Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Messerschmitt BF109B,C,D BF109E BF109F BF109G BF109G-2 BF109H BF109K BF110C BF110E BF110G Me-410 Me-309 Me-163 Me-262A-1a Me-262A-2a Me-262B Me-264 1101 Me-321 Me-323 Фото и схемы Боевое применение JG5 Bf 109 JG54 Bf 110 Me 262 Me 262 Три мифа о... Luftwaffe

Bf 109H

Высотный истребитель

Messerschmitt

Bf 109H

В ходе воздушной войны все большее значение придавалось высоте полета боевых машин, и в 1943 г, когда в качестве промежуточного решения программы истребителя с высокими характеристиками был предложен вариант на базе Bf.109F, основной упор был сделан на высотные характеристики самолета. Под обозначением Bf.109H этот проект отвечал требованиям к первому этапу проекта супер-истребителя. Этот этап был известен как срочная программа и предусматривал модернизацию уже существующего истребителя. Второй этап программы предусматривал создание сверхвысотного истребителя и был запланирован до конца 1944 г.

Согласно первоначальному проекту Bf.109H представлял собой планер от Bf.109F с высотным двигателем DB-601 и дополнительной прямой вставкой в консоли крыльев, доводящих общий размах до 12 м. Однако, Технический департамент постоянно поднимал планку требований, увеличив потолок с 13 000 до 15 000 м. Это потребовало внести в проект Bf.109H серьезные изменения. Параллельно с этой работой создавался Ме.209-II, который должен был заменить Bf.109, и 23 апреля 1943 г конструктора Мессершмитта предложили высотный истребитель на базе Ме.209-II взамен Bf.109H. Этот Проект 1091а предусматривал использование либо специального высотного двигателя DB-628A, либо DB-603U (варианта DB-603E с турбокомпрессором TKL-15). По расчетам P.1091а должен был иметь потолок в 17 500 м. Hо в то же время было очевидно, что новый истребитель Мессершмитта сможет пойти в серию только в конце 1944 г, а высотный истребитель был нужен люфтваффе как можно скорее. Мессершмитт получил указание вернуться к проекту Bf.109H, но с учетом решений по P.1091а, в том числе двигателя DB-628.

Для отработки установки двигателя на Ме.209-II, планер Bf.109G-5 (#16281) был переделан под макет DB-628 самолет назывался Bf.109-V49. После стендовых испытаний DB-628 установили на планер Bf.109G-3 (#15338). Самолет под обозначением Bf.109-V50 полетел первый раз 18 мая 1943 г под управлением флюг-капитана Венделя. Hесмотря на близкую к DB-605A конструкцию, DB-628А с двухступенчатым нагнетателем и промежуточным охладителем оказался больше по размерам и тяжелее на 170 кг. Hа самолет был установлен туннельный кок и винт с широкими лопастями. При этом носовая часть была удлинена на 0,75 м, что потребовало установки в хвостовой части противовеса. Hа Bf.109H с этой же целью крыло передвинули на 0,25 м вперед, а площадь хвостового оперения увеличили.

После коротких испытаний в Аугсбурге Bf.109-V50 был переведен на испытательный центр Даймлер-Бенц в Эхтердингене к югу от Штутгарта, где пилоты-испытатели провели две 30-часовые программы испытаний, во время которых достигалась высота полета 15 500 м. Было рассчитано, что на взлете серийный двигатель DB-628 будет иметь мощность 1490 лс, на высоте 2000 м 1580 лс, на высоте 6400 м 1480 лс, на высоте 9600 м 1350 лс и на высоте 12 000 м 1130 лс. Пока на Даймлер-Бенце испытывался Bf.109-V50 с DB-628, этот двигатель поставили на еще один Bf.109G-5, также получивший увеличенный киль и прямые вставки в крыло. Самолет полетел в июне 1943 г под обозначением Bf.109H-V54 (DV+JB). Одновременно началась работа по переделки нескольких планеров Bf.109F-4 в предсерийные Bf.109H-0.

Помимо вставки в крыло прямых в плане секций, были также перенесены на концы этих секций стойки шасси. Удлиненный стабилизатор получил подкосы. В остальном Bf.109H-0 были подобны Bf.109F-4/Z, сохранив двигатель DB-601E-1 с системой форсажа GM-1. Вооружение состояло из одной пушки MG-151/20 и двух 7,9 мм пулеметов MG-17. Hа этих машинах в основном планировалось исследовать проблемы полетов на больших высотах и доработки оборудования. Bf.109H-1, которые предназначались для войсковых испытаний, использовали планер Bf.109G-5 с гермокабиной и двигателем DB-605A с системой форсажа GM-1. Помимо оборудования как у Bf.109H-0 была предусмотрена установка фотокамер Rb 20/30, 50/30 или 75/30.

Несколько Bf.109H-1 были в начале 1944 г поставлены для войсковых испытаний в часть под Парижем. Хотя летные данные истребителя посчитали достаточными, а потолок достигал 14 500 м, при пикировании на скорости 730 км/ч начинался флаттер крыла. Серия испытаний Bf.109H-1 на пикирование была проведена в Аугсбурге флюг-капитаном Венделем, и 14 апреля 1944 г после пикирования с высоты 5000 м, на высоте 3000 м при скорости 800 км/ч начался флаттер крыла. После того, как Вендель взял ручку на себя, левое крыло отвалилось с частью фюзеляжа.

После проведения еще нескольких испытательных полетов дальнейшие работы по Bf.109H были прекращены, так как остановились на Та.152H. К этому времени были разработаны еще несколько проектов высотного истребителя. 22 декабря 1943 г был облетан еще один опытный самолет Bf.109H-V55 (#15709 DV+JC). Испытания Bf.109-V54 показали серьезные проблемы с устойчивостью, которые в основном были связаны с обводами носовой секции фюзеляжа. В результате Bf.109H-V55 (первоначально он делался под обозначением Me.209-V6, но потом был использован в программе Bf.109H, так как программа Ме.209 была прекращена) хотя и сохранил удлиненную носовую часть фюзеляжа, получил двигатель DB-605B с нагнетателем от DB-603 и капот по образцу Bf.109G. Самолет также получил удлиненные законцовки крыла по образцу высотного варианта Ме.209, которые довели размах до 13,25 м, получил удлиненные предкрылки и элероны, новый киль. Hа самолет планировалось поставить двигатель DB-603G, но, учитывая задержки с работами по последнему, на серийный вариант Bf.109H было решено ставить Jumo-213E-1 с системой GM-1. Планировалось производство этого самолета в вариантах тяжелого истребителя Bf.109H-2 с тремя 30 мм пушками МК-103 или МК-108 и двумя MG-151/20; легкого истребителя Bf.109H-3 с одной 30 мм пушкой МК-108 и двумя 13 мм пулеметами MG-131 и разведчика Bf.109H-4 с одной фотокамерой Rb 50/30 или 75/30. Hи один из этих вариантов не был принят, и все работы закончились на Bf.109H-V55, который был разрушен после налета на Аугсбург 25 февpаля 1944 г авиации союзников. Его предшественник с двигателем DB-628 (Bf.109H-V54) был уничтожен полугодом позже 14 августа 1944 г после налета на испытательный центр Даймлер-Бенц в Эхтердингене.

Характеристики Bf.109H-V-55
Экипаж 1 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 13.25
Длина самолета, м 10.25
Высота самолета, м 3.2
Площадь крыла, м² 21.9
Двигатель
DB-605B; 12-цил. жидкостного охлаждения типа перевернутой V,
взлетной мощностью, л.с.
1600
Массы и нагрузки, кг:
Пустого 2880
Максимальная взлетная 3540
Летные данные.
Максимальная скорость, км/час на высоте 6000 м 590
на потолке полета 685
Практический потолок, м 13500
Вооружение
1 x 30 мм пушка МК-108 (60 снарядов) в развале цилиндров
2 x 20 мм MG-151 (200 снарядов на ствол) в крыле.
1
2

Источники

  • "Боевые самолеты Третьего рейха" /У. Грин/

©AirPages
2003-