрома в Брандисе в 1942 году. Второй серийный экземпляр Не 177 А-02 использовался для испытаний двигателей и сгорел по той же причине 11 мая 1942 года. Экипаж едва успел покинуть охваченный пламенем самолет, прежде чем тот взорвался.

К моменту происшествия успели выполнить около 20 полетов и разработать план доводки двигательной установки с целью снижения пожароопасности. Планировалось удлинение моторамы (чтобы отвести маслопроводы от раскаленных агрегатов мотора), доработка выхлопной системы, установка противопожарных переборок и перенос маслобака в более безопасное место. Но почему-то все эти переделки воплотились в жизнь лишь гораздо позже, на самолетах третьей серии Не 177 А-3.

Самолеты «нулевой» серии служили главным образом в качестве «летающих испытательных стендов» для различных нововведений. Так Не 177 А-05 стал потом называться Не 177 V9 (буквой «V» в германской авиации обозначали опытные и экспериментальные машины). Затем Не 177А-06 и Не 177 А-07 превратились, соответственно, в V10 и V11. Не 177 V9 испытывался в Рехлине с двухкилевым оперением, V10 использовался в испытаниях гермокабин.

Также экспериментальными были три машины, выпущенные заводом «Арадо»: Не 177 V15 использовался для проверки действия аэродинамических тормозов, на Не 177 V16 проводились испытания радиоустановок, а Не 177 V17 в 1942 году участвовал в испытаниях торпедного вооружения. Самолет Не 177 А-015 испытывался с двумя орудиями МК 101 калибра 30 мм, размещенными в передней части подфюзеляжной гондолы.

Не177А-1. Не 177 А-1 строились на заводах фирмы «Хейнкель» в Ораниенбурге, но главным производителем «Грифов» был выбран завод фирмы «Арадо» в Варнемюнде, который выпустил до ноября 1942 г. 130 машин.

Стандартное вооружение самолетов этой версии состояло из пулемета «Маузер» MG 81 в носу кабины, пушки MG FF в передней части подфюзеляжной гондолы, дистанционно управляемой турели FDL В 131/1А, вооруженной спаркой пулеметов MG 131 и такого же пулемета у хвостового стрелка. Кроме того, предусматривалось несколько дополнительных вариантов вооружения, называемых «рустзатцен» (Rustsatzen) и обозначавшихся буквой «R». Например, самолеты Не 177 A-1/R1 оснащались спаренным пулеметом MG 81Z («цвиллинг») в задней части гондолы, а на Не 177 A-1/R2 там размещался бомбопри-цел. Не 177 A-1/R3 был вооружен подфюзеляжной стрелковой башней с дистанционным управлением и пулеметом MG 131.

Так как «Грифы» продолжали считаться пикирующими бомбардировщиками, на крыльях Не 177 А-1 монтировались аэродинамические тормоза. Но статические испытания, проведенные в 1942 году, показали, что прочность крыла на треть ниже расчетной и ни о каком пикировании речи быть не может. Дальше наращивать прочность, а соответственно и вес конструкции, было уже нереально, поэтому от концепции «тяжелого, дальнего и пикирующего» пришлось, наконец, отказаться. На последующие модификации аэродинамические тормоза уже не ставились.

После отказа от пикирования у Не 177 оставались еще два козыря -приличная дальность и неплохая грузоподъемность. Такой самолет нужен был Гитлеру для войны на огромных просторах России. Поэтому программу строительства «Грифов» не свернули, а напротив, стимулировали расширение производства. Теперь от самолета требовалось действовать преимущественно ночью, по площадным целям и в максимальном удалении от линии фронта, например над промышленными гигантами Урала и Западной Сибири (вот и вспомнили про «уралбомбер»). В перспективе же бомбардировщик предполагалось использовать как носитель управляемого ракетного оружия, разработка которого уже шла полным ходом.

Но Не 177 А-1 все-таки оставался еще довольно «сырым» самолетом. Ни одна из выявленных проблем с двигателями на нем не была устранена, а значит, бросать такие машины в бой - самоубийство (точнее - убийство в отношении их экипажей). Поэтому в 1942 году большинство «А первых» на фронт не попало, за исключением трех машин, недолго прослуживших в «специальной разведывательной эскадре» под командованием подполковника Теодора Ровеля. Остальные же применялись в качестве учебных и большую часть времени простаивали в ремонте. К моменту окончания серийного выпуска А-1 19 бомбардировщиков этой серии были уже списаны, еще 20 находилось на ремзаводах. В общем, можно сказать, что Не 177 А-1 стал лишь очередным шагом по направлению к полноценному боевому самолету.

Не177А-3. Как уже упоминалось, на очередной серийной модификации «Грифа», обозначенной Не 177 А-3, были устранены, а точнее - сглажены многие дефекты силовой установки. Собирались, правда, еще заменить двигатели DB 606 на более мощные DB 610, но до этого дело не дошло (хотя два прототипа с такими моторами были построены). В результате скорость машины не превышала 480 км/ч, а значит «удрать» от современных ей истребителей она не могла. Пришлось усиливать защитное вооружение - сразу за крылом появилась дополнительная секция фюзеляжа длиной 1,6 м с установленной на ней стрелковой башней. В башне с электроприводом стояла пара крупнокалиберных пулеметов MG 131. Боекомплект в 750 патронов на ствол размещался по бортам фюзеляжа. За счет башенного стрелка экипаж увеличился до пяти человек.

Выпуск А-3 начался в октябре 1942 г., но к середине декабря успели собрать только 12 машин. Всего же до перехода на очередную модификацию из цехов заводов «Хейнкель» и «Арадо» выкатили 170 «А третьих». Кроме того, все уцелевшие к лету 1943 г. экземпляры Не 177 А-1 были переоборудованы путем замены силовых установок до стандарта А-3. Правда, вооружение на них, судя по всему, осталось прежним.

Первые серийные самолеты (100 штук) обозначались Не 177 A-3/R1. Следующей «субмодификацией» стал Не 177 A-3/R2. На него установили ножи для перерезания тросов аэростатов заграждения. Хвостовой стрелок получил более просторную кабину, позволявшую ему сидеть (ранее стрелок располагался лежа), а также - пушку MG 151 калибра 20 мм вместо 13-миллиметрового пулемета. Такая же пушка сменила «Эрликон» в подфюзеляжной гондоле.

Самолеты Не 177 A-3/R3 предназначались для несения противокорабельных ракет «Хеншель» Hs 293, управляемых с помощью станции наведения FuG 203d, размещенной в подфюзеляжной гондоле (у нас эти ракеты обычно называют планирующими бомбами, так как их ракетный двигатель работал не на всей траектории полета к цели. Прим. ред). Машины данного типа применялись главным образом для обучения экипажей и тренировки операторов наведения, а в бой пошли самолеты более поздней модификации А-5.

Не177А-5. После постройки 170 экземпляров Не 177 А-3 «Хейнкель» и «Арадо» перешли на выпуск новой версии Не 177 А-5, оснащенной двигательными установками DB 610 (спарки «Даймлер-Бенцев» DB 605). К началу 1943 года эти установки были запущены в серийное производство. Помимо двигателей, Не 177 А-5 отличался от предыдущих модификаций усиленным набором крыла, слегка укороченными стойками шасси и некоторыми изменениями в конструкции закрылков. На большинстве экземпляров передний бомбоотсек был заделан, а под ним монтировались держатели для наружной подвески тяжелых бомб, ракет или торпед. «А пятый» изначально проектировался как носитель управляемых ракет Hs 293, FX 1400 («Фриц Икс») и высотных торпед LT 50.

Первый самолет пятой модификации покинул сборочный цех завода Хейнкеля в феврале 1943-го. Поначалу строилось по 12 самолетов в месяц, но к концу года ежемесячные темпы выпуска возросли до 42 машин. До октября 1944 года, когда в связи с принятием «чрезвычайной истребительной программы» выпуск многомоторных бомбардировщиков в Германии был свернут, успели изготовить 565 экземпляров Не 177 А-5. «А пятые» стали таким образом самой массовой модификацией «Грифа». Больше всего «Грифов» - 95 машин - вышло из заводских цехов в июне 1944-го.

Самой крупносерийной «субмодификацией» «А пятого» был Не 177 A-5/R2, идентичный по вооружению версии A-3/R2. Не 177 A-5/R5 оснащался дополнительной дистанционно управляемой стрелковой башней, размещенной на фюзеляже за бомбоотсеком. На самолетах A-5/R6 был сдвоенный бомбоотсек и такая же стрелковая установка, как и на R5. Не 177 A-5/R7 оснащался гермокабиной, позволявшей достичь высоты 15 000 м.

Не 177А-6 и Не 177А-7. Крупносерийное производство самолета Не 177 закончилось на версии А-5, и дальнейшие модификации не вышли за стадию прототипов. Не 177 А-6 разрабатывался с учетом пожеланий фронтовых пилотов. Прежде всего это касалось активной и пассивной защиты машины. Бензобаки «А шестого» были бронированы, а в хвосте самолета появилась четырехпулеметная дистанционно управляемая стрелковая турель фирмы «Рейнметалл», обладавшая солидной огневой мощью. Кроме того, А-6 оснащался гермокабиной и дополнительным бензобаком вместо переднего бомбоотсека. С ним дальность полета составляла 5800 км.

К концу мая 1944-го были изготовлены комплекты узлов и деталей на 15 экземпляров Не 177 А-5, но в июне смонтировали только 6 машин. Затем все работы над А-6 были прекращены в пользу считавшегося более перспективным четырехвинтового Не 277.

Не 177 А-7 представлял собой высотный дальний разведчик, сохранявший возможность при необходимости нести бомбовую нагрузку. Размах его крыла был увеличен до 36 м, силовая установка-два двигателя DB 613 (две спарки DB 603G, выдававшие взлетную мощность по 3600 л.с. каждая). Масса пустого самолета составляла 18 100 кг, взлетная - 34 641 кг. Максимальная скорость - 545 км/ч на высоте 6000 м.

«А седьмым» очень заинтересовались японцы, которые планировали начать его выпуск на новом авиационном заводе концерна «Хитачи» в городе Чиба. В мае 1944 года немцы предложили поставить в Японию демонстрационный образец Не 177 А-7 для всестороннего изучения. Единственной возможностью такой поставки был беспосадочный перелет через всю Евразию. Рассматривались два маршрута: из Восточной Пруссии через Советский Союз и Китай в Манчжурию и из Болгарии через Турцию, Иран и Индию в оккупированную японцами Бирму. Но, хотя «А седьмой» теоретически мог преодолеть такие расстояния, оба варианта сочли слишком рискованными и от беспрецедентного перелета отказались. Есть данные, что немцы планировали также использовать самолеты Не 177 А-7 для самоубийственных атак целей, расположенных на территории США ( топлива хватало только в один конец). Однако и этот проект тоже остался не осуществленным. Впрочем, по окончании войны один «А седьмой» все же достиг Соединенных Штатов. Американцы захватили опытный экземпляр самолета и вывезли к себе для испытаний.

Общее количество законченных в постройке Не 177 всех модификаций составило примерно 1170 машин.

Геннадий Волоско

Источники

  • журнал   «авиАМастер» №1 2000    /Геннадий Волоско/

©AirPages
2003-