Aviation of Word War II

Home Russian

Do-215

Bomber-Reconnaissance aircraft

Dornier

Do-215

At the end of the 1930s, Yugoslavia also ordered the Do-17K aircraft from Germany - a modification of the Do-17M with Gnome Ron 14-N air-cooled engines. In total, more than 70 cars were manufactured, both for Germany and in Yugoslavia itself. Based on this model, a special export version of the Do-215 was also developed.

This bomber was ordered by Sweden, but before the start of the war, the Swedes did not manage to get a single bomber. A total of 112 Do-215s were built: four were sold to Hungary, two to the USSR, and the rest were used by Germany. Variants of this model are Do-217A-1 with DB-601A engines (ordered by Sweden); Do-215B-3 (for the USSR) and reconnaissance bomber Do-215B-4.

By its design, it was a cantilever twin-engine high-wing aircraft with a spaced tail. The cabin was heated by engine exhaust gas, which was also used to operate the anti-icing device located on the leading edge of the wing. Behind the cockpit was a bomb bay with horizontal bomb racks. The design of the bomb bay made it possible to quickly install and remove bomb racks, fuel tanks, aerial cameras and other equipment, which ensured the multi-purpose use of the Do 215. The aircraft had a metal wing with a smooth running skin.

Powerplant. Two (inverted V) DB 601 liquid-cooled engines, rated at 1070hp each. with. at an altitude of 3700 m and a maximum power of 1175 hp. with. The engines were located in the front parts of the engine nacelles, while the rear compartments of the engine nacelles were used to remove the main landing gear. After retracting the landing gear, the openings of the rear compartments of the engine nacelles were automatically closed by doors. The design of the engine nacelles made it possible to install various engines in them at the request of the customer. Fuel was placed in two tanks with a capacity of 860 liters. There were also two oil tanks with a capacity of 110 liters each.

Produced in 1940, Do 215 aircraft were mainly used on the Soviet-German front as a photo reconnaissance aircraft. An additional fuel tank with a capacity of 900 liters and aerial cameras were installed in the bomb bay. The flight deck was fitted with additional oxygen equipment for high altitude flights.

As for the characteristics of the aircraft, the assessment given to it by Soviet pilots, who tested Do 215B-3 bombers purchased by the USSR, is of interest. In terms of maximum flight speed, it was between the SB-2 (2×M-103) and DB-3 (2×M-88) and compares favorably with the unstable DB-3 and the insufficiently survivable SB-2. Unlike our aircraft, the Do 215 could fly confidently on a single running engine. When evaluating the cockpit, navigation and communications equipment, the comparison was also not in our favor.

Do 215B-5. Similar to Do 17Z-10s, Do 215B-4s with DB601A engines were converted into night fighters. They successfully entered service with 4/NJG1 at Leeuwarden in late 1940 as Do 215B-5s. October 1941

The Do 215B-5 is credited with the first night radar victory in the Luftwaffe. "Telefunken" developed a radar station with dimensions suitable for installation on a twin-engine fighter, back in the late 30s. This device is known as the "Liechtenstein device". With a minimum and maximum range of about 180 m and 4 km, it provided the position of the target in azimuth and height, using a phase rotation switch, which quickly activated various antennas. Although the Liechtenstein passed its first flight tests in July 1939, its potential capabilities were obvious, the sleepy attitude of the Air Force command to everything related to night air defense largely contributed to the fact that only two years later the FuG202 pre-production devices of the Liechtenstein Armed Forces "were ready for combat testing on the Do 215B-5 4 / NJ01 in Leeuwarden. The "Matratzen" ("mattress") antenna, which increased drag, reduced the maximum cruising speed by about 20 km / h, but the Do 215B-5 still retained the flight characteristics necessary for a successful rear attack on twin-engine British bombers. Its potential as a "defensive" night fighter was further enhanced by the advent of the AI ​​radar, the first victory with which was won on August 9, 1941, piloted by Oberleutnant L. Becker. Thus, while this super-heavy fighter was seen as a purely offensive aircraft, its potential in a defensive role began to be reassessed.

It was believed that improvised fighters - converted Dornier bombers, which had previously proved invaluable for night raids on the enemy, now, due to their superior flight duration compared to the Bf 110, could play an important role in defensive night operations. It can be said about the offensive actions of that time that the night air defense of Great Britain intensified and the German losses of night raiders began to grow rapidly. By this time the Do 215B had been discontinued. Only the last 20 or so aircraft on the assembly line were produced as Do 215B-5 night fighters.

A total of 92 aircraft were manufactured.



Specification
Crew 4
Dimensions
Wing span, m 18.10
Length, m 15.79
Height, m 4.56
Powerplant
2 × DB-601A, hp 1,175
Weight, kg:
Maximum takeoff weight 8,800
Performance
Maximum speed at altitude 5000m, km/h 480
Rate of climb, m/s 3.0
Service ceiling, m 8,000
Service range, km 3,000
Armament
3 × 7.92-mm MG-15 machine guns, internal bomb load, kg 1000

Modifications

  • Do 215 V1,V2,V3 - aircraft used as demonstrators with Bramo 323A-1, Gnome-Ron 14N and DB 601A engines respectively.
  • Do 215B-0 and B-1 - a batch of 18 bombers intended for the Swedish Air Force, but transferred to the Luftwaffe.
  • Do 215B-2 bomber variant for the Luftwaffe.
  • Do 215V-3 - two aircraft delivered in 1940 in the USSR.
  • Do 215V-4 - photo reconnaissance version for the Luftwaffe.
  • The Do 215B-5 and B-6 are night fighters with a forward fuselage similar to the Do 17Z-10 modification. The most successful modification was the Do-215B-5 night fighter-interceptor, based on the Do-17Z-10. Only a few vehicles underwent alteration, they were equipped with infrared sensors, two 20-mm cannons in the wings and four 7.92-mm machine guns.
Photo Description
Drawing Do-215

Drawing Do-215B-3

Dornier Do-215

Do 215 - the left side view. Armament is removed

Bibliography

  • "Aviation and astronautics" /1999 No. 7/
  • "Aviation of Luftwaffe" /Viktor Shunkov/
  • "Encyclopedia of military engineering" /Aerospace Publising/

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте  Мобильная версия
 
Самолёты Дорнье в СССР Dornier Do-17E Do-17Z Do-18 Do-26 Do-215 Do-217 Do-217E5 Do-217K Do-217M Do-217J Do-217N Do-335 Фото и схемы Боевое применение Do 335 Luftwaffe

Do-215

Средний бомбардировщик-разведчик

Dornier

Do-215

В конце 30-х годов Югославия заказала и Германии самолет Do-17К - модификацию Do-17M с двигателями воздушного охлаждения "Гном Рон" 14-N. Всего было изготовлено более 70 машин, как к Германии, так и в самой Югославии. На базе этой модели был разработан и специальный экспортный вариант Do-215.

Этот бомбардировщик заказала Швеция, однако до начала войны ни одной машины шведы получить не успели. Всего было построено 112 самолетов Do-215: четыре проданы Венгрии, два - СССР, а остальные использовались Германией. Варианты этой модели - Dо-217А-1 с двигателями DA-601A (заказанный Швецией); Do-2l5B-3 (для СССР) и бомбардировщик-разведчик Do-215B-4.

По своей конструкции это был свободнонесущий двухмоторный высокоплан с разнесенным хвостовым оперением. Кабина обогревалась выхлопами газа двигателей, которые использовались также и для работы противообледенительного устройства, расположенного на передней кромке крыла. За кабиной экипажа находился бомбовый отсек с горизонтальными бомбодержателями. Конструкция бомбоотсека позволяла быстро производить установку и снятие бомбодержателей, топливных баков, аэрофотоаппаратов и другого оборудования, что обеспечивало многоцелевое использование Do 215. Самолет имел металлическое крыло с гладкой работающей обшивкой.

Двигатели Два (перевернутое V) двигателя жидкостного охлаждения DB 601 номинальной мощностью по 1070л. с. на высоте 3700 м и максимальной мощностью по 1175 л. с. Двигатели размещались в передних частях мотогондол, задние же отсеки мотогондол использовались для убирания основных стоек шасси. После убирания шасси отверстия задних отсеков мотогондол автоматически закрывались створками. Конструкция мотогондол позволяла устанавливать в них различные двигатели по желанию заказчика. Горючее помещалось в двух баках емкостью 860 л. Имелись также два масляных бака емкостью по 110 л.

 Выпущенные в 1940 г. самолеты Do 215 использовались в основном на советско германском фронте в варианте фоторазведчика. В бомболюке бьш установлен дополнительный топливный бак емкостью 900 л и аэрофотоаппараты. Кабина экипажа была снабжена дополнительным кислородным оборудованием для полетов на большой высоте.

 Что касается характеристик самолета, то представляет интерес оценка, данная ему советскими летчиками, испытывавшими закупленные СССР бомбардировщики Do 215B-3. По максимальной скорости полета он находился между СБ-2М-103 и ДБ-32М-88 и выгодно отличался от неустойчивого ДБ-3 и недостаточно живучего СБ-2. В отличие от наших самолетов Do 215 мог уверенно лететь на одном работающем двигателе. При оценке кабины, навигационного и связного оборудования сравнение тоже было не в нашу пользу.

Do 215В-5. Аналогично Do 17Z-10 переделке в ночные истребители подверглись Do 215B-4 с моторами DB601A. В виде Do 215B-5 они успешно начали поступать на вооружение 4/NJG1 в Лееувардене в конце 1940 г. Уцелевшие Do 17Z-10 были переданы I/ NJG2, которая продолжала использовать, их наряду с Ju 88C-2 против баз английской бомбардировочной авиации до октября 1941 г.

Do 215B-5 принадлежит честь первой в люфтваффе ночной победы с помощью радара. "Телефункен" разработала радиолокационную станцию с размерами, приемлимыми для установки на двухмоторный истребитель, еще в конце 30-х годов. Это устройство известно как "устройство "Лихтенштейн"". Обладающее минимальной и максимальной дальностями около 180 м и 4 км, оно обеспечивало определение положения цели по азимуту и высоте, используя переключатель вращения фазы, который быстро задействовал различные антенны. Хотя "Лихтенштейн" прошел первые летные испытания в июле 1939 г., его потенциальные возможности были очевидны, сонное отношение командования ВВС ко всему, что относилось к ночной противовоздушной обороне в значительной степени способствовало тому, что только через два года предсерийные устройства FuG202 "Лихтенштейн ВС" были готовы к боевым испытаниям на Do 215B-5 4/ NJ01 в Лееувардене. Увеличившая лобовое сопротивление антенна "Матратцен" ("матрас") снизила максимальную крейсерскую скорость примерно на 20 км/ч, но Do 215B-5 все равно сохранял летные характеристики, необходимые для успешной атаки сзади на двухмоторные английские бомбардировщики. Его потенциал в роли "оборонительного" ночного истребителя еще более возрос с появлением радара AI, первая победа с которым была одержана 9 августа 1941 г., пилотом был обер-лейтенантом Л. Беккером. Таким образом, в то время как этот сверхтяжелый истребитель рассматривался как чисто наступательный самолет, его потенциал в оборонительной роли начал подвергаться переоценке.

Было принято мнение, что импровизированные истребители - переделанные бомбардировщики "Дорнье", которые ранее оказались неоценимы для ночных рейдов к противнику, теперь, ввиду их превосходства в продолжительности полета по сравнению в Bf 110, могут сыграть важную роль в оборонительных ночных операциях. О наступательных действиях того времени можно сказать, что ночная ПВО Великобритании усиливалась и немецкие потери ночных рейдеров начали быстро расти. К этому времени Do 215В был снят с производства. Только 20 или около того последних самолетов на сборочной линии были выпущены как ночные истребители Do 215В-5.

 Всего было изготовлено 92 самолета.

Характеристики Do-215B
Экипаж 4 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 18,10
Длина самолета, м 15,79
Высота самолета, м 4,56
Двигатель.
2x12-ти цилиндровых DB-601Ao 1175 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Максимальная взлетная 8800
Летные данные.
Максимальная скорость на высоте 5000м, км/ч 480
Скороподъемность, м/сек 3
Практический потолок, м 8000
Дальность полета, км 3000
Вооружение
3 x 7,92-мм пулемета MG-15, бомб в бомбоотсеке до 1000кг

Модификации

  • Do 215 V1,V2,V3 —использовавшиеся в качестве демонстрационных образцов самолеты с двигателями Bramo 323А-1, Гном-Рон 14N и DB 601А соответственно.
  • Do 215B-0 и В-1 — партия из 18 бомбардировщиков, предназначавшаяся для ВВС Швеции, но переданная на вооружение Люфтваффе.
  • Do 215B-2 — вариант бомбардировщика для Люфтваффе.
  • Do 215В-3 — два самолета, поставленных в 1940 г. в СССР.
  • Do 215В-4 — вариант фоторазведчика для Люфтваффе.
  • Do 215B-5 и B-6 — ночные истребители с носовой частью фюзеляжа, аналогичной модификации Do 17Z-10. Самой удачной модификацией стал ночной истребитель-перехватчик Do-215B-5, созданный на основе Do-17Z-10. Переделке подверглось всего несколько машин, они оснащались инфракрасными сенсорами, двумя 20-мм пушками в крыльях и четырьмя 7,92-мм пулеметами.

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • Авиация и космонавтика. /1999 № 7/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

©AirPages
2003-