Aviation of Word War II

Home Russian

Ki-61 "Hien"

Fighter

Kawasaki

Ki-61-II Prototype in Akeno Fighter School 1943

Fighter Ki-61 "Hien" ("Swallow") was a unique machine among Japanese combat aircraft of the Second World War. It was equipped with the Na-40 inverted V-piston engine, which was a licensed version of the German Daimler-Benz DB-601A engine.

The first prototype Ki-61 was manufactured in December 1941 and successfully passed flight tests, showing good maneuverability and controllability in the air. True, in comparison with the Ki-43, the fighter had a rather high specific wing loading (146 kg/m²), but this shortcoming was fully compensated for by powerful weapons, protected gas tanks and armored vehicle protection. The maximum speed of the Ki-61 at an altitude of 6,000 m was 591 km/h. To conduct military tests, the Kawasaki company built 11 more prototypes, but even before their completion, an order was received for the serial production of the fighter.

The Ki-61 entered service with the Japanese army at the end of 1942 and, in accordance with the Japanese designation system, received the name "Type 3 Model I Army Fighter", as well as the name "Hien" (Swallow). By the end of the year, the plant in Kagamihara had produced 34 serial fighters in two versions: Ki-61-la (armed with two 12.7-mm synchronous fuselage machine guns No-103 and two wing 7.7-mm machine guns "type 89") and Ki- 61-Ib (four 12.7 mm No-103 machine guns in the wing and fuselage).

The Ki-61-I fighter began to enter service in February 1943; in total, about 1380 aircraft were manufactured in two versions, differing in their weapons. After that, another 1274 Ki-61 KAI fighters appeared with an elongated fuselage and various weapon combinations.

Further developments led to the creation of the Ki-61-II KAI high-altitude fighter, with the Na-140 engine. The new Hien turned out to be the only Japanese fighter capable of effectively operating at high altitude against the B-29 Superfortresses, but the low reliability of the engine reduced its combat value to a minimum.

A total of 374 such aircraft were built, again in two versions with different weapons, but only 99 of them were equipped with the Na-140 engine. Like the rest of the Japanese fighters, the Hien was soon unable to withstand its American opponents.

Ki-61 'Hien' Specification
Ki-61 I b Ki-61 I KAI Ki-61 II KAI
Crew 1
Dimensions
Wing span, m 12.0
Wing area, m² 20
Length, m 8.75 8.94 9.16
Powerplant
1XPE Ha-40 Kawasaki, hp Ha-40/1175 Ha-40/1175 Ha-140/1500
Weight, kg:
Empty weight 2380 2640 2840
Maximum takeoff weight 5950 3470 3780
Performance
Speed, km/h maximum 592 560 610
at altitude 4860 4860 6000
Time to 5000m, min 5,5 7,0 6,0
Service ceiling, m 11000 10000 11000
Service range, km 600 580 600
Armament
12.7-mm machine guns 4 4 -
20-mm cannon - - 4
External bomb load, kg 500 500 500


Variants

Note: Ko, Otsu, Hei and Tei are the Japanese equivalents to a, b, c, d. Kai ('modified' or 'improved') was also used for some models of the Ki-61.

Kawasaki Ki-61
  • Ki-61 12 original prototypes.
  • Ki-61-I-Ko The first production version. This version had a fully retractable tailwheel and two 7.7 mm (0.303 in) Type 89 machine guns in the wings and two synchronized 12.7 mm (0.50 in) Ho-103 machine guns in the fuselage forward decking. The wings had racks outboard of the wheelwells, which were capable of carrying one 151 L (40 gal) drop tank or a light bomb. Weights: 2,238-2,950 kg (wing loading 147 kg/m²).
  • Ki-61-I-Otsu The second production fighter variant. As it was found the armament was too light against allied aircraft and the tailwheel retraction mechanism was unreliable, the aircraft was modified accordingly. Two 12.7 mm (.50 in) Ho-103 machine guns replaced the wing 7.7 mm (.303 in) machine guns, with modifications to the upper-wing bulges, and the tailwheel doors were removed and the tailwheel locked in the "down" position (although the mechanism was still intact). Max takeoff weight 3,130 kg.
  • Ki-61-I-Hei 800 German-made 20 mm Mauser MG 151/20 cannons and ammunition supplies were imported to Japan by submarine. The Hei was built in conjunction with the Otsu variant on the Kawasaki production lines but some "conversion kits" were directly sent to New Guinea. In this variant, the wing machine guns were replaced by Mauser cannons. The fuselage was longer (engine bulkhead forwarded of 19 cm, added a small fuel tank). Trial fittings found that these could be placed into the existing wing if the gun was laid on its side and a fairing was provided on the underside of the wing for clearance of the breech mechanism. 388 Ki-61s were so modified;[37] the first of these was completed in September 1943[37] or January 1944.[10] The last was completed in July 1944.[37] Max takeoff weight 3,470 kg, max speed 580 km/h at 5,000 m, time to that height was seven minutes.
  • Ki-61-I-Tei This machine featured two 12.7 mm (.50 in) Ho-103s in the modified (stronger) wings, provisions of external storage using fixed underwing pylons, and a non-retractable tail wheel. The forward fuselage was elongated by 190 mm (7.5 in) just after the exhaust line and forward of the windscreen to make room for the installation of Japanese 20 mm Ho-5 cannon in the fuselage decking (the same as with Hei version). The continued supply of MG 151's via submarine was not able to be guaranteed and the Ho-5 was ready. Several internal changes were also made. These included the simplification of several systems for increased dependability and ease of maintenance. The rear section of the fuselage was also made to be easily removable to further facilitate the ease of repair work.[38] There is now some doubt as to whether the Tei ("d") designation was used.[39] Ki-61-I-KAId Interceptor variant with 2 x 12.7 mm (.50 in) fuselage machine guns and 2 x 30 mm (1.18 in) wing cannon.
  • Ki-61-I- w.c.e.s. An experimental aircraft with a wing cooling evaporation system, modelled on that used by the Heinkel He 100. It was the fastest Ki-61 built, achieving 630 km/h (395 mph), and the last with a retractable tail wheel.
  • Ki-61-II Prototype with 10% greater wing area and a slightly different airfoil. An Ha-140 engine with 1,120 kW (1,500 hp) for takeoff was fitted; the cowling panels were redesigned and the supercharger air intake was longer. A redesigned windscreen incorporating an extra panel was mounted further forward. The transparency to the rear of the sliding canopy was redesigned to increase rearward visibility. The prototype was first flown in December 1943; flight trials showed that the new wing was unsatisfactory and only eight Ki-61-IIs were built.
  • The Ki-61-II was one of only very few Japanese aircraft able to reach the operational altitude of the B-29s raiding Japan with decent firepower. Subsequently, the majority of B-29s lost to Japanese fighters were shot down by the Ki-61-II. Due to the unreliability of the Ha-140 and the destruction of the Akashi plant by a B-29 bombing attack, the bulk of the Ki-61-II-KAIs built were airframes only, which were later converted to Ki-100-Is.; Ki-61-II-KAI Pre-production version which reverted back to the Ki-61-I-Tei wing, a 220 mm (8.7 in) fuselage stretch, enlarged rudder, and Ha-140 engine; 30 built.
  • Ki-61-II-KAIa Armed with 2 x 12.7 mm (.50 in) machine guns in the wings and 2 x 20 mm cannon in the fuselage. Ki-61-II-KAIb Armed with 4 x 20 mm cannon.
  • Ki-61-III One prototype only. This version had a cut-down rear fuselage and a canopy design which was later used by the Ki-100-II.
  • A total of 3,159 Ki-61 were built.
Kawasaki Ki-61
Photo Description
Drawing Ki-61-Ib

Drawing Ki-61-Ib

Ki-61

The Ki-61, "Hien", Kawasaki.

Ki-61-Ib, April 1945

The Ki-61-Ib of the commander of 244-th sentay (regiment) of major T.Kobajasi, April 1945

Bibliography

  • "Japanese Aircraft of the Pacific War." /Francillon, Ph.D., Rene J./
  • "Warplanes of the Second World War" /Green, William./

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте  Мобильная версия
 
Самолёты Kawasaki Ki-45 Ki-48 Ki-56 Ki-61 Ki-64 Ki-100 Ki-102 Фото и схемы

Ki-61 "Hien"

Истребитель

Kawasaki

Кi-61-Ib командира 244-го сентая (авиаполка) майора Т.Кобаяси, апрель 1945 © Михаил Быков

Кi-61-Ib командира 244-го сентая (авиаполка) майора Т.Кобаяси, апрель 1945 г.

Истребитель Ki-61 «Хиен» («Ласточка») cреди японских боевых самолетов Второй Мировой войны был уникальной машиной. Он оснащался инвертированным V-образным поршневым двигателем На-40, который являлся лицензионной версией немецкого мотора «Даймлер-Бенц» DB-601A.

Первый опытный образец Ки-61 был изготовлен в декабре 1941 года и успешно прошел летные испытания, показав в воздухе хорошие маневренность и управляемость. Правда, по сравнению с Ки-43 истребитель имел довольно высокую удельную нагрузку на крыло (146 кг/м2), но этот недостаток полностью компенсировался мощным вооружением, протектированными бензобаками и бронезащитой машины. Максимальная скорость Ки-61 на высоте 6000 м составила 591 км/ч. Для проведения войсковых испытаний фирма «Кавасаки» построила еще 11 прототипов, но еще до их окончания был получен заказ на серийное производство истребителя.

На вооружение японской армии Ки-61 поступил в конце 1942 года и в соответствии с японской системой обозначений получил наименование «армейский истребитель тип 3 модель I», а также название «Хиен» (Ласточка). До конца года завод в Кагамихаре выпустил 34 серийных истребителя в двух вариантах: Ки-61-la (вооруженный двумя 12,7-мм синхронными фюзеляжными пулеметами Но-103 и двумя крыльевыми 7,7-мм пулеметами «тип 89») и Ки-61-Ib (четыре пулемета Но-103 калибра 12,7 мм в крыле и фюзеляже).

Истребитель Ki-61-I начал поступать на вооружение с февраля 1943 года, всего изготовили около 1380 самолетов в двух вариантах, различавшихся своим вооружением. После этого появилось еще 1274 истребителя Ki-61 KAI с удлинненным фюзеляжем и различными комбинациями вооружения.

Дальнейшие разработки привели к созданию высотного истребителя Ki-61-II KAI, с двигателем На-140. Новый "Хиен" оказался единственным японским истребителем, способным эффективно действовать на большой высоте против "Суперкрепостей В-29", но низкая надежность двигателя свели его боевую ценность к минимуму.

Всего было построено 374 таких машины, опять же в двух вариантах с разным вооружением, однако только на 99 самолетах из них успели установить двигатель На-140. Как и остальные японские истребители, «Хиен» вскоре уже не мог противостоять своим американским противникам.

Модификации

NB: Ko, Otsu, Hei и Tei в японском языке эквивалентны латинским буквам a, b, c, d. Kai - улучшенная модификация некоторых моделей Ki-61.

  • Ki-61. 12 первых прототипов.
  • Ki-61-I-Ko. Первая серийная версия. Эта версия имела полностью убираемое хвостовое колесо, два 7,7 мм (0.303 in) пулемета Type 89 в крыле и два синхронизированных 12,7 мм (0.50 in) пулемета Ho-103 в фюзеляже, стреляющих через плоскость винта. На внешней стороне крыла от створок шасси на съемных держателях могли подвешиваться сбрасываемые 151 литровые (40 gal) баки или легкие бомбы. Массы: 2,238-2,950 кг (при нагрузке на крыло 147 кг/м2).
  • Ki-61-I-Otsu. Вторая серийная версия. Как выяснилось, калибр вооружения был недостаточен для борьбы с самолетами стран оси, а механизм уборки хвостового колеса оказался ненадежным. В связи с этим в самолет были внесены соответствующие изменения изменения. Два 7,7 мм (0,303 дюйма) пулемета в крыле заменили на пулеметы Ho-103 калибра 12,7 мм (0,50 дюйма), с изменениями к верхней поверхности крыла, механизм уборки хвостового колеса и створки были заблокирован в положении "выпущено", (хотя сам механизм была оставлен). Максимальный взлетный вес самолета составлял 3130 кг.
  • Ki-61-I-Hei. Восемьсот 20-мм пушек Маузер MG 151/20 немецкого производства были доставлены в Японию на подводной лодке. Hei был построен в сочетании с вариантом Otsu на производственной линии Kawasaki, но некоторые "комплекты для переоборудования" были непосредственно направлены в Новую Гвинею. В этом варианте пулеметы в крыле были заменены на немецкие пушки Маузер. Фюзеляж был длиннее (переборка двигателя увеличивала его на 19 см, что позволило добавить небольшой топливный бак). При монтаже пушки в крыле, Маузер разворачивался набок и на нижней поверхности крыла устанавливался обтекатель, закрывающий затвор. 388 самолетов Ki-61 были модифицированы подобным образом. Модификация первого была завершена в сентябре 1943 года, (по другим источникам в январе 1944 г), последнего - в июле 1944 года. Максимальный взлетный вес самолета составил 3470 кг, максимальная скорость 580 км/ч на высоте 5000 м, время подъема на эту высоту - семь минут.
  • Ki-61-I-Tei. Эта машина имела два 12,7 мм (0,50 дюйма) пулемета Ho-103 в модифицированном (усиленном) крыле, неубирающееся хвостовое колесо, внешние носители подвешивались на фиксированные подкрыльевые пилоны. Передняя часть фюзеляжа была увеличена на 190 мм (7,5 дюйма) за счет вставки перед ветровым стеклом, чтобы иметь место для установки в фюзеляже 20 мм японской пушки Ho-5, (как и в версии Hei). Продолжение поставок MG 151 подводными лодками не было гарантировано, а японская Ho-5 уже была готова. Также были произведены изменения некоторых систем, упрощающие обслуживание и увеличивающие надежность. Задняя часть фюзеляжа имела съемные лючки для доступа к обслуживанию систем самолета. В настоящее время имеются некоторые сомнения относительно использования этой модификацией обозначения Tei ("D"). Ki-61-I-KAID - вариант перехватчика с пулеметами 2 х 12,7 мм (0,50 дюйма) в фюзеляже и двумя крыльевыми пушками калибра 2 х 30 мм (1,18 дюйма).
  • Ki-61-I- w.c.e.s. Экспериментальный самолет с системой испарительного охлаждения в крыле, по аналогии с системой, применяемой в Хейнкель He 100. Это был самый быстрый Ki-61 из всех построенных, самолет достиг скорости 630 км/ч (395 миль/ч), и последний с убирающимся хвостовым колесом.
  • Ki-61-II. Прототип с увеличенной на 10% площадью крыла и несколько иного профиля. На самолет был установлен двигатель Ha-140 взлетной мощностью 1120 кВт (1500 л.с.), что потребовало доработать его капоты, нагнетатель воздуха потреблял больше воздуха. Доработано ветровое стекла включением дополнительной панели, установленной дальше вперед. Для увеличения обзорности сзади был доработан задний прозрачный сдвижной купол. Прототип совершил первый полет в декабре 1943 года, летные испытания показали, что новое крыло не удовлетворяло предъявленным требованиям и было построено только восемь Ki-61-II.
    Ki-61-II был одним из очень немногих японских самолетов, обладавших приличной огневой мощью, в состоянии достигать оперативной высоты американских B-29 в рейдах на Японию. Впоследствии оказалось, что большинство B-29, сбитых японскими истребителями были сбиты именно Ki-61-II. В связи с ненадежностью двигателя Ha-140 и уничтожение суперкрепостями завода в Акаси, основная часть построенных планеров для Ki-61-II-КAIc впоследствие пошла на изготовление Ki-100-I. В подготовленной к производству версии Ki-61-II-KAI вновь вернулись к крылу Ki-61-I-Tei, самолет имел удлиненный на 220 мм (8,7 дюйма) фюзеляж, увеличенный руль направления, и двигатель Ha-140, всего построено 30 самолетов.
  • Ki-61-II-KAIa. Вооруженный двумя 12,7 мм (0,50 дюйма) пулеметами в крыле и двумя 20 мм пушками в фюзеляже.
  • Ki-61-II-KAIb Вооруженние - четыре 20 мм пушки.
  • Ki-61-III. Только один прототип. Эта версия имела урезанную заднюю часть фюзеляжа и каплевидный фонарь, который позднее использовался в Ki-100-II.
  • Всего было построено 3159 самолетов Ki-61.
Характеристики
Ki-61 I b Ki-61 I KAI Ki-61 II KAI
Экипаж, чел 1
Размеры.
Размах крыла, м 12,0
Площадь крыла, м2 20
Длина самолета, м 8,75 8,94 9,16
Двигатель.
1XПД, л.с. Ha-40/1175 Ha-40/1175 Ha-140/1500
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2380 2640 2840
Максимальная взлетная 5950 3470 3780
Летные данные.
Скорость, км/ч максимальная 592 560 610
на высоте 4860 4860 6000
время набора высоты 5000м, мин 5,5 7,0 6,0
Практический потолок, м 11000 10000 11000
Дальность полета, км 600 580 600
Вооружение
Число пулеметы 12,7-мм 4 4 -
пушки 20-мм - - 4
Бомб на внешней подвеске, кг 500 500 500

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Japanese Aircraft of the Pacific War." /Francillon, Ph.D., Rene J./
  • "Warplanes of the Second World War" /Green, William./

©AirPages
2003-