Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Самолёты Arado Ar.196 Ar.234B-2 Ar.234C-3 Ar.240 Ar.440 Фото и схемы Боевое применение Ar.234 Luftwaffe

Arado

В ряду небольших компаний, чей опыт в проектировании и производстве самолетов стал основой авиапромышленности "третьего рейха", "Арадо флюгцойгверке ГмбХ" занимала не последнее место. Она стала одним из основных производителей в этой области с чуть ли не крупнейшим штатом занятых на производстве, хотя лишь небольшое количество выпущенных самолетов были ее собственной разработки.

История создания "Арадо" относится к 1917 году, к основанию "Верфт Варнемюнде дес флюгцойгбау Фридрихсгафен" - дочерней фирмы "Флюгцойгбау Фридрихсгафен ГмбХ". Все работы на "Верфт Варнемюнде" прекратились в 1918 году, но в 1921 году завод был приобретен промышленником Хьюго Стиннесом, который планировал начать проектирование и производство самолетов как только представится первая возможность. Первоначально работа завода ограничивалась выпуском небольших лодок, яхт и фурнитуры, но в 1924 году Стиннес принял на работу очень талантливого конструктора Вальтера Ретхеля, который работал на "Кондор флюгцойгверке" во время первой мировой войны, а после ее окончании у Фоккера в Голландии. Одновременно Стиннес основал дочернюю компанию в Югославии - "Икарус ГмбХ" с заводом в Новом Саде под Белградом для сборки самолетов. К 1925 году, когда "Верфт Варнемюнде" стала "Арадо хандельсгезельшафт" во главе с главным конструктором Ретхелем, вновь созданное конструкторское бюро уже работало и в том же году выпустило в полет первый самолет собственной конструкции - учебный биплан S-I. В 1926 были выпущены двухместные бипланы для повышенной летной подготовки SС-I и SС-II. В 1928 году появился улучшенный вариант самолета начальной подготовки S-III. Этот год стал весьма продуктивным для фирмы в Варнемюнде: одновременно совершили свои первые полеты поплавковый учебный W-2, одноместный истребитель SD-1 и четырехместный моноплан V-1. Последний проходил испытания в "Люфтганзе" в качестве почтового самолета и провел несколько успешных дальних перелетов, пока не разбился у Нюруппина 19 декабря 1929 года.

Успех конструкторов из Варнемюнде еще больше стал заметным в 1929 году, когда были выпущены одноместные истребители SD-II и SD-III, поплавковый истребитель SSD-I и два легких спортивных моноплана V-2 конструкции Ретхеля и L-1 Хоффмана. "Арадо" была отмечена в авиационных кругах как хороший разработчик новых машин, но не производитель - ни один из этих самолетов не был запущен в серийное производство. "Арадо хандельсгеpельшафт" все еще "специализировалось" на выпуске неавиационной продукции. На производстве были заняты только 100 человек, но в Германии все сильнее дули ветры политических перемен. Получив тайную поддержку от Штаба авиации министерства обороны, "Арадо", имевшая тогда всего 4 га территории, включая 1,5 га производственных площадей, стала стремительно развиваться.

Политика министерства заключалась в доведении авиационной промышленности до мирового уровня, и в начале 30-х годов на стапелях в Варнемюнде появились два новых истребителя Ar.64 и вместе с учебным бипланом Ar.66. Далее в течение короткого времени произошли три события, оказавшие заметное влияние на судьбу фирмы: Хьюго Стиннес умер; главным конструктором фирмы стал Вальтер Блюм, сменивший ушедшего в "Байерише флюгцойгверке" Ретхеля; к власти в Германии пришел Гитлер. Капитал, вложенный в компанию, был сравнительно невелик, что потребовало крупных финансовых вливаний от правительства. В результате компания, переименованная 4 марта 1933 года в "Арадо флюгцойгверке ГмбХ", оказалось под контролем министерства авиации.

Арадо-65e был заказан к производству на Варнемюнде и стал первым истребителем еще "подпольных" люфтваффе. Одновременно был запущен в серию и учебный Ar.66, спроектированный Блюмом. Для этого компания 6 сентября 1934 года приобрела бывший сталелитейный завод в Бранденбург-Нюендорфе для основания филиала, работы на котором начались в декабре 1934 года. Впечатляющим в неожиданном взлете компании было то, что первый самолет сошел с новой сборочной линии "Арадо" уже через четыре месяца - в апреле 1935 года. Помимо выпуска машин собственной конструкции, "Арадо" вскоре стала приобретать лицензии у других фирм, и с 1935 года сборочные линии "Арадо" в основном занимали самолеты "Хейнкеля", "Мессершмитта", "Юнкерса" и "Фокке-Вульфа". При этом большинство самолетов разработки собственно "Арадо" выпускались по лицензии другими фирмами. Вслед за 75 Не.51 последовали 140 Не.59 и 100 Не.60, затем начались работы над 300 бомбардировщиками Не.111, пока в начале 1938 года завод в Варнемюнде не был включен в программу производства Вf.109.

Перед участием в этой программе "Арадо" выпустила значительное число истребителей-бипланов Хотя конструкторское бюро "Арадо" работало плодотворно, особенного успеха в доведении машин до серии не было. Учебный биплан Ar.69 занял второе место вслед за Fw.44 "Штейглиц", легкий истребитель и самолет повышенной подготовки Ar.76 уступил Fw.56 "Штессеру" и был выпущен только небольшой серией, а двухмоторный учебный Ar.77 не смог конкурировать с Fw.58 "Вейхе". Правда, был успех с двухместным туристским Ar.79, на котором были зарегистрированы ФАИ несколько рекордов в своем классе, но поплавковый был выпущен только небольшой серией - спроектированный по требованиям флота он устарел уже на стадии опытного самолета. Фортуна вновь улыбнулась Блюму и его конструкторскому бюро в 1938 году, когда в качестве основного самолета повышенной летной подготовки был выбран Ar.96. Почти сразу же последовал заказ и на серию поплавкового Ar.196.

С началом Второй мировой войны к заводам в Варнемюнде и Бранденбург-Нейендорфе прибавилось и производство в Бабельсберге под Берлином, который стал ядром целого комплекса, включавшего вспомогательные производства в Егере, Ратхенове, Виттенберге, Тутове, Анкламе и Нейбрандербурге. Но кроме серийного выпуска Ar.196 на "Арадо" не была запущена в производства ни одна оригинальная разработка вплоть до середины 1944 года, когда на заводе в Бранденбург-Нюендорфе начали собираться Ar.234. Практически вся деятельность "Арадо" свелась к сборке и работам по самолетам других фирм и производству унифицированных узлов. Из многих тысяч самолетов, выпущенных этим концеpном, только малую часть составляли его собственные pазpаботки, но некотоpые из них оставили заметный след в истоpии авиации, включая Ar.234 - пеpвый туpбоpеактивный бомбаpдиpовщик в миpе.

Знаменательным является тот факт, что августе 1951 года в институте № 15 ВМС СССР завершились государственные испытания гидросамолета Ar.196 с установленным на нем двигателем АШ-62ИР. "Обновленный" таким образом Ar.196 по некоторым данным прослужил в авиации флота вплоть до 1953 года.


©AirPages
2003-