Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте  Мобильная версия
 
Самолёты Focke-Wulf FW 56 FW 58 FW 187 FW 189 FW 190A1 FW 190A5 FW 190A8 FW 190D FW 190F FW 190G FW 191 FW 200 Ta 152 Ta 154 Ta 400 Фото и схемы Боевое применение FW 189 FW 190A FW 190F/G FW 190D/Ta152 JG 54 Luftwaffe

FW-58 "Weihe"

Многоцелевой самолет

Focke-Wulf

FW-58 Weihe

FW-58 «Weihe» («Лунь») свой первый полет совершил 18 января 1935 г. Самолет выпускался в двух вариантах: FW-58B — для подготовки стрелков-бомбардиров, штурманов, радистов и для ночных и «слепых» полетов; FW-58C с двойным управлением — для подготовки летчиков двухмоторных самолетов и радистов, для обучения ночной и «слепой» посадке.

Конструкция. Самолет FW-58 представлял собой двухмоторный подкосный моноплан с низкорасположенным крылом. Металлический каркас имел дюралевую и полотняную обшивку. Рациональная конструкция с применением, главным образом, легких сплавов (дюралюминия, электрона) в сочетании с небольшим количеством хромомолибденовой стали, дерева и полотна позволили сравнительно большой по размерам самолет сделать весьма легким. При взлетном весе 2930 кг вес пустого «фокке-вульфа» равен всего 1985 кг. Экипаж состоял из 3-4 человек. Сиденья летчика и инструктора располагались рядом. Устройство кабины давало возможность свободного непосредственного общения между членами экипажа. Шасси убиралось в моторные гондолы при помощи гидропривода и закрывалось створками. Выпускались шасси под действием собственного веса. Амортизация масляно-пневматическая, с большим ходом. Колеса с пневматиками 690 х 200 снабжены гидравлическими тормозами. Хвостовое колесо 260 х 85 ориентирующееся, автоматически стопорится при полной даче газа. На колесах были установлены щитки, предохраняющие механизм подъема от загрязнения при рулении, разбеге и пробеге. Крыло снабжено закрылками, управляемыми из кабины летчика. На элеронах имелись триммеры, регулируемые на земле; на рулях - триммеры, управляемые в полете.

 Силовая установка. На самолете устанавливались восьмицилиндровые рядные V-образные перевернутые моторы Аргус-10-С воздушного охлаждения. Взлетная мощность каждого из них - 240 л.с. (при 2000 об/мин), номинальная - 200 л.с. (при 1880 об/ мин). Запускают моторы вручную или сжатым воздухом. Винты двухлопастные, деревянные, фиксированного шага. Была возможность установки двигателей Hirth НМ 508D мощностью 240 л.с. Два топливных бака по 170 л в центроплане.

 В носовой части фюзеляжа находилось место (лежачее) переднего стрелка (штурмана-бомбардира). Над центропланом расположены места пилота и инструктора. Позади пилотов - место радиста, за ним - место заднего стрелка. На самолете FW-58B размещались две подвижные стрелковые установки с пулеметами MG-15. Их боезапас составлял: 225 патронов на передний пулемет и 375 - на задний. Бомбардировочное вооружение состояло из кассетных бомбодержателей для вертикальной подвески бомб калибра 10 и 50 кг общим весом 120-150 кг. Бомбосбрасыватель механический. Прицел для бомбометания типа GV-219 - механический визир - находился под верхним сдвижным полом фюзеляжа. «Фокке-вульф» был оборудован средствами связи: приемопередающей радиостанцией и внутрисамолетным переговорным устройством для телефонной связи между членами экипажа. Кроме пилотажно-навигационных приборов, приборов моторной группы и радиокомпаса, самолет оснащался средствами для ночных полетов и «слепой» посадки. Самолет FW-58C не имел стрелкового и бомбардировочного вооружения, но был оборудован двойным управлением. На нем также находилось два дополнительных консольных бензобака емкостью по 60 л каждый. В ходе испытаний в НИИ ВВС КА, которые проходили летом 1940 г., на FW-58B выполнено 63 полета общей продолжительностью 36 часов 50 минут, а на FW-58C - сто двенадцать полетов общей продолжительностью 32 часа 35 минут. В выводах отмечено, что самолет «полностью отвечает требованиям подготовки штурманов, стрелков, радистов, бомбардиров и летчиков двухместных самолетов».

Вообще, учебный «фокке-вульф» получил очень хорошую оценку, особенно с точки зрения удобства работы экипажа, устойчивости и управляемости. А именно: «По своим летным данным не уступает самолету УТ-3, но по технике пилотирования чрезвычайно прост и доступен для летчиков ниже средней квалификации». И далее: «Самолет обладает хорошей продольной и поперечной устойчивостью на всех режимах полета и всех вариантах погрузок. Допускает полет с брошенным управлением». Кроме того: «Люки для просмотра узлов и органов управления не выступают за габариты, прочные и удобные в эксплуатации». Понравилась испытателям и просторная кабина штурмана. Там спокойно помещались два человека, что особенно удобно при обучении бомбардира. Рабочее положение штурмана - лежа на специальном надувном резиновом матраце. Сидений и привязных ремней в кабине не предусмотрено. Кстати, применение надувных матрацев рекомендовалось внедрить в наших ВВС. Особое внимание советские авиаторы обратили на отсутствие «задувания» в передней кабине и возможность для штурмана работать без летных очков.

Созданный в ОКБ Яковлева УТ-3 проходил испытания в НИИ ВВС КА одновременно с FW-58. Те достоинства немецкого самолета, на которые в первую очередь обращали внимание наши испытатели, свидетельствуют об отсутствии таковых (можно предположить) у отечественного УТ-3. Разница между немецкими самолетами и новейшими отечественными, которые в НИИ ВВС КА испытывали практически параллельно, была столь разительна, что заставила начальника института А.И.Филина обратить на это внимание И.В.Сталина. Последствия оказались драматичными для Филина: его арестовали 23 мая 1941 г.

Учебный самолет для экипажей бомбардировщиков у нас ни до войны, ни в военное время так и не появился. Подготовку экипажи проходили на учебных вариантах СБ и Пе-2. Специализированный УТБ создали в ОКБ Сухого только в 1946 г.

  Модификации Fw 58В. Имелись варианты Fw 58В-1 -учебный и связной самолет, Fw 58B-2 - самолет для обучения стрелков тяжелых бомбардировщиков. Все модификации самолета имели одинаковое колесное шасси с колеей 4 м. Колеса с пневматиками низкого давления в полете убирались в отсеки мотогондол и закрывались створками. Для убирания шасси использовался гидропневматический привод, выпуск — собственным весом. Впрочем, не исключалась и возможность выпусга шасси с помощью привода. Хвостовое колесо было установлено в вилке из легкого металла, оно могло быть заменено обычным хвостовым костылем.

 Наиболее массовой была модификация Fw 58C, оборудованная в качестве пассажирского самолета или самолета связи. В пилотской кабине самолета имелись два места пилотов, оборудованные двойным управлением, а в грузовой кабине были установлены кресла для шести пассажиров. В Люфтваффе самолеты этой модификации использовались для обеспечения связи между соединениями и частями, для доставки срочных грузов и эвакуации раненых. Восемь самолетов Fw 58 С в 1938— 1939 гг. приобрела фирма «Люфтганза».

 Широко использовался Fw 58 и за пределами Германии. Это был, пожалуй, самый экспортируемый самолет германской авиапромышленности — из 1350 самолетов этого типа большая часть была поставлена вооруженным силам и гражданским авиакомпаниям Аргентины, Болгарии, Бразилии, Китая, Дании, Голландии, Венгрии, Румынии и Швеции. В Бразилии по лицензии было выпущено 25 самолетов этого типа. Один Fw 58B летал также и с советскими опознавательными знаками. На этом самолете в сентябре 1944 г. в СССР прилетели за помощью руководители Словацкого народного восстания. Впоследствии самолет был передан сформированной в СССР 1-й чехословацкой смешанной авиационной дивизии и использовался для обеспечения действий этой дивизии против немецких войск. В послевоенное время данный самолет и другие самолеты этого типа, захваченные на аэродромах Чехословакии, летали в составе чехословацких ВВС под обозначением D-58.

Характеристики FW 58B-1
Экипаж 2-4 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 21.00
Площадь крыла, м2 41.00
Длина самолета, м 14.10
Высота самолета, м 4.20
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1985
Нормальная взлетная 2930
Максимальная взлетная 3600
Двигатели.
2 x Аргус-10-С 2 x 240 л.с.
Летные данные.
Максимальная скорость у земли, км/ч 270
Практический потолок, м 5600
Дальность полета, км 800
Вооружение
1 x 7,92-мм пулемет MG 15, бомб нет

Модификации самолета

  • Fw.58A-0 пассажирский самолет.
  • Fw.58A-1 самолет предназначенный для обучения слепому полету и радионавигации.
  • Fw 58B-1 серийный самолет для обучения и связи, а также для эвакуации раненых.
  • Fw 58B-2 вариант с остекленной носовой частью фюзеляжа и пулеметом MG 15 калибра 7,92 мм для обучения стрелков.
  • Fw 58C основной серийный вариант, появившийся в 1938г. и оснащенный двигателем либо Argus As 10C, либо Hirth HM508D мощностью 260 л.с. Выпущено по четыре самолета обоих вариантов в 1939 гг.
  • FW-58D-1 пассажирский самолет
  • FW-58E-1 разведчик погоды.
  • FW-58E-2 разведчик погоды на лыжном шасси.
  • FW-58E-3 многоцелевой вспомогательный самолет.
  • FW-58F пассажирский самолет
  • FW-58G санитарный самолет
  • FW-58H,J экспериментальные самолеты.
  • Fw 58К экспортный вариант.
  • Fw 58W вариант гидросамолета на двух поплавках.

Источники

  • "Учебный FW-58 Weihe" /Павел Колесников, Андрей Куракин, Самолеты мира №2 2000/
  • "Самолеты Германии Второй мировой войны" /В.Н. Шунков/
  • "Немецкий след в истории отечественной авиации " /Д.А. Соболев, Д.Б. Хазанов/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

©AirPages
2003-