Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Arado Ar.196 Ar.232 Ar.234B-2 Ar.234C-3 Ar.240 Ar.440 Фото и схемы Боевое применение Ar.234 Luftwaffe

Ar.196

Корабельный разведчик и патрульный самолет

Arado

Ar.196А-3 из 102-й эскадрильи флотилии гидросамолетов ВВС Румынии, Одесса, конец 1943 © Михаил Быков

Ar.196А-3 из 102-й эскадрильи флотилии гидросамолетов ВВС Румынии, Одесса, конец 1943 г.

Двухпоплавковый двухместный моноплан Ar.196 считается наиболее широко и эффективно использовавшимся малым поплавковым самолетом Второй мировой войны.

Опытный образец самолета проходил испытания летом 1937 года и продемонстрировал хорошие летные характеристики и пригодность к использованию на крупных боевых кораблях. Начиная с лета 1939 года начались поставки самолетов первой серийной модификации Ar.196А-1, предназначенных для замены на кораблях устаревших поплавковых бипланов Хейнкель He-50.

Линейные корабли «Бисмарк» и «Тирпиц» получили по шесть таких самолетов, «Шарнхорст» и «Гнейзенар» — по четыре, а на тяжелых крейсерах размещалось по два самолета. Самолеты стартовали с катапульт, а посадку совершали на воду.

Конструкция самолета. "Арадо" 196 — двухпоплавковый гидросамолет, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом.

Крыло — цельнометаллическое, двухлонжеронное, трапециевидной формы в плане со скругленными законцовками — состояло из центроплана и двух складываемых консолей. На крыле располагались посадочные щитки и элероны, снабженные триммерами. Изменение положения центра масс самолета допускалось в диапазоне от 19 до 27% средней аэродинамической хорды.

Фюзеляж — круглого сечения с дюралюминиевой обшивкой в средней части и овального сечения в хвостовой, обшитой полотном. Двухместная кабина экипажа закрывалась общим сдвижным фонарем. В кабине наблюдателя установлена радиостанция, обеспечивавшая устойчивую радиосвязь в коротковолновом и длинноволновом диапазонах на расстоянии до 600 км. В хвостовой части фюзеляжа располагалась в упакованном виде специальная резиновая лодка.

Хвостовое оперение — однокилевое, свободно несущее. Стабилизатор и киль — цельнометаллические, рули высоты и направления имели металлический каркас и полотняную обшивку. Руль высоты выполнен неразъемным в виде одной плоскости со скругленными законцовками. Рули оснащались аэродинамической и весовой балансировкой. На обоих рулях имелось по одному триммеру.

Цельнометаллические однореданные поплавки с водяными рулями крепились к крылу при помощи V-образных стоек из стальных труб. В центральной части поплавков, перед реданом, располагались вкладные металлические 300-литровые топливные баки и дымогенераторы для постановки дымзавес. Для перемещения самолета от слипа к ангару использовались подкатные трехколесные тележки, крепившиеся к поплавкам в зоне реданов.

Самолет изначально был оснащен однорядным звездообразным девятицилиндровым двигателем воздушного охлаждения ВМW-132К с односкоростным нагнетателем. Номинальная мощность двигателя на высоте 3000 м при 2400 об/мин — 960 л. с. Взлетная мощность на уровне моря при 2500об/мин — 1000 л. с. На данной модификации самолета использовался трехлопастный воздушный винт изменяемого в полете шага VDM с деревянными лопастями. Капоты двигателя типа NACA.

Топливная система включала три бака (один фюзеляжный и два поплавковых) и соединительную арматуру. Общий запас горючего 670 кг. Стрелково-пушечное вооружение состояло из двух 20-мм пушек MG FF в консолях крыла и одного 7,92 мм синхронного пулемета MG 17 справа в носовой части фюзеляжа. В кабине наблюдателя на пулеметной установке типа "К" находился 7,92-мм пулемет MG 15. Характерной особенностью этой установки являлась простота и компактность. Она совершенно не загромождала кабину наблюдателя и в то же время обеспечивала значительные углы обстрела: вверх и вниз примерно по 70° и в стороны до 90° от оси самолета.

Бомбовое вооружение размещалось в двух крыльевых кассетах SC 50, предназначенных для подвески двух бомб калибром до 50 кг. Сбрасывание бомб могло производиться из обеих кабин.

Боевая служба. Самолеты Ar.196 в годы Второй мировой войны использовались при выполнении самых разнообразных задач: от ведения разведки до сопровождения конвоев кораблей и борьбы с гидросамолетами противника. Применялись они и для поиска и уничтожения подводных лодок, при этом наибольшего успеха достигли два самолета Ar.196А-2, которые 5 мая 1940 года принудили сдаться в плен английскую подводную лодку, из-за повреждений потерявшую способность к погружению.

Кроме Люфтваффе, самолеты Ar.196 состояли на вооружении ВВС Болгарии (12 машин) и Румынии (28 машин).

Советская версия Ar.196

В августе 1951 г. в институте № 15 ВМС СССР завершились государственные испытания гидросамолета Ar.196. Если судить по составу вооружения, это была машина первых серий Ar.196 А0 или Ar.196 А1. Самолет, несмотря на более чем десятилетний срок эксплуатации и значительный физический износ, был модифицирован коллективом под руководством А. П. Голубкова по просьбе командования ВМС. Объяснялось это скорее всего тем, что к тому времени в авиации флота ощущалась острая нехватка специализированных самолетов.

Следует отметить, что серийное производство гидропланов было прекращено с началом Великой Отечественной войны. Из имевшихся до войны пяти конструкторских бюро по морским самолетам к началу пятидесятых осталось только одно ОКБ Г. М. Бериева. Оно, по мнению Адмирала Флота Н. Г. Кузнецова, являлось самым слабым из всех самолетостроительных конструкторских бюро. Заказы военно-морских сил страны выполнял один не полностью восстановленный завод № 86 в Таганроге, который только год спустя после описываемых событий сумел приступить к выпуску летающих лодок Бе-6.

Основными гидросамолетами ВМС были около 130 "Каталин", полученных по "ленд-лизу", но для них остро не хватало запчастей. Поэтому на заводе № 86 бывали случаи использования очередного, пришедшего в негодность самолета в качестве "донора" для восстановления других машин этого типа. В таких условиях морским летчикам приходилось летать буквально на всем, что есть, в том числе и на старых трофейных "Арадо".

Гидроплан снабдили мотором АШ-62 ИР (со взлетной мощностью 1000 л.с.), с винтом ВИШ-21 (от самолета Ли-2). При этом изготовили новые капоты мотора, маслобак и моторную раму. Установили отечественный воздушно-масляный радиатор, противопожарное оборудование, генератор ГСК-1500 и аккумуляторную батарею 12-А30. Самолет оснастили новой приборной доской с отечественными пилотажно-навигационными приборами. В кабине стрелка-радиста появилась спарка пулеметов ДА-2 калибром 7,62 мм.

Есть основания предположить, что "омоложенный" "Арадо" прослужил в авиации флота до 1953 г.

Характеристики
Экипаж 2 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 12,40
Высота самолета, м 4,45
Длина самолета, м 11,00
Двигатель.
BMW-132K 960 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Максимальная взлетная 3730
Летные данные.
Максимальная скорость, на высоте 4000м км/ч 310
Практический потолок, м 7000
Радиус действия, км 1070
Вооружение
Пулеметы 7,62-мм - MG-15 и MG-17, 2x20-мм пушки MG-FF, бомбовая нагрузка, кг 100

Модификации

Аr.196 выпускался до 1943 года фирмой «Арадо», а также подключившимися к производству с началом войны французской фирмой SNCA и голландской фирмой «Фоккер». Всего было произведено 435 (по другим данным 526) самолетов Ar.196. Имелись следующие модификации и варианты этого самолета:

  • Аr.196А-0 — выпущенная в начале 1939 года партия из десяти самолетов, предназначенных для ведения разведки. Вооружение состояло только из одного 7,92-мм пулемета MG-15 в кабине стрелка-радиста. Под крылом были установлены два бомбодержателя для бомб калибром 50 кг.
  • Аr.196А-1 — серийные самолеты, поставлявшиеся с лета 1939 года в подразделения корабельной авиации. Было выпущено 20 самолетов этого варианта.
  • Аr.196А-2 — самолет для патрулирования прибрежных вод. Имел усиленное вооружение: две 20-мм крыльевые пушки MG-FF, один 7,92-мм пулемет MG-17 в передней части фюзеляжа по правому борту и один подвижный 7,92-мм пулемет MG-15 в кабине стрелка-радиста.
  • Аr.196А-3 — наиболее массовый вариант самолета, кроме фирмы «Арадо», строился также на предприятиях «SNCA» и «Фоккер». Имел усиленную конструкцию и улучшенное радиооборудование. Вооружение — как у варианта А-2.
  • Аr.196А-4 — аналог варианта А-3 с дополнительными приспособлениями для старта с корабельных катапульт. Было выпущено 24 таких самолета для замены на кораблях самолетов Ar.196А-1.
  • Аr.196А-5 — появившийся весной 1943 года вариант с усиленным оборонительным вооружением — вместо пулемета MG-15 в кабине стрелка-радиста установлен спаренный 7,92-мм пулемет MG-81Z. Было усовершенствовано также радиооборудование. До окончания производства в августе 1944 года фирмой «Фоккер» построен 91 такой самолет.
  • Аr.196В — не строившаяся серийно модификация с одним центральным поплавком и двумя стабилизирующими поплавками на консолях крыла.
  • Аr.196С — самолет с улучшенной аэродинамикой и более высокой скоростью полета. Разрабатывался в 1941 году, но серийно не строился.

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Советская версия Ar.196" /Николай Сойко, КР 1996 № 2/
  • "Боевые самолеты Люфтваффе" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Военная авиация" CD Media 2000

Фото Описание

Ar 196 создали для замены поплавковых самолетов на борту больших кораблей кригсмарине. На снимке один из прототипов во время испытаний на борту корабля. Самолет взлетал с катапульты и после боевого вылета поднимался краном с воды на борт корабля.

Эскадрильи корабельных самолетов 1./196 и 5./196 отвечали за поставку самолетов на корабли ВМС и первоначально дислоцировались в Вильгельмсхафене и Киль-Хольтенау. На фото: самолет на борту тяжелого крейсера «Принц Евгений» (Prinz Eugen).

Пара Ar 196A-3 из 2./SAGr 128 после взлета с аэродрома в Бресте в конце лета 1943 г. Ar 196 находились на вооружении морской разведывательной группы, действовавшей на Средиземном море, в Норвегии и на Восточном фронте. Ar 196A-3 стал наиболее массовым типом этого самолета, в нем нашло применение множество конструктивных решений.

«Глаза ВМФ» - Ar 196 имел превосходные мореходные и летные характеристики управляемости. С момента своего появления тяжелое вооружение этого самолета разносило в щепки патрульные самолеты береговой авиации, хотя с течением войны ситуация неуклонно менялась на обратную.


©AirPages
2003-