Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Самолёты Blohm und Voss BV 138 Ha 139 BV 141 BV 142 BV 222 BV 238

BV 138 ✙ Seedrache

Дальний морской разведчик

Blohm und Voss

BV 138

Первой летающей лодкой, построенной самолетостроительной фирмой «Гамбургер Флюгцойгбау Гмбх» (под руководством главного инженера доктора технических наук Рихарда Фогта), стала На 138. Три прототипа оригинальной конструкции должны были приводиться в действие двумя двигателями мощностью 746 кВт (1000 л. с.) каждый. Для проведения сравнительной оценки двигатели изготавливались различными производителями, но их затянувшаяся разработка привела к необходимости изменить конструкцию самолета для установки трех двигателей «Юнкерс» Jumo 205C мощностью 485 кВт (650 л. с). 15 июля 1937 г., почти два года спустя после создания натурной модели, в воздух поднялся первый прототип (На 138 VI). В ноябре к программе испытаний и исследовательском центре в Травемюнде присоединился второй прототип (На 138 V2) с измененным корпусом, но быстро выяснилось, что самолет неустойчив как гидродинамически, так и аэродинамически. Улучшения характеристик за счет соответствующей модификации хвостового оперения достичь не удалось, поэтому конструкция самолета подверглась серьезному перепроектированию.

В результате появился BV 138A, получивший свое название в соответствии с системой обозначений, принятой в материнской компании «Блом и Фосс». Фюзеляж существенно удлинили, улучшили реданы, а переделанные поверхности хвостового оперения крепились к более прочным лонжеронам. Первый полет прототип совершил в феврале 1939 г., после чего было выпущено еще пять предсерийных самолетов BV 138A-0. Испытания показали, что у самолета по-прежнему имеются недостатки, и BV 138А-04 был возвращен на завод для усиления конструкции, после чего он стал первым из десяти BV 138B-0. Одновременно выпустили партию из 25 единиц BV 138A-1, поскольку возникла насущная потребность в береговом транспортном самолете. Первые две машины вскоре поступили на вооружение 108 морской бомбардировочной эскадры особого назначения и участвовали в норвежской кампании. Некоторое время спустя, в октябре 1040 г., в Бискайский залив была направлена 1./KuFlGr 506, и сразу же к ней присоединилась 2./KuFlGr 906. При эксплуатации у BV 138A-1 выявились недостатки: проблемы, связанные с конструкцией, двигателями и носовым вооружением. Многие из них были устранены и BV 138B, на котором устанавливались более мощные двигатели Jumo 205D из-за возросшего веса самолета.

Первый BV 138B-1 поднялся и воздух в декабре 1940г. и оказался намного лучше своего предшественника. Носовое вооружение включало пушку MG 151 калибра 20 мм и пулемет MG 15 за гондолой центрального двигателя в открытом положении. В заводской версии (BV 138В-1/U1) добавлялась возможность нести шесть бомб или глубинных мин. За этим самолетом последовал BV 138C-1 с еще более усиленным фюзеляжем, с четырехлопастным винтом центрального двигателя (впоследствии поставленным на BV 138B-1), дополнительным пулеметом по правому борту у радиста и пулеметом MG 131 калибра 13 мм и центральной гондоле. Также существовал вариант BV 138C-1/U1 с усиленным вооружением. В 1942-1943 гг. несколько самолетов переоборудовали в типовой BV 138 MS с них сняли все вооружение, вместо которого установили генератор магнитного поля с катушкой в виде большого кольца для траления мин. Этот самолет получил прозвище «самолет-мышеловка».

Помимо эксплуатации с береговых аэродромов BV 138 взлетали с плавучих баз, обслуживающих гидросамолеты, некоторые из них оборудовались узлами крепления корабельных катапульт. На всех самолетах могли монтироваться стартовые ускорители, а на некоторых радиолокаторы FuG 200 «Хохентвиль» для обнаружения конвоев. Стандартный экипаж состоял из пяти (на С-1 — из шести) человек, а расположение пушек и пулеметов давало отличные огневые возможности. Несмотря на первоначальные трудности, BV 138 стал великолепным патрульным самолетом ВМС, имевшим большую продолжительность полета, высокую живучесть и всепогодность эксплуатации.

В начале 1941 г. два BV 138A-1, базировавшихся во Франции, были отозваны в Германию для переоборудования в BV 138B-1, а позднее их перевели на Балтику. Между тем Норвегия становилась основным местом действия самолетов данного типа, где разместились 2./KuFlGr 406 (позднее переименованная в 3-ю эскадрилью 130-й морской авиагруппы 3/FSAGr 130), З./KuFlGr 906, 1-я и 2-я эскадрильи дальней разведки 130-й морской авиагруппы l.(F) и 2.(F)/SAGr 130, а также 1-я и 2-я эскадрильи дальней разведки 131-й морской авиагруппы l.(F) и 2.(F)/SAGr 131. Зона действия BV 138 с норвежских баз охватывала Северную Атлантику и Северный Ледовитый океан. Они обнаруживали и атаковали конвои, направлявшиеся в СССР. В этот период BV 138 сбили гидросамолет «Каталина» и бомбардировщик «Бленхейм». В северных водах эти самолеты дозаправлялись с подводных лодок и в известном трехнедельном наступлении летом 1943 г. действовали с аэродрома на Новой Земле совместно с их экипажами.

Позднее районы воздушных операций включали и Черное море, где BV 138C-1 3-й эскадрильи дальней разведки 125-й морской авиагруппы 3(F)/SAGr 125 совершали боевые вылеты из Констанцы до конца 1944 г. В 1943 г. немало самолетов этого типа было направлено в район бискайского и средиземноморского театров военных действий. Третья эскадрилья 406-й группы берегового базирования 3/KuFlGr 406 (позднее 1 -я эскадрилья дальней разведки 129-й морской авиагруппы) до 1944 г. базировалась в Бискароссе, а 3-я эскадрилья дальней разведки 126-й морской авиагруппы — на острове Крит. Это подразделение было впоследствии переведено в район Балтийского моря и в конце войны капитулировало в Дании. Несколько BV 138 до самого конца войны оставались на вооружении люфтваффе в Норвегии, включая самолеты 3-й эскадрильи дальней разведки 130-й морской авиагруппы, один из которых получил приказ 1 мая 1945 г. вывезти завещание Гитлера из Берлина. Несмотря на то, что самолет удалось посадить на Берлинском озере под шквалом артиллерийского огня, командир BV 138 не позволил курьерам подняться на борт, поскольку те не имели удостоверений личности, а вместо этого забрал 10 раненых и вернулся в Копенгаген.

Blohm und Voss BV 138 C-1
Экипаж 6
Размеры
Размах крыла, м 26,95
Длина, м 19,85
Высота, м 5,90
Площадь крыла, м² 108,5
Масса
Пустого, кг 11770
Макс. взлетный вес, кг 17650
Силовая установка
4 ДД Junkers Jumo 105D, мощностью, л.с. 3 x 880 (656 кВт)
Летные данные
Max скорость, км/час над уровнем моря 283
Крейсерская скорость, км/чи 235
Максимальная дальность, км 5000
Практический потолок, м 5000
Вооружение на Ha 139B
Одна пушка MG-151-20мм, один MG-131-13 мм, один МG-15 7,92-мм пулемет
3х50 кг бомбы, в модификации BV-138C1/U1 - 6х50 кг или 4х150 (глуб. бомбы)

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Боевые самолеты Люфтваффе" /под редакцией Дэвида Дональда/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

Фото Описание

Схема BV 138

Минный тральщик BV 138 MS. Несколько таких тральщиков использовалось группой люфтваффе для очистки рек, каналов и прибрежных вод. Дюралюминиевый обод с катушкой создавал магнитное поле для подрыва магнитных мин.

BV 138 C-1 3-й эскадрильи 125-й морской авиагруппы патрулирует спокойные воды Чёрного моря.


©AirPages
2003-