Авиация Второй мировой

Home English

Do 24
Многоцелевая летающая лодка
Dornier

Do 24

Dornier Do-24 - многоцелевая трёхмоторная летающая лодка, предназначенная для морского патрулирования и спасательных операций. Первый полет 3 июля 1937 года.

Dornier Do 24 был разработан по заказу голландских ВМС для замены самолетов Dornier Wal. Однако до начала немецкой оккупации Голландии на заводах Aviolanda успели построить всего 25 машин (Самолеты в Голландии выпускались с индексом "К"). После этого к самолету проявили интерес в Люфтваффе, и производство продолжилось уже под контролем немецких специалистов. Все последующие Do 24 были произведены уже под индексом Do 24T.

Конструктивно Do 24 представлял собой цельнометаллический моноплан с широким фюзеляжем и стабилизирующими спонсонами. В качестве силовой установки применялись три радиальных двигателя, расположенных на передней кромке крыла. В различное время использовались различные радиальные двигатели воздушного охлаждения, в конечном итоге мощность силовой установки была доведена до 3000 л.с.

Всего было произведено 2797 единиц всех модификаций.


Do 24T-1
Экипаж 4-5
Размеры
Размах крыла, м 27,00
Длина, м 22,05
Высота, м 5,75
Площадь крыла, м² 104,60
Масса
Пустого, кг 9400
Нормальная взлётная, кг 13700
Максимальная взлётная, кг 16200
Силовая установка
3 × BMW-Bramo 323 9-цил. радиальные, л.с. 3×1000
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч у воды 290
на высоте 330
Крейсерская скорость, км/ч у воды 250
на высоте 290
Максимальная скороподъемность, м/мин 335
Практическая дальность, км 4700
Боевая дальность, км 2900
Практический потолок, м 7500

Вооружение. По одному 7,9-мм пулемету МG-15 в носовой и хвостовой турелях и одна 20-мм пушка Испано-Сюиза-404 в средней башне. Возможна подвеска бомб массой до 600 кг.

Боевая работа. Черное море оказалось местом наиболее интенсивного использования Do.24, которые впервые появились здесь в мае 1942 г в составе командования "Варна", имевшего на базе в Евпатории два Не.59 и три Do.24. Когда обстановка позволяла, они вели разведку и эскортировали конвои в Одессу и Севастополь. В конце февраля 1943 г, когда весенняя оттепель не позволяла использовать сухопутные самолеты для снабжения кубанской группировки, были задействованы гидросамолеты. Do.24t были собраны из всех частей и сведены в две эскадрильи морских перевозок "Севастополь" по 11 машин в каждой. Между 5 и 25 марта 1943 г они доставили на Кубань 1000 тонн грузов. Они разгружались на отмелях Кубани, а на обратный путь загружались ранеными.

Когда началось советское наступление на Крым, ХII командование спасения на море перевело часть Do.24T в Констанцу, а затем в Варну. Летающие лодки, оставшиеся в составе командований "Севастополь" и "Султан-Эли", использовались для спасательных работ и перевозок. В конце апреля 1944 г перед освобождением Одессы советскими войсками Do.24T осуществляли снабжение и эвакуацию войск из одесской гавани в Галац на Дунае. Последним самолетом люфтваффе, покинувшим Крым, был Do.24T, который взлетел на двух моторах не менее чем с 40 эвакуированными на борту. В августе восемь Do.24T из 8-й спасательной эскадрильи в составе ХI командования были спешно переведены из Мамай в Румынии в Варну, а затем через Салоники в Афины, где 1 сентября присоединились к 6-й и 7-й эскадрильям спасения на море. На их базе была сформирована еще одна часть с 19 самолетами в основном для эвакуации немецких войск с Крита и островов. Обычно они брали на борт 24 пассажира с 30 кг груза на каждого. В середине октября эвакуация Афин потребовала перевести часть в Салоники, откуда эти полеты продолжались. Когда шесть оставшихся Do.24 перевели в Вену, ими было эвакуировано с островов 3000 человек.

По записям Дорнье, всего за время эксплуатации Do-24 при проведении спасательных операций было спасено около 12 000 человек.

Фото Описание

Схема Do 24T

Do 24 K на воде

Варианты

  • Do 24K-1. Швейцария и Голландия по лицензии, 36 экз.
  • Do 24K-2. Голландия по лицензии, три двигателя Wright R-1820-G102 мощностью 746 кВт (1,000 лс), 1 экз.
  • Do 24N-1. Голландия для Люфтваффе, морские спасатели. Три двигателя Wright R-1820-G102 мощностью 746 кВт (1,000 лс), 11 экз.
  • Do 24T-1. Франция, 48 машин
  • Do 24T-1. Голландия для Люфтваффе. Три двигателя BMW Bramo 323R-2, 159 экз. (включая T-2 и T-3).
  • Do 24T-2. Do 24T-1 с небольшими изменениями.
  • Do 24T-3. Do 24T-1 с небольшими изменениями.
  • Do 24 ATT. Послевоенная модификация с тремя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney Canada PT6A-45, 1 экз.

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Боевые самолеты Люфтваффе" /под редакцией Дэвида Дональда/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/