Aviation of Word War II

Home Russian

Armament of Luftwaffe

At the beginning of the Second World War, the armament of the Yak and Bf.109 fighters remained approximately on par for some time - the armament of both the Yak-1 with a 20-mm motor-gun and the Messer up to the Friedrich consisted of a 20-mm engine -cannon (or faster - 15mm) and a pair of synchronous rifle caliber machine guns. However, for the Bf 109 there was the possibility of arming with additional cannons in underwing containers, but this modification was not particularly popular on the Eastern Front, since it reduced the speed and maneuverability of the aircraft. The increased firepower was required mainly in the fight against the four-engined Allied bombers. Up to 1943, no attention was paid to the strengthening of the built-in weapons - only when the production of the Bf 109G-6 modification began, the synchronous 7.92-mm machine guns were replaced with a 13.2-mm caliber.

In the USSR, a similar attempt was made a year earlier, when a pair of synchronous 12.7 mm machine guns were installed on the Yak-7b instead of ShKAS.

Alas, the enhanced armament of the "Yakovlev" fighters along the way of increasing the caliber, and hence the weight, was limited by the low power of the engines. As a result, the standard for the Yak-1b, most modifications of the Yak-9 and early Yak-3 series was a set of a 20-mm motor cannon and one 12.7-mm synchronous machine gun. Naturally, such armament was clearly insufficient - all fighters, both enemy and allies, and the Soviet Lavochkin La-5 and La-7 vehicles in 1943-1945 were more armed.

For comparison: the mass of a second salvo of the Yak aircraft, armed with one 20-mm cannon and one 12.7-mm machine gun, was 1,690 kg/s, and with a cannon and a pair of 12.7-mm machine guns (as on the Yak-7b and most Yak-3) - already 2.099 kg/s. At the same time, the "Messerschmitt" with one 20-mm MG 151/20 cannon and a pair of 7.92-mm machine guns, this parameter was 1.775 kg/s.

On the Bf 109G-6 modification with the MG 151/20 cannon and two 13.2 mm machine guns, the mass of the second salvo increased to 2.161 kg/s, and when two additional 20 mm cannons were installed in underwing containers (the Bf 109G-6/R6), this figure reached 5.054 kg/s.

Yakovlev, trying to compensate for the lag, went the way of not quantitative, but qualitative enhancement of weapons, replacing the standard 20-mm cannon with a much more powerful 37-mm. This option was tested on a small series of Yak-7-37, and then in 1943 introduced on the mass Yak-9T. An attempt to put an even more powerful 45-mm cannon on the Yak-9 was not very successful, and the Yak-9K armed with such a gun was built in 1944 in very small numbers. Large-caliber cannons were also installed on the Messerschmitt - from the second half of 1943, the Bf 109G-6/U4, G-6/U5 and G-6/U6 modifications were armed with 30-mm MK 103 and MK 108 cannons. were mainly sent to air defense units, and were relatively rare on the Eastern Front. But the Yak-9T was widely used at the front, and its weapons showed high efficiency not only against bombers, but also against fighters. The responses of front-line pilots about his 37-mm cannon are very indicative: "The entire personnel of the unit thanks the designers for the new weapon ..."

However, the standard for most Yak-3 set of 20-mm cannon and a pair of large-caliber machine guns fully ensured the defeat of even such armored and tenacious aircraft as Hs 129В and FW 190F/G.

On sighting equipment "yaks" were significantly inferior to "one hundred and ninth". Most of the Yak-9, for example, were equipped with the most primitive ring sight ("air sight") BB-1. The Yak-3 was equipped with a PBP-la collimator sight. And the Messerschmitts, starting with the Bf 109F, were equipped with an excellent Revi C/12C or C/12D collimator rifle scope with a mechanical backup.

Bf 109 significantly surpassed Yakovlev's fighters in the ability to carry additional weapons. Most of the "one hundred and ninth" variants, using a special field modification kit, were easily converted into fighter-bombers capable of carrying one 250-kg bombs under the fuselage or (using a special adapter) four 50-kg bombs. On the "yaks", such an opportunity was basically absent - because of the same low engine power, which limits the take-off weight. An episode remained an attempt to equip the Yak-1 with unguided RS-82 missiles - such aircraft were produced in late 1941 - early 1942.In the spring of 1942, the newly produced Yak-1 received underwing holders for a pair of bombs with a caliber of up to 100 kg, but with this the suspension of the aircraft became difficult to control, and in parts of these holders, as a rule, were removed. Not a single variant of Yakovlev's fighters provided for the possibility of suspension of additional fuel tanks - while on Messerschmitts such equipment was practically standard.

Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Вооружение MG-15 MG-17 MG-81 MG-131 MG-FF MG-151 MK-103 MK-108 ВК-3,7 Джаз Авиабомбы

Авиационное вооружение Люфтваффе

В начале ВОВ в вооружении истребителей «Як» и Bf.109 некоторое время сохранялся примерный паритет — вооружение, как Як-1 с 20-мм мотор-пушкой, так и мессера вплоть до «Фридриха», составляло 20-мм мотор-пушку (или более скорострельную - 15-мм) и пару синхронных пулеметов винтовочного калибра. Однако, для Bf 109 имелась возможность вооружения дополнительными пушками в подкрыльевых контейнерах, но особой популярностью на Восточном фронте такая доработка не пользовалась, поскольку снижала скоростные и маневренные характеристики самолета. Возросшая огневая мощь была затребована главным образом в борьбе с четырехмоторными бомбардировщиками союзников. Усилению же встроенного вооружения вплоть до 1943 г. внимания не уделялось — лишь когда начался выпуск модификации Bf 109G-6, синхронные 7,92-мм пулеметы были заменены на калибр 13,2-мм.

В СССР аналогичную попытку предприняли годом ранее, когда на Як-7б, вместо ШКАСов установили пару синхронных 12,7-мм пулеметов.

Увы, усиленное вооружение «яковлевских» истребителей по пути увеличения калибра, а значит и веса, ограничивалось малой мощностью двигателей. В итоге стандартным для Як-1б, большинства модификаций Як-9 и ранних серий Як-3 стал набор из 20-мм мотор-пушки и одного 12,7-мм синхронного пулемета. Естественно, подобное вооружение было явно недостаточным — все истребители, как противника, так и союзников, да и советские машины Лавочкина Ла-5 и Ла-7 в 1943—1945 годах были вооружены сильнее.

Для сравнения: масса секундного залпа самолета Як, вооруженного одной 20-мм пушкой и одним 12,7-мм пулеметом, составляла 1,690 кг/с, а с пушкой и парой 12,7-мм пулеметов (как на Як-7б и большинстве Як-3) — уже 2,099 кг/с. В то же время у «мессершмитта» с одной 20-мм пушкой MG 151/20 и парой 7,92-мм пулеметов этот параметр составлял 1,775 кг/с.

На модификации Bf 109G-6 с пушкой MG 151/20 и двумя 13,2-мм пулеметами масса секундного залпа увеличилась до 2,161 кг/с, а при установке двух дополнительных 20-мм пушек в подкрыльевых контейнерах (вариант Bf 109G-6/R6) этот показатель достигал 5,054 кг/с.

Основные харатеристики пулеметов на истребителях СССР и Германии

СССРГермания
ШКАСУБСMG 17MG 131MG-151/15
Калибр, мм 7,62 12,7 7,92 13,2 15
Масса, кг 10,5 21,45 10,2 16,6 38,1
Длина, мм пулемета - 1350 1175 1170 1916
ствола 1140 1524
Скорострельность выстр/мин 1800 700-800 1200 900 740
Начальная скорость
пули, м/с
обычной 825 850 855 750 960
бронебойной - - 905 710 850
подкалиберной - - - - 1030
Размер патрона, мм 7,62х54 12,7х108 8х57 13х64 15х96
Масса пули, г обычной 9,6 - 11,5 34 57
бронебойной - - - 38,5 72
подкалиберной - - - - 52

Яковлев, пытаясь компенсировать отставание, пошел путем не количественного, а качественного усиления вооружения, заменив стандартную 20-мм пушку гораздо более мощной 37-мм. Такой вариант был опробован на малой серии Як-7-37, а затем в 1943 г. внедрен на массовом Як-9Т. Попытка поставить на Як-9 еще более мощную 45-мм пушку оказалась не слишком удачной, и вооруженный таким орудием Як-9К в 1944 г. построили в очень небольшом количестве. Пушки увеличенного калибра устанавливались и на «мессершмитте» — со второй половины 1943 г. подмодификации Bf 109G-6/U4, G-6/U5 и G-6/U6 вооружались 30-мм пушками МК 103 и МК 108. Но эти самолеты в основном направлялись в части ПВО, и на Восточном фронте встречались сравнительно редко. А вот Як-9Т довольно широко применялся на фронте, а его оружие показало высокую эффективность не только против бомбардировщиков, но и против истребителей. Весьма показательными являются отзывы фронтовых пилотов о его 37-мм пушке: «Весь личный состав части благодарит конструкторов за новое оружие...», «Достаточно попадания в цель одного снаряда пушки НС-37, и самолет противника уже не существует в воздухе, падая отдельными обломками на землю...».

Впрочем, и стандартный для большинства Як-3 набор из 20-мм пушки и пары крупнокалиберных пулеметов вполне обеспечивал поражение даже таких бронированных и живучих самолетов, как Hs 129В и FW 190F/G.

Основные харатеристики пушек на истребителях СССР и Германии

СССРГермания
ШВАКНС-37НС-45MG 151/20MK-103MK-108
Калибр, мм 20 37 45 20 30 30
Масса, кг 40 140 152 42,7 145 58
Длина, мм пушки 1679 3410 2520 1766 2335 1057
ствола - 2300 1104 1200 580
Скорострельность выстр/мин 700 160 - 750 380 650
Начальная скорость
снаряда, м/с
осколочного 815 900 850 805 860 540
бронебойного 815 880 - 705 960 -
Размер патрона, мм 20х99 37х198 45х186 20х82 30х184 30х90
Масса снаряда, г осколочного 96 735 1065 183 530 330
бронебойного 96,6 760 - 205 440 -

По прицельному оборудованию «яки» существенно уступали «сто девятым». Большинство Як-9, например, комплектовались примитивнейшим кольцевым прицелом («воздушным визиром») ВВ-1. На Як-3 стоял коллиматорный прицел ПБП-la. А «мессершмитты», начиная с Bf 109F, комплектовались отличным коллиматорным стрелковым прицелом «Реви» С/12С или C/12D с механическим дублером.

Bf 109 существенно превосходил истребители Яковлева в возможности подвески дополнительного вооружения. Большинство вариантов «сто девятого» путем применения специального полевого модификационного комплекта легко переоборудовались в истребители-бомбардировщики, способные нести под фюзеляжем одну 250-кг или (при помощи специального переходника) четыре 50-кг бомбы. На «яках» же такая возможность в принципе отсутствовала — из-за все той же малой мощности двигателя, ограничивающей взлетный вес. Эпизодом осталась попытка вооружить Як-1 неуправляемыми ракетными снарядами РС-82 — такие самолеты выпускались в конце 1941 г. — начале 1942 г. Весной 1942 г. вновь выпускаемые Як-1 получали подкрыльевые держатели для пары бомб калибром до 100 кг, но с такой подвеской самолет становился трудноуправляемым, и в частях эти держатели, как правило, снимали. Ни один вариант истребителей Яковлева не предусматривал возможности подвески дополнительных топливных баков — в то время как на «мессершмиттах» такое оборудование было практически стандартным.

Источники

  • "«Яки» против «мессеров»" /А.И. Харук/

©AirPages
2003-