Aviation of Word War II

Home Russian

Bf-109K

Fighter

Messerschmitt

Bf 109K-4

Bf 109K Kurfurst (Elector) (letter I was not used by the Ministry of Aviation, and J was assigned to a modification of a fighter with a Hispano-Suiza engine), was a modified version of the Bf 109G-10, which received a number of factory-installed kits used on series G aircraft and some aerodynamic improvements.

The first pre-production Bf 109K-0 - appeared in September 1944 and differed from the last modification of the G series by the increased hood height, an elongated spinner and two trim tabs on the rudder. The plane was equipped with the so-called Galland lantern, a wooden keel, a retractable tail wheel on an elongated strut. Armament consisted of a 30 mm MK 108 motor cannon and two MG 151 151 cannons on the fuselage, half open. If the pre-production Bf 109K-0 were equipped with DB 605DB engines with afterburner GM 1, then the serial ones received DB 605ASCM or DB 605DCM - the latter with GM 1. The first aircraft left the assembly line in October 1944. These were the Bf 109K-2 and K-4, differing only in the cabin pressurization on the latter.

The last aircraft of the K-4 series received a 30-mm MK-103 cannon instead of the MK-108 propulsion cannon, but the 65-mm cover that covered the gun barrel made replacing the latter in the field with a non-trivial task. The MK-103 cannon was also installed on the Bf 109K-6, the main task of which was the fight against bombers, for which it carried two more 30-mm MK-103 in underwing gondolas, however, the fuselage MG.151 were again replaced by 13-mm machine guns MG.131. Deliveries of the Bf 109K-6 to fighter groups began in January 1945, but before the collapse of the Third Reich, only a few of these machines arrived - given that its takeoff weight (3600 kg) made it so poorly controlled, it actually was happiness for the Luftwaffe pilots in the face of complete air superiority of the Allies.

Bf 109K4-14 JG53 WNr 332579 Munich 1942 02

Bf 109K4-14 JG53 WNr 332579 Munich 1942 02



Bf.109K-4 Specification
Crew 1
Dimensions
Wing span, m 10.00
Length, m 8.85
Height, m 2.50
Wing area, m² 16.10
Powerplant
PE Daimler-Benz DB-605ASCM, hp 2000
Weight, kg:
Loaded weight 3100
Maximum takeoff weight 3400
Performance
Maximum speed at sea level, km/h 605
Maximum speed at altitude 8700m, km/h 695
Maximum rate of climb, m/min 1470
Service ceiling, m 12500
Service range, km 570
Armament
30-mm MK-103 or MK108 cannon with 60 cartridges,
2 × 15-mm MG-151 cannon with 220 cartridges on each one
250

Even fewer hit the warheads of the Bf.109K-14 series aircraft - their deliveries began just two weeks before the end of the war. Only headquarters II / JG.52 managed to get them. The Bf 109K-14 received the long-awaited DB603L engine with a two-stage supercharger. One successful bomb the year before had disabled the DB605L's thin atmosphere test chamber, which proved to be the main reason for the delay in engine deliveries for the Bf 109K. The DB605L engine ran on 96-octane C3 gasoline and used the afterburner MW-50, which provided 1700 hp during takeoff and 1725 hp at an altitude of 1500 m. At an altitude of 9500 m, the power reached 1350 hp in combat mode and 1150 hp, when climbing. If the Bf 109K-4 developed a speed of 723 km/h at an altitude of 6,000 m, then the Bf 109K-14 could maintain such a speed at an altitude of 11,500 m.

The equipment of the K series fighters was generally similar and included a Revi-16B sight, a FuG.16ZY radio and a FuG.25A transponder, a direction finder antenna behind the cockpit and an additional antenna under the left wing. From July 1945, the FuG.16ZY radio station was planned to be replaced by the FuG.15, but the assembly lines, which were still producing the Bf.109, were already close to a halt.

When the Allies crossed the Rhine, the number of Bf 109s in the Luftwaffe was still quite large - about 800 machines equally divided into the G and K series, of which 80% were combat-ready. But in reality, the combat capability of the units was lower due to the lack of fuel and the change of airfields.

Photo Description
Drawing Bf 109K-4

The Bf 109K-4

Bf 109G-10 in flight

Bf 109G-10 in flight

Read more...

Bibliography

  • "Aviation of Luftwaffe" /Viktor Shunkov/
  • "Encyclopedia of military engineering" /Aerospace Publising/
  • "The air war" /№ 61/

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Messerschmitt BF109B,C,D BF109E BF109F BF109G BF109G-2 BF109H BF109K BF110C BF110E BF110G Me-410 Me-309 Me-163 Me-262A-1a Me-262A-2a Me-262B Me-264 1101 Me-321 Me-323 Фото и схемы Боевое применение JG5 Bf 109 JG54 Bf 110 Me 262 Me 262 Три мифа о... Luftwaffe

Bf 109K

Истребитель

Messerschmitt

Bf 109K

Bf.109K (Курфюрст*) (литеру I министерство авиации не использовало, а J была присвоена модификации истребителя с двигателем Испано-Сюиза), представлял собой модифицированный вариант Bf.109G-10, получивший ряд использовавшихся на самолетах серии G наборов заводской установки и некоторые аэродинамические улучшения.

Первый предсерийный Bf 109K-0 - появился сентябре 1944 г и отличался от последний модификации серии G увеличенной высотой капота, удлиненным коком и двумя триммерами на руле направления. Hа самолет ставился так называемый фонарь "Галланд", деревянный киль, убираемое хвостовое колесо на удлиненной стойке. Вооружение состояло из двигательной 30-мм пушки MK 108 и двух 15-мм пушек MG 151 на фюзеляже, причем на половину открытых. Если предсерийные Bf 109K-0 были оснащены двигателями DB 605DB с форсажем GM 1, то серийные получали DB 605ASCM или DB 605DCM - последний с GM 1. Первые самолеты сошли со сборочной линии в октябре 1944 г. Это были модели Bf 109K-2 и К-4, отличавшиеся только герметизацией кабины на последнем.

Последние самолеты серии К-4 получили вместо двигательной MK-108 30-мм пушку МК-103, но 65-мм чехол, покрывавший ствол пушки, делал замену последнего в полевых условиях нетревиальной задачей. Пушка МК-103 также ставилась на Bf.109K-6, главной задачей которого была борьба с бомбардировщиками, для чего он нес еще две 30-мм МК-103 в подкрыльевых гондолах, правда, фюзеляжные MG.151 были вновь заменены на 13-мм пулеметы MG.131. Поставки Bf.109K-6 в истребительные группы начались в январе 1945 года, но до краха «третьего рейха» поступило только несколько таких машин – учитывая, что его взлетный вес (3600 кг) делал его на столько плохо управляемым, это на самом деле было счастьем для пилотов люфтваффе в условиях полного превосходства союзников в воздухе.

Еще меньше попало в боевые части самолетов серии Bf.109K-14 – их поставки начались всего за две недели до конца войны. Их успел получить лишь штаб II/JG.52. Bf.109K-14 получил-таки долгожданный двигатель DB603L с двухступенчатым нагнетателем. Одна удачная бомба за год до того вывела из строя камеру для испытания DB605L в разряженной атмосфере, что оказалось главной причиной задержки поставок двигателя для Bf.109K. Двигатель DB605L работал на 96-октановом бензине С3 и использовал форсаж MW-50, что обеспечивало на взлете 1700 л.с. и 1725 л.с. на высоте 1500 м. Hа высоте 9500 м мощность достигала 1350 л.с. на боевом режиме и 1150 л.с. при наборе высоты. Если Bf.109K-4 развивал на высоте 6000 м скорость 723 км/час, то Bf.109K-14 мог поддерживать такую скорость на высоте 11500 м. Столь высокие летные данные сочетались с достаточно мощным вооружением (30-мм пушки MK-103 или МК-108 и двух 13-мм пулеметов).

Оборудование истребителей серии К было в целом сходным (подробно смотри ссылку ниже) и включало прицел «Revi-16В», радиостанцию FuG.16ZY и ответчик FuG.25A, антенну пеленгатора за кабиной и дополнительную антенну под левым крылом. С июля 1945 года радиостанцию FuG.16ZY планировалось заменять на FuG.15, но сборочные линии, которые еще продолжали выпускать Bf.109, уже были близки к остановке.

Когда союзники форсировали Рейн, число Bf.109 в составе частей люфтваффе было еще довольно большим - около 800 машин поровну серий G и К, из которых 80% были боеспособными. Hо реально боеспособность частей была ниже из-за нехватки топлива и смены аэродромов.

* - Курфюрст (нем. Kurfurst), буквально - князь-избиратель; от Kur - выбор, избрание и Furst - князь) - в "Священной Римской империи" один из князей, за которыми с ХIII в. было закреплено право избрания короля (императора) из своей среды князей-избирателей.

Характеристики Bf.109K-4
Экипаж 1 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 10.00
Длина самолета, м 8.85
Высота самолета, м 2.50
Площадь крыла, м² 16.10
Двигатель
DB-605ASCM, 12-цил. жидкостного охлаждения, мощностью л.с. взлетная 2000
на высоте 500 м 2030
на высоте 5000 м 1800
Массы и нагрузки, кг:
Нормальная взлетная 3100
Максимальная взлетная 3400
Летные данные.
Максимальная скорость при весе 3100 кг, км/час у земли 605
на высоте 6000 м 723
на высоте 7500 м 695
Практический потолок, м 12500
Практическая дальность, км 570
Максимальная скороподъемность, м/мин 1470
Вооружение
одна 30-мм пушка МК 103 или 108 с 60 снарядами
и две 15-мм пушки MG 151 с 220 снарядами на ствол.
1
2

Подробно

Источники

  • "Боевые самолеты Третьего рейха" /У. Грин/
  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

©AirPages
2003-