FW-190D
Истребитель-бомбардировщик
Focke-Wulf
Fw-190 - единственный немецкий истребитель, спроектированный и запущенный в массовое производство уже во время войны.
Первоначально самолет проектировался под радиальный двигатель, однако к началу 1944 года возможность повышения мощности BMW-801 была исчерпана.
Стандартом стала модель Fw-190D с V-образным 12-ти цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения Jumo-213.
Мощность двигателя могла увеличиваться на короткое время до 2100-2240л.с. за счет использования системы MW-50, посредством которой в цилиндры двигателя впрыскивалась воднометаноловая смесь.
Завышенный вес самолета отрицательно сказывался на маневренности. Время виража на 3-4 сек больше (22 сек вместо 19), чем у Ла-5, Ла-7, а скороподъемность составляла 12-14м/сек, в то время как у других истребителей она составляла 15-20 м/сек. Поэтому FW-190 выполнял задачи воздушного прикрытия сухопутных войск, а также применялся в качестве истребителя-бомбардировщика и штурмовика, так как по своему вооружению он был самым мощным истребителем в мире.
FW-190D в НИИ ВВС. Война уже закончилась, когда на испытания поступили немецкие поршневые самолеты, использовавшиеся нацистами в последнем периоде боев. Прежде всего наши инженеры изучили FW 190D-9 (или «длинноносую Дору»). На истребителе модели D—9 заменили хорошо известный у нас мотор BMW 80ID воздушного охлаждения на Jumo 21ЗА жидкостного охлаждения. Это мероприятие несколько улучшило аэродинамику винтомоторной группы и увеличило длину самолета на 80 см. Более мощный двигатель сулил превосходство новой машины в скорости и скороподъемности над FW 190A. В нашей стране знали об обратном способе модификации некоторых истребителей: путем замены мотора жидкостного охлаждения на более мощный, охлаждаемый маслом и потоком воздуха (ЛаГГ-3 -> Ла-5; Кi 61->Ki 100).
Насколько изменилось соотношение основных летных данных немецкого «длинноносого фоккера» и лучших серийных истребителей ВВС Красной Армии? По мнению ведущих специалистов НИИ ВВС, модифицированный FW 190D-9 № 210251 не мог на равных вести борьбу на малых и средних высотах с отечественными Як—3, Як-9У, Ла-7. «Фокке-вульф» уступал им в скорости у земли по крайней мере на 24 км/ч, а на 5000 м — более, чем на 10 км/ч. Также не в пользу немецкого истребителя оказалось сравнение горизонтальной и вертикальной маневренности.
Наибольший интерес для отечественной промышленности вызвали удачная компоновка агрегатов мотора и оборудования винтомоторной группы, высокая максимально допустимая температура масла на входе в двигатель (130°С), удачная конструкция автоматического регулятора температуры охлаждающей жидкости, деревянные лопасти с высоким к. п. д. Также отмечалось, что за время испытаний с 11 по 26 мая 1945 г. все агрегаты спецоборудования немецкого самолета работали безотказно. Большую пользу принесло изучение специального блока радиостанции FUG- 16ZY, который позволял использовать приемник этой станции в системе радионавигации.
Хорошо отработанную систему управления огнем дополняли высокое качество бронестекла фонаря кабины летчика и удачная конструкция прицела. В отличие от некоторых наших машин с мощным вооружением при одновременной стрельбе из всех огневых точек наводка на цель не сбивалась, а сила отдачи оружия летчиком почти не ощущалась. Имелась возможность стрелять раздельно из пушек и пулеметов. Широкая электрификация оборудования упрощала работу летчика.
Истребитель FW 190D-9 использовали для учебного воздушного боя с Ла-7, показавшего полное преимущество отечественной машины. Летчики института инженер-подполковник А.Г.Кочетков, подполковники А.Г.Прошаков и В.И.Хомяков, майор В.Е.Голофастов пришли к выводу: немецкой новинке не проще вести бой с «лавочкиным», чем его предшественнику FW 190A-8. Начав «бой» на встречных курсах, советский истребитель заходил «немцу» в хвост после третьего виража или второго боевого разворота. Следует однако заметить, что «бои» проводились без применения чрезвычайного режима работы мотора с впрыском водно-метаноловой смеси.
Модификации: FW-190D-0 -без внешних крыльевых пушек для увеличения маневренности.
FW-190D-10 -в развале цилиндров вместо 2-х 13-мм пулеметов - пушка 30-мм МК-108.
FW-190D-11 -в крыле две 20-мм и две 30-мм пушки.
FW-190D-12 -штурмовая модификация - вооружение аналогичное предыдущему, увеличена броневая защита двигателя и кабина пилота.
Экипаж |
1 чел. |
Размеры. |
Размах крыла, м |
10.5 |
Длина самолета, м |
10.20 |
Высота самолета, м |
3.35 |
Двигатели. |
12-ти цил. V-образный двигатель Юмо-213А |
1750 л.с. |
Массы и нагрузки, кг: |
Пустого самолета |
2900 |
Максимальная взлетная |
4840 |
Летные данные. |
Максимальная скорость на высоте 6100м, км/ч |
685 |
Скороподъемность м/сек |
12-14 |
Практический потолок, м |
12000 |
Дальность полета,км |
835 |
Вооружение |
2 x 20-мм пушки в крыле и 2 x 13-мм пулемета в развале цилиндров, бомб до, кг |
500 |
Подробно
Источники
- "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
- "Немецкий след в истории отечественной авиации " /Д.А. Соболев, Д.Б. Хазанов/
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
- "Истребитель FW 190" /А. Русецкий/
- "Высотные истребители Fw 190D Ta 152" /Юрий Борисов/
- "Самолеты Германии Второй мировой войны; /В. Шунков/
|