Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную Поиск на сайте  Полная версия

Ki-48 Sokei
Легкий бомбардировщик
Kawasaki

Ki-48 тип 99 Sokei

Ki-48 Sokei Тип 99 должен был стать достойным ответом советскому скоростному бомбардировщику СБ-2, показавшему свое полное превосходство в боях на Халкин-Голе. Разработанный под руководством Такэо Дои, лёгкий двухмоторный бомбардировщик конструктивно представлял собой двухлонжеронный свободнонесущий среднеплан с внутренним бомбоотсеком и убираемым шасси с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из двух радиальных двигателей Накадзима Ha-25 мощностью 950 л. с., с винтами изменяемого шага. Экипаж самолета - четыре человека, помимо пилота - штурман, бомбардир и радист могли исполнять функции бортстрелков. Для этого самолет был оборудован тремя 7,7-мм пулеметами Тип 89 в носовой, верхней и нижней огневых точках. Бомбы подвешивались в бомбоотсеке, либо 24 бомбы массой по 15 кг, либо 6 бомб весом по 50 кг.

Из-за загруженности фирмы работами по доводке Ki-45, проектирование нового бомбардировщика постоянно задерживалось, поэтому первые четыре опытных образца были готовы только к июлю 1939 года, в конце ноября самолет пошел в серию, официально принят на вооружение JAAF 11 мая 1940 года.

Модификации.

• Ki-48-I - первая серийная модификация с двигателями Накадзима Ha-25, выпускалась с весны 1940 по июнь 1942 года. За это время было построено 557 самолетов вариантов Ki-48-Ia и Ki-48-Ib. которые по своим характеристикам были близки к предсерийным машинам, а между собой отличались лишь мелкими деталями и конструкцией стрелковых установок. Максимальная скорость - 480 км/ч на высоте 3500 м, бомбовая нагрузка - 400 кг.

• Ki-48-II - вторая серийная модификация, разработанная с учетом опыта боевого применения бомбардировщиков Ki-48-I. Самолеты этого варианта получили более мощные (1150 л.с.) двигатели Накадзима Ha-115 с двухступенчатыми нагнетателями, благодаря чему максимальная скорость, даже несмотря на увеличение массы пустого самолета на 500 кг, возросла до 503 км/ч. Кроме того, на новых машинах были установлены протектированные топливные баки. Рабочие места пилота и бомбардира были прикрыты бронелистами толщиной 6,5-12,5 и 16,5 мм, 16,5 мм бронеплиты защищали также ящики с боезапасом. Бомбовая нагрузка увеличилась до 800 кг. Внешне Ki-48-II отличались от предшественников только увеличенной на 15 см длиной фюзеляжа. С апреля 1942 по октябрь 1944 года было выпущено 1408 бомбардировщиков трех вариантов: Ki-48-IIa, Ki-48-IIb и Ki-48-IIc. Самолеты Ki-48-IIb могли использоваться в качестве пикирующих бомбардировщиков, для чего под консолями крыла устанавливались перфорированные тормозные щитки. Бомбардировщики модели Ki-48-IIс отличались усиленным оборонительным вооружением: на них верхний 7,7 мм пулемет Тип 89 заменили 12,7 мм пулеметом Тип 1, а в кабине бомбардира был расположен дополнительный, второй пулемет калибра 7,7 мм - для стрельбы через боковые окна.

• Ki-48-II KAI - на заключительном этапе войны большинство уцелевших бомбардировщиков было использовано в качестве самолетов-камикадзе. Самолет получил обозначение «Специальный армейский штурмовик Тип 99» и был оборудован под установку 800-кг бомбы с длинной штангой взрывателя, выступающей перед фюзеляжем.

Боевое применение. Самолеты Ki-48, оказавшиеся к концу 1941 года самыми распространенными легкими бомбардировщиками японской армейской авиации за пределами китайского фронта, действовали на Филиппинах, в Бирме, Малайе и Голландской Ост-Индии, где столкнулись с серьезным сопротивлением и начали нести огромные потери. В боях с грозными, по сравнению с китайскими, истребителями союзников отчетливо проявились недостатки Ki-48-I: слабое оборонительное вооружение, невысокая скорость и сильная уязвимость из-за отсутствия бронезащиты экипажа и применения непротектированных топливных баков. Чтобы снизить боевые потери, бомбардировщики стали использовать только ночью, что еще больше снизило эффективность их применения, которая и без того была невысока из-за малой бомбовой нагрузки в 400 кг.

Создание модификации Ki-48-II стало большим шагом вперед по сравнению с Ki-48-I, но кардинально исправить положение это не позволило, так как устранить главный недостаток - слабость стрелкового вооружения - не удалось. Ki-48 по-прежнему были легкой добычей более совершенных и многочисленных истребителей союзников. Летом 1944 года от дальнейших попыток модернизировать Ki-48 отказались, и самолет был признан окончательно устаревшим.

У союзников самолет получил кодовое имя — «Lily» («Лили»). Всего произведено 1977 самолетов.


Kawasaki Ki-48-IIb
Экипаж 4
Размеры
Размах крыла, м 17,45
Площадь крыла, м² 40,00
Длина самолета, м 12,75
Высота самолета, м 3,80
Силовая установка
2×ПД Накадзима Ha-115
Мощность, л.с. 2×1130
Массы и нагрузки, кг
Пустого самолета 4550
Нормальная взлетная 6500
Max взлетная 6750
Летные данные
Max. скорость, км/ч 505
Крейсерская скорость, км/ч 390
Max. скороподъемность, м/мин 590
Практический потолок, м 10100
Практическая дальность, км 2400
Фото Описание

Схема лёгкого бомбардировщика Ki-48-II Sokei тип 99

Ki-48 в полете

Источники

  • Kawasaki Ki-48 Sokei. /Евгений Аранов/
  • "Авиация Японии." /А. Фирсов/
  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/