Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
 
Arado Dornier Fieseler Focke-Wulf Henschel Heinkel Junkers Messerschmitt

Flettner Fl 282 глазами моделиста

Пётр Клундук

V23

W.Nr. 280023. CI+TW. Получил V-образное оперение по типу автожира Сиервы С 30. Второй двухместный прототип. Единственный прототип, встречающийся на фотографиях с обшитой тканью кабиной пилота. По некоторым данным использовался для испытания трёхлопастных несущих винтов, но фотографии с таким винтом отсутствуют. С 23.04.1945 эксплуатировался в Transportstaffel 40, но недолго, вскоре был передан на завод Флеттнера, где был разобран и спрятан в ожидании прихода войск союзников. Захвачен американцами, летал под обозначениями FE-4613 и T2-4613. Хранится в музее ВВС в Дайтоне, Огайо. Фотографий этого прототипа сохранилось гораздо больше, чем других.

Fl 282 V23

Рис. 51. V23 с опознавательными знаками Luftwaffe. На снимке, интересный момент – подключение баллона со сжатым воздухом для запуска двигателя или зарядки бортового баллона. Вертолёт окрашен в два цвета. Хорошо видны два главных отличие именно этого прототипа – обшитая кабина пилота и V-образный стабилизатор. В носовой части различим приёмник воздушного давления.

Рис. 52 и 53. V23 в американском плену. Интересно, что американцы закрасили крест на стабилизаторе, но оставили свастику на киле, причём регистрационный номер написали так, чтобы её не задеть. Немецкий регистрационный номер на стабилизаторе тоже закрашивать не стали.

Fl 282 V23

Рис. 54. V23. На этом снимке видно. Что и на фюзеляже немецкий регистрационный номер американцы не закрасили. Различим номер редуктора на его боковой крышке, а вот идущего там же жгута проводов не видно. Виден бензопровод под капотом, различимы и замки капота.

Fl 282 V23

Рис. 55. V23 в ангаре, со снятыми лопастями НВ. На этом снимке видно, что крест на нижней поверхности стабилизатора скорее всего заклеен, а не закрашен, и наклейка уже начала отрываться по краям. Регистрационный номер FE-4613 на правом борту весь уместили между свастикой и задней кромкой РН, не став переносить часть, как на левом борту. Накладку на законцовке подфюзеляжного гребня не видно, хотя судя по предыдущим снимкам этого прототипа она есть. Хорошо видна технологическая надпись (как на рис.47, стрелка 10) и характерные для двухместной модификации два выреза-подножки в обшивке по правому борту. На левом борту таких нет. Похоже, колпак, закрывающий ступицу, с правого колеса основной опоры снят, так что это единственный снимок без такого колпака. Верхний капот открыт и по тону нижней его поверхности видно, что изнутри вертолёт явно красили не тем цветом, что снаружи. Под капотом можно рассмотреть трансмиссию, окрашенную в тот же цвет, что и все внутренности вертолёта. Похоже, что охлаждавший двигатель винт был заключён в кольцо. На редукторе присутствует номер, правда на этом снимке он не читаем. Топливный бак, как и на V21, закреплён двумя хомутами. Бока кабины пилотов, судя по характерным складкам, обшиты тканью. Заметны крупные щели между отдельными участками обшивки. Создаётся впечатление, что на этом снимке двухзвенник смотрит вперёд, что нетипично – на остальных снимках этого прототипа он сориентирован традиционно.

Fl 282 V23

Рис. 56. V23 в испытательном полёте. Регистрационный номер американцы поменяли ещё раз, но свастику не закрасили. Зато для уточнения показаний приборов привинтили к вертолёту длиннющую штангу с датчиками. Впрочем, в СССР поступили схожим образом (см. рис.36 и 37).

Fl 282 V23

Рис. 57. V23 перекрашенный американцами в новый (серый или серебристый?) цвет. Благодаря этому стали видны многие подробности: способ крепления штанги в носовой части и водила к передней опоре. Двухзвенник расцеплен, как часто делалось при буксировке. Видно, что кабина вся обшита полотном, даже носовая часть сложной формы. Характерной особенностью именно этого прототипа было то, что подножку в виде стремени для упрощения посадки в кабину сделали на левом борту, а не на правом, как было у V12 и V15. Просматриваются замки капота (в нижней части) и петли его навески (в верхней). Кабина изнутри окрашена в тёмный цвет, возможно её не перекрашивали.

Под прозрачным козырьком тёмное пятно, но это скорее всего вырез, а не антибликовая панель. Виден тонкий переплёт козырька. Топливный бак уже основательно помят, зато обзавёлся дренажной трубкой из резинового шланга, которую не было видно на более ранних фотографиях. Не смотря на то, что снаружи вертолёт перекрасили целиком, номер 019 на редукторе сохранили, только теперь он стал тёмным на светлом фоне. На капоте просматриваются замки (в нижней части) и петли навески (в верхней). Хорошо виден узел навески на стыке капотов (как и на всех машинах после V17). Он по-прежнему представляет собой просто отрезок трубы, но сильно уменьшился в размерах и потому виден не на всех фотографиях. Колпаки на колёсах основных опор похоже никелированные. Заметен протектор на шинах, похожий на протектор у колёс Bf.109. На левом борту напротив кабины наблюдателя прорезан большой люк, судя по рис. 52-54 бывший там «от рождения». Судя по рис. 38 такой люк был и на одноместных машинах. Хорошо видны узлы навески РН и ведущая к рулю тяга. Различима накладка на законцовке подфюзеляжного гребня. А ещё возле стабилизатора различим дугообразный вырез на борту фюзеляжа фюзеляже, так что и на двухместных машинах стабилизатор был управляемым по углу установки,

Fl 282 V23

Рис. 58. V23 с регистрацией T2-4613 на земле. Американцы установили на него какое-то оборудование и возможно вместо штанги в носовой части поставили антенну, во всяком случае, по внешнему виду она отличается от штанги на других снимках. Как и на V21, часть выреза напротив мотора (над выхлопной трубой) закрыта панелью обшивки. Судя по окраске, этот снимок сделан раньше, чем предыдущий.

Fl 282 V23

Рис. 59. К сожалению снимок некачественный, но на нём V23 запечатлён в интересной конфигурации. Американская регистрация закрашена, осталась только немецкая на нижней поверхности стабилизатора. Зато на капот нанесена большая белая звезда. Штанги нет в носовой части нет. Возможно вертолёт перекрасили только сверху, оставив окраску снизу нетронутой. А учитывая, что на рис.57 на нижней части стабилизатора регистрационный номер CI-TW не просматривается, это означает, что в процессе эксплуатации в США штангу снимали и устанавливали несколько раз.

V24

W.Nr. 280024. Регистрация CI+TX. Каких-либо подробностей об эксплуатации и фотографий прототипа найти не удалось.

Помимо приведённых выше снимков, удалось найти ещё несколько, но запечатлённые на них прототипы однозначно идентифицировать не получилось. Тем не менее, снимки достойны упоминания, т.к. иногда на них иногда видны интересные детали.

Fl 282

Рис. 60. Здесь снимок подписан так: «Эмиль Арнольт (слева), главный конструктор Anton Flettner Flugzeugbau GmbH, пилот оберлейтенант Ганс Е. Фуистинг и неизвестный механик на фоне сборочного завода компании». На снимке видны два прототипа в двухцветной окраске. На ближайшем прототипе, от которого в кадр попала только хвостовая часть, различима технологическая надпись на фюзеляже и торчащая вбок выхлопная труба. На руле направления или надета странная струбцина, или просто верхняя его часть (выступ под весовой балансир?) окрашена белым цветом.

Fl 282 V23

Рис. 61. Снимок из того же источника, что и предыдущий. Оригинальная подпись: «Семья Эмиля Арнольта (жена и дети) впервые видят новый вертолёт». Номер прототипа установить не получается, но видно, что узел навески внешних подвесок находится на стыке капотов, а значит это машина с номером не меньше чем V17. Хорошо виден жгут прибортированный к ручке управления. Вместо приборов на правой приборной доске установлена светлая заглушка. К передней опоре шасси подцеплено водило, двухзвенник рассоединён. В нижней части фюзеляжа установлена перегородка. Возможно эту перегородку снимали при полётах в условиях жаркой погоды. Лобовая часть капота верхнего редуктора отсутствует. На земле валяется довольно много мусора, да и ямы видны, что несколько странно для Германии с её «образцовым порядком».

Fl 282 V23

Рис. 62. Немцы возле вертолёта, окрашенного в два цвета. Регистрационный номер не виден, но судя по тому, что в передней части киля имеется белый номер, возможно это V14 или V20. Винты не вращаются, размытость одной из лопастей, скорее всего, связана с «маховым» движением. Видно, что лопасти несущего винта почти не провисают вниз.

Fl 282

Рис. 63. В источнике (modelwork) снимок подписан так: «3 и 4 мая совместно с институтом морской авиации, входящем в состав DVL, был проведён специальный эксперимент. Он включал буксировку 50-кг подвески, скользящей по водной поверхности. Инициатором эксперимента стал гауптман Клаус фон Винтерфельд, директор Erprobungs und Lehrkommando (испытательного и учебного подразделения), который и выполнил испытательные полёты с борта противолодочного корабля в Готенхафене. В дополнение к разведывательным и вспомогательным функциям, оснащённые бомбодержателями Fl 282 так же привлекались к противолодочным операциям. К сожалению, 10 мая 1943, гауптман Клаус фон Винтерфельд (запечатлённый на этом снимке) погиб при посадке на воду из-за полного израсходования топлива в 35 милях севернее острова Христлансоя (Christlansoya) на V6, обозначенном как GF-YF. За вклад в испытания вертолётов ему посмертно присвоили звание майора». На снимке, скорее всего, именно V6 (судя по характерной подштамповке на приборной доске), но не исключено, что это V11 или V12.

Подвешенное справа устройство на других снимках не встречается. Т.к. согласно схеме на рис. 25 бомбодержатель подвешивался в другом месте, да и выглядел иначе, возможно это устройство для сброса дымовых шашек, упоминаемое в техописании V12. В нижней части фюзеляжа имеется перегородка, отсутствующая на других снимках V6.

© Клундук Пётр Васильевич

<< 1 2 3 4

ВКонтакте Twitter Facebook

Дата размещения на сайте 9 03 2016 г.


©AirPages
2003-