Авиация Второй мировой

Home English

Bf-109E

Bf 109E-4
  • Истребитель
  • Первый полет: 1938
  • Мессершмитт

Основной немецкий истребитель начала Второй мировой войны. Bf 109E обеспечил успех "Люфтваффе" над Польшей, Скандинавией и Северо-Западной Европой в период между сентябрем 1939 года и июнем 1940 года. Его недостатки выявились лишь тогда, когда этим самолетам пришлось совершать дальние рейды против британских истребителей в "Битве за Англию". Поступивший на вооружение в конце 1938 года и выпущенный в количестве более 4000 машин, Bf-109E ("Эмиль") представлял собой тот же Bf-109D, но с более сильным двигателем DB-601 и пушечным вооружением.

DB 601 имел почти те же размеры, что и DB 600. Цилиндры и поршни остались без изменений. Карбюратор первого был заменен на непосредственный впрыск топлива на втором. Степень сжатия увеличили с 6,5 до 6,9, наддув усилили, а нагнетатель получил автоматическую систему регулирования наддува при помощи гидромуфты. Непосредственный впрыск топлива снижал его расход, позволял использовать бензин с меньшим октановым числом и в отличии от карбюратора позволял мотору долго работать при отрицательных перегрузках.

Из ранних вариантов этого самолета основными были Bf 109E-1 со 1075-сильным двигателем DB 601A-1, Bf 109E-3 с более мощным двигателем, улучшенным бронированием и местом для 20-мм орудия в развале цилиндров двигателя, а так же Bf-109E-4 (без мотор-пушки). Пилоты считали "Эмиль" одной из лучших моделей Bf 109, как минимум равной ранним моделям "Спитфайра".

Вооружение: Ме 109Е - две 20-мм крыльевые пушки MG/FF с боекомплектом 60 патронов и 2 × 7,92-мм пулемета MG-17 с боекомплектом 500 патронов на пулемет.

Во время вторжения в СССР в июне 1941 «Эмиль» уже снимался с вооружения, остается фактом, что несколько месяцев над СССР летали и Bf 109E. Известно, например, что JG 54 и штурмовая эскадра SG 1 воевали на этом театре на Bf.109E.

Bf 109E-1 of 5./JG77 Black 4 of Anton Hacki Kristiansand Kjevik, Norway, June 1940

Bf 109E-1 of 5./JG77, чёрная 4 Антона Хаки, Kristiansand Kjevik, Норвегия, июнь 1940 г.

Характеристики Bf 109E
Мессершмитт Bf 109 E-1 E-3 E-4
Геометрия
Длина самолета, м 8.76 8.76 8.76
Размах крыла, м 9.90 9.90 9.90
Площадь крыла, м² 16.35 16.35 16.35
Массы, кг
Взлетный вес 1975 2060  
Силовая установка
Мотор DB601A-1 DB601Aa DB601N
Мощность, л.с. 1075 1175 1200
Лётные данные
Max скорость, км/ч у земли 458 467  
на высоте 555 560  
м 5000 4440  
Скороподъемность, м/сек 16.7 17.8  
Практический потолок, м 10972 11000  
Дальность полета, км 560 560  
Вооружение
Пулеметы
Пушки
MG-17 7,92-мм 4 2 2
MG-FF 20-мм - 2-3 2
Бомбовая нагрузка, кг 4×50,
1×120
4×50,
1×120
4×50,
1×120
Фото Описание
Схема Bf 109E-1

Схема Bf 109E-1

Схема Bf 109E-3 Схема Bf 109E-3
Bf 109E-1 из 1./JG20 Bf 109E-1 из 1./JG20
Bf 109E в полете Bf 109E в полете
Bf 109E-7 из состава 'Киркенесской эскадрильи' (1./JG77), 1941 Bf 109E 7 из состава "Киркенесской эскадрильи" (1./JG77), аэродром Хёбуктен, июнь-июль 1941 г.

Bf-109T

Bf 109T-2 RB+OP WNr 7743 JG77 June 1941
  • Истребитель
  • Первый полет: 1939
  • Мессершмитт

В начале 1939 г. В. Мессершмитт предложил морякам технический проект палубного истребителя Bf 109Т ("трагер" - авианосный). По конструкции он был близок к Bf 109Е, но отличался увеличенной площадью и размахом крыла. В связи с этим были удлинены предкрылки и элероны, а закрылки также имели большую площадь. Между пятым и шестым шпангоутами фюзеляжа предусмотрели узел крепления к поводку катапульты. Посадочный крюк крепился к седьмому шпангоуту. Конструкция в указанном месте была усилена для восприятия больших нагрузок. Консоли могли складываться вручную относительно продольных шарниров, расположенных с внешней стороны от узлов установки пушек. Размах крыла в сложенном состоянии сокращался до 4,1 м, но складывание консолей было довольно трудоемкой операцией, поскольку предварительно требовалось отсоединить закрылки. Проект Bf 109Т был принят, но изготовление предсерийной партии поручили фирме "Физилер". Прямо на сборочной линии началась переделка десяти планеров Bf 109Е-1 в предсерийные Bf 109Т-0; впоследствии "Физелер" получила заказ еще на 60 Bf 109Т-1.

На самолеты Bf 109Т-0 устанавливались двигатели DB-601A. Для увеличения угла планирования при заходе на посадку на верхней поверхности крыла были дополнительно установлены спойлеры. Повышенные нагрузки при посадке на палубу потребовали усиления стоек шасси. После испытаний в Травемюнде зимой 1939-1940 гг. их предполагалось передать для войсковых испытаний в 1I/JG186. Однако все работы по достройке авианосца "Граф Цеппелин" после начала Второй мировой войны было решено приостановить, поскольку единственный авианосец не мог обладать требуемой боевой устойчивостью.

Сборку истребителей Bf 109Т-1 на заводе фирмы "Физилер" прекратили вскоре после приостановления работ на авианосце. Впрочем, успешное боевое использование английских авианосцев на Средиземном море в конце 1940 г. вновь привлекло внимание германского руководства к этому типу кораблей. "Физелер" получила указание завершить изготовление 60 Bf 109Т, но уже без специального "авианосного" оборудования. Самолет изготавливался в варианте истребителя-бомбардировщика, приспособленного для эксплуатации с коротких взлетно-посадочных полос.

С самолетов сняли узлы крепления к катапульте и посадочные гаки, установили подфюзеляжные держатели для 300-литровых баков, четырех 50-кг или одной 250-кг бомбы. Этот вариант, выпушенный весной 1941 г., получил обозначение Bf 109Т-2. На самолеты этой модификации устанавливались двигатели DB-601N, работавшие на 96-октановом бензине СЗ. При взлетной массе 2800 кг истребитель Bf 109Т-2 имел взлетную дистанцию 500 м (с набором высоты 15 м). Его минимальная скорость полета составляла всего 120 км/ч, а посадочная - 130 км/ч.

Такие самолеты сочли подходящими для использования с небольших временных аэродромов, характерных для северных районов Европы. В частности, истребители Bf 109Т-2 передавались на вооружение группы I/JG77, базировавшейся в районе Ставангера. Перевооружение группы с Bf 109Е-3 на Bf 109Т-2 началось в июне 1941 г., при этом один отряд был переведен в Тронхейм (позже он именовался "отдельным отрядом Тронхейм"). 24 января 1942 г. группа 1/JG.77, все еще вооруженная Bf 109Т-2, сменила название на I/JG5. Вскоре после этого 3-й отряд перебросили на остров Хердла в районе Бергена, где была оборудована деревянная взлетно-посадочная полоса длиной чуть больше палубы авианосца.

В марте 1942 г. попытка линкора "Тирпиц" с охранением из легких сил атаковать северные конвои, следовавшие в Мурманск, закончилась провалом из-за обнаружения его подлодками, однако определенную роль сыграло также отсутствие истребительного прикрытия над германской эскадрой. В результате адмирал Редер вновь поставил вопрос о необходимости достройки авианосца "Граф Цеппелин". Приказ о возобновлении работ на авианосце поступил 13 мая 1942 г., но к этому времени Bf 109Т-2 считался уже устаревшим.

Хорошие взлетно-посадочные характеристики Bf 109Т-2 позволили направить уцелевшие самолеты в состав так называемого "истребительного отряда Гельголанд", сформированного 10 апреля 1943 г. на одноименном острове. Около 30 истребителей Bf 109Т-2 продолжали числиться в воздушном флоте "Рейх" до лета 1944 г., а затем их передали в истребительную группу 1V/JG5.

Характеристики Bf 109 T-2
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 11.10
Длина самолета, м 8.8
Высота самолета, м 2.60
Силовая установка
12-ти цилиндровый DB-601N Даймлер-Бенц, мощностью л.с. 1200
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2000
Нормальная взлетная 2800
Максимальная взлетная 3080
Летные данные
Максимальная скорость у земли, км/ч 487
Максимальная скорость на высоте, км/ч 572
Максимальная скороподъемность, м/мин 1020
Практический потолок, м 10500
Дальность полета, км/час
с 300 л баком
725
910
Вооружение
2 × 20-мм пушки MG FF с 60 снарядами на ствол, и
2 × 7,9-мм пулемета MG 17 с 1000 патронами на ствол.
Фото Описание
Схема Bf 109T Схема Bf 109T

Bf-109V-21

Bf 109 V-21
  • Истребитель
  • Первый полет: 1939
  • Мессершмитт

Самая таинственная модификация Bf 109 - Мессершмитт с радиальным двигателем. Летом 1938 фирме было выдано задание на проектирование 109-го под двигатель воздушного охлаждения. Цель сего опыта неясна: по одной версии готовился экспортный вариант самолета (клиентом называется Швейцария), по второй - готовилась полноценный вариант боевого самолета под еще неготовый BMW 801. Или BMW 139. А может быть даже конкурент или "подстраховщик" FW 190.

18 августа 1939 взлетел Bf 109V-21 с американским двигателем Pratt & Whitney R-1830-SC-G Twin Wasp. Двигатель скорее всего достался от заказанного, но не поставленного южноафриканцам авиалайнера Ju 90. V-21 (номер гражданской регистрации D-IFKQ, серийный номер 1770) создавался на основе сильно перекроенного Bf 109E-3. Как ни удивительно по отчетам фирменного испытателя самолет в воздухе показал себя хорошо, его поведение было аналогичным "Эмилю". В дальнейшем он летал в интересах научно-исследовательских организаций Третьего Рейха Deutsche Forschungsanstalt für Segelflug (DFS) и Luftfahrtforschungsanstalt Hermann Göring e.V.(LFA) по крайней мере до сентября 1940.

Фото Описание
Схема Bf 109 V-21 Схема Bf 109 V-21

Подробно

Модификации самолета Bf 109E

  • Bf 109Е-1 — выпущенная в 1939 году серия из 1540 самолетов новой модификации с двигателем ДВ-601А и с усиленным вооружением (2 х 7,92-мм пулемета и 2 х 20-мм пушки). Имелся вариант истребителя-бомбардировщика Bf 109Е-1/В, способного нести до 250 кг бомб.
  • Bf 109Е-3 — использовавшаяся в «Битве за Англию» модификация истребителя с двумя 7,92-мм пулеметами и тремя 20-мм пушками. Выпущено 1868 машин.
  • Bf 109Е-4 — выпускавшаяся в 1940 году модификация истребителя бомбардировщика с двигателем ДВ-601N (1200 л.с.). Вооружение состояло из двух 7,92-мм пулеметов и двух 20-мм пушек. Имелся вариант ночного истребителя Bf 109E-4/N.
  • Bf 109 Е-5, 6, 9 — модификации истребителя-фоторазведчика.
  • Bf 109Е-7 — штурмовая модификация с дополнительным бронированием двигателя, выпускалась в 1941 году для использования в Северной Африке.
  • Bf 109Е-8 — дальнейшее развитие Е-1 с дополнительным топливным баком под фюзеляжем.
  • Bf 109Т — вариант Bf 109Е, предназначенный для базирования на авианосце «Граф Цеппелин».

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Война в воздухе "/№ 37, 62/
  • "История авиационного вооружения "/А.Б. Широкорад/