Авиация Второй мировой

Home English

P1Y Ginga

P1Y Ginga
  • Пикирующий бомбардировщик-торпедоносец
  • Первый полет: 1943
  • Yokosuka

P1Y1 Ginga (Млечный путь). Средний пикирующий бомбардировщик и торпедоносец, двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси. Первый полет прототипа состоялся в августе 1943 года, поступил на вооружение в октябре 1944 г., кодовое имя союзников — Frances. Разработанный под руководством Мицузи (Мики) Таданао* и Масао Яманы самолет имел аэродинамически чистую конструкцию с малым миделем фюзеляжа, технологическое новшество, клёпка впотай и высокая мощность силовой установки - все это позволило достичь высоких скоростей полета.

Несмотря на небольшие размеры самолета в крыле и фюзеляже удалось разместить 8 протектированных и шесть непротектированных баков общей ёмкостью 5535 л, которые могли быть дополнены двумя подвесными баками по 220 л. Бронезащита трех человек экипажа состояла из бронезаголовников и бронеспинок толщиной 20 мм.

Оборонительное вооружение было очень слабым, особенно если сравнивать с американскими самолетами подобного класса.

Вооружение. По одной 20 мм пушке тип 99 или 13-мм пулемета Тип 2 в носовой и верхней оборонительных установках; до 1000кг бомб (до 1500 кг в перегруз). Вооружение различных моделей несколько отличалось. При использовании самолета в качестве торпедоносца створки бомбоотсека демонтировались, при этом торпеда оказывалась частично утопленной в фюзеляж.

Многие "Гинги" оснащались морским поисковым радиолокатором Тип 3 Ku Mark.6 (H6). Антенны радара располагались под носовой частью фюзеляжа и по бортам в хвостовой части. Оснащенные радаром бомбардировщики специального обозначения не несли.

Много нареканий вызывал ненадежный двигатель Nakajima NK9C Homare 12, что привело к отказу от него в пользу более надежного на следующей модификации.

P1Y2S. Высокая скорость, достигнутая во время испытаний Р1Y1, привлекла к нему внимание конструкторов ночных истребителей. Фирме Kawanishi было дано задание разработать на своем заводе в Конане истребительный вариант Р1Y. Зная о ненадежности двигателей Homare 12, Kawanishi установила на него 14-цилиндpовые двигатели воздушного охлаждения MK4T Mitsubishi Kasei-25. Самолет разработки Kawanishi получил обозначение Р1Y2-S. При этом ночной истребитель сохранил бомбоотсек, так как его планировалось использовать и в качестве ночного бомбардировщика. Вооружение состояло из одной подвижной 20 мм пушки в задней части кабины и двух неподвижных, установленных под углом.

P1Y2. Поскольку характеристики истребителей на больших высотах оказались неудовлетворительными, их снова переоборудовали в обычные бомбардировщики, при этом установленные в фюзеляже пушки не снимались.

P1Y3. Проектировавшийся в конце войны носитель самолета-камикадзе с увеличенным фюзеляжем и размахом крыла до 22 м и двигателями с увеличенной мощностью. Проект не осуществлен.

С февраля 1944 года серийно производились на заводах "Накадзима" в Коизуми и "Каваниси" в Конане. С учетом истребителей P1Y1-S и P1Y2-S всего было построено 1098 самолетов.

* - Любопытно, что после войны Мики Таданао создал знаменитые японские "поезда-пули", курсирующих в Японии со скоростями свыше 400 км/ч.


Yokosuka P1Y1 P1Y2 P1Y3
Экипаж 3
Размеры
Размах крыла, м 20 22
Площадь крыла, м² 55 58,40
Длина самолета, м 15 19
Высота самолета, м 5,30
Силовая установка
2×ПД Nakajima
NK9C
Homare 12
Mitsubishi
MK4T
Kasei-25
Nakajima
NK9H
Homare 21
Мощность, взл. л.с. 2×1825 2×1825 2×1990
Мощность, ном. л.с. 2×1500 2×1300 2×1625
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 7265 7138 9600
Нормальная взлетная 10500 13500
Макс. взлетная 13300 13300 17100
Летные данные
Max. скорость, км/ч 547 522 548
Крейсерская скорость, км/ч 370
Практический потолок, м 9400 9560 9400
Практическая дальность, км 5370 3700

Боевое применение. P1Y1 прекрасно показал себя в воздухе, но очень сложным в обслуживании. Постоянно давала сбои гидравлика, отладка двигателей занимала большую часть времени.

В ходе кровавых боев за Филиппины и Формозу все больше бомбардировщиков P1Y1 использовало тактику "токкотай" - "специальных атак" камикадзе. Впрочем, классические атаки в условиях численного и качественного превосходства союзной авиации уже мало отличались от действий камикадзе. "Гинги" - камикадзе сводились в небольшие группы с собственными именами и быстро погибали. Результаты их действий были незначительны.

Последней битвой, где активно применялись "Гинги" было Окинавское сражение. Тогда, в марте - мае 1945 года "Гинги" применялись как обычные бомбардировщики, предполагалось их использование и для новой версии самолета-снаряда MXY7 model 22, однако два прототипа бомбардировщика были уничтожены при бомбардировке союзников. Ввиду отсутствия подсчета потерь в японской авиации, оценить результативность конкретного типа самолета представляется затруднительным.

В августе 1945 года карьера бомбардировщика P1Y "Гинга" завершилась.

Фото Описание

Схема пикирующего бомбардировщика - торпедоносца P1Y1

Схема пикирующего бомбардировщика - торпедоносца P1Y2, оснащённого морским поисковым радаром Тип 3 Ku Mark.6

P1Y2-S в ангаре. На фото можно рассмотреть антенны радиолокатора, под снятыми капотами левого дв-ля Mitsubishi MK4T Kasei-25

P1Y2-S Kyokkō

P1Y2-S
  • Тяжелый истребитель
  • Первый полет: 1943
  • Yokosuka

Появление в составе флотской авиации Японии новейшего и весьма перспективного пикирующего бомбардировщика P1Y Ginga, обладавшего хорошей скоростью, не осталось без внимания со стороны вездесущего дайсё (капитана 1 ранга) Ясуна Кодзоно (Yasuna Kozonо), командира 302 кокутай ночных истребителей. Подразделение это было сформировано в марте 1944 г. на авиабазе Кисарацу и призвано было усилить оборону центрального сектора в районе Токио - Нагоя.

Полтора года назад именно по инициативе Кодзоно на базовые двухмоторные разведчики флота J1N1 "Гекко" начали ставить наклонные пушки для стрельбы вперед-вверх, превратив, таким образом, разведывательный самолет в ночной перехватчик. Именно эта машина и должна была по мнению командования стать основой матчасти нового 302-го кокутай. Однако, реалии оказались таковыми, что ограниченный выпуск "Гекко"-перехватчиков не позволил полностью укомплектовать ими новое подразделение. К началу воздушного наступления американцев на Японские острова матчасть полка составляла сборная солянка из самой разной авиатехники, стараниями и инициативой Кодзоно, приспособленной для выполнения ночных перехватов. Помимо уже упомянутых "Гекко" в состав 302 кокутай поступали обычные истребители А6М "Рейсен" последних модификаций Модель 52 и новейшие перехватчики J2M "Райден".

Кодзоно был убежденным сторонником применения наклонного пушечного вооружения и тактики его применения с атакой из задней нижней полусферы атакуемого бомбардировщика. В 1942-43 гг. такая тактика имела определенный успех, поскольку в нижней полусфере бомбардировщиков старых конструкций типа В-17 и В-24 они имели наихудший обзор и наиболее слабое оборонительное вооружение. Но в случае с новыми В-29 такая тактика уже теряла смысл. Новые американские самолеты снизу были защищены ничуть не хуже, чем с любой другой стороны. Но консерватизм - это национальная японская черта, и быстро перестроить сознание, оперативно изменить отработанную тактику было просто не реально. Поэтому по инициативе Кодзоно наклонные пушки ставились практически на все самолеты, поступавшие на вооружение вверенного ему 302-го Ku. 20-мм пушка Тип 99 модель 2 устанавливалась позади пилотского сиденья в "Зеро" прямо в кабине пилота. Две таких же пушки размещались "на спине" "Райдена" позади кабины, дополняя и без того мощное 4-пушечное вооружение этого перехватчика.

Нехватка авиатехники заставила командира части использовать в качестве пополнения все, что было доступно. Не стал исключением и новый бомбардировщик "Гинга" P1Y.

Необходимо отметить, что разработка тяжелого перехватчика на базе пикировщика "Гинга" шла параллельно по двум направлениям. Практически одновременно истребительная версия появилась в полевом исполнении, разработанная силами авиамехаников 302-го Ku. и заводская модификация разработки фирмы Каваниши.

Первая полевая версия обозначалась- "Ginga 11-gata Kaizō yasen" (иногда для обозначения этой версии истребителя фигурирует название "Byakkō" - "Лунный Свет", впрочем, никогда не использовавшееся официально) - ночной истребитель "Гинга" модель 11, вооруженный парой наклонных 20-мм пушек Тип 99 модель 2. Было два варианта расположения их. В первом одна пушка располагалась перед кабиной, вторая позади, во втором обе пушки располагались за кабиной. Все оборонительное вооружение при этом снималось. В составе 302-го кокутай так были модернизированы не более десятка бомбардировщиков P1Y1 "Ginga" модель 11 и 11а.

Другой полевой вариант Р1Y1-S модель 21 (Kashō Ginga 21-gata), представлял собой конверсию бомбардировщика уже с четырьмя наклонными 20-мм пушками - двумя перед кабиной и двумя позади. При этом 13-мм пулемет задней оборонительной точки сохранялся. Эта версия перехватчика в составе 302-го кокутай существовал, судя по всему, в единственном экземпляре.

Вариант истребителя разработки Каваниши, концептуально повторял проект "Бякко", хотя работы по нему были начаты даже раньше и совершенно независимо.

Еще в январе 1943 года технический отдел штаба авиации флота Kaigun Koku Hombu, привлеченный потенциалом нового бомбардировщика, даже еще пока не поступившего на вооружение приказал фирме Каваниши, в меньшей степени загруженной военными заказами, pазpаботать на своем заводе в Конане истpебительный ваpиант Р1Y. Зная о ненадежности двигателей Хомаpе, изначально стоявших на "Гинге", Каваниши pешила использовать 14-цилиндpовые двигатели воздушного охлаждения MK4T Mitsubishi Kasei-25 мощностью 1850 лс. Самолет pазpаботки Каваниши получил обозначение Р1Y2-S. Пpи этом ночной истpебитель сохpанил бомбоотсек, так как его планиpовалось использовать и в качестве ночного бомбаpдиpовщика. Он проходил испытания в октябре 1943 года и первоначально получил собственное имя "Hakkō" - "Корона". В марте 1944 года, когда истребитель был официально принят флотом, название было изменено на P1Y2-S "Kyokkō" - "Утренняя заря", или длинное обозначение "Бомбардировщик флота Гинга, модифицированный в истребитель Киокко модель 26" - " Kashō Ginga 26-gata/Shisei Kyokkō".

Состав вооружения первоначально составляли пара наклонных 20-мм пушек Тип 99 модель 2 за кабиной. На самолеты позднего выпуска ставили одну 30-мм пушку Тип 5. Отдельные машины даже получали комбинацию вооружения из пары, расположенных бок о бок 20-мм Тип 99-2, за кабиной и одной 30-мм пушки Тип 5 смещенной дальше к хвосту. Оборонительное вооружение, как правило, снималось, но часто некоторые экипажи оставляли заднюю стрелковую установку. Под самый занавес войны на части истребителей "Киокко" устанавливался поисковый радар Ta-Ki 1 Type 3 Kai 6 модель 4 (Tип H6) с длиной волны 2 м. Хотя радар Н6 был предназначен главным образом для обнаружения морских целей типа корабль, теоретически он-таки допускал обнаружение и воздушных целей - одиночной на дистанции до 70 км, групповой - до 100 км.

Завод фирмы Каваниши в Конане собирал истребители P1Y2-S из готовых узлов вплоть до февраля 1945 года. Общее количество выпущенных машин этого типа составило 96 или 97 экземпляров.

Впрочем, боевые качества нового истpебителя оказались pазочаpовывающими. В pезультате с большинства из выпущенных Р1Y2-S наклонные пушки снимались, а самолеты использовались уже в качестве бомбаpдиpовщиков под обозначением Р1Y2 модель 16 (Ginga 16-gata), правда способность пикировать машина при этом утрачивала.

Немногочисленные ночные истребители Р1Y1-S и P1Y2-S действовали, как уже отмечалось, только в составе 302-го кокутай с авиабазы Ацуги близ города Хамамацу. Там, в 1945 году была собрана сборная солянка из флотских эрзац-перехватчиков J1N3, D4Y2-S, С6N1-S и даже экспериментальных J5N "Тенрай". Основу же матчасти 302-го Ku. составляли перехватчики J2M "Райден".

Результаты работы немногочисленных перехватчиков P1Y-S были, мягко говоря, скромными.

Так, принесший огромный урон улицам Токио воздушный налет В-29 9-10 марта 1945 года, не застал группу истребителей "Гинга" в боевой готовности, но 2 апреля перед рассветом, по тревоге были подняты два ночных истребителя P1Y-S. Оба самолета были оснащены поисковым радаром Н6, поэтому, несмотря на отдалённость от дозорного пункта, затруднений в поиске цели не возникло. Отправившись на Восток, по пути от Тёси до Татеямы самолёт под номером "Йод-161", чей экипаж состоял из Аикава Масао, Симадзу Така, Мацуи Садаки, обнаружил освещённый прожектором с береговой линии за Токио В-29 и пошёл на сближение. Вероятно, это был одиночный разведчик F-13. Враг занимал высоту около двух километров и, казалось, снижал скорость, поэтому его обнаружение и выход на позицию для атаки не составило труда. Заняв позицию сзади снизу, они дали залп из 20-мм орудий по огромному корпусу американского самолёта, закрывшего весь обзор неба. Начав с обстрела основания левого крыла, они прошли из пушек по всему корпусу наискосок. По возвращению на базу экипаж доложил о "вероятно сбитом" В-29. Радист Мацуи Садаки, наблюдавший атаку из задней кабины, утверждал, что атакуемый американский бомбардировщик горел в трех местах.

Сопоставление данных потерь В-29 с заявкой экипажа "Йод-161" от 2 апреля 1945 года свидетельствует, что в этот день потерь В-29 не было, равно как и не было налетов на Японию.

12 апреля 1945 года "Гинга"-истребитель итто хико хейсо (гл старшина) Кунихара Конно днем пытался перехватить метеоразведчик В-29, но был атакован сопровождавшими "Мустангами" и сбит.

Тремя днями позже, 15 апреля, дзёто хико хэйсо (гл. кораб. старшина) Симадзу, вылетев на боевое патрулирование около десяти часов вечера, погиб со всем экипажем при невыясненных обстоятельствах, упав в окрестностях базы.

Ещё один "Киокко", управляемый сёи (мл. лейт) Утиямой, той же ночью по ошибке был обстрелян собственной зенитной батареей, и получил попадание в правый двигатель. Умело управляя самолетом, единственный уцелевший двигатель которого также работал с перебоями, Утияма сумел посадить его на картофельное поле. В результате аварийной посадки погиб радист, а штурман-оператор РЛС тюи (лейтенант) Сабури Такеши вывихнул ногу.

По японским данным 24 мая 1945 года в полвторого ночи два дозорных P1Y-S приняли бой на юге полуострова Идзу. Подробности остаются невыясненными, но сёса (капинан-лейтенант) Ямамото Тосимару по возвращении доложил об одном уничтоженном и одном поврежденном вражеском самолете. Сопоставление с американскими данными, опять же не подтверждают потери В-29 в этот день.

В ночь с 25 на 26 мая после поступления информации о большой группе "Мустангов", направляющихся к авиабазе Ацуги, остатки 302 кокутай в составе 20 самолетов, среди которых оставался лишь один исправный P1Y-S отступили к армейскому аэродрому в г. Маэбаси префектуры Гумма. Среди оставшихся на базе Ацуги самолётов остались три "Гинга"- истребителя с различными неисправностями, которые были благополучно добиты штурмовавшими аэродром "Мустангами".

В целом, эффективность ночных перехватчиков P1Y-S была крайне низка, хотя до наших дней дошли фотографии P1Y2-S "Kyokkō" с хвостовым кодом "Йод-176", на фюзеляже которого видны отметки о четырех победах. Командир экипажа этого истребителя тюи (лейтенант) Кусаку Хамано якобы использовал для перехвата помимо пушек и фосфорные бомбы. Но, как правило, победные доклады японских летчиков конца войны стоили очень дешево, и скорее всего эти победы были очередным ходом японской пропаганды для поднятия духа.

© Евгений Аранов

Характеристики P1Y2-S
Экипаж 3
Размеры
Размах крыла, м 20,00
Площадь крыла, м² 55,00
Длина самолета, м 15,80
Высота, м 5,30
Силовая установка
2 × ПД Mitsubishi MK4T Kasei-25, мощностью л.с. 2 × 1825 взл.
2 × 1300 ном
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 7138
Нормальная взлетная 10500
Максимальная взлетная 13300
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 522
Крейсерская скорость, км/ч 370
Max скороподъемность, м/мин 531
Практический потолок, м 9560
Практическая дальность, км 5370

Вооружение. 2 × 20-мм наклонные пушки Тип 99 модель 2, либо 1 × 30-мм наклонная пушка Тип 5, либо 2 × 20 + 1 × 30-мм наклонных пушки, иногда 1 × 13-мм пулемет Тип 2 в задней кабине.

PiY2-S

Модификации

  • P1Y1-S модель 11 "Byakkō". Полевая переделка базовых моделей в ночной истребитель. Вооружение из пары наклонных 20-мм пушек Тип 99 модель 2. Все оборонительное вооружение демонтировалось.
  • P1Y1-S модель 21. Проект переделки в ночной истребитель. Вооружение из 4-х наклонных пушек.
  • P1Y2-S модель 26 "Kyokkō". Вариант ночного истребителя производства фирмы Каваниши. Двигатели MK4T Mitsubishi Kasei-25. Вооружение две наклонные 20-мм пушки Тип 99-2 или одна 30-мм Тип 5. Оборонительное вооружение, как правило, отсутствовало.

Источники

  • Базовый пикирующий бомбардировщик-торпедоносец Kugisho P1Y "Ginga" /Евгений Аранов./
  • Тяжелый ночной перехватчик флота Kugisho P1Y-S "Kyokkō" /Евгений Аранов./
  • "Тяжелые истребители" АиК /А. Фирсов/
  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/