Aviation of Word War II

Home Russian

Do-217M

Night Bomber

Dornier

Do-217K3

The Do-217M at the Soviet Scientific Research Institute. Our specialists had an opportunity to examine the Messerschmitt DB 603A engine in detail. Single-engine Bf 109G and K variants had different DB 605 modifications with the same 35.7-liter cylinder volume. Thanks to increased piston stroke and cylinder bore, the total cubic capacity of the more powerful 603 engines increased to 44.5 liters. This engine became heavier (from the DB 605A's 745 kg) to 962 kg and its size increased. Problems concerning the reliability of the DB 603A assemblies and aggregates, as well as design changes, were of particular interest because Soviet engine designers headed by B. Ya. Klimov continued to refine the powerful VK-107A engine (displacement of 42.7 liters) even after combat actions ceased.

                                                                                                                                 

It turned out that the Daimler Benz engineers had changed the crankshaft, spark plugs, and the design of the main bearing oil feed; they made the propeller reduction gear casing longer. Engine control became more automated through introduction of a single control lever. The Germans managed to establish precise cross coupling among the main DB 603 operating parameters: rpm, supercharge, fuel-to-air ratio, ignition advance, and impeller rotational speed. In addition, the engine was fitted with automatic units controlling the fuel pump and the supercharger hydraulic clutch. Moreover, the engines operated quite well, without signs of pinking, vibration, and malfunctions. They compared favorably with VK-107A in spooling up, transition from one power setting to another, and start-up at low temperatures.

The focus on German power plants continued when a Do 217M aircraft fitted with two DB 603 engines underwent testing. Except for its powerful engines, the captured bomber generally did not impress leading Air Forces Scientific Research Institute specialists. Its maximum speed of 477 km/h could not be considered sufficient either for the end of the war or for early 1946 when it was first flown in the USSR (lead engineer Engineer-Major P. I. Kuzmin, pilot Lieutenant Colonel V. I. Zhdanov). The Dornier also lagged behind the domestic Tu-2 in rate of climb (it took 15-5 minutes to climb to 5000 meters) and service ceiling (7750 meters). Its defensive armament was less effective as well.

At the same time, the upper DL-13I/ID semi-mechanized gun turret was interesting. It had electrical drive allowina it to move weapons horizontally 360° at a constant speed. This turret was better than the Soviet "purely mechanical" UTK-1 mounted on I1-4 and Li-2 aircraft. However, in general, the defenses were weak and it was almost exclusively confined to performing night missions. In January 1946, study of the Dornier ended.

Specification
Do217K-1 Do217M-1 Do217J-2 Do217N-1
Dimensions
Length, m 17.12 17.12 17.67* 17.67*
Wing span, m 19.0
Wing area without a fus., m² 48.5
Wing area,including a fus., m² 56.7
Height in line of flight, m 4.8
Weight, kg:
Empty weight, kg - 9065 8730 10270
Loaded weight - 16790 13180 13200
Powerplant
Engine (two) BMW 801D DB603A BMW 801ML DB603A
Power, hp takeoff 1700 1750 1580 1750
at alt 1440 1620 1380 1850
m 5700 5700 4600 2100
Performance
Max speed, km/h at alt 515 560 489 515
m 4000 5700 5500 6000
Cruise speed, km/h at alt - 400 465 470
m -     5400
Rate of climb min - 6.7 3.5 9
to alt, m - 2000 1000 4000
Ceiling, m - 7350 9000 8900
Range, km - 2150 2050 1755
Armament
7.92-mm machine guns 3** 3** 4 4
13-mm machine guns 2/3 2/3 2 2
15/20-mm cannon no no 4 4
Internal bomb load, kg 2500 2500 no 400
Bombs, kg 4000 4000 no 400

* - without radar antennas.

** - the nose 7.9-mm twin MG 81Z machine gun was quite often replaced with 13-mm MG 131.

- no data



Photo Description
Drawing Do-217M Drawing Do-217M
Dornier Do-217M The Do 217M was one of the latest captured German Aircraft extensively tested at the Air Forces Scientific Research institute.

Bibliography

  • "Aviation of Luftwaffe" /Viktor Shunkov/
  • "The German Imprint on the History of Russian Aviation " /D.A. Sobolev, D.B. Khazanov/
  • "Encyclopedia of military engineering" /Aerospace Publising/

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Дорнье в СССР Dornier Do-17E Do-17Z Do-18 Do-215 Do-217 Do-217E5 Do-217K Do-217M Do-217J Do-217N Do-335 Фото и схемы Боевое применение Do 335 Luftwaffe

Do-217M

Ночной бомбардировщик

Dornier

Do-217M-1

Do 217M-1

Чтобы застраховать себя на случай непоставки двигателей BMW, "Дорнье" приспособила модель К к двигателям DB 603A, выпустив вариант Do-217M. Dо-217M имел несколько лучшие характеристики на большой высоте, оба самолета производились параллельно.

Do-217M в НИИ ВВС. Наши специалисты получили возможность детально изучить мотор «мессершмитта» DB 603A. На одномоторных Bf 109G и К встречались различные модификации моторов DB 605; при всех различиях эти двигатели имели объем цилиндров 35,7 л. За счет увеличения хода поршня и диаметра цилиндра объем более мощного «шестьсот третьего» мотора возрос до 44,5 л. Несколько возросли размеры мотора, а вес увеличился с 745 кг (у DB 605A) до 962 кг. Особый интерес представляли вопросы надежности работы узлов и агрегатов DB 603, а также изменения в конструкции. Ведь и после окончания боевых действий советские моторостроители, возглавляемые В.Я.Климовым, продолжали работы по доводке мощного мотора ВК-107А (объем цилиндров 42,7 л.).

Выяснилось, что инженеры фирмы «Даймлер Бенц» изменили коленчатый вал, свечи, схему подачи масла в коренные подшипники, а также удлинили кожух редуктора винта. Еще более автоматизированным стало управление мотором - оно осуществлялось при помощи одного рычага. Немецким мотористам удалось установить четкую взаимосвязь между основными эксплуатационными параметрами DB 603: оборотами, наддувом, составом смеси, опережением зажигания и скоростью вращения крыльчатки нагнетателя. Кроме того, на двигателе монтировали автомат топливного насоса и автомат гидромуфты нагнетателя — все они упрощали работу летчика. В целом, моторы работали вполне удовлетворительно, без признаков детонации, перебоев и тряски. Они выгодно отличались от ВК-107А по приемистости, переходу с режима на режим, простоте запуска при низких температурах.

Немецкие винтомоторные установки продолжили изучать при испытании Do 217M - они также оснащались двумя моторами DB 603. В отличие от своих мощных двигателей, в целом трофейный бомбардировщик не произвел благоприятного впечатления на ведущих специалистов НИИ ВВС. Максимальная скорость в 477 км/ ч не могла считаться достаточной ни для конца войны, ни для начала 1946 г., когда самолет облетывали у нас (ведущий инженер инженер-майор П.И.Кузьмин, летчик подполковник В.И.Жданов). «Дорнье» заметно отставал также в скороподъемности (на набор 5000 м уходило 15,5 мин) и практическом потолке (7750 м) от отечественного Ту-2. Уступал «Туполеву» немецкий бомбардировщик и в эффективности оборонительного вооружения.

В то же время верхняя полумеханизированная турель DL-131/ID привлекла внимание. Она имела электрический привод, позволяющий перебрасывать оружие по горизонту на 360° с постоянной скоростью. Эта турель выгодно отличалась от советской «чисто механической» УТК-1, которая монтировалась на Ил-4 и Ли-2. Однако общая стрелковая защита Do 217 не могла считаться достаточной, что определило применение этих самолетов почти исключительно в ночное время.

Бомбардировщики Do 217
Do217E-1/3 Do217E-2 Do217K-1 Do217M-1 Do217J-2 Do217N
Геометрия
Длина самолета, м 17.25 17.25* 17.12 17.12 17.67** 17.67**
Размах крыла, м 48.5 48.5 48.5 48.5 48.5 48.5
Площадь крыла без фюзеляжа, м2 48.5 48.5 48.5 48.5 48.5 48.5
Площадь крыла включая фюзеляж, м2 56.7 56.7 56.7 56.7 56.7 56.7
Высота в линии полета, м 4.8 4.8 4.8 4.8 4.8 4.8
Массы, кг
Вес пустого, кг 8590 8855 - 9065 8730 10270
Вес полетный 15290 16465 - 16790 13180 13200
Силовая установка
Мотор (два) BMW 801MA BMW 801ML BMW 801D DB603A BMW 801ML DB603A
Мощность л.с. взлетная 1580 1580 1700 1750 1580 1750
на высоте 1460 1380 1440 1620 1380 1850
м 5000 4600 5700 5700 4600 2100
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч на высоте 497 515 515 560 489 515
м 5600 5200 4000 5700 5500 6000
Крейсерская скорость, км/ч на высоте 410 415 - 400 465 470
м 5200 5200 -     5400
Скороподъемность мин - - - 6.7 3.5 9
на высоту, м - - - 2000 1000 4000
Потолок, м 7000 7500 - 7350 9000 8900
Дальность, км 2400 2300 - 2150 2050 1755
Вооружение
7,92-мм пулеметы 5-7 3 3*** 3*** 4 4
13-мм пулеметы нет 2 2/3 2/3 2 2
15/20-мм пушки 1 1 нет нет 4 4
бомбы, кг в бомбоотсеке 2500 2500 2500 2500 нет 400
бомбы, кг всего 3000 4000 4000 4000 нет 400

* - без хвостового воздушного тормоза.

** - без радарных антенн.

*** - носовой 7,9-мм сдвоенный пулемет MG 81Z нередко заменялся 13-мм MG 131.

- - нет данных.

Подробно

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • Немецкий след в истории отечественной авиации. /Соболев Д.А., Хазанов Д.Б./
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

©AirPages
2003-