Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте English
 
Самолёты Nakajima B-5N Ki-27 Ki-43 Ki-44 Ki-84 J1N Фото и схемы Боевое применение B5N Ki-43 Ki-44 Ki-84

Ki-84 "Hayate". Боевое применение.

Боевое крещение «Хаяте» состоялось в небе Китая в конце марта 1944 г. К этому времени специальная эскадрилья, оснащенная Ки-84, влилась в 22-й авиационный полк под командованием майора Ивахаси. Эта часть была переброшена в Ханькоу, и ее самолеты Ки-44 и Ки-84 приняли участие в поддержке очередного наступления японских войск. В первом воздушном сражении, разгоревшемся 28 марта, противниками японцев выступили истребители P-40N из 23-й смешанной американо-китайской авиагруппы. В вышеупомянутом бою одну победу одержал майор Ивахаси. Всего 22-й полк воевал в Китае пять недель, и за этот период летчики сумели по достоинству оценить боевые качества Ки-84. В мае личный состав полка вместе с авиатехникой убыл на Филиппины, где ожидалось крупное наступление союзников.

Самолеты Ки-84 впервые массово участвовали в боях в ходе сражения за Филиппины, начавшегося 20 октября 1944 г. Всего в этом регионе союзникам противостояли 11 полков (1,11, 22, 29, 50, 51, 52, 71, 72, 73 и 200-й), вооруженных истребителями «Хаяте». Хотя летчики этих авиачастей отчаянно сопротивлялись в воздухе, они не могли существенно изменить ситуацию в условиях большого численного превосходства противника. К тому же эксплуатация Ки-84 осложнялась многими проблемами. Двигатели самолетов не выдавали необходимой мощности и нередко отказывали из-за падения давления в недоработанной топливной системе. Барахлила и гидравлика, а при посадке иногда ломались стойки шасси, изготовленные из низкосортной стали. Ко всему прочему, «Хаяте» стали использовать и в качестве пикирующих бомбардировщиков, в результате чего они понесли значительные потери от зенитного огня. К моменту сдачи Филиппин полки, оснащенные Ки-84, были изрядно потрепаны и практически утратили боеспособность, потеряв в боях и авариях большинство своих самолетов. Например, в элитарном 200-м полку, сформированном из пилотов-ветеранов разных частей, уже через месяц боевых действий в строю осталось лишь девять исправных истребителей. Тем не менее, отмечая успехи японских летчиков, сражавшихся над Филиппинами на «Хаяте», стоит упомянуть о Сатоси Анабуки (6 побед, всего - 51) и Кацуаки Кира (5 побед, всего - 21).

В последние военные месяцы японцы испытывали сложности с поставками горючего и запасных частей, в результате чего многие «Хаяте» оказались прикованными к земле. Тем не менее остальные истребители этого типа неплохо проявили себя в боях, и некоторые летчики добились на Ки-84 значительных успехов.

Хотя истребители Ки-84 так и не смогли полностью заменить широко распространенные в армейских ВВС «Хаябусы», тем не менее они применялись на многих фронтах, в том числе в Маньчжурии и Китае. Заметную роль они сыграли во время сражения за Окинаву, когда выполняли дневные налеты на американские аэродромы. В воздушных боях «Хаяте» отставал от «Мустангов» и «Тандерболтов» на пикировании и немного уступал им в горизонтальной скорости, но зато превосходил вражеские истребители в маневренности и скороподъемности.

В августе 1945 г. несколько самолетов Ки-84 стали трофеями Красной Армии, однако они не вызвали интереса у советских авиационных специалистов. К тому времени в центре внимания уже была реактивная авиация.

Источники

  • "50 лучших истребителей Второй мировой войны" /Корнюхин Г.В./

©AirPages
2003-