Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Arado Ar.196 Ar.232 Ar.234B-2 Ar.234C-3 Ar.240 Ar.440 Фото и схемы Боевое применение Ar.234 Luftwaffe

Ar.240

Дальний разведчик

Arado

Ar.240

Тяжелый истребитель Ar 240 родился, подобно Me 210/410, осенью 1938 г. как потенциальная смена только что поступившему на вооружение Bf 110. Причем министерство авиации "третьего рейха" дало фирме полную свободу в области применения передовых технических решений и технологий.

Над концепцией тяжелого истребителя довольно давно работал технический директор "Арадо флюгцойгверке" Вальтер Блюм. Главной изюминкой разработанного под его руководством проекта было использование новых идей применительно к оборонительному вооружению "охотника". В сотрудничестве с "Рейнметалл-Борзиг" Блюм спроектировал передовую по тому времени систему вооружения - дистанционно управляемую пулеметную установку. Такое решение позволяло избавиться от главного недостатка оборонительного вооружения Bf 110 - отсутствия прикрытия нижней-задней полусферы.

На следующий год компания представила проект, учитывающий самые последние достижения аэродинамики. Самолет представлял собой двухместный цельнометаллический моноплан с высокой нагрузкой на крыло, герметичной кабиной, с дистанционно управляемой пулеметной установкой, с высоко механизированным крылом с автоматическими предкрылками и двухщелевыми закрылками. Необычной была форма воздушного тормоза в виде парашюта, складывающегося в хвостовой конус.

Для обеспечения другого важного требования к новому тяжелому истребителю - максимально возможной скорости - размеры и сечения самолета были выбраны минимальными. Для исключения реактивного момента винтов при использовании мощных моторов планировалось использовать соосные винты. Коки при этом должны были быть туннельными - с воздухозаборником для водяных радиаторов. Это позволяло одновременно охлаждать и редукторы соосных винтов, но условия военного времени не позволили их создать...

С началом войны - 1 сентября - было решено прекратить работы над всеми самолетами, не успевшими начать летные испытания, включая и Ar 240. Работы возобновились только в конце 1939 г. Первый полет Ar 240 VI состоялся 30 апреля 1940 г, а через три месяца за ним последовал и второй Ar 240 V2. С первого же полета стало ясно, что новый "охотник" неустойчив по всем трем осям! Если учесть, что создатель самолета Козин считался в "третьем рейхе" главным специалистом по управляемости самолетов, конфуз был полный... Отказ от соосных винтов сразу сделал Ar 240 неустойчивым, и, казалось бы, удачное решение с туннельными коками сыграло тут не последнюю роль, так как такие коки обладали большей массой и еще больше увеличивали реактивный момент винтов. Большая вращающаяся масса далеко перед центром массы самолета сделала его неустойчивым в продольном и поперечном управлении. К тому же длинные, узкие элероны показали свою неэффективность. Продувки в аэродинамической трубе показали, что виноват еще и тонкий профиль крыла. Переднюю кромку пришлось утолщить специальными наделками. В отличие от проблем с Me 210, на Ar 240 не пришлось даже переделывать оперения. К осени 1940 г. доработанные опытные машины были отправлены в испытательный центр люфтваффе в г. Рехлин.

К тому времени, в результате воздушной "битвы за Англию", уже стала очевидна несостоятельность Bf 110 в роли "охотника". От новых машин срочно потребовали улучшить обзор пилоту, особенно вперед и вниз, установить гермокабины и более мощное оборонительное вооружение. В результате на следующем опытном Ar 240 V3 (KK+CD) были внесены изменения в конструкцию. Самолет проектировался как пикирующий бомбардировщик и разведчик. Герметичная кабина была сдвинута вперед до самого носа, а для сохранения центровки хвост нового самолета был удлинен на 1,2 м вставкой секции фюзеляжа. Размах крыла также пришлось увеличить на 2 с лишним метра. Хвостовой воздушный тормоз был снят. Был установлен дополнительный киль. Предкрылки также были сняты (в основном для избежания их обледенения). Как и у предшественников, двигательная установка Ar 240 V3 состояла из пары DB 601А мощностью 1075 л. с. на взлете. Самолет был, наконец, оснащен гидравлической системой управления огнем FA-13. В верхней и нижней установках было установлено по паре 7,9-мм пулеметов. Вооружение в носовой части - по образцу Ar 240 V2. Все эти доработки задержали готовность V3 до конца весны 1941 г, когда летные испытания выявили некоторое, но недостаточное улучшение управляемости. Вновь потребовались переделки, установка новых элеронов. В конце лета Ar 240 V3 поступил на войсковые испытания в группу дальней разведки. Система FA-13, хорошо действовавшая на испытаниях, в полевых условиях работала плохо и была снята вместе с наступательным вооружением. Вместо них была установлена пара фотокамер Rb 50/30, а также система форсирования впрыском закиси азота GM-1. Полковник Кнемейер из состава разведгруппы выполнил на этом самолете несколько разведывательных полетов над Британией. Высокая скорость и большая высота полета позволили избежать противодействие истребителей.

Тем временем "Арадо" закончила четвертый Ar 240 V4. Для производства установочной серии Ar 240А-0 была выбрана фирма "ArО флюгцойгверке" в Ошерслебене. Началась заготовка металла. Ar 240 V4 предназначался на роль пикировщика и разведчика. Вооружение предыдущего варианта было сохранено, а под фюзеляжем были установлены подвески на восемь 50-кг авиабомб. Вновь был установлен воздушный тормоз, увеличивший длину самолета с 12,4 до 13 м. Двигатели были установлены DB 603A мощностью на взлете 1750 л. с. Перед завершением испытаний на бомбометание с пикирования было решено, что разведчик сейчас более необходим, чем пикировщик. В результате первые предсерийные Ar 240А-01 и -02 (GL+QA и QB), имевшие еще и обозначение V5 и V6, были закончены в варианте разведчиков.

Ar240 A-01 и -02 полетели в октябре 1942 г. Их аэродинамика была также доработана, что улучшило управляемость, все еще далекую от идеала. Хотя размах и форма крыла не изменились, оно фактически было сконструировано заново. Профиль крыла стал близким к ламинарному. Как следствие, характеристики самолета несоизмеримо улучшились. От воздушного тормоза окончательно отказались. Двигатели стали DB 601E мощностью 1175 л. с. на взлете. Наступательное вооружение было сокращено до пары 7,9-мм пулеметов. Но система вооружения FA-13 со спаренными пулеметами MG81Z была сохранена. Два члена экипажа сидели спина к спине в герметичной кабине с остеклением из двойных стекол, герметизированных надувными резиновыми шлангами. Восемь топливных баков вмещали 2300 л топлива и могли быть дополнены подвесным баком на 600 л. Автоматические камеры Rb50/30 монтировались в задней части двигательных гондол. К этому времени взлетный вес возрос до 9460 кг, а нагрузка на крыло составляла не меньше 300 кг/м² при площади крыла 30 м².

Еще три Ar 234-А-О были закончены и облетаны на ArO к октябрю 1942 г. Первый из них А-03 был первоначально оснащен двигателями DB601E, но позже был переоснащен на BMW801TJ - 14-цилиндровые, радиальные, воздушного охлаждения, с турбонаддувом, мощностью на взлете 1880 л. с. и 1520 л. с. на высоте 10800 м. Ar 240А-04 и -05 (или A-0/U1 и U2), выполненные без вооружения, имели двигатели DB603A. А к декабрю 1942 г уже заготовила 80 % узлов и деталей на заводе в Ошерслебене для 40 первых серийных Ar 240А, но Эрхард Мильх приостановил программу.

Боевое применение. Несмотря на прекращение производства, выпущенные самолеты быстро были переданы в боевые части. Так, два Ar 240 в декабре 1942 г. провели разведку "сталинградского котла", в который попала 6-я армия Паульса. Ar 240А-01 и -02 были поставлены в 5-ю истребительную эскадру, которая располагалась на севере Финляндии у Петсамо. Самолеты "Арадо" вели разведку мурманской железной дороги. Другой Ar 240 с февраля 1943 г. действовал вместе с Ju88 из 3.(F)/100 в составе воздушного командования "Остланд", а с июля 1943 г в составе воздушного командования "Дон". В июне 1943 г. I.(F)/100 также использовала Ar 240 в составе 6-го воздушного флота. Летом 1943 г Ar 240А-02 был передан из JG-5 в 2.(F)/122 в Фразиноне, на юго-востоке от Рима. После нескольких испытательных полетов самолет совершил первый разведывательный вылет. Вскоре эта часть получила из состава I.(F)/123 в Перджиа Ar 240А-04 (A-0/U1), но он не использовался из-за проблем с двигателями DB 603А. После их ремонта самолет был возвращен в Германию. Этот самолет вместе с Ar240A-05 (A-0/U2) и Ar 240А-03 использовался на южном секторе Восточного фронта в 10-м полку дальней разведки и в составе 1-й эскадрильи Aufkl. Gr.Ob.d.L. Ar240 V7 и V8, которые успели завершить до приговора Мильха в октябре и декабре 1942 г, являлись прототипами разведчика Ar 240В-1. Они еще также известны под обозначениями Ar 240В-01 и В-02. Самолеты имели такую же конструкцию, как и у Ar 240А-0. Двигатели были DB-605АМ мощностью 1475 л. с. на взлете. С использованием впрыска водно-спиртовой смеси мощность повышалась до 1800 л. с. Оба V7 и V8 имели пару пулеметов MG17 вперед и барбеты с MG81Z. Последний имел еще 20-мм пушку MG151 вперед.

Создание разведывательного варианта Ar 240 имело приоритет перед другими вариантами этого многоцелевого самолета. В результате первый "охотник" - Ar 240 V9 (или Ar 240С) не приступал к летным испытаниям до марта 1943 г, то есть через три месяца после официального завершения программы. Двигатели на нем были DB603A-2 мощностью 1750 л. с. и 1850 л. с. на высоте 2100 м. Ar 240 V9 имел практически ту же конструкцию, что и А- и Б-серии, но размах крыла был увеличен до 16,6 м. Удлинение двигательных гондол привело к общему увеличению длины самолета до 13,3 м. Наступательное вооружение состояло из четырех 20-мм пушек MG 151. На дистанционно управляемых установках были установлены спарки 13-мм пулеметов MG 131. Пустой и взлетный вес заметно увеличился до 8487 кг и 10560 кг соответственно. Несмотря на увеличение площади крыла на 3,6 м², нагрузка на крыло осталась прежней. Испытания показали, что летные характеристики не изменились.

Еще три опытных самолета С-серии строились параллельно: V10 (Ar 240С-02) в качестве ночного истребителя с еще 20-мм MG151 в подвесном обтекателе WT-151A, локатором FuG202 "Лихтенштейн", а VII и VI2 (Ar 240С-03 и -04) были способны нести 1800 кг бомб и были снабжены системой впрыска закиси азота GM1, дававшей на высоте прирост в скорости до 56 км/ч. Проектировались и другие варианты, включая Ar 240С-1 с DB603G, ночной истребитель Ar 240С-2, скоростной бомбардировщик и разведчик С-3 и С-4; многоцелевой Ar240D с двигателями DB614 (DB603 с трехскоростным нагнетателем); увеличенный Ar 240Е - бомбардировщик с двигателями DB603G и эквивалентный вариант истребителя Ar240F. Однако технический департамент отказался от продолжения программы Ar 240. Решение во многом было мотивировано неудовлетворительной управляемостью и некоторыми другими проблемами, которые к моменту прекращения программы в конце 1942 г. все еще оставались нерешенными.

Характеристики
Ar.240 А-1 Ar.240 В-0 Ar.440 A-0
Экипаж, чел 2 2 2
Размеры.
Размах крыла, м 13,3 13,3 16,3
Площадь крыла, м² 30,9 30,9 34
Длина самолета, м 12,8 12,8 14,3
Высота самолета, м 3,95 3,95 4,0
Двигатель.
2XПД, Даймлер-Бенц, мощностью л.с. тип DB601E DB605AM DB603G
у земли 1175 1475 1900
на высоте, 7380 м - - 1560
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 6200 6200 9200
Взлетная 9460 10305 12210
Летные данные.
Скорость, км/ч крейсерская на высоте 6000м 552 575 696*
максимальная на высоте 6000м 615 630 747**
время набора высоты 6000м, мин 11 10,6 -
Дальность полета, км 1990*** 1900*** 2700****
Вооружение
бомб, кг - - 1000

* - максимальная скорость на высоте 8300 м

** - максимальная скорость на высоте 11200 м с использованием GM1.

*** - с 600-л дополнительным баком на крейсерской скорости

**** - с двумя подвесными 670-л баками

Ar.440

«Арадо» Аr.440 - двухместный тяжелый истребитель-бомбардировщик. Создание Ar 440 рассматривалось как совершенно отдельный проект, хотя и использовались модифицированные узлы от Ar 240. Двигатели были DB 603G, которые отличались от DB 603A более скоростным нагнетателем и увеличенной степенью сжатия, и давали на взлете до 1900 л. с. Конструкционно Ar 440 отличался от Ar 240 вставкой дополнительной секции сразу за кабиной и новой хвостовой частью фюзеляжа. Центроплан был расширен так, что двигательные гондолы отстояли дальше от фюзеляжа. Был увеличен и размах консолей, стабилизатора и удлинены двигательные гондолы. Двигатели были оснащены системой GM1. ПредполArалось, что в серии будут ставиться двигатели DB 627, которые отличались от DB 603G двухскоростным нагнетателем и последующим охладителем, развивая мощность до 2000 л. с. на взлете.

Подразумевалось, что главной задачей самолета станет роль истребителя-бомбардировщика. Вооружение Ar 440 состояло из двух 30-мм пушек МК 108 в корневой части крыльев, двух 20-мм пушек MG 151 в носовой части фюзеляжа. Оборонительное вооружение состояло из спарок 13-мм пулеметов MG 131 в верхней и нижней управляемых дистанционно установках и одной 20-мм пушки MG 151, установленной неподвижно назад. Бомбовая нагрузка составляла 1000 кг.

Первый опытный самолет получил обозначение Ar 440А-01. Полеты начались летом 1942 г. Первоначальные заводские испытания были ободряющими - ни один из дефектов, с которыми все еще боролись на Ar 240, не проявился на Ar 440. Еще три Ar 440А-0 присоединились к программе испытаний к концу ноября, в декабре и январе 1943 г. Ar 440А-04 испытывался одним из наиболее известных "охотников" - обер-лейтенантом Тхирфельдером, который был в совершенном восторге от нового самолета. Несмотря на положительные доклады из Рехлина, где проходили испытания нового самолета, Технический департамент отказался от запуска Ar 440 в серию. Возможность выпуска самолета вновь рассматривалась спустя 18 месяцев, после начала так называемой "срочной истребительной программы", но к этому времени уже подходил "Дорнье"-335, обещавший большие перспективы, и истребитель "Арадо" окончательно отошел в историю.

Источники

  • журнал "Авиация и космонавтика" /№ 09 1999г./
  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Военная авиация" CD Media 2000

Фото Описание

Схема Arado 240V-3

Arado 240V-2

Arado 240A-01

Arado 240A-01. Самолет на подъемниках. На фото хорошо видны шасси и двигатель, снятые крупным планом.

Arado 240 на техобслуживании.

Arado 240 перед буксировкой.


©AirPages
2003-