Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Дорнье в СССР Dornier Do-17E Do-17Z Do-18 Do-215 Do-217 Do-217E5 Do-217K Do-217M Do-217J Do-217N Do-335 Фото и схемы Боевое применение Do 335 Luftwaffe

Do-217N

Ночной истребитель

Dornier

Do-217N

Do 217N-V1 впервые взлетел 31 июля 1941г. За исключением силовой установки и восстановления заднего бомбоотсека (способность несения бомб отражало решение использовать этот тип для ночных рейдов в тыл противника на Восточном фронте) он был подобен Do217J-2. Его первый серийный вариант начал поступать в группы ночных истребителей с последнего квартала 1942г. Этот вариант, Do217N-l, имел тот же радар FuG202, что и Do217J-2. Другое оборудование включало устройство FuG25, обеспечивающее опознавание зенитными батареями и работавшее как указатель направления для оператора системы "Химмельбетт", радиоальтиметр FuG101 и коротковолновую радиостанцию FuG10. С апреля 1943 г., когда английские ВВС начали подавлять радиосвязь между ночными истребителями и постами "Химмельбетт", была дополнительно введена УКВ-радиостанция FuG 16, действовавшая в той части спектра, которая не перекрывалась англичанами. На некоторых самолетах батарея пушек MG FF-M заменялась четырьмя пушками MG 151 того же калибра. Скорострельность и баллистическая траектория снарядов MG FF несколько уступала желаемым, a MG 151 отличалась как более высокой скорострельностью, так и лучшими баллистическими данными.

Do 217N-1 Ранний опыт боевой экспулатации вскрыл факт, что верхняя турель и пулемет в подфюзеляжном уступе используются редко. Поэтому было решено снять и то и другое, закрыв нижнюю точку длинным деревянным обтекателем, обеспечивающим некоторое снижение аэродинамического сопротивления. Эта комбинация проводилась при помощи специального заводского переделочного комплекта в ремонтных мастерских на передовых. Модифицированные самолеты были обозначены Do217N-1/U1. Следующей новинкой, введенной на Do 217N-1, была "Шраге музик" - установка дополнительной пушки, стрелявшей наклонно вверх. Эксперимент с установкой "Шраге музик" был проведен на Do 17Z-10 оберлейтенантом Шонертом, командиром эскадрильи в 4/NJG2. Когда Шонерт в июле 1942 г. получал "Рыцарский крест" от генерал-майора Каммхубера, он напомнил командующему, что установка на Do 217 неподвижной пушки, стреляющей вверх, позволит атаковать почти незащищенное "брюхо" бомбардировщика из положения, при котором истребитель будет практически недоступен оборонительному огню. В результате этой беседы Каммхубер издал приказ модифицировать три ночных истребителя Do217 под установку вертикальных пушек для оценки в боевых условиях.

Три переделанных самолета были выпущены весной 1943 г. Две 20-мм пушки MG 151 монтировались в центральной части фюзеляжа для стрельбы вперед-вверх под углом 70°. Оружие наводилось при помощи рефлекторного прицела, установленного на потолке кабины над головой пилота и чуть впереди него. Первая достоверная победа при помощи "Шраге музик" была отмечена в мае 1943 г. Эта и последующие подобные удачи привели к созданию полевого переделочного комплекта для применения на Do 217, состоявшего из четырех 20-мм пушек, устанавливаемых под углом 70 град, к горизонтали. Модифицированные таким образом самолеты обозначались Do217N-2/R22. "Шраге музик" добавила к весу самолета с оборудованием еще 500 кг, снизив потолок на 500 м, а максимальную скорость на 5 км/ч у земли и на 14 км/ ч на высоте 6000 м.

Do 217N-2 Сменивший в конце весны 1943 г. Do217N-1 в производстве, Do 217N-2 отличался всеми этими особенностями, постепенно вводившимися на Do 217N-1/U1. Производство было окончательно прекращено в конце 1943 г. Всего 207 истребителей Do 217J и Do 217N было поставлено люфтваффе за этот год. Ночные истребители "Дорнье" были широко распространены в ночных истребительных группах. Они обычно использовались совместно с Bf 110. Ни одна группа не была оснащена только Do 217. I, II и III группы NJG 3 и NJG 6, действовавшие в Центральном командовании, тоже включали некоторую долю Do 217 к концу 1943 г. NJG4, базировавшаяся в районе Франкфурта и временами направляемая в Эйндховен в состав 3-го воздушного флота, имела две эскадрильи Do 217 во II-й группе. Кроме ночной защиты собственно Третьего Рейха. Истребители Do 217 также применялись между августом и ноябрем 1943 г. на Восточном фронте, где действовала I/NJG100 - отдельная группа, известная как "железнодорожные ночные истребители", поскольку их главной задачей была охота за поездами. Она действовала в центральном секторе в составе 6-го воздушного флота. С развалом оборонительной системы "Химмельбетт" во время операции "Гоморра" и поспешным введением импровизированной системы ночной охоты "Вильде Сау", карьера ночного истребителя Do 217 пережила бурный взлет. Продолжительность полета стала важнейшей характеристикой ночного истребителя, определяемой фразой "в течение ночи". Кроме горстки Ju 88, Do 217J и Do 217N были единственными истребителями в ночных истребительных группах, которые могли покрывать значительные расстояния в ночном небе Германии и таким образом выполнять функции, требуемые новой тактикой. Тем временем соотношение истребителей и бомбардировочных вариантов Ju88 на сборочных линиях начало коренным образом изменяться - от 1:11 в 1942 г. до 1:3,6 в 1943 г. За последние шесть месяцев года сборочные линии покинули 706 истребителей Ju 88, после чего, наконец, в производстве было отдано предпочтение истребителям по сравнению с бомбардировщиками. Однако внедрение "Вильде Сау" дало истребителям "Дорнье" короткий "час славы".

В связи с приоритетом, отдаваемым перевооружению групп ночных истребителей на Ju 88, боевая карьера ночных истребителей Do 217 была короткой. Если к концу августа 1944г. только одна I/NJG3, базировавшаяся в Ка-струпе и Люнебурге, целиком была вооружена Ju88, но к концу года все три группы NJG2, II/NJG3 и по одной группе в NJG1 и NJG6 были перевооружены на "Юнкерсы", а истребители "Дорнье" почти полностью исчезли с вооружения.

В последние недели своего боевого использования некоторые Do 217N-2 были оборудованы радиолокатором FuG 220 "Лихтенштейн" SN-2, на который не действовали "Уиндоу". Он имел максимальную дальность обнаружения 6,5 км. Однако для "Дорнье", лишенного высоких летных характеристик, позволяющих атаковать вдогон, короткий зенит славы продолжался, пока не была принята тактика "Заме Сау" ("ручной кабан"): истребители проникали в строй бомбардировщиков, когда последний двигался к цели и затем атаковали "на ходу". Также не появились в большом количестве Ju 88. Подобно всем ночным истребителям, применяемым во II мировой войне, за исключением одного -Нортроп Р-61 "Блэк Уидоу", Do 217 был импровизацией, но имел большое значение в нескольких драматических месяцах 1943 г.

Бомбардировщики Do 217
Do217E-1/3 Do217E-2 Do217K-1 Do217M-1 Do217J-2 Do217N
Геометрия
Длина самолета, м 17.25 17.25* 17.12 17.12 17.67** 17.67**
Размах крыла, м 48.5 48.5 48.5 48.5 48.5 48.5
Площадь крыла без фюзеляжа, м2 48.5 48.5 48.5 48.5 48.5 48.5
Площадь крыла включая фюзеляж, м2 56.7 56.7 56.7 56.7 56.7 56.7
Высота в линии полета, м 4.8 4.8 4.8 4.8 4.8 4.8
Массы, кг
Вес пустого, кг 8590 8855 - 9065 8730 10270
Вес полетный 15290 16465 - 16790 13180 13200
Силовая установка
Мотор (два) BMW 801MA BMW 801ML BMW 801D DB603A BMW 801ML DB603A
Мощность л.с. взлетная 1580 1580 1700 1750 1580 1750
на высоте 1460 1380 1440 1620 1380 1850
м 5000 4600 5700 5700 4600 2100
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч на высоте 497 515 515 560 489 515
м 5600 5200 4000 5700 5500 6000
Крейсерская скорость, км/ч на высоте 410 415 - 400 465 470
м 5200 5200 -     5400
Скороподъемность мин - - - 6.7 3.5 9
на высоту, м - - - 2000 1000 4000
Потолок, м 7000 7500 - 7350 9000 8900
Дальность, км 2400 2300 - 2150 2050 1755
Вооружение
7,92-мм пулеметы 5-7 3 3*** 3*** 4 4
13-мм пулеметы нет 2 2/3 2/3 2 2
15/20-мм пушки 1 1 нет нет 4 4
бомбы, кг в бомбоотсеке 2500 2500 2500 2500 нет 400
бомбы, кг всего 3000 4000 4000 4000 нет 400

* - без хвостового воздушного тормоза.

** - без радарных антенн.

*** - носовой 7,9-мм сдвоенный пулемет MG 81Z нередко заменялся 13-мм MG 131.

- - нет данных.

Подробно

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • Авиация и космонавтика. /1999 №10/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

©AirPages
2003-