Aviation of WWII
Home Custom Search
Luftwaffe Arado Ar.196 Ar.232 Ar.234B-2 Ar.234C-3 Ar.240 Ar.440 Photos & Drawings

Ar.196

Reconnaissance and patrol aircraft

Arado

The Ar.196A-3 from 102-nd squadron of a flotilla of seaplanes of air force of Romania © Michael Bykov

The Ar.196A-3 from 102-nd squadron of a flotilla of seaplanes of air force of Romania.

The Ar.196 two-float two-seat monoplane is considered the most widely and effectively used small float aircraft of the Second World War.

The prototype of the aircraft was tested in the summer of 1937 and demonstrated good flight characteristics and suitability for use on large warships. Starting in the summer of 1939, deliveries of the first serial modification Ar.196A-1 aircraft began, intended to replace the obsolete Heinkel He-50 float biplanes on ships.

The battleships Bismarck and Tirpitz received six such aircraft each, Scharnhorst and Gneisenar - four each, and the heavy cruisers housed two aircraft each. The planes took off from catapults and landed on the water.

Aircraft design. "Arado" 196 is a two-float seaplane, made according to the normal aerodynamic configuration with a low wing.

The wing - all-metal, two-spar, trapezoidal in plan with rounded tips - consisted of a center section and two folding consoles. On the wing were landing flaps and ailerons equipped with trim tabs. The change in the position of the center of mass of the aircraft was allowed in the range from 19 to 27% of the average aerodynamic chord.

Fuselage - circular section with duralumin sheathing in the middle part and oval section in the tail, sheathed with canvas. The two-seater cockpit was closed by a common movable canopy. A radio station was installed in the observer's cockpit, which provided stable radio communication in short-wave and long-wave ranges at a distance of up to 600 km. In the aft fuselage, a special rubber boat was located in a packed form.

The tail unit is single-finned, free-carrying. The stabilizer and keel were all-metal, the elevators and rudders had a metal frame and linen sheathing. The elevator is made one-piece in the form of one plane with rounded tips. The steering wheels were equipped with aerodynamic and weight balancing. Both rudders had one trim tab.

All-metal single-run floats with water rudders were attached to the wing using steel tube V-struts. In the central part of the floats, in front of the redan, there were 300-liter detachable metal fuel tanks and smoke generators for setting up a smoke screen. To move the aircraft from the slip to the hangar, tricycle trolleys were used, which were attached to the floats in the redan area.

The aircraft was originally equipped with a single-row, radial nine-cylinder air-cooled engine BMW-132K with a single-speed supercharger. Nominal engine power at 3000 m at 2400 rpm - 960 HP with. Takeoff power at sea level at 2500 rpm - 1000 hp with. This modification of the aircraft used a three-bladed propeller with variable pitch VDM in flight with wooden blades. NACA engine hoods.

The fuel system included three tanks (one fuselage and two float ones) and connecting fittings. The total fuel supply is 670 kg. The small arms armament consisted of two 20-mm MG FF cannons in the wing consoles and one 7.92 mm MG 17 synchronous machine gun on the right in the forward fuselage. A 7.92-mm MG 15 machine gun was located in the observer's cockpit on the "K" type machine gun mount. A characteristic feature of this mount was its simplicity and compactness. It did not clutter up the observer's cabin at all and at the same time provided significant angles of fire: up and down by about 70 ° and to the sides up to 90 ° from the aircraft axis.

The bomb armament was housed in two SC 50 wing cassettes, designed to carry two bombs with a caliber of up to 50 kg. Bombs could be dropped from both cabins.

Specification
Crew 2
Dimensions
Wing span, m 12.40
Height, m 4.45
Length, m 11.00
Powerplant
BMW-132K 960 hp
Weight, kg:
Maximum takeoff weight 3730
Performance
Maximum speed at altitude 4000 m, km/h 310
Service ceiling, m 7000
Service range, km 1070
Armament
7.62-mm MG-15 and MG-17 machine guns; 2×20-mm MG-FF cannon bomb load, kg 100

Combat service. Ar.196 aircraft during the Second World War were used to perform a wide variety of tasks: from reconnaissance to escorting convoys of ships and fighting enemy seaplanes. They were also used to search and destroy submarines, with the greatest success achieved by two Ar.196A-2 aircraft, which on May 5, 1940 forced an English submarine to surrender, which had lost its ability to submerge due to damage.

In addition to the Luftwaffe, Ar.196 aircraft were in service with the Air Forces of Bulgaria (12 aircraft) and Romania (28 aircraft).

Soviet version Ar.196

In August 1951, at the Institute No. 15 of the USSR Navy, state tests of the Ar.196 seaplane were completed. Judging by the composition of the armament, it was the machine of the first series Ar.196 A0 or Ar.196 A1. The aircraft, despite more than ten years of operation and significant physical wear and tear, was modified by a team led by A.P. Golubkov at the request of the command of the Navy. This was most likely explained by the fact that by that time there was an acute shortage of specialized aircraft in the aviation of the fleet.

It should be noted that the serial production of seaplanes was discontinued with the outbreak of the Great Patriotic War. From the five design bureaus for naval aircraft that were available before the war, by the beginning of the fifties, only one design bureau of G.M. Beriev remained. It, in the opinion of Admiral of the Fleet N.G. Kuznetsov, was the weakest of all aircraft design bureaus. The orders of the country's naval forces were carried out by one incompletely restored plant number 86 in Taganrog, which only a year after the events described was able to start producing Be-6 flying boats.

The main seaplanes of the Navy were about 130 Lend-Lease Catalins, but there was an acute shortage of spare parts for them. Therefore, at plant No. 86 there were cases of using another aircraft that had become unusable as a "donor" for the restoration of other aircraft of this type. In such conditions, naval pilots had to fly literally everything that was, including the old trophy Arado.

The hydroplane was equipped with an ASh-62 IR engine (with a take-off power of 1000 hp), with a VISH-21 propeller (from the Li-2 aircraft). At the same time, new engine hoods, oil tank and engine frame were manufactured. We installed a domestic air-oil radiator, fire-fighting equipment, a GSK-1500 generator and a 12-A30 battery. The aircraft was equipped with a new instrument panel with domestic flight and navigation instruments. In the cockpit of the radio operator, a pair of DA-2 7.62 mm machine guns appeared.

There is reason to assume that the "rejuvenated" "Arado" served in the aviation of the fleet until 1953.

References

  • "Aviation of Luftwaffe" /Viktor Shunkov/
  • "Encyclopedia of military engineering" /Aerospace Publising/
Armament Arado Blohm and Voss Dornier Fieseler Focke Wulf Heinkel Henschel Junkers Messerschmitt People & Aircraft Photos & Drawings

©AirPages
2003-

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Arado Ar.196 Ar.232 Ar.234B-2 Ar.234C-3 Ar.240 Ar.440 Фото и схемы Боевое применение Ar.234 Luftwaffe

Ar.196

Корабельный разведчик и патрульный самолет

Arado

Ar.196А-3 из 102-й эскадрильи флотилии гидросамолетов ВВС Румынии, Одесса, конец 1943 © Михаил Быков

Ar.196А-3 из 102-й эскадрильи флотилии гидросамолетов ВВС Румынии, Одесса, конец 1943 г.

Двухпоплавковый двухместный моноплан Ar.196 считается наиболее широко и эффективно использовавшимся малым поплавковым самолетом Второй мировой войны.

Опытный образец самолета проходил испытания летом 1937 года и продемонстрировал хорошие летные характеристики и пригодность к использованию на крупных боевых кораблях. Начиная с лета 1939 года начались поставки самолетов первой серийной модификации Ar.196А-1, предназначенных для замены на кораблях устаревших поплавковых бипланов Хейнкель He-50.

Линейные корабли «Бисмарк» и «Тирпиц» получили по шесть таких самолетов, «Шарнхорст» и «Гнейзенар» — по четыре, а на тяжелых крейсерах размещалось по два самолета. Самолеты стартовали с катапульт, а посадку совершали на воду.

Конструкция самолета. "Арадо" 196 — двухпоплавковый гидросамолет, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом.

Крыло — цельнометаллическое, двухлонжеронное, трапециевидной формы в плане со скругленными законцовками — состояло из центроплана и двух складываемых консолей. На крыле располагались посадочные щитки и элероны, снабженные триммерами. Изменение положения центра масс самолета допускалось в диапазоне от 19 до 27% средней аэродинамической хорды.

Фюзеляж — круглого сечения с дюралюминиевой обшивкой в средней части и овального сечения в хвостовой, обшитой полотном. Двухместная кабина экипажа закрывалась общим сдвижным фонарем. В кабине наблюдателя установлена радиостанция, обеспечивавшая устойчивую радиосвязь в коротковолновом и длинноволновом диапазонах на расстоянии до 600 км. В хвостовой части фюзеляжа располагалась в упакованном виде специальная резиновая лодка.

Хвостовое оперение — однокилевое, свободно несущее. Стабилизатор и киль — цельнометаллические, рули высоты и направления имели металлический каркас и полотняную обшивку. Руль высоты выполнен неразъемным в виде одной плоскости со скругленными законцовками. Рули оснащались аэродинамической и весовой балансировкой. На обоих рулях имелось по одному триммеру.

Цельнометаллические однореданные поплавки с водяными рулями крепились к крылу при помощи V-образных стоек из стальных труб. В центральной части поплавков, перед реданом, располагались вкладные металлические 300-литровые топливные баки и дымогенераторы для постановки дымзавес. Для перемещения самолета от слипа к ангару использовались подкатные трехколесные тележки, крепившиеся к поплавкам в зоне реданов.

Самолет изначально был оснащен однорядным звездообразным девятицилиндровым двигателем воздушного охлаждения ВМW-132К с односкоростным нагнетателем. Номинальная мощность двигателя на высоте 3000 м при 2400 об/мин — 960 л. с. Взлетная мощность на уровне моря при 2500об/мин — 1000 л. с. На данной модификации самолета использовался трехлопастный воздушный винт изменяемого в полете шага VDM с деревянными лопастями. Капоты двигателя типа NACA.

Топливная система включала три бака (один фюзеляжный и два поплавковых) и соединительную арматуру. Общий запас горючего 670 кг. Стрелково-пушечное вооружение состояло из двух 20-мм пушек MG FF в консолях крыла и одного 7,92 мм синхронного пулемета MG 17 справа в носовой части фюзеляжа. В кабине наблюдателя на пулеметной установке типа "К" находился 7,92-мм пулемет MG 15. Характерной особенностью этой установки являлась простота и компактность. Она совершенно не загромождала кабину наблюдателя и в то же время обеспечивала значительные углы обстрела: вверх и вниз примерно по 70° и в стороны до 90° от оси самолета.

Бомбовое вооружение размещалось в двух крыльевых кассетах SC 50, предназначенных для подвески двух бомб калибром до 50 кг. Сбрасывание бомб могло производиться из обеих кабин.

Боевая служба. Самолеты Ar.196 в годы Второй мировой войны использовались при выполнении самых разнообразных задач: от ведения разведки до сопровождения конвоев кораблей и борьбы с гидросамолетами противника. Применялись они и для поиска и уничтожения подводных лодок, при этом наибольшего успеха достигли два самолета Ar.196А-2, которые 5 мая 1940 года принудили сдаться в плен английскую подводную лодку, из-за повреждений потерявшую способность к погружению.

Кроме Люфтваффе, самолеты Ar.196 состояли на вооружении ВВС Болгарии (12 машин) и Румынии (28 машин).

Советская версия Ar.196

В августе 1951 г. в институте № 15 ВМС СССР завершились государственные испытания гидросамолета Ar.196. Если судить по составу вооружения, это была машина первых серий Ar.196 А0 или Ar.196 А1. Самолет, несмотря на более чем десятилетний срок эксплуатации и значительный физический износ, был модифицирован коллективом под руководством А. П. Голубкова по просьбе командования ВМС. Объяснялось это скорее всего тем, что к тому времени в авиации флота ощущалась острая нехватка специализированных самолетов.

Следует отметить, что серийное производство гидропланов было прекращено с началом Великой Отечественной войны. Из имевшихся до войны пяти конструкторских бюро по морским самолетам к началу пятидесятых осталось только одно ОКБ Г. М. Бериева. Оно, по мнению Адмирала Флота Н. Г. Кузнецова, являлось самым слабым из всех самолетостроительных конструкторских бюро. Заказы военно-морских сил страны выполнял один не полностью восстановленный завод № 86 в Таганроге, который только год спустя после описываемых событий сумел приступить к выпуску летающих лодок Бе-6.

Основными гидросамолетами ВМС были около 130 "Каталин", полученных по "ленд-лизу", но для них остро не хватало запчастей. Поэтому на заводе № 86 бывали случаи использования очередного, пришедшего в негодность самолета в качестве "донора" для восстановления других машин этого типа. В таких условиях морским летчикам приходилось летать буквально на всем, что есть, в том числе и на старых трофейных "Арадо".

Гидроплан снабдили мотором АШ-62 ИР (со взлетной мощностью 1000 л.с.), с винтом ВИШ-21 (от самолета Ли-2). При этом изготовили новые капоты мотора, маслобак и моторную раму. Установили отечественный воздушно-масляный радиатор, противопожарное оборудование, генератор ГСК-1500 и аккумуляторную батарею 12-А30. Самолет оснастили новой приборной доской с отечественными пилотажно-навигационными приборами. В кабине стрелка-радиста появилась спарка пулеметов ДА-2 калибром 7,62 мм.

Есть основания предположить, что "омоложенный" "Арадо" прослужил в авиации флота до 1953 г.

Характеристики
Экипаж 2 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 12,40
Высота самолета, м 4,45
Длина самолета, м 11,00
Двигатель.
BMW-132K 960 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Максимальная взлетная 3730
Летные данные.
Максимальная скорость, на высоте 4000м км/ч 310
Практический потолок, м 7000
Радиус действия, км 1070
Вооружение
Пулеметы 7,62-мм - MG-15 и MG-17, 2x20-мм пушки MG-FF, бомбовая нагрузка, кг 100

Модификации

Аr.196 выпускался до 1943 года фирмой «Арадо», а также подключившимися к производству с началом войны французской фирмой SNCA и голландской фирмой «Фоккер». Всего было произведено 435 (по другим данным 526) самолетов Ar.196. Имелись следующие модификации и варианты этого самолета:

  • Аr.196А-0 — выпущенная в начале 1939 года партия из десяти самолетов, предназначенных для ведения разведки. Вооружение состояло только из одного 7,92-мм пулемета MG-15 в кабине стрелка-радиста. Под крылом были установлены два бомбодержателя для бомб калибром 50 кг.
  • Аr.196А-1 — серийные самолеты, поставлявшиеся с лета 1939 года в подразделения корабельной авиации. Было выпущено 20 самолетов этого варианта.
  • Аr.196А-2 — самолет для патрулирования прибрежных вод. Имел усиленное вооружение: две 20-мм крыльевые пушки MG-FF, один 7,92-мм пулемет MG-17 в передней части фюзеляжа по правому борту и один подвижный 7,92-мм пулемет MG-15 в кабине стрелка-радиста.
  • Аr.196А-3 — наиболее массовый вариант самолета, кроме фирмы «Арадо», строился также на предприятиях «SNCA» и «Фоккер». Имел усиленную конструкцию и улучшенное радиооборудование. Вооружение — как у варианта А-2.
  • Аr.196А-4 — аналог варианта А-3 с дополнительными приспособлениями для старта с корабельных катапульт. Было выпущено 24 таких самолета для замены на кораблях самолетов Ar.196А-1.
  • Аr.196А-5 — появившийся весной 1943 года вариант с усиленным оборонительным вооружением — вместо пулемета MG-15 в кабине стрелка-радиста установлен спаренный 7,92-мм пулемет MG-81Z. Было усовершенствовано также радиооборудование. До окончания производства в августе 1944 года фирмой «Фоккер» построен 91 такой самолет.
  • Аr.196В — не строившаяся серийно модификация с одним центральным поплавком и двумя стабилизирующими поплавками на консолях крыла.
  • Аr.196С — самолет с улучшенной аэродинамикой и более высокой скоростью полета. Разрабатывался в 1941 году, но серийно не строился.

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Советская версия Ar.196" /Николай Сойко, КР 1996 № 2/
  • "Боевые самолеты Люфтваффе" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Военная авиация" CD Media 2000

Фото Описание

Ar 196 создали для замены поплавковых самолетов на борту больших кораблей кригсмарине. На снимке один из прототипов во время испытаний на борту корабля. Самолет взлетал с катапульты и после боевого вылета поднимался краном с воды на борт корабля.

Эскадрильи корабельных самолетов 1./196 и 5./196 отвечали за поставку самолетов на корабли ВМС и первоначально дислоцировались в Вильгельмсхафене и Киль-Хольтенау. На фото: самолет на борту тяжелого крейсера «Принц Евгений» (Prinz Eugen).

Пара Ar 196A-3 из 2./SAGr 128 после взлета с аэродрома в Бресте в конце лета 1943 г. Ar 196 находились на вооружении морской разведывательной группы, действовавшей на Средиземном море, в Норвегии и на Восточном фронте. Ar 196A-3 стал наиболее массовым типом этого самолета, в нем нашло применение множество конструктивных решений.

«Глаза ВМФ» - Ar 196 имел превосходные мореходные и летные характеристики управляемости. С момента своего появления тяжелое вооружение этого самолета разносило в щепки патрульные самолеты береговой авиации, хотя с течением войны ситуация неуклонно менялась на обратную.


©AirPages
2003-