Авиация Второй мировой

Home English

He-111H

Heinkel He 111H1 captured RAF
  • Средний бомбардировщик
  • Первый полет: 1939
  • Хейнкель

Основной модификацией He-111 стал He-111Н. По сути дела это был He-111Р с другим вариантом силовой установки - на нем стояли два двигателя Jumo 211.

Не 111Н был принят на вооружение в 1939 году, всего было изготовлено около 6150 таких самолетов во множестве вариантов от He-111Н-1 до He-111Н-23. Эти модификации характеризовались возрастающей мощностью двигателя, увеличенной вместимостью топливных баков, усилением оборонительного вооружения и улучшением бронирования. Самолеты этого типа могли использоваться для атак кораблей противника, разведки и корректировки, перевозки парашютистов и буксировки десантных планеров.


Фото Описание
Схема He 111 H-6
Схема He 111 H-6
He-111H-3 из 55-ой Боевой Эскадры вылетели со своей базы Дрюб во Франции.

Учитывая дефицит двигателей "Даймлер-Бенц", необходимых для истребителей Мессершмитта, конструкторы "Хейнкель" с самого начала параллельно готовили запасной вариант бомбардировщика с моторами Jumo 211, и весной 1939 года появился Не 111Н-0 первой машины установочной серии Не 111Н-0, отличавшиеся немного более мощными моторами Jumo 211А-1, развивавшими по 1075 л.с. В мае завод в Ораниенбурге начал выпускать первые серии Не 111Н-1. Спустя несколько недель заводы "Арадо" и ATG также приступили к производству этой модификации. Три предприятия соответственно собрали 95, 21 и 20 самолетов. За исключением мотоустановки, машины вариантов Н-0 и Н-1 ничем не отличались от Не 111Р-2.

Вскоре по масштабам выпуск Не 111Н значительно превзошел тип Р. К началу Второй мировой войны примерно половину из 808 Не 111, находившихся в первой линии, составляли машины этой модификации. За четыре месяца с заводов вышло около 400 экземпляров.

He-111H

Параллельно эволюции He 111P шел процесс эволюции модификации Н. Уже после начала войны сборочные линии переключили с Не 111Н-1 на Н-2, который поначалу отличался от предыдущей модификации только моторами Jumo 211А-3, форсированными до взлетной мощности 1100 л.с. Однако к октябрю 1939 г. вооружение самолета модернизировали аналогично Не 111 Р-4, доведя его до шести пулеметов MG 15; при этом так же перешли на экипаж из пяти человек. Но появились и типы, не имевшие аналогов среди ряда Не 111 Р. В ноябре 1939 г. появился новый вариант, Не 111Н-3, предназначенный для действий против кораблей. В подфюзеляжной гондоле в придачу к стрелявшему назад пулемету смонтировали направленную вперед 20-мм пушку MG FF, питавшуюся из магазина-барабана. Из нее вел огонь шестой член экипажа. Эффективность этого оружия несколько снижалась из-за малых углов обстрела и сравнительно низкой скорострельности (540 выстр./мин). Этот вариант также отличался улучшенной бронезащитой и моторами Jumo 211D-1 (1200 л.с.). Предусматривалась возможность установки вместо левой бомбовой кассеты дополнительных баков, как на Не 111 Р-4. Максимальный взлетный вес поднялся до 13 100 кг. Производство Не 111Н-3 продолжалось весь 1940 г.

Не 111Н-3 по лицензии производили также в Румынии для нужд местных ВВС. В 1940 г. началась подготовка к их выпуску на заводе SET в Бухаресте. Но возились с этим румыны долго. Всего 30 (по другим данным - 32) самолетов сдали румынским ВВС в 1942 г., и на этом производство прекратили.

С начала 1940 г. параллельно с Н-3 строился Не 111Н-4. Поначалу он имел те же моторы Jumo 211D-1, что и Н-3, но позднее получил Jumo 211F-1, развивавшие по 1340 л.с.

Характеристики He 111 H-16
Экипаж 5
Размеры
Размах крыла, м 22,60
Площадь крыла, м² 87,70
Длина самолета, м 16,40
Высота самолета, м 4,00
Силовая установка
2 × ПД 12-ти цилиндровый V-образный Jumo-211f-2 2 × 1350 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 8690
Нормальная взлетная 14000
Летные данные
Максимальная скорость у земли, км/ч 360
Максимальная скорость на высоте, км/ч 430
Крейсерская скорость у земли, км/ч 310
Крейсерская скорость на высоте, км/ч 370
Время набора высоты 4000м, мин 24
Практический потолок, м 8500
Дальность полета с максимальной нагрузкой, км 1930

Вооружение. Одна 20-мм пушка МGFF с 180 снарядами в носу (иногда еще 7.9-мм пулемет МG-15), один 13-мм пулемет МG-131 в верхней установке (электрифицированной башне на R-1), два 7.9-мм пулемета МG-81 с 1000 патронами в задней части нижней гондолы, один МG-15 или МG-81 с 1000 патронами или спарка МG-81 с 500 патронами на ствол в боковых окнах; 32×50кг, или 8×250кг, или 16×50кг + 1×1000кг бомбы на внешнем держателе, или 1×2000кг + 1×1000кг на внешних держателях

Следующий вариант, Не 111Н-5, выпускавшийся в Мариенэхе с июля 1940 г. по апрель 1941 г., так же как и ранние экземпляры Н-4, оснащался моторами Jumo 211D-1. Однако на нем предусматривались два дополнительных фюзеляжных бака (и с левой, и с правой стороны). При этом вся бомбовая нагрузка размещалась снаружи на двух бомбодержателях PVC. Максимальный взлетный вес этого варианта дошел до 14 054 кг, а максимальная бомбовая нагрузка - до 2500 кг. Н-5 изготовили в 560 экземплярах.

Следующей массовой модификацией, сменившей Н-3 в цехах предприятия в Мариенэхе в апреле 1941 г., стал He 111H-6. На нем устанавливались те же моторы Jumo 211F-1, что и на поздних Н-4, но в сочетании с широколопастными винтами "Юнкерс" вместо прежних VDM и индивидуальными выхлопными патрубками вместо коллекторов. He 111H-6 обладал усиленным оборонительным вооружением, введенным на H-2, плюс 20-мм пушкой MG FF в передней части подфюзеляжной гондолы, заимствованной от H-3.

Реально машина применялась как дневной и ночной бомбардировщик, постановщик мин и торпедоносец, реже - как транспортный самолет. Не 111Н-6 был популярен у летчиков и отличался простотой управления даже при максимальной загрузке. Он имел хорошую управляемость, превосходную устойчивость и маневренность.

Для взлета с максимальным весом разработали ракетные ускорители "R-Gerate", то есть "устройство R". Внутри здоровой сигары монтировался ЖРД, баки с топливом и окислителем. Два ускорителя крепили под консолями. Запускали их сразу после вывода основных моторов на полный газ. Работали ускорители всего несколько секунд, далее баки пустели. После уборки шасси сигары сбрасывали. Их опять заправляли и использовали повторно.

Тип Н-6 строили до сентября 1942 г., общий итог составил 1775 машин. Но мы забежали немного вперед. Вернемся на пару лет назад и переместимся на Балканский полуостров.

Не 111Н-7 и Не 111Н-9 являлись вариантами Н-6 с измененным оборудованием. Подробной информации о них нет. Неизвестно, строились ли они на заводах хотя бы небольшой серией или дорабатывались различными мастерскими.

He 111H-10, выпущенный небольшой серией, рассматривался как специализированный ночной бомбардировщик. Самолет с двумя моторами Jumo 211F-2 по 1340 л.с. нес вооружение из пяти пулеметов MG 15 и усиленную бронезащиту. Но самое главное, на Н-10 предусмотрели защиту от тросов аэростатов заграждения. Обшивка носка консолей крыла была тонкой. Трос легко прорезал ее и натыкался на заточенный стальной профиль-нож. Вес пустого самолета опять возрос, и пришлось пойти на уменьшение бомбовой нагрузки до 2000 кг. Такие машины поступили в основном в эскадры, совершавшие налеты на Англию, но кое-что попало и на советско-германский фронт. По крайней мере один такой бомбардировщик у нас точно сбили.

Дальнейшим шагом в том же направлении стал тип Н-11, который выпускали в Мариенэхе с октября 1942 г. Мотоустановка осталась той же, что у Н-10, а оборонительное вооружение и бронезащиту опять усилили. Верхнюю огневую точку сделали полностью закрытой, 7,9-мм пулемет MG 15 уступил место 13-мм MG 131 (непрерывного питания лентой из ящика, с 1000 патронами). Углы обстрела при этом уменьшились, но дальность эффективного огня возросла. В подфюзеляжной гондоле задний MG 15 заменили на спаренный 7,9-мм пулемет MG 81 (MG 81Z). Патроны к нему подавались сверху из ящика на 2000 патронов через два рукава. Спереди оставался MG 15 (450 патронов). В носу фюзеляжа поставили короткоствольную 20-мм пушку MG FF; 150 снарядов к ней содержались в сменных магазинах в форме усеченного конуса. Эта пушка больше предназначалась для стрельбы по наземным (или надводным) целям. Угол подъема вверх для нее вообще не предусматривался, зато вниз она отклонялась на 40°. Сектора обстрела вбок были узкими, причем асимметричными: вправо - 15°, влево - 35°. В боковые окна в задней части фюзеляжа смотрели пулеметы MG 15. К ним имелись магазины в общей сложности на 375 патронов для каждого. При обычном для Н-11 экипаже из пяти человек обе установки в гондоле обслуживал один стрелок, на два бортовых пулемета приходился тоже только один. Это означало, что из каждой пары одновременно могла стрелять лишь одна установка.

Бомбардировщики Не 111Н-11 строили в Мариенэхе до июля 1943 г. Точного количества выпущенных экземпляров не знают даже немецкие историки, определяя его как "около 480".

Производство проверенных "хейнкелей" в Мариенэхе продолжалось. На базе H-11 спроектировали несколько специализированных вариантов. Не 111 Н-12, появившийся в начале 1943 г., специально спроектировали как носитель двух радиоуправляемых планирующих бомб Hs 293. Подфюзеляжная гондола мешала их подвеске, и ее убрали. Сброс осуществлялся на скорости около 340 км/ч, затем самолет занимал позицию справа от бомбы и пилот убирал газ, замедляя машину примерно до 260 км/час. Крылатый аппарат после отделения от носителя в течение 10 секунд разгонялся ЖРД, а затем планировал на цель. Не 111Н-12 построили немного, и ни один из них не был опробован в бою.

Не 111H-14 представлял собой дальнейшее развитие типа Н-10 и предназначался на роль целеуказателя. На нем стояло специальное радиооборудование, включавшее систему "Самос" с пеленгатором "Пейл GV" и FuG 351 "Корфу". Экипаж возрос до шести человек. Внешне такие бомбардировщики отличались дополнительными стойками антенн над фюзеляжем. Первая партия включала 30 машин. Еще на 20 самолетах специальное радиооборудование было снято перед отправкой в части. Их оснастили для буксировки грузовых планеров как Не 111H-14/R2.

Не 111 Н-15 был аналогом Н-12 под планирующие бомбы BV 246. Предполагалось, что он сможет нести до трех таких бомб на наружной подвеске: две под крыльями и одну под фюзеляжем (асимметрично, со сдвигом влево). Несколько машин действительно построили, но на испытаниях выявились сложности с управлением бомбами, и все их переделали в ночные бомбардировщики Н-10. Один бомбардировщик превратили в летающий стенд для испытания ТРД HeS 011. Двигатель монтировался на двух пилонах под фюзеляжем. Топливо подавалось из бака в фюзеляже "хейнкеля".

Новой, третьей по счету, массовой серийной модификацией бомбардировщиков семейства Н (после Н-3 и Н-6) стал Не 111H-16. Мотоустановку с двигателями Jumo 211F-2 взяли от Н-6, вооружение и бронезащиту - от Н-11. Бомбы размещались в кассетах внутри фюзеляжа или снаружи на держателях ETC 2000. В последнем случае свободное место внутри самолета могли занять дополнительные бензобаки. Серийное производство Н-16 начали в декабре 1942 г. в Мариенэхе. Выпуск типа Н-16 продолжался ровно год, построили их где-то 1110-1200 штук. Возможно, что в эту сумму включены и упоминавшиеся выше типы Н-12, Н-14 и Н-15.

Параллельно с Н-16 в небольшом количестве строился ряд специализированных модификаций. Ночной бомбардировщик Не 111H-18 был подобен H-16/R3, но имел такое же радиооборудование, как H-14. Оборонительное вооружение складывалось из одной пушки MG FF (в носу) и пяти пулеметов MG 81, экипаж - шесть человек. Бомбовая нагрузка ограничивалась 1000 кг. Все Не 111H-18 были оснащены пламегасителями на выхлопных коллекторах двигателей. Такие машины получила эскадра KG 40, действовавшая на западе.

Следующим стал многоцелевой самолет Не 111H-20, строившийся с декабря 1943 г. Его опытными образцами являлись Не 111V46, V47 и V48. Планер Н-20 основывался на Н-16. Машина собиралась в четырех основных вариантах, всем им предстояло действовать ночью. Не 111H-20/R1 - транспортный самолет с экипажем из трех человек, предназначенный для доставки в тыл противника 16 парашютистов. Он имел прыжковый люк снизу и мог нести на наружной подвеске два грузовых контейнера по 800 кг. H-20/R2 - буксировщик планеров; экипаж - пять человек, вооружение включало верхнюю турель с электроприводом под пулемет MG 131. Ночной бомбардировщик H-20/R3 вооружался одиночными MG 131 в носу, в верхней и нижней точках плюс два спаренных MG 81Z в бортовых установках; балки наружной подвески были рассчитаны на 2000 кг бомб. Бронезащиту на нем усилили, радиооборудование усовершенствовали. H-20/R4 тоже был ночным бомбардировщиком, но узко специализированным. Он предназначался для ночных беспокоящих налетов и отличался внешней подвеской 20 бомб по 50 кг. На его двигателях монтировалось устройство GM1 для кратковременного форсирования. Известны снимки самолетов типа R3 или R4 с установкой в носовом коке вместо пулемета пушки MG FF/M с пламегасителем.

В феврале 1944 г. завод в Мариенэхе пострадал от налета американских бомбардировщиков, производительность там упала. Но выпуск самолетов продолжался. Производство Не 111Н-20 прекратили в сентябре 1944 г., выпустив около 770 машин.

В начале 1944 г. на Не 111H решили установить моторы Jumo 213Е-1 с трехскоростным двухступенчатым нагнетателем и промежуточным радиатором (интеркулером), которые могли развить мощность до 1750 л.с. Прирост тяги позволил поднять максимальный взлетный вес до 16000 кг, а бомбовую нагрузку до 3000 кг (при нормальной - 2000 кг). Потребовались некоторые местные усиления конструкции, связанные с установкой новых моторов, но планер в целом, оборудование и оборонительное вооружение остались теми же, что и на Не 111 Н-20/R3. Вариант с Jumo 213Е-1 получил обозначение Не 111Н-21. Скорость полета без бомб поднялась до 480 км/ч, но самолет рассматривался уже только как ночной бомбардировщик. В носовой, верхней и нижней точках монтировались пулеметы MG 131, в бортовых - спаренные MG 81Z. Из-за задержки с поставкой новых моторов первые 22 машины собрали с двигателями Jumo 211F. "Полноценные" же H-21 поступили на фронт летом 1944 г.

Трудно представить себе громоздкий, тихоходный и неуклюжий "хейнкель" в качестве истребителя. Тем не менее в конце 1942 г. несколько Не 111 Н-6 на Восточном фронте переоборудовали в импровизированные ночные истребители. Вооружение самолета дополнили четырьмя 20-мм неподвижными пушками MG FF и двумя контейнерами WB 81Z со спаренными пулеметами MG 81Z. Такие машины предназначались для борьбы с советскими ночными бомбардировщиками. Конечно, чтобы поразить фанерно-полотняный У-2, батарея пушек не нужна, но вот против четырехмоторных ТБ-3 они были необходимы.

В конце 1943 г. на базе варианта модификации Н сделали вспомогательный самолет для системы ПВО. Его оснастили PЛC FuG 220SN-2 "Лихтенштейн" (позволявшей обнаруживать цель на расстоянии до 4 км) и навигационным оборудованием FuG 350 "Наксос". Экипаж по данным наземной станции наведения выходил в район нахождения воздушной цели, обнаруживал ее и подсвечивал прожектором. Затем вдело вступали истребители. Сам же самолет наведения вооружения не нёс.

Подробно

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • Журнал "Аэроплан" /1-2001/