Aviation of Word War II

Home Russian

Bf-109G-2

Fighter

Messerschmitt

Bf 109G-6

There is no doubt that the Gustav was an excellent fighter for its time. At an altitude of 6300 m, the aircraft developed a speed of 640 km / h (for three minutes the car could be accelerated to 650 km / h), and gained a height of 6000 m in 5.1 minutes. Thanks to its qualities, "Gustav" surpassed all enemy fighters.

But the car also had disadvantages. The main one was a very high accident rate of the engine, the mass serial production of which began simultaneously with the release of Gustav. This led to heavy losses in combat units. Problems with the engine were primarily due to the insufficiency of the lubrication system, which worked at too low an oil pressure. As a result, engine failures often occurred, and numerous cases of spontaneous combustion of aircraft were noted. Despite all efforts to provide better ventilation and cooling, the DB 605A motors continued to overheat. This shortcoming was completely eliminated only a year later.

Another drawback was also due to the engine. We are talking about the fact that a powerful engine made it difficult to pilot the aircraft. So many pilots complained that the Gustav was much more difficult to control than the former Friedrich. This shortcoming was eliminated only in the spring of 1944, when an enlarged tail was installed on the aircraft, and the elevators were equipped with trim tabs. In addition, the tire profile was increased on Gustav. So the tires of the main landing gear instead of 650x150mm became 660x160 mm, and the tail wheel tire - from 290x110 mm to 350x135 mm. This measure improved the stability of the aircraft during the takeoff run, run and taxiing.

The production of fighters was distributed among three firms (WNF, Erla and Messerschmitt). From May to December 1942, 1586 Gustav-2s were produced. The first, already in May, was launched by WNF.

The G-2 aircraft differed from the G-1 only in that they were equipped with a conventional cockpit. Production plans were constantly revised in favor of the simpler Bf 109G-2. Its output grew rapidly. If the G-1 entered the units operating in the west, then the G-2 was used on the Eastern Front. The first G-2s were received by I.JG 54 and III.JG 52. In early July, pilots of II.JG 54 transferred to the Bf109G-2, and in early August 1942, I / JG 51 received new aircraft. of the first new fighters were the Croats from the 15th squadron of JG 52.

After the training of personnel, primarily technicians (this was necessary due to the rather high accident rate of the new DB 605A engine), I / JG 1 began combat operation of the Gustavs. The first flights took place in late June - early July 1942. I and II / JG 2 mastered the new machines by the beginning of July 1942.

Bf 109G-2 being tested at the Air Force Research Institute. Midway through the war, new German fighters remained in the focus of the Soviet aviation command element. Moreover, there was the necessity to inform Stalin about the improved Messerschmitts. On 23 October 1942, Red Army Air Forces Chief Engineer A. K. Repin reported this to the Leader: "Recently, modified Bf 109F-4 and Bf 109G-2 fighters have appeared at the front. Based on information from line units, they have greater level and vertical speeds. According to the Red Army Main Intelligence Directorate, these aircraft can reach a speed of 625-650 km/h at an altitude of 6700 meters. I would kindly ask you to task the People's Commissariat of the Aviation Industry to do the following: by spring 1943, design and build a single-engine fighter with a speed on the order of 680-700 km/h at altitudes of 6000-7000 meters, maximum speed at ground level of 550-560 km/h, technical flight weight not exceeding 3300 kilograms, and with metal wings".

However, a captured Bf 109 had to be tested in order to know both the strong and weak points of the new fighter. Such was the task set before the institute leadership in late autumn 1942. Thus, as soon as the news about the I/JG3 Group Messerschmitt captured near Stalingrad was received, Captain A. G. Proshakov flew there at once. On 25 December, after simple repairs, he managed to fly the trophy to the institute repair shops. In early January 1943, Engineer-Captain A. S. Rozanov began examining Bf 109G-2 No. 13903.

The Institute's chief assigned the task to compare the German machine with the best Soviet experimental and series-produced fighters, above all, the Yak-1 Yak-7b, La-5, Yak-9, as well as the Yak-1 M-106 and N. N. Polikarpov's I-185. The inspection showed that the new Messerschmitt differed from previoush examined Bf 109F-2 No. 9209 in its more powerful DB 605A engine, additional underwing 20mm MG 151 cannon, armor-glass windshield, and 18mm Duralumin plate behind the fuel tank.

Test flights by seasoned test pilots like Colonel P. M. Stefanovskiy, Captain A. G. Proshakov, and Captain A. G. Kubyshkin demonstrated that it was hard for Soviet series-produced fighters to equal the Bf 109G Gustav in combat. The power plant on the German aircraft was more convenient to control, bu the view from the cockpit, especially to the rear, turned out to be much worse than that of, let's say, the Yak-9. Engineer-Lieutenant Colonel A. N. Frolov, Chiei of the Fighter Department, noted how painstakingly German designers anc engineers sealed the construction elements. Slots on control surfaces were reduced to a minimum, motor cowlings fitted tightly against the fuselage, ant: the fuselage had rubber gaskets.

Only the experimental I-185 fighter could compete with the Bf 109G-2 in rate of climb and only the MiG-3 could reach a service ceiling of 11,250 meters (the best series-produced examples could climb to 11,500 m). The Messerschmitt salvo weight was 4.67 kilograms per second.32 Underwing cannon considerabh reduced the horizontal maneuverability of the aircraft, which we called the "five-pointer". The German designation was Bf 109G-2/R6. It took the German fighter 22.6 seconds to complete a bank at an altitude of 1000 meters (similar to the series-produced La-5) and most Soviet fighters could perform a run-in from the rear during the second or third bank.

Aerial combat between the Bf 109G-2/R6 and La-5 was simulated at the Air Forces Scientific Research Institute. The Lavochkin had improved visibility and its weight was reduced by 160 kilograms. At low altitudes, it was flying with the M-82 engine in afterburner. Lieutenant Colonel N. I. Shaurov, who was evaluating the aircraft from the tactical point of view, came to the conclusion that the upgraded Soviet airplane could successfully counter the Messerschmitt at low and medium altitudes. He thought that its poor visibility to the rear and the danger of involuntary entry into a spin when the stick was overbalanced during a bank gave the La-5 an equal chance, even in vertical aerial combat. In a prolonged dive, the Bf 109G-2 was somewhat faster, but a Lavochkin recovering from a dive could overtake the German owing to a steeper trajectory.

Institute Chief General P. A. Losyukov in his report on testing the "five-pointer" Bf 109G-2 noted that the test results had to be disseminated to Red Army Air Forces line units. "In order to combat the new Messerschmitt successfully, there is an urgent necessity to use the TsAGI recommendations to improve the aerodynamics of domestic series-produced fighters and to accelerate production of Yak-1 and Yak-9 airplanes with the M-106 engine and the La-5 powered by the M-82 NV (with direct injection)," the general noted. Losyukov also drew the attention of the People's Commissariat of the Aviation Industry leadership to the necessity to eliminate defects degrading the combat qualities of our fighters.

The test results had an impact on development of the domestic aircraft industry. The military wrote to People's Commissar Shakhurin, asking him:

1. In order to increase horizontal and vertical speeds of domestic fighters, oblige chief designers comrades Shvetsov, Klimov, and Mikulin to install hydraulically driven superchargers on M-71, M-82, M-106, M-107, AM-39, and AM-42 engines. Recommend use of an automatic hydraulic clutch control unit similar to the one on theDB605A/l.

2. "Free" the pilot from the requirement to constantly monitor the power plant temperature during aerial combat and oblige chief designers comrades Yakovlev and Lavochkin to design and install automatic devices regulating the position of radiator shutters and cowl flaps to reduce drag by using a more rational way to open the shutters regulating the temperature.

Bf.109G-2 R6

Bf.109G-2 R6



Photo Description
Drawing Bf 109G-2

The Bf 109G-2

Soviet pilot in the cockpit of Bf 109G-2/R-6 No. 13903

Soviet pilot in the cockpit of Bf 109G-2/R-6 No. 13903, January 1943. Captured near Stalingrad and tested in the Soviet Union using the designation "Five-Pointer", this fighter seriously worried the Red Army Air Forces leadership due to its excellent flight capabilities

Bibliography

  • "The German Imprint on the History of Russian Aviation " /D.A. Sobolev, D.B. Khazanov/
  • "Encyclopedia of military engineering " /Aerospace Publising/
  • "The air war" /#60, 61/

Авиация Второй мировой На главнуюПоиск на сайтеEnglish
Самолёты Messerschmitt BF109B,C,D BF109E BF109F BF109G BF109G-2 BF109H BF109K BF110C BF110E BF110G Me-410 Me-309 Me-163 Me-262A-1a Me-262A-2a Me-262B Me-264 1101 Me-321 Me-323 Фото и схемы Боевое применение JG5 Bf 109 JG54 Bf 110 Me 262 Me 262 Три мифа о... Luftwaffe

Bf 109G-2

Истребитель

Messerschmitt

Bf 109G2 командира 7/JG5 оберлейтенанта Т.Вайссенбергера, 1943 © Михаил Быков

Bf 109G2 командира 7/JG5 оберлейтенанта Т.Вайссенбергера, 1943 г.

Нет сомнения в том, что «Густав» был отличным истребителем для своего времени. На высоте 6300 м самолет развивал скорость 640 км/ч (на три минуты машину можно было разогнать до 650 км/ ч), а высоту 6000 м набирал за 5,1 мин. Благодаря своим качествам «Густав» превосходил все истребители противника.

Но машине были присущи и недостатки. Главным из них была очень большая аварийность двигателя, массовый серийный выпуск которого начали одновременно с выпуском «Густава». Это приводило к большим потерям в боевых частях. Проблемы с двигателем в первую очередь объяснялись недостаточностью системы смазки, работавшей при слишком низком давлении масла. В результате часто случались поломки двигателя, отмечались многочисленные случаи самовозгорания самолетов. Несмотря на все усилия обеспечить лучшую вентиляцию и охлаждение, моторы DB 605A продолжали перегреваться. Этот недостаток полностью удалось устранить лишь через год.

Другой недостаток также был обусловлен двигателем. Речь идет о том, что мощный двигатель затруднил пилотирование самолета. Очень многие пилоты жаловались, что «Густав» гораздо труднее управляем, чем прежний «Фридрих». Этот недостаток удалось устранить лишь весной 1944 года, когда на самолет установили хвостовое оперение увеличенной площади, а рули высоты оснастили триммерами. Кроме того, на «Густаве» увеличили профиль покрышек. Так покрышки главного шасси вместо 650х150мм стали 660x160 мм, а покрышка хвостового колеса - с 290x110 мм до 350x135 мм. Эта мера улучшила устойчивость самолета во время разбега, пробега и рулежки.

Выпуск истребителей распределили между тремя фирмами (WNF, Erla и Messerschmitt). С мая по декабрь 1942 года было выпущено 1586 «Густавов-2». Первой, уже в мае, к выпуску приступила фирма WNF.

Самолеты G-2 отличались от G-1 только тем, что оборудовались обычной кабиной. Производственные планы постоянно пересматривались в пользу более простого Bf 109G-2. Его выпуск быстро нарастал. Если G-1 поступал в части, действующие на западе, то G-2 использовался на Восточном фронте. Первыми G-2 получили в I.JG 54 и III.JG 52. В начале июля на Bf109G-2 пересели летчики II.JG 54, а в начале августа 1942 года новые самолеты получил I/JG 51. Любопытен тот факт, что одними из первых новые истребители получили хорваты из 15-й эскадрильи JG 52.

После подготовки личного состава, в первую очередь техников (это было необходимо из-за довольно высокой аварийности нового двигателя DB 605A), I/JG 1 приступила к боевой эксплуатации «Густавов». Первые вылеты состоялись в конце июня - начале июля 1942 года. I и II/JG 2 освоили новые машины к началу июля 1942 года.

Bf 109G-2 на испытаниях в НИИ ВВС  В середине войны новые немецкие истребители по-прежнему находились в центре внимания командования советской авиации. Более того, об усовершенствованных «мессершмиттах» сочли необходимым проинформировать Сталина. 23 октября 1942 г. главный инженер ВВС Красной Армии А.К.Репин сообщил верховному: «В последнее время на фронте появились модифицированные истребители Bf 109F-4 и Bf 109G-2, которые, по сведениям строевых частей, обладают более высокими показателями горизонтальной и вертикальной скорости. Эти самолеты, по данным Главного разведывательного управления Красной Армии развивают максимальные скорости 625-650 км/ч на высоте 6700 м. Прошу Вас поставить перед НКАП задачу сконструировать и построить к весне 1943 г. одномоторный истребитель с максимальной скоростью порядка 680-700 км/ч на высотах 6000-7000 м, максимальной скоростью у земли 550-560 км/ч, полетным техническим весом не более 3300 кг и с крыльями, выполненными из металла.»

Однако хотелось поточнее знать сильные и слабые стороны новых Bf 109, а для этого требовалось как можно скорее испытать трофейный истребитель. Именно такую задачу поставили поздней осенью 1942 г. перед руководством НИИ ВВС. Поэтому как только поступило сообщение о захвате под Сталинградом «мессершмитта» из группы I/JG3, туда немедленно вылетел капитан АГ.Прошаков. Ему удалось после несложного ремонта 25 декабря перегнать трофей в ремонтные мастерские НИИ ВВС. В начале января 1943 г. инженер-капитан А.С.Розанов приступил к изучению Bf 109G-2 № 13903.

Начальник института поставил задачу сравнить немецкую машину с лучшими опытными и серийными советскими истребителями, прежде всего с Як-1, Як-7б, Ла-5, Як-9, а также Як-1 М-106 и И-185 Н.Н.Поликарпова. Осмотр объекта испытания показал: от ранее изученного в НИИ ВВС Bf 109F-2 № 9209 новый «мессер» отличался более мощным мотором DB 605A, а также установкой дополнительных подкрыльевых пушек MG 151 калибра 20 мм, прозрачной брони на передней части козырька кабины пилота и 18-мм плиты из листового дюраля за бензобаком.

Полеты опытных летчиков-испытателей полковника П.М.Стефановского, капитанов А.Г.Прошакова и А.Г.Кубышкина показали, что нашим современным серийным истребителям оказалось трудно на равных вести бой с Bf 109G «Густавом». На немецких машинах управление винтомоторной группой осуществлялось для летчика удобнее, чем на отечественных, но обзор из кабины, особенно назад, оказался намного хуже, чем, скажем, на Як—9. Начальник истребительного отделения инженер-подполковник А.Н.Фролов отметил тщательное выполнение немецкими инженерами и конструкторами герметизации конструкции планера: щели на рулях управления свели к минимуму, капоты мотора прилегали плотно, по обводам фюзеляжа крепились резиновые прокладки.

В полете на режиме наибольшей скороподъемности конкуренцию Bf 109G-2 мог составить только опытный И-185, а практический потолок 11250 м набирал только МиГ-3 (лучшие из серийных машин поднимались на 11500 м). Вес секундного залпа «мессера» равнялся 4,67 кг. Подкрыльевые пушки значительно снижали горизонтальную маневренность «мессершмитта», получившего у нас обозначение «пятиточечный», а в Германии Bf 109G-2/R6. На выполнение виража на высоте 1000 м у «немца» уходило 22,6 с (как и у серийных Ла-5) и большинство советских истребителей могло зайти ему в хвост на втором-третьем развороте.

В НИИ ВВС провели учебный воздушный бой Bf 109G-2/R6 с Ла- 5, у которого улучшили обзор и снизили вес на 160 кг. Полеты на малых высотах летчики «лавочкина» вели с включением форсажа мотора М-82. Подполковник Н.И.Шауров, дававший сравнительную тактическую оценку самолетов, пришел к выводу: на малых и средних высотах модернизированный советский истребитель мог успешно сражаться с «мессершмиттом». Он считал, что плохой обзор назад, тяжелое управление, опасность срыва в штопор при перетягивании ручки на виражах у «мессера» делали шансы Ла-5 не хуже даже при ведении боя на вертикалях. При длительном пикировании Bf 109G-2 развивал несколько большую скорость, но при выводе обеих машин в горизонтальный полет «лавочкин» мог догнать «немца» за счет более крутой траектории.

В заключение отчета по испытаниям «пятиточечного» Bf109G-2 начальник института генерал П.А.Лосюков отметил необходимость довести материалы проведенной работы до сведения строевых частей ВВС Красной Армии. «Для успешной борьбы с новыми «мессершмиттами» необходимо срочно улучшить аэродинамику отечественных серийных истребителей по рекомендациям ЦАГИ, ускорить выпуск самолетов Як-1 и Як-9 с мотором М-106 и Ла-5 с мотором М-82 НВ (с непосредственным впрыском),» — отметил генерал. Лосюков также обратил внимание руководства НКАП на необходимость срочного устранения дефектов, снижающих боевые качества наших истребителей.

О влиянии результатов испытаний на развитие отечественной авиапромышленности видно из обращения военных к наркому А.И.Шахурину:

1. В целях повышения горизонтальных и вертикальных скоростей отечественных истребителей, обязать главных конструкторов тт. Швецова, Климова и Никулина установить на моторы М-71, М-82, М-106, М-107, АМ-39 и АМ-42 нагнетатели с гидравлическим приводом. Рекомендовать использовать автомат управления гидромуфтой. аналогичный имевшемуся на DB 605А/1.

2. Для «освобождения» летчика от необходимости постоянного наблюдения за температурным режимом винтомоторной группы в воздушном бою, а также в целях уменьшения лобового сопротивления за счет более рационального открытия регулирующих температуру створок, обязать главных конструкторов тт. Яковлева и Лавочкина разработать и установить автоматы, регулирующие положение заслонок радиаторов и створок капотов.»

Источники

  • Немецкий след в истории отечественной авиации. /Соболев Д.А., Хазанов Д.Б./
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Война в воздухе "/№ 60, 61/

©AirPages
2003-