Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Heinkel He 51 He 100 He 111 He111B2 He 111H He 111H-11 He 111Z-1 He177A5 He 178 He 219 He 280 He 162 Фото и схемы Боевое применение He 111 He 162 He 177 Luftwaffe

He-162 "Salamander"

Перехватчик

Heinkel

He-162

He-161A-1 белая "5" W.Nr. 310018 командира 1./JG1, гауптмана Хейнца Кюннеке (Heinz Künnecke)

Не-162 вызывает невольное уважение к тем невероятным усилиям, на которые была способна германская авиационная промышленность в страшных условиях последних месяцев Второй мировой войны. Всего 69 дней отделяли начало постройки самолета Не-162 от первого пробного полета одного из 30 прототипов этой машины в декабре 1944 года. Спроектированный, как турбореактивный перехватчик, он строился в основном из дерева - для облегчения и удешевления производства.

Было решено начать производство в январе 1945 г. с 50 машин, в феврале выпуск удвоить, в апреле довести до 1000 самолетов, в мае до 2000.

Весь проект по созданию и производству «народного истребителя» получил кодовое наименование «Саламандра» (Salamander). В Эгельне и Тартхуне соляные штольни были переоборудованы под цеха по выпуску фюзеляжей. Все проектные работы и постройка предсерийной партии проводились в Швехате. Завод в Швехате был включен в программу массового производства вместе с подземным заводом в гипсовой шахте под Веной.

Первый опытный He-162Vl поднялся в воздух 6 декабря 1944 г с аэродрома Швехат-Хедфилд под управлением флюг-капитана Готхольда Петера (Gotthold Peter). Во время 20-минутного полета He-162Vl достиг скорости 735 км/ч на высоте 6000 м, но полет пришлось прекратить, так как из-за дефектного шарнира в воздухе оторвалась створка ниши шасси. Несмотря на некоторую неустойчивость на курсе, Петер доложил, что управляемость самолета была удовлетворительной. Но четыре дня спустя, при демонстрации перед представителями RLM, люфтваффе и нацистской партии, во время скоростного незапланированного прохода над аэродромом передняя кромка правого крыла разрушилась, элерон оторвался, обломками было разбито оперение. После этого самолет перешел в неуправляемое вращение, упал и взорвался. Петер погиб.

Первоначально задуманный, как народный истребитель, самолет оказался строгий в управлении и о том, чтобы на него посадить молодых пилотов, не могло быть и речи. Единственным решением, хотя бы "на первое время", было в этом случае перевооружить на него какую-то боевую часть, состящую из опытных пилотов. Выбор пал на JG-1.

Модификации He-162. Первый предсерийный Не-162 М18 (W.Nr. 220001) собрали в Хинтербрюле, в его конструкцию внесли около 50 серьезных изменений, которые задержали его первый вылет до 24 января 1945 г. Вторая предсерийная машина, взлетела 28 января 1945 г, получил обозначение Не-162М19. Эти прототипы получили пару пушек MG 151/20, а вместо двигателя BMW 003А-1 ставился BMW 003E-1. Самолеты использовались для довольно продолжительных испытаний, в частности М18 для отладки радиооборудования, а М19 для испытания V-образного оперения (угол развала 20°).

Остальные номера «Muster» (исключая несчастливый «13») были присвоены последующим самолетам, выпущенным в Хинтербрюле. Обычно они получали номера в обратном порядке. Третий выпущенный в Хинтербрюле самолет под обозначением Не-162М20 полетел 10 февраля 1945 г. Четвертый самолет использовался для огневых испытаний под обозначением Не-162М21, пятый - полетевший 25 февраля 1945 г. Не-162М22 - получил утолщенное крыло, шестой и седьмой Не-162М23 и М24 использовались для испытаний, цель которых не известна. Восьмой и девятый предсерийные самолеты были прототипами Не-162А-6 и имели удлиненный фюзеляж (с 9,05 до 9,27 м). Вооружение состояло из двух пушек МК 108. Самолеты обозначались еще как Не-162М25 и М26. Первый из них впервые взлетел 17 февраля 1945 г. Следующие два самолета - М27 и М28 были изготовлены в качестве дублеров предыдущих машин. Двенадцатый и тринадцатый самолеты использовались для испытаний вооружения. Первый из них Не-162 М29 взлетел 18 февраля, а второй М30 - 24 февраля. Последний получил новый гироскопический прицел EZ-42 «Adler». He-162 M11 и М12 были 17-м и 18-м предсерийными самолетами. Они получили двигатели Jumo-004D тягой 930 кг и рассматривались в качестве прототипов серии А-8. 11 марта они оба были уничтожены во время налета союзников на Росток. Не-162М14 и М15 использовались для статических испытаний. Не-162М16 и Ml7 были опытными образцами двухместного учебного планера He-162S. С них сняли турбореактивный двигатель и оборудовали вторую кабину с двойным управлением для инструктора. He-162S имел удлиненное крыло размахом 8,2 м и площадью 13,8 м². Киль был удлинен, шасси фиксировались, общий вес составил 1300 кг, а максимальная скорость на пикировании достигала 420 км/ч.

Следующие шесть самолетов также имели номера «М». Еще один вариант серии А - Не-162А-14 имел ряд изменений в вооружении и оборудовании.

Единственным вариантом «фольксягера», выпущенным в достаточном количестве, стал Не-162А-1 и А-2. В зависимости от наличия на сборочных заводах того или иного типа пушек они были вооружены: А-1 -длинноствольной 20-мм пушкой MG 151/20, а А-2 - короткоствольной 30-мм пушкой МК 108. Пара МК 108 со снарядами весила 215 кг, а пушки MG 151/20 - всего 121 кг. Испытания короткоствольных МК 108 - основного вооружения Не-162А-1 выявили вибрацию элементов конструкции вследствие сильной отдачи. Эту проблему планировалось исправить на Не-162А-3, вооруженного также пушками МК 108, для чего его фюзеляж должны были усилить, но реально этот вариант не выпускался.

Внешне Не-162А-1/А-2 практически не отличались от опытных машин, за исключением большей площади крыла (до 11,5 кв. м) за счет больших элеронов, и увеличенного с 2,65 до 3,4 м размаха стабилизатора. Двигатель BMW 003A-1 уже в производстве был сменен на BMW 003E-1 и Е-2, которые при той же максимальной тяге - 800 кг, могли в течение 30 секунд развить и 920 кг при увеличении расхода топлива с 1,61 кг/ч до 1,96 кг/ч. Однако нехватка BMW 003E заставил рассмотреть возможность установки других двигателей.

Модификация «фольксягера» с HeS-llA тягой 1300 кг, детищем моторостроительного отделения фирмы Heinkel, должна была получить обозначение Не-162В-1.

Однако из девяти предсерийных HeS-011A-0 ни один не попал на Не-162. Проводились исследования и по установке на планер новой серии В одного или двух импульсных двигателей Argus. Использование простейших импульсных двигателей на «фольксягере» рассматривалось конструкторами Хейнкеля весьма скептически, т. к. совершенно не годились для установки на истребитель. Не-162 с таким двигателем рассматривался в первую очередь как зенитная ракета, управляемая пилотом. Такие «одноразовые» самолеты планировалось строить быстро и в больших количествах.

Дальнейшим развитием должен был стать Не-162С, который сочетал планер Не-162В и двигатель HeS-llA со стреловидным (38°) крылом в виде «чайки» с изломом на двух третях размаха и V-образным оперением, испытанном на He-280V8 и Не-162М19. Параллельно разрабатывался и He-162D с крылом обратной стреловидности. Появление такого крыла было шагом вперед - оно обеспечивало то же критическое число Маха, что и крыло прямой стреловидности, но срыв потока на нем происходил на меньших скоростях, что позволяло иметь более тонкий профиль. Ни Не-162С, ни Не-162D построены не были, но когда союзники заняли Швехат, там нашли наполовину готовую модель под двигатель HeS-llA с взаимозаменяемыми крыльями прямой и обратной стреловидности.

Последним спроектированным вариантом «фольксягера» стала модификация с комбинированным двигателем BMW 003R, который представлял собой обычный BMW 003A тягой 800 кг, спаренный с ракетным двигателем BMW 718 тягой 1225 кг. Планировалось выпускать их под обозначением Не-162Е-1.

Всего было собрано и передано в войска около 110-120 Не-162А, из них в декабре 1944 г. - два прототипа, в январе 1945 г. - 6 машин, в феврале - 46 машин, в марте и апреле еще около 60 Не-162. На заводах осталось еще 50 готовых машин, а на разбросанных в разных частях Германии предприятиях находились части для сборки еще около 800 машин.

Варианты вооружения. С самого начала вокруг вооружения велись споры. Согласно требованиям, на борту должна была устанавливаться одна или две пушки калибра 30 мм, под которыми, конечно, подразумевались небольшие пушки МК 108 (огромная МК 103 была слишком мощной). Группа конструкторов во главе с Карлом Шварцлером пришла к выводу о невозможности размещейия более 50 патронов на ствол, однако при использовании высокоскоростных MG 151 калибра 20 мм боезапас увеличился бы до 120. Поэтому на прототипе VI предусматривалась установка орудий калибра 20 мм, однако Министерство авиации настояло на том, чтобы V2 был оснащен двумя пушками МК 108. В начале января эти пушки прошли испытания стрельбой, которая приводила к недопустимым вибрациям. Несмотря на то что на прототипе V6 также стояли МК 108, мнение инженеров фирмы все же было учтено, и, в соответствии со стандартом, на серийном Не 162А-2 устанавливались MG 151 с 120 патронами на ствол. Министерство авиации не отказалось от идеи использования более тяжелых орудий, и разработчики увеличили запас прочности передней части фюзеляжа Не 162А-3, который должен был оснащаться пушками МК 108, однако этот вариант не пошел в производство. Насколько известно, МК 108 устанавливались также на V25-V28, являвшихся доводочными моделями последующего Не 162А-6, который отличался более прочным и удлиненным с 9,04 до 9,17 м фюзеляжем.

Конструкция Не-162 была специально разработана для установки реактивного двигателя поверх фюзеляжа. Всего удалось собрать более 240 самолетов Не-162А, но на момент их вступления в строй до капитуляции Германии оставалось всего несколько дней. Может быть это спасло многих германских пилотов, поскольку качество изготовления машин Не-162 оказалось очень невысоким из-за плохих материалов и торопливой сборки.

He-162 в ЛИИ. В нашу страну попали две машины модификации А-2, вооруженные двумя 20-мм пушками. Они были собраны немецкими рабочими под контролем советских специалистов вскоре после окончания войны на заводе в Ростоке из имевшегося там запаса агрегатов. Вслед за машинами в СССР прибыла многочисленная техническая и конструкторская документация. Один из «хейнкелей» весной 1946 г. проходил испытания в ЛИИ.

Из трофейных документов было известно, что в течение 1944 г. фирма «Хейнкель» интенсивно занималась разработкой реактивных истребителей. Проработав не менее 20 проектов одноместных самолетов с разными двигателями и компоновкой, конструкторы остановились на наиболее простых решениях, расположив BMW 003 «на спине» машины. Не 162 поспешно запустили в серию в начале 1945 г., несмотря на ряд существенных пилотажных недостатков.

Советские специалисты настороженно отнеслись к машине и перед первым полетом техническая комиссия установила целый ряд ограничений по скорости, перегрузке, полетному весу. 8 мая 1946 г. Г.М. Шиянов поднял «хейнкель» со звездами на фюзеляже и шайбах оперения в воздух. Летчик—испытатель выполнил на Не 162 еще два полета, показавших, что устранить основные недостатки в пилотировании самолета немецкие конструкторы не успели. «По оценке летчика, — говорилось в отчете ЛИИ, — самолет обладает малым запасом продольной устойчивости; поперечная устойчивость близка к нейтральной. В путевом отношении самолет неприятен из-за неусточивости и большой эффективности рулей направления. Большая длина разбега, равная 1350 м (при полетном весе на 9,6% меньше нормального) указывает на очень низкое значение Су отр. <…> Дальнейшие испытания прекращены из-за слишком большой длины разбега.»

После этого один Не 162А-2 передали для проведения исследований в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-101, а второй разобрали на детали в Бюро новой техники ЦАГИ.

Характеристики Hе 162a-2
Экипаж 1 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 7,02
Площадь крыла, м2 11,1
Длина самолета, м 9,03
Высота самолета, м 2,60
Двигатель.
ТРД BMV 109-003E-1/2 тягой 800кг
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1664
Нормальная взлетная 2600
Максимальная взлетная 2800
Летные данные.
Максимальная скорость у земли, км/ч 885
на высоте 900
Скороподъемность, м/мин 1404
Практический потолок, м 12000
Дальность полета, км 970
Вооружение
2x20-мм пушки MG-151 в нижней передней части фюзеляжа, с боезапасом патронов, шт. 2x120
Фото Описание

Схема He-162A-2

Компоновочная схема He 162A-2H

He 162 VI W.Nr. 200 001 в металлическом исполнении. Самолет был завершен и готов к полету в Хайдфельде к 1 декабря 1944 г., менее чем через 70 дней после старта программы Volksjäger.

Цех сборки фюзеляжей Не-162 в штольне соляной шахты в Эгельне (Egeln) (около Зальцбурга). На ней использовался труд заключенных близлежащих концлагерей. Фюзеляжи ждут установки хвостовой части, поставляемой субподрядчиком.

Наземный экипаж маленького, почти карликового фюзеляжа He 162 из 3./JG 1 под весенним солнцем на Ludwigslust в апреле 1945 года. Самолет, украшенный двумя красными стрелками по обе стороны носа, и черно-бело-красным наконечником ассоциировался, как принадлежность к JG 1.

Одинокая фигура командира 1./JG1 гауптмана Хейнца Кюннеке (Heinz Künnecke) с фотоаппаратом на фоне своего самолета (He-161A-1 белая "5" W.Nr. 310018). Линейка He-162 перед сдачей союзникам, май 1945 года. На переднем плане, слева, Opel Kadett, прототип нашего "Москвича 400/401".

Вид на левую линейку самолетов He 162 в восточной части аэродрома Лекк. Неопознанный военнослужащий Luftwaffe стоит между Opel Kadett и 2-х литровым кабриолетом Adler Trumpf, персональным автомобилем в военном камуфляже. Позади автомобиля He-162 W.Nr. 120 067 'Белая 4'.

Не 162A-2 на испытаниях в ЛИИ весной 1946 г.

Подробно

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • Немецкий след в истории отечественной авиации. /Соболев Д.А., Хазанов Д.Б./
  • "Heinkel He 162" /Robert Forsyth and Eddie J. Creek/



Описание конструкции

Heinkel He-162A - одноместный истребитель с одним турбореактивным двигателем, высокоплан с разнесенным вертикальным оперением смешанной конструкции и трехстоечным шасси с управляемой передней стойкой.
Фюзеляж. Передняя часть (до крыла) отъемная типа монокок, остальная - полумонокок. Конструкция в основном металлическая, деревянными были: носовой обтекатель, створки отсеков шасси, люки вооружения, крышка аккумуляторного отсека и внутренние стенки отсека фюзеляжного топливного бака. Сверху за кабиной монтировалось крыло, а на нем мотогондола двигателя. В носовой части фюзеляжа находилась кабина летчика и ниша передней стойки шасси. В средней части фюзеляжа находились протектированный топливный бак и ниша основных стоек шасси. На гребне фюзеляжа устанавливался турбореактивный двигатель, который крепился спереди двумя вертикальными болтами, а сзади - двумя горизонтальными.
Оперение. Свободнонесущее разнесенное оперение представляло единую конструкцию с хвостовым конусом и крепилось к хвостовой части фюзеляжа. Горизонтальное оперение металлическое, вертикальное - деревянное с металлическими законцовками. Поперечная V-образность стабилизатора - 30°, а угол его установки менялся от +3° до -2° отклонением хвостового конуса. Рули высоты отклонялись на 30° вверх и вниз. Рули направления отклонялись на 25° в обе стороны. Размах стабилилизатора составлял 3,4 м (на прототипах 2,65 м).


Кабина He-162
Кабина Не-162А: 1. Указатель крена. 2. Указатель горизонтальной скорости. 3. Указатель скороподъемности. 4. Указатель давления масла. 5. Указатель уровня топлива. 6. Указатель давления топлива. 7. Указатель оборотов двигателя. 8. Счетчик расхода боеприпасов. 9. Указатель уровня топлива. 10. Компас. 11. Альтиметр. 12. Указатель положения закрылков. 13. Рукоятка освобождения замка фонаря. 14. Замок фонаря. 15. Прицел Revi 16G. 16. Стекло визуального контроля положения передней стойки. 17. Педали управления рулями поворота. 18. Регулируемые тяги рулей поворота. 19. Устройство выпуска сигнальных ракет. 20. Кожуха ствола пушки. 21. Панель управления радиостанцией. 22. Включатель стартера Reidel и панель предохранителей. 23. Матерчатый чехол возвратной пружины пушки. 24. Передний узел подвески пушки. 25. Поручни кресла. 26. Рукоятка катапультирования. 27. Подножки. 28. Кожух ниши передней стойки шасси. 29. Катапультируемое кресло. 30. Ручка управления самолетом. 31. Рукоятка управления двигателем. 32. Кран подачи топлива. 33. Рукоятка управления триммеров рулей направления. 34. Рукоятка управления триммеров рулей направлениям. 35. Рукоятка управления закрылками. 36. Рукоятка выпуска шасси. 37. Рукоятка выпуска закрылков. 38. Табличка предупреждения об ограничениях режимов полета.

Фонарь кабины летчика двухсекционный из оргстекла, его задняя часть открывалась вверх-назад и в открытом положении фиксировалась с помощью замка и упора. На левой стороне остекления круглая вентиляционная форточка. Кабина негерметична. Коллиматорный прицел Revi 16A или Revi 16B (планировалась установка прицела EZ 42 Adler) монтировался на кронштейне над приборной доской. Приборы управления двигателя, радиооборудования и навигационные приборы располагались на приборной доске и боковых консолях. Кресло пилота - катапультируемое при помощи порохового заряда приспособлено для укладки парашюта. За креслом летчика располагалась бронеплита.


Крыло. Конструкция неразъемного двухлонжеронного трапециевидного крыла - деревянная. Работающая обшивка толщиной 4-5 мм - фанерная. Дюралевые законцовки крыла отклонены вниз под углом 55°. Крыло крепилось к фюзеляжу четырьмя болтами. Между лонжеронами крыла размещались два интегральных топливных бака. Элероны и закрылки деревянной конструкции. Элероны отклонялись на 18° вверх и вниз и оснащены триммерами. Закрылки простого типа выпускались на 45°. Привод элеронов механический, закрылков - гидравлический.


Шасси. Передняя стойка шасси убиралась назад по полету. Стойка с вилкой, шины Continental или Buna размером 380x150 мм. Передняя стойка шасси в убранном положении располагалось в кожухе под приборной доской. В верхней части кожуха имелось окошко для контроля уборки передней стойки и наблюдения в нижней полусфере во время взлета и посадки. Основные стойки шасси консольного типа крепились к фюзеляжу и убирались в него назад по полету. Размер колес основного шасси 660x190 мм. Амортизация -масляная. Привод уборки шасси - гидравлический, а выпуска - механический пружинный. Тормоза - барабанные. Створки ниш шасси - фанерные, усиленные дюралевыми элементами: передняя - рамой, основные - лонжеронами.


Силовая установка. Турбореактивный осевой двигатель BMW 003Е-1/Е-2 (на прототипах и первых серийных машинах -BMW 003A-1, на прототипах Не-162М11 и М12 - Jumo 004D) размещался в мотогондоле над фюзеляжем. Он имел семиступенчатый компрессор, 16 камер сгорания с форсунками и одноступенчатую осевую турбину, охлаждаемую воздухом. Впрыск топлива регулировался механически в зависимости от высоты и скорости полета. Режим А - свободные обороты двигателя, S — взлетный, F — полет на высоте до 8000 м, режим М - полет на высоте выше 8000 м. Двигатель развивал тягу 800 кг на взлете и 920 кг на форсаже в течение 30 с. Запуск осуществлялся при помощи поршневого двухцилиндрового двухтактного двигателя Riedel SH мощностью 5,9-7,3 кВт, который раскручивал компрессор и турбину. Он в свою очередь запускался электрическим стартером Bosch RKL 110 или вручную. В качестве топлива для двигателя BMW 003A (стоявшего на прототипах) использовался 87-октановый бензин, а для BMW 003E - авиационный керосин J2. Длина BMW 003 - 3630 мм, максимальный диаметр - 640 мм и вес - 624 кг. Для быстрого взлета могли использоваться ракетные ускорители Walter Ri 502, которые крепились на фюзеляже за нишами шасси.


Системы и оборудование. Маслорадиатор размещался в нижней части воздухозаборника, а 25-л маслобак - над двигателем.
Общий запас топлива - 794 л размещался в 675-л топливном баке в фюзеляже и двух интегральных 175-л топливных баках в крыле. Гидравлический привод имели следующие системы:
- шасси (только уборка),
- закрылки и тормоза шасси (отдельные от главной гидросистемы).
Бортовая сеть однопроводная напряжением 24 В. Электрооборудование включало генератор Bosch LJ 100/24 мощностью 1000 Вт и аккумулятор.
Кислородное оборудование состояло из 3-л баллона над правой консолью приборов кабины летчика (у прототипов - над левой) и дыхательного аппарата.
Самолет оснащался УКВ-радиостанцией FuG 24, которая была объединена с радиополукомпасом ZVG 16. Круглая антенна радиополукомпаса располагалась на мотогондоле, антенна радиостанции - в руле направления. Ответчик «свой-чужой» IFF FuG 25А с короткой антенной монтировался в нижней части фюзеляжа.


Вооружение и бронирование. Состояло из двух пушек, размещенных по бокам фюзеляжа. В модификации Не-162А-1 это были 30-мм пушки Rheinmetall-Borsig MK 108 с боезапасом 50 снарядов на ствол, а в модификации Не-162 А-2 - 20-мм пушки Mauser MG 151/20E с боезапасом 120 снарядов на ствол. Гильзы и звенья выбрасывались через отверстия в нижней части фюзеляжа. Перезарядка и спуск у пушек МК 108 электропневматический, у MG 151/20 - электрический.
Планировалась установка и других вариантов вооружения, в том числе неуправляемых ракет 55-мм R4M и 80-мм Panzerblitz. Интересной системой вооружения была SG 118 Rohbloktrommel, состоявшая из трех пусковых установок, каждая из которых представляла пакет из семи стволов с 30-мм снарядами с электрозапалами.

2015 08 04

He-162 - «народный истребитель» несбывшихся надежд. Программа, предусматривающая выпуск 2000 самолетов - перехватчиков в месяц, могла заработать только в одном случае, самолет должен быть простым в управлении, чтобы на него можно было сажать 2000 новых молодых пилотов. А именно это, главное требования не было выполнено...


©AirPages
2003-