Aviation of Word War II

Home Russian

He-177 - Combat Use

He-177 BN "Greif" in flight

The first production He 177 A-3s were delivered to I. Gruppe Fernkampfgeschwader 50 (I./FKG 50 - 1st group of the 50th long-range bomber squadron) in November 1942. The unit was formed in July at the Brandenburg-Brest airfield and was originally equipped with the "Vulture" of the first modification - He 177 A-1. The group was commanded by Major Karl Schede.

At the end of 1942, the primary task of the Luftwaffe on the eastern front was the supply by air of the 6th Army of Paulus, surrounded in Stalingrad. For this purpose, all more or less suitable machines were involved. Not escaped a similar fate and "Vulture". Despite the fact that the planes were not intended for the transport of goods, they had to work as transport workers. In January 1943, 20 He 177 A-1 and A-3 from the Schede group moved from Brandenburg to the airfield in Zaporozhye.

In the very first flight to Stalingrad, the aircraft of the group commander, Major Shede, was lost. Nothing concrete was reported about the reasons for his death. Captain Schlosser became the new commander. Under his command, the Vultures made several flights to the Stalingrad "cauldron", and if other vehicles (Ju-52, He-111) took out the wounded on the way back, the Vulture could not do this, because it did not have a cargo-passenger cabin.

The effect of using He 177 as a transport vehicle was extremely low, and soon it was decided to use the aircraft for its intended purpose. Starting on 18 January, I./FKG 50 began to be involved in bombing flights. On January 20, for an unknown reason, another crew died, nevertheless, over the next four days, the Vulture group made 13 sorties. The last one took place on January 25th. On that day, seven aircraft set off to bomb the Pitomnik airfield, which had just been occupied by Soviet troops. Returned five. The Germans claim that two "Vulture" crashed due to engine failures.

On February 2, Paulus' army capitulated. Among the numerous trophies, ours got one faulty "Vulture", abandoned by the Germans at the front-line airfield. Thus, the total losses of I. / FKG 50 in the Stalingrad operation amounted to five vehicles according to German data (the English historian William Green wrote that the Germans lost seven Vultures near Stalingrad). The combat debut of the He 177 was not very successful. The surviving aircraft were soon evacuated back to Germany.

During the fighting on the Volga, the Germans for the first time experienced an urgent need for a special anti-tank aircraft capable of hitting Soviet KVs and "thirty-fours" with their rather powerful armor. In this regard, in the spring of 1943, a special modification of the Vulture appeared, equipped with a 75-mm VK 7.5 anti-tank gun in the ventral gondola and designated He 177 A3 / R5. The car also received the name "Stalingradtip". However, tests have shown that the gun has too strong a return, threatening the destruction of the aircraft structure. In total, five "Stalingrad Vulture" were released, nothing is known about their combat use.

In early November, I./FKG 50, which by that time had received the new designation 2./KG 40 and the name "Holzhammer", was transferred to the French airfield of Bordeaux-Merignac. Over the summer, the aircraft of this air group were equipped with mounts for Henschel Hs 293 anti-ship guided missiles, and the crews were trained in handling new weapons. The group was reassigned to the Atlantic Naval Aviation Administration (Fliegerfuhrer Atlantic).


The group's baptism of fire in a new capacity took place on November 21, 1943. The Vultures were to attack the American convoy SLI 39 / MKS 30, discovered by air reconnaissance 420 miles northeast of Cape Finistere. 25 aircraft took off for the mission. Each of them carried two Hs 293 missiles. But the weather that day was on the side of the Americans. Low clouds made it very difficult to detect targets and guide missiles. The crews were able to see only two convoy ships - the steamer "Mars" and the motor ship "Delius". All missiles were fired at them. As a result of a direct hit, the Mars sank, and the Delius, which was seriously damaged, still managed to reach the port on its own. Needless to say, most of the missiles did not hit the target, and two aircraft could not be dropped at all due to the failure of the launchers.

During the attack, several Vultures engaged in an unusual dogfight with a four-engine Consolidated B-24D Liberator aircraft from the 224th British Coastal Command squadron. Although the Liberator was escorting a convoy to protect against submarines, its crew, noticing an air enemy, immediately rushed into battle with the Heinkels. Two bombers were damaged by fire from the gunners of the anti-submarine vehicle. They had to emergency drop missiles and hastily return to base. On the way back, one of them fell into the waters of the Bay of Biscay (the crew escaped by parachuting), and the other sat on its belly, barely reaching the shore. Another "Vulture" went missing.

In general, the first experience of using guided missiles ended in failure. The commander of the crew of one of the Heinkels, Captain Peter Huss, announced the sinking of two ships, so it seems that he is the only one who managed to get hits.

The second sortie of the missile carriers was not much more successful, although this time the Germans managed to inflict very serious damage on the enemy. November 26, 1943 21 "Vulture" launched to attack the convoy KMF 26 at Cape Buzhi in Algeria. One of the cars crashed on takeoff due to an engine fire. Approaching the convoy, the Heinkels came under concentrated anti-aircraft fire from escort ships and fighter attacks. The French Spitfires, the American Airacobras, and, finally, the twin-engine English Beaufighters attacked the Vultures in turn. In this battle, six Heinkels were killed, including the planes of the group commander, Major Rudolf Mons and Captain Peter Huss. Two more damaged cars crashed during a night landing in Bordeaux. But the Germans still managed to hit the Rhone, a large transport ship, with which about a thousand American soldiers went to the bottom.

Captain Dochtermann took command of the unit. First of all, he banned too risky daytime raids. During night attacks, missile guidance was to be carried out by moonlight or by illumination with lighting bombs. In January 1944, the Vultures carried out several such attacks on allied ships in the Italian harbor of Anzio. During one of them, on January 23, a cargo ship with a displacement of 3000 tons was sunk.

Towards the end of 1943, in response to massive bombardments of German cities, the OKL ordered a series of night bombing attacks on targets in the UK. The operation, which received the code name "Steinbock" (mountain goat), was given great importance. Hitler ordered even to attract part of the forces from the eastern and Italian fronts for her. On November 3, Marshal Milch ordered the detachment of units intended for raids on England, including the I. / KG 100 and I. / KG 40 air groups, re-equipped with He 177 aircraft. In December 1943, at the French Chateaudun airfield, where the KG squadron was based 100, the head of the operation, Major General Dieter Peltz, arrived.

For the first time, "Vulture" had to participate in a strategic bombing operation. It was envisaged that each aircraft would carry 2,500 kg of bombs, including the new AB 1000 cluster munitions containing 700 small incendiary bombs. As of January 20, 1944, the 40th squadron had 15 Heinkels, of which 12 were serviceable, and the 100th squadron had 31 vehicles, including 27 serviceable ones.

The first blow to London struck on the night of January 21-22. 227 Luftwaffe aircraft attacked in two waves: from 20.40 to 22.09 and from 4.19 to 5.45. Bombed the northern parts of the city. As a result of the raid, 31 houses were destroyed and 94 fires broke out. Human casualties - 14 dead and 74 wounded. I./KG 40 lost one He 177 A-3 shot down by a Mosquito night fighter. Two crew members were killed, the rest were captured. The He 177 A-3 of 2./KG 40 flying in the second wave also fell victim to the Mosquito and fell into the waters of the English Channel northeast of Hastings. Of the entire crew, only one person survived.

On January 29, 1944, I./KG 40 was removed from participation in the operation and returned to the Fassberg airfield. On February 3, 1944, six planes from 3./KG 100 bombed London. This time, all the Heinkels returned safely to base.

In raids on England, the Vultures used a new tactic that made them less vulnerable to anti-aircraft guns and night fighters. They went to the target at an altitude of over 7 kilometers, then accelerated in a gentle dive to a speed of 680 km / h, freed themselves from bombs and quickly went back. The main problem was still the technical condition of the machines. So, during the next raid on the night of February 12-13, out of the 14 Vultures participating in it, only three reached the target. One plane blew a tire on takeoff, eight more immediately returned with overheated or burning engines. One crew lost their bearings and bombed across Holland. Finally, of the four remaining, one was shot down by interceptors.

Nevertheless, the attacks continued. On the nights of 19 and 21 February, I./KG 100 planes bombed London. There were no combat losses. Two Vulture did not return from the raids on February 23 and 24. The crews of the English Mosquito night interceptors chalked up victories over them. Another Heinkel was lost on March 2 in a night air battle over Sussex. From the cannon burst of the Mosquito, the bomber exploded with such force that its fragments seriously damaged the attacking fighter.

In early March, Operation Steinbock was terminated. This was explained not so much by losses (by the way, very low), but by the growing shortage of aviation fuel, which was needed primarily on the eastern front. The operation did not achieve its strategic goal - to morally suppress the population of Great Britain and force it to abandon the bombing of the Reich. The allocated forces were clearly not enough for this, and the Germans underestimated the traditional British stubbornness. Unless Hitler's propaganda minister, Goebbels, could now shout over the radio that the evil British had suffered a fitting punishment for the "terrorist bombing" of German cities.

Despite the official end of Operation Steinbock, occasional harassment raids on England continued. Bombed not only London, but also other cities, such as Bristol and Hull. In one of these raids on the night of March 20, a Mosquito with a Polish crew shot down another Vulture over the sea. None of the bomber crew survived.

The next victim of the interceptors was He 177 A-3, shot down on the night of April 18-19 over London. Another Vulture went missing five days later, having not returned from a raid on Plymouth. Finally, on April 27, He 177 A-5 from 2./KG 100 crashed during a forced landing, damaged in a night air battle over England.

The experience of combat use of the He 177 as a long-range night bomber can be considered successful. For three months, combat losses amounted to just over a dozen vehicles, and the rather numerous and well-equipped anti-aircraft artillery of Great Britain, despite the use of radars, could not bring down a single Vulture. To "dazzle" enemy locators, the Germans successfully used passive radio interference in the form of chaff dropped from aircraft - strips of thin aluminum foil.

After the Allied landings in Normandy, KG 40 aircraft were hastily redirected to the ships of the Anglo-American fleet. In a few days (more precisely, nights), they managed to sink five ships with Hs 293 missiles at the cost of losing five aircraft shot down by night fighters. By the end of June 1944, 25 combat-ready He 177s remained at the French airfields of Bordeaux and Toulouse. Soon they were transferred to Germany.

Meanwhile, on the eastern front, the largest Vulture unit of the entire war was formed, called Kampfgeschwader 1 Hindenburg (First Hindenburg Bomber Squadron). The squadron was led by Lieutenant Colonel Karl von Riesen. By the end of May 1944, three groups belonging to this squadron were concentrated at the Provegen and Seerappen airfields near Koenigsberg. From the beginning of June, the squadron began night bombing of Soviet cities, using the tactics developed during the raids on London. "Vultures" bombed in particular Pskov, Smolensk and Nevel. The largest raid took place on June 16, when 87 aircraft simultaneously attacked Velikiye Luki. According to German data, losses were minimal.

At the end of June, after the start of a large-scale Soviet offensive in Belarus (Operation Bagration), KG 1 aircraft began to strike at the tank groups of the Red Army. Fearing fighters, the crews operated from high altitudes, which greatly reduced the effectiveness of bombing. This period of combat activity of the "Vultures" is most poorly reflected in both foreign and Russian sources. In particular, nothing is known about the losses suffered by the Hindenburg squadron during the fierce battles in Belarus.

The raids continued until 28 July. Later, due to lack of fuel and the approach of the Red Army units to the borders of East Prussia, the strikes stopped. Aircraft KG 1 was taken to the rear and concentrated on bases in northern Germany.

Since the autumn of 1944, the units that fought on the "Vultures" essentially ceased combat activities. The reason for this was an acute shortage of fuel and lubricating oils (Soviet troops captured the Romanian oil fields, and the allies bombed synthetic gasoline plants in Germany). There was not enough fuel even for fighters, not to mention the huge and extremely "gluttonous" Vultures. In addition, the air supremacy of Soviet and Anglo-American aviation made the Vulture raids behind enemy lines too risky. Only the crews of the hundredth squadron continued to make patrol flights over the North Sea, and even some machines were used for meteorological reconnaissance. The rest until the end of the war froze at the airfields, turning into targets for American bombers.

Summing up, we can say that the He 177 "Vulture" was certainly an advanced and in many ways revolutionary design, breaking out of the usual stereotypes of aircraft construction. But it took many years to fine-tune it, and when it finally reached the proper level of reliability, the situation for the Germans was such that the plane was actually not needed.

Gennady Volosko

Bibliography

  • magazine   AviAMaster No. 1 2000    /Gennady Volosko/

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Heinkel He 51 He 100 He 111 He111B2 He 111H He 111H-11 He 111Z-1 He177A5 He 178 He 219 He 280 He 162 Фото и схемы Боевое применение He 111 He 162 He 177 Luftwaffe

He-177 - боевое применение

Первые серийные Не 177 А-3 поступили в I. Gruppe Fernkampfgeschwader 50 (I./FKG 50 - 1 -я группа 50-й дальнебомбардировочной эскадры) в ноябре 1942 года. Часть была сформирована в июле на аэродроме Бранденбург-Брест и первоначально оснащалась «Грифами» первой модификации - Не 177 А-1. Командовал группой майор Карл Шеде.

В конце 1942 года первостепенной задачей Люфтваффе на восточном фронте стало снабжение по воздуху окруженной в Сталинграде 6-й армии Паулюса. Для этой цели привлекались все мало-мальски пригодные машины. Не избежали подобной участи и «Грифы». Несмотря на то, что самолеты не предназначались для перевозки грузов, им предстояло поработать в качестве транспортников. В январе 1943 года 20 Не 177 А-1 и А-3 из группы Шеде перебазировались из Бранденбурга на аэродром в Запорожье.

В первом же полете на Сталинград был потерян самолет командира группы майора Шеде. О причинах его гибели ничего конкретного не сообщалось. Новым командиром стал капитан Шлоссер. Под его командованием «Грифы» совершили несколько рейсов в сталинградский «котел», причем, если другие машины (Ju-52, Не-111) на обратном пути вывозили раненых, то «Гриф» из-за отсутствия грузо-пассажирской кабины этого делать не мог.

Эффект от применения Не 177 в роли транспортной машины был крайне низким, и вскоре самолет решили использовать по прямому назначению. Начиная с 18 января I./FKG 50 стали привлекать к полетам на бомбардировку. 20 января по неизвестной причине погиб еще один экипаж, тем не менее за последующие четыре дня группа «Грифов» совершила 13 боевых вылетов. Последний состоялся 25 января. В тот день семь машин отправились бомбить только что занятый советскими войсками аэродром Питомник. Вернулись пять. Немцы заявляют, что два «Грифа» разбились из-за отказов двигателей.

2 февраля армия Паулюса капитулировала. Среди многочисленных трофеев нашим достался один неисправный «Гриф», брошенный немцами на прифронтовом аэродроме. Таким образом, общие потери I./FKG 50 в сталинградской операции составили по германским данным пять машин (Английский историк Уильям Грин писал, что немцы потеряли под Сталинградом семь «Грифов»). Боевой дебют Не 177 оказался не очень удачным. Вскоре уцелевшие самолеты были эвакуированы обратно в Германию.

В ходе боев на Волге немцы впервые испытали острую необходимость в специальном противотанковом самолете, способном поражать советские KB и «тридцатьчетверки» с их довольно мощной броней. В этой связи весной 1943-го появилась спецмодификация «Грифа», оснащенная 75-миллиметровой противотанковой пушкой ВК 7,5 в подфюзеляжной гондоле и обозначенная Не 177 A3/R5. Машина получила также наименование «Сталинградтип». Однако испытания показали, что пушка обладает слишком сильной отдачей, грозящей разрушением конструкции самолета. Всего было выпущено пять «сталинградских Грифов», об их боевом применении ничего не известно.

В начале ноября I./FKG 50, получившая к тому времени новое обозначение 2./KG 40 и наименование «Хольцхаммер», перебазировалась на французский аэродром Бордо-Мериньяк. За лето самолеты этой авиагруппы были оборудованы подвесками для противокорабельных управляемых ракет «Хеншель» Hs 293, а экипажи обучены обращению с новым оружием. Группу переподчинили Управлению морской авиации Атлантики (Fliegerfuhrer Atlantic).

Боевое крещение группы в новом качестве состоялось 21 ноября 1943 года. «Грифам» предстояло атаковать американский конвой SLI 39/MKS 30, обнаруженный воздушной разведкой в 420 милях к северо-востоку от мыса Финистере. На задание вылетело 25 самолетов. Каждый из них нес по две ракеты Hs 293. Но погода в тот день была на стороне американцев. Низкая облачность сильно затрудняла обнаружение целей и наведение управляемых ракет. Экипажи смогли разглядеть только два замыкающих судна конвоя - пароход «Марс» и теплоход «Делиус». По ним и были выпущены все ракеты. В результате прямого попадания «Марс» затонул, а «Делиус», получивший серьезные повреждения, все-таки сумел своим ходом дойти до порта. Стоит ли говорить, что большинство ракет в цель не попало, а два самолета вообще не смогли осуществить сброс из-за отказа пусковых установок.

Во время атаки произошел необычный воздушный бой нескольких «Грифов» с четырехмоторным самолетом Консолидэйтед B-24D «Либерейтор» из 224-го британского дивизиона «Берегового командования». Хотя «Либерейтор» сопровождал конвой для защиты от подводных лодок, его экипаж, заметив воздушного противника, немедленно ринулся в бой с «Хейнкелями». Два бомбардировщика были повреждены огнем бортовых стрелков противолодочной машины. Им пришлось аварийно сбросить ракеты и спешно возвращаться на базу. На обратном пути один из них рухнул в воды Бискайского залива (экипаж спасся на парашютах), а другой сел на брюхо, едва дотянув до берега. Еще один «Гриф» пропал без вести.

В общем, первый опыт применения управляемых ракет закончился провалом. Командир экипажа одного из «Хейнкелей» капитан Петер Хусс заявил о потоплении двух кораблей, так что, похоже, он единственный, кому удалось добиться попаданий.

Не многим более удачным оказался второй боевой вылет ракетоносцев, хотя в этот раз немцам удалось нанести противнику весьма серьезный урон. 26 ноября 1943 года 21 «Гриф» стартовал для атаки конвоя KMF 26 у мыса Бужи в Алжире. Одна из машин разбилась на взлете из-за пожара двигателя. Приблизившись к конвою, «Хейнкели» попали под сосредоточенный зенитный огонь кораблей эскорта и атаки истребителей. На «Грифов» поочередно набросились французские «Спитфайры», американские «Аэрокобры» и, наконец, - двухмоторные английские «Бофайтеры». В этом бою погибли шесть «Хейнкелей», в том числе самолеты командира группы майора Рудольфа Монса и капитана Петера Хусса. Еще две поврежденные машины разбились при ночной посадке в Бордо. Но немцам все же удалось поразить крупный транспортный теплоход «Рона», вместе с которым ушли на дно около тысячи американских солдат.

Командование частью принял капитан Дохтерманн. Первым делом он запретил слишком рискованные дневные налеты. Во время ночных атак наведение ракет должно было осуществляться при свете луны или с помощью подсветки осветительными бомбами. В январе 1944 года «Грифы» провели несколько таких атак на союзные корабли в итальянской гавани Анцио. В ходе одной из них, 23 января, было потоплено грузовое судно водоизмещением 3000 т.

К концу 1943 года в ответ на массированные бомбардировки германских городов OKL приказало нанести серию ночных бомбовых ударов по целям в Великобритании. Операции, получившей кодовое наименование «Штайнбок» (горный козёл) придавалось большое значение. Гитлер распорядился даже привлечь для нее часть сил с восточного и итальянского фронтов. 3 ноября маршал Мильх приказал выделить части, предназначенные для налетов на Англию, в том числе авиагруппы I./KG 100 и I./KG 40, перевооружаемые на самолеты Не 177. В декабре 1943 г. на французский аэродром Шатодун, где базировалась эскадра KG 100, прибыл руководитель операции генерал-майор Дитер Пельтц.

Впервые «Грифам» предстояло участвовать в стратегической бомбардировочной операции. Предусматривалось, что каждый самолет будет нести 2500 кг бомб, в том числе новые кассетные боеприпасы АВ 1000, содержащие по 700 мелких зажигательных бомбочек. По состоянию на 20 января 1944 года в 40-й эскадре имелось 15 «Хейнкелей», из них 12 исправных, а в сотой - 31 машина, в том числе 27 исправных.

Первый удар по Лондону нанесли в ночь с 21 на 22 января. 227 самолетов Люфтваффе атаковали двумя волнами: с 20.40 до 22.09 и с 4.19 до 5.45. Бомбили северные районы города. В результате налета был разрушен 31 дом и вспыхнуло 94 пожара. Человеческие жертвы - 14 погибших и 74 раненых. I./KG 40 потеряла один Не 177 А-3, сбитый ночным истребителем «Москито». Двое членов экипажа погибли, остальные попали в плен. Летевший во второй волне Не 177 А-3 из 2./KG 40 также пал жертвой «Москито» и упал в воды Ла-Манша к северо-востоку от Хастингса. Из всего экипажа выжил только один человек.

29 января 1944 года I./KG 40 отстранили от участия в операции и возвратили на аэродром Фассберг. 3 февраля 1944 года Лондон бомбили шесть самолетов из 3./KG 100. В этот раз все «Хейнкели» благополучно вернулись на базу.

В налетах на англию «Грифы» применили новую тактику, делавшую их малоуязвимыми для зениток и ночных истребителей. Они шли к цели на высоте свыше 7 километров, затем разгонялись в пологом пикировании до скорости 680 км/ч, освобождались от бомб и быстро уходили обратно. Основную проблему по-прежнему составляло техническое состояние машин. Так, во время очередного налета в ночь с 12 на 13 февраля из 14 участвовавших в нем «Грифов» только три достигли цели. У одного самолета на взлете лопнула покрышка, еще восемь сразу вернулись с перегретыми или горящими двигателями. Один экипаж потерял ориентировку и отбомбился по Голландии. Наконец, из четырех оставшихся один был сбит перехватчиками.

Тем не менее, атаки продолжались. Ночами 19 и 21 февраля Лондон бомбили самолеты I./KG 100. Боевых потерь не было. Из налетов 23 и 24 февраля не вернулись два «Грифа». Победы над ними записали на свой счет экипажи английских ночных перехватчиков «Москито». Еще один «Хейнкель» был потерян 2 марта в ночном воздушном бою над графством Сассекс. От пушечной очереди «Москито» бомбардировщик взорвался с такой силой, что его обломки серьезно повредили атакующий истребитель.

В начале марта операция «Штайнбок» была прекращена. Это объяснялось не столько потерями (кстати, весьма низкими), сколько нарастающим дефицитом авиационного топлива, необходимого в первую очередь на восточном фронте. Своей стратегической задачи - морально подавить население Великобритании и заставить ее отказаться от бомбардировок Рейха - операция не достигла. Выделенных сил для этого было явно недостаточно, да и традиционного британского упрямства немцы недооценили. Разве что гитлеровский министр пропаганды Геббельс мог теперь кричать по радио, что злобные англичане понесли достойную кару за «террористические бомбардировки» немецких городов.

Несмотря на официальное прекращение операции «Штайнбок», отдельные беспокоющие налеты на Англию продолжались. Бомбили не только Лондон, но и другие города, например Бристоль и Халл. В одном из таких налетов ночью 20 марта «Москито» с польским экипажем сбил над морем очередной «Гриф». Из команды бомбардировщика не уцелел никто.

Следующей жертвой перехватчиков стал Не 177 А-3, сбитый в ночь с 18 на 19 апреля над Лондоном. Еще один «Гриф» пропал без вести через пять дней, не вернувшись из налета на Плимут. Наконец, 27 апреля разбился при вынужденной посадке Не 177 А-5 из состава 2./KG 100, поврежденный в ночном воздушном бою над Англией.

Опыт боевого применения Не 177 в качестве дальних ночных бомбардировщиков можно считать удачным. За три месяца боевые потери составили чуть более десятка машин, причем довольно многочисленная и хорошо оснащенная зенитная артиллерия Великобритании, несмотря на применение радаров, так и не смогла сбить ни одного «Грифа». Для «ослепления» вражеских локаторов немцы с успехом применяли пассивные радиопомехи в виде сбрасываемых с самолетов дипольных отражателей - полосок тонкой алюминиевой фольги.

После высадки союзников в Нормандии самолеты KG 40 спешно перенацелили на корабли англо-американского флота. За несколько дней (точнее - ночей) им удалось потопить ракетами Hs 293 пять кораблей ценой потери пяти самолетов, сбитых ночными истребителями. К концу июня 1944 года на французских аэродромах Бордо и Тулуза осталось 25 боеспособных Не 177. Вскоре их перебросили на территорию Германии.

Тем временем на восточном фронте было сформировано самое крупное за всю войну подразделение «Грифов», названное Kampfgeschwader 1 Hindenburg (Первая бомбардировочная эскадра «Гинденбург»). Эскадру возглавил подполковник Карл фон Ризен. К концу мая 1944-го на аэродромах Провеген и Зеераппен неподалеку от Кенигсберга сосредоточили три группы, входящие в эту эскадру. С начала июня эскадра приступила к ночным бомбардировкам советских городов, используя тактику, выработанную при налетах на Лондон. «Грифы» бомбили в частности Псков, Смоленск и Невель. Наиболее крупный налет состоялся 16 июня, когда одновременно 87 самолетов атаковало Великие Луки. Согласно немецким данным, потери были минимальны.

В конце июня, после начала широкомасштабного советского наступления в Белоруссии (операция «Багратион») самолеты KG 1 стали наносить удары по танковым группировкам Красной Армии. Опасаясь истребителей, экипажи действовали с больших высот, что сильно снижало эффективность бомбометаний. Этот период боевой деятельности «Грифов» наиболее слабо отражен как в зарубежных, так и в российских источниках. В частности, ничего не известно о потерях, понесенных эскадрой «Гинденбург» в ходе ожесточенных боев в Белоруссии.

Налеты продолжались до 28 июля. Позже, из-за нехватки топлива и приближения частей Красной Армии к границам Восточной Пруссии, удары прекратились. Самолеты KG 1 отвели в глубокий тыл и сосредоточили на базах в северной Германии.

С осени 1944-го части, воевавшие на «Грифах», по сути прекратили боевую деятельность. Виной тому был острейший дефицит горючего и смазочных масел (советские войска захватили румынские нефтепромыслы, а союзники разбомбили заводы синтетического бензина на территории Германии). Топлива не хватало даже для истребителей, не говоря уж об огромных и чрезвычайно «прожорливых» «Грифах». Кроме того, господство в воздухе советской и англо-американской авиации делало рейды «Грифов» во вражеский тыл слишком рискованными. Только экипажи сотой эскадры продолжали совершать патрульные полеты над Северным морем, да еще некоторые машины использовались для метеоразведки. Остальные до конца войны замерли на аэродромах, превратившись в мишени для американских бомбардировщиков.

Подводя итог, можно сказать, что Не 177 «Гриф» безусловно являлся передовой и во многом революционной конструкцией, выбивавшейся из привычных стереотипов самолетостроения. Но на ее доводку ушли многие годы, а когда она достигла, наконец, должного уровня надежности, ситуация сложилась для немцев таким образом, что самолет оказался фактически не нужен.

Геннадий Волоско

Источники

  • журнал   «авиАМастер» №1 2000    /Геннадий Волоско/

©AirPages
2003-