Авиация Второй мировой

Home  Custom Search

Три мифа о мессере

Александр Павлов

А вот, что писал английский историк Майк Спик в общих замечаниях о характеристиках самолетов.

«Способность к развороту зависит от двух факторов - удельной нагрузки на крыло и скорости самолета. Если два истребителя летят с одинаковой скоростью, то истребитель с меньшей нагрузкой на крыло обходит на вираже своего противника. Однако, если он летит существенно быстрее, то зачастую происходит противоположное». Именно второй частью этого вывода и пользовались немецкие летчики в боях с англичанами. Чтобы уменьшить скорость на вираже немцы выпускали закрылки на 30°, ставя их во взлетное положение, а при дальнейшем снижении скорости автоматически выпускались и предкрылки.

Итоговый вывод англичан о маневренности Bf 109E можно взять из отчета по испытаниям трофейной машины в Летно-исследовательском центре в Фарнборо:

«По маневренности пилоты отмечали малую разницу между «Эмилем» и «Спитфайром» Mk.l и Mk.ll на высотах 3500-5000 м - один чуть лучше на одном режиме, другой - в «своем» маневре. Выше 6100 метров Bf 109Е был чуть лучше. «Харрикейн» имел более высокое лобовое сопротивление, что ставило его ниже «Спитфайра» и Bf 109 в ускорении».

В 1941 году на фронтах появились новые самолеты модификации Bf109 F. И хотя площадь крыла у них была несколько меньше, а взлетный вес больше, чем у предшественников, они стали более скоростными и более маневренными, за счет применения нового, улучшенного с точки зрения аэродинамики крыла. Время виража снизилось, а при выпущенных закрылках можно было «отыграть» еще одну секунду, что подтверждено испытаниями трофейных «стодевятых» в НИИ ВВС РККА. Тем не менее, немецкие летчики старались не ввязываться в бои на виражах, так как при этом приходилось снижать скорость, и, как следствие, терять инициативу.

Более поздние версии Bf 109 выпуска после 1943 года заметно «прибавили в весе» и действительно слегка ухудшили показатели горизонтальной маневренности. Это было обусловлено тем, что в результате массированных налетов американских бомбардировщиков на территорию Германии немцы отдали приоритет задачам ПВО. А в борьбе с тяжелыми бомбардировщиками горизонтальная маневренность не столь важна. Поэтому ставку сделали на усиление бортового вооружения, что и повлекло за собой рост взлетного веса истребителя.

Исключением стал только Bf 109 G-14, который был самым легким и маневренным самолётом модификации «G». Большинство этих машин поступало на Восточный фронт, где маневренные бои велись значительно чаще. А те, что попадали на запад, как правило, привлекались для борьбы с эскортными истребителями противника.

Вспоминает И.И. Кожемяко, который провел поединок на Як-1Б с Bf 109G-14.

«Получилось так: только мы взлетели со штурмовиками, еще и к линии фронта не подошли, а на нас «мессеры» и навалились. Я был ведущим «верхней» пары. Мы немцев увидели издалека, мне мой комэск Соколов успел передать команду: «Иван! Пара «худых» сверху! Отбивай!» Тут-то моя пара и сошлась с этой парой «сто девятых». Немцы завязали маневренный бой, настырные немцы оказались. Во время боя и я, и ведущий немецкой пары оторвались от своих ведомых. Крутились мы вдвоем минут двадцать. Сходились-расходились, сходились-расходились!. . Никто не хотел уступать! Что я только не делал, чтобы немцу в хвост зайти - «Як» буквально ставил на крыло, ни черта не получалось! Пока крутились, скорость теряли до минимума, и как только в штопор никто из нас не сорвался?.. Потом разойдемся, сделаем круг побольше, отдышимся, и снова - сектор газа «на полный», вираж как можно круче!

Кончилось все тем, что на выходе из виража, встали мы «крылом к крылу» и летим в одном направлении. Немец смотрит на меня, я - на немца. Ситуация патовая. Рассмотрел немецкого летчика во всех подробностях: сидит в кабине молодой парень, в шлеме-сеточке. (Помню, я ему еще позавидовал: «Везет же гаду!..», поскольку у меня из-под шлемофона пот тек ручьем.)

Что делать в такой ситуации -совершенно непонятно. Попытается кто-нибудь из нас на вираж уйти, не успеет встать, противник расстреляет. Попытается уйти на вертикаль - и там расстреляет, только нос надо будет поднять. Пока крутились, только одна мысль и была - сбить этого гада, а тут «в себя пришел» и понимаю, что дела мои «не очень». Во-первых, получается, что немец меня боем связал, оторвал от прикрытия штурмовиков. Не дай Бог, пока я с ним крутился, штурмовики кого-то потеряли - иметь мне «бледный вид и кривые ноги».

Хоть и дал мне мой комэск команду на этот бой, но получается, что я, ввязавшись в затяжной бой, за «сбитым» погнался, а выполнением основной боевой задачи - прикрытием «илов» - пренебрег. Объясняй потом, почему ты оторваться от немца не смог, доказывай, что ты не верблюд. Во-вторых, появись сейчас еще один «мессер» и конец мне, я же, как привязанный. Но, видимо у немца мысли были те же, по крайней мере, насчет появления второго «Яка» точно была.

Смотрю, потихоньку отходит немец в сторону. Я делаю вид, что не замечаю. Он - на крыло и в резкое пике, я - «полный газ» и от него в противоположную сторону! Ну тебя на хрен, такого умелого».

Подводя итог, И.И.Кожемяко говорил, что «мессер» как истребитель маневренного боя, был превосходен. Уж если и был тогда истребитель созданный именно для маневренного боя, так это «мессер»! Скоростной, высокоманевренный (особенно на вертикали), высокодинамичный. Не знаю, как по всему остальному, но если брать в расчёт, только скорость и маневренность, «мессер» для «собачьей свалки» был почти идеален. Другое дело, что большинство немецких летчиков, этот вид боя откровенно не любили, и я до сих пор не могу понять, почему?

Не знаю, что там немцам «не позволяло», но только не ТТХ «мессера». На Курской дуге пару раз они нас в такие «карусели» затягивали, голова от верчения едва не отлетала, так «мессеры» вокруг нас крутились.

Честно скажу, я всю войну мечтал воевать именно на таком истребителе - быстром и превосходящем всех на вертикали. Но не получилось».

Да и на основании воспоминаний других ветеранов Второй мировой можно сделать вывод, что Bf 109G отнюдь не тянул на роль «летающего полена». К примеру, великолепную горизонтальную маневренность Bf 109G-14 продемонстрировал Э.Хартманн в бою с «Мустангами» в конце июня 1944 года, когда он в одиночку сбил три истребителя, а потом сумел отбиться от восьмерки P-51D, которым так и не удалось даже попасть в его машину.

ЛТХ истребителя «Мессершмитт Bf 109»
Модификация Год приме нения Взлетный вес, кг Площадь крыла, м² Мощность мотора, л.с. Удельная нагрузка на мощн. кг/л.с. Удельная нагрузка на площ, кг/м² Max скорость км/ч на высоте,м Скоро подъем ность, м/с Время виража, сек
Bf 109B-1 1937-38 1782 16,00 680 2,62 111,38 422/3000 7,3 15,9
Bf 109B-2 1938-39 1955 16,00 680 2,88 122,19 460/2700 12,7 17,5
Bf 109C-1 1938-39 2111 16,00 670 3,15 131,94 465/4600 11,2 19,0
Bf 109D-1 1938-39 2160 16,35 680 3,18 132,11 460/3300 11,2 19,0
Bf 109E-1 1938-39 2573 16,35 1175 2,19 157,35 570/5000 15,7 20,8
Bf 109E-3 1939-40 2605 16,35 1175 2,22 159,33 546/5000 14,9 26,5
Bf 109E-4 1939-41 2608 16,35 1175 2,22 159,51 561/5000 16,6 20,5
Bf 109F-2 1941-42 2615 16,05 1175 2,28 163,14 595/5200 20,5 19,6
Bf 109F-4 1941-42 2860 16,05 1350 2,12 178,19 635/6500 19,6 20,0
Bf 109G-2 1942-43 2935 16,05 1550 1,89 182,87 666/7000 18,9 20,0
Bf 109G-4 1942-43 3027 16,05 1550 1,95 188,60 650/7000 17,3 20,5
Bf 109G-6 1943-44 2980 16,05 1550 1,92 185,67 660/6600 19,3 20,2
Bf 109G-6/U2 1943-44 3196 16,05 1550 2,06 199,13 630/6600 17,0 21,0
Bf 109G-14 1944-45 2970 16,05 1550 1,92 185,05 666/7000 19,6 20,0
Bf 109G-14/U5 1944-45 3090 16,05 1800 1,72 192,52 680/6500 17,5/15,4 21,0
Bf 109G-10/U4 1944-45 3343 16,05 2030 1,65 208,29 690/7500 24,6/14,0 22,0
Bf 109K-4 1944-45 3360 16,05 2030 1,66 209,35 725/6000 24,5/13,5 22,0

Примечания к таблице:

1. Истребитель Bf 109 G-6/U2 был оснащен системой форсирования двигателя на больших высотах GM1, вес которой в заправленном состоянии составлял 160 кг., плюс 13 кг. дополнительного запаса масла для двигателя.

2. Истребители модификаций Bf 109G-14/U5 и Bf 109K-4 были оснащены системой форсирования двигателя на малых и средних высотах MW50, вес которой в заправленном состоянии составлял 120 кг.

3. Истребитель Bf 109G-10/U4 был вооружен одной 30 мм. пушкой МК108 и двумя 13 мм пулеметами MG 131, кроме того он оснащался системой форсирования двигателя на малых и средних высотах MW50.

4. Для истребителей модификаций Bf 109G-14/U5, Bf 109G-10/U4, Bf 109K-4 в графе «скороподъемность» первая цифра - скорость с включенной системой форсирования двигателя MW50, вторая - без.