Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте  Мобильная версия
 
Самолёты Nakajima B5N B6N C6N Ki-27 Ki-43 Ki-44 Ki-49 Ki-84 Ki-115 J1N G5N/G8N Фото Боевое применение B5N Ki-43 Ki-44 Ki-84

Ki-44 "Shoki"

Перехватчик

Nakajima

Ki-44-II, 3 Chutai, 70 Sentai, Япония, июнь 1945 © Михаил Быков

Ki-44-II, 3 Chutai, 70 Sentai, Япония, июнь 1945 г

Армейский истребитель Ки-44 «Секи» не выпускался в таком количестве, как, например, «Хаябуса», и не пользовался большой популярностью среди японских пилотов из-за сложности в управлении, однако его роль в борьбе с американскими тяжелыми бомбардировщиками довольно значительна. К моменту начала воздушного наступления на Японию в середине 1944 года многие истребительные полки ПВО императорской армии были вооружены именно этим типом самолета.

Необходимость сравнительно тяжелого одномоторного истребителя, способного эффективно перехватывать вражеские скоростные самолеты, представители штаба армейской авиации Японии осознали еще в 1938 году, когда фирме «Накадзима» было выдано техническое задание на разработку такой машины. Требования задания предусматривали, в первую очередь, высокую скорость перехватчика - 600 км/ч на высоте 5 000 м. Время набора этой высоты должно было составлять менее 5 минут. В качестве вооружения планировались два 12,7-мм и два 7,7-мм пулемета.

Проектированием нового истребителя занялся конструкторский коллектив во главе с Тору Каямой. Проблемой для того времени являлся выбор силовой установки, так как все имевшиеся в наличии японские двигатели были относительно маломощными. В конце концов инженеры остановились на 14-цилиндровом двухрядном звездообразном моторе На-41 номинальной мощностью 1 250 л.с. Риск такого решения заключался в том, что этот двигатель, использовавшийся на тяжелых бомбардировщиках Ки-49 «Донрю», обладал довольно большим диаметром и, соответственно, весом. Поэтому конструкторам пришлось немало потрудиться, чтобы установить его на свой скоростной цельнометаллический истребитель. В итоге появился «лобастый» самолет небольших размеров, фюзеляж которого уже с места расположения моторамы стремительно сужался к хвостовой части. Такая конструкция позволяла максимально снизить лобовое аэродинамическое сопротивление машины в полете и одновременно уменьшить ее вес. Для этих же целей было выбрано непривычное для японцев крыло сравнительно малого размаха. Хотя его хорду увеличили, тем не менее удельная нагрузка на крыло оставалась чересчур высокой, и для улучшения взлетно-посадочных характеристик и маневренности истребителя были предусмотрены специальные «боевые» щитки. Среди других технических новинок имелись каплевидный фонарь кабины, убирающееся шасси и трехлопастный воздушный винт изменяемого шага.

Расчетный вес опытного образца самолета, обозначенного Ки-44, планировался в пределах 2 200 кг, однако из-за ряда причин он оказался превышен на 15%, и это, естественно, сказалось на летных данных машины. Прототип впервые поднялся в воздух в августе 1940 года, а пилотировал его шеф-пилот фирмы «Накадзима» Хаяси. Истребитель в целом показал неплохую управляемость в полете, но требованиям технического задания он не соответствовал. Так, реально достигнутая максимальная скорость самолета составляла всего 550 км/ч, а на набор высоты 5 000 м он затрачивал 5 мин. 54 сек. К этому времени фирма построила еще два прототипа, а начатое изготовление семи Ки-44 опытной серии было приостановлено вплоть до принятия окончательного решения о судьбе истребителя. Военные отказывались принимать машину в таком виде, и конструкторам пришлось вновь засучить рукава. Все усилия были направлены на снижение веса самолета и улучшение его аэродинамической формы. Доработки проводились на втором и третьем прототипах. Первым делом было демонтировано вооружение Ки-44, повышена жесткость его моторамы и изменены очертания воздухозаборника нагнетателя. Облегченный на 200 кг, истребитель развил скорость 570 км/ч. Еще 20 км/ч были получены за счет переделки «юбки» капота, 26 км/ч удалось выиграть путем многократной переработки конструкции воздухозаборника нагнетателя, и, наконец, после герметизации противопожарной перегородки и заделки вентиляционных отверстий за капотом мотора скорость самолета возросла до 626 км/ч. Полученный результат позволял надеяться, что после установки вооружения скорость Ки-44 останется в пределах 580 км/ч. С этим показателем военные смирились и дали добро на доработку машин опытной серии.

Предсерийные Ки-44 отличались от прототипов новым контуром руля направления, мачтой антенны, перенесенной с фонаря кабины в переднюю часть фюзеляжа, и самим фонарем кабины несколько упрощенного типа. Если ранее фонарь кабины состоял из трех частей и сдвигалась назад его средняя секция, то теперь он был выполнен из двух частей и сдвигалась назад вся его задняя секция. Кроме того, истребители оборудовали двумя подвесками под центропланом крыла, на которых можно было разместить два дополнительных бака емкостью по 130 л. Вооружение самолетов опытной партии состояло из двух фюзеляжных 7,7-мм пулеметов «тип 89» и двух крыльевых 12,7-мм пулеметов «тип 1» (Но-103). В козырьке фонаря монтировался телескопический прицел.

Ки-44 по-прежнему оставался сомнительной машиной и для штаба ВВС, но тем не менее фирма «Накадзима» в январе 1942 года все же получила заказ на изготовление 40 серийных самолетов этого типа, обозначенных «одноместный армейский истребитель тип 2 модель 1» или Ки-44-I. Они строились в нескольких модификациях, немного отличающихся друг от друга. Ки-44-I был практически идентичен машинам опытной серии, а на Ки-44-Ia фюзеляжные пулеметы винтовочного калибра заменили 12,7-мм пулеметами «тип 1». Очередным новшеством варианта Ки-44-Ib являлся маслорадиатор, вынесенный из-под капота двигателя наружу, а у Ки-44-Ic откидные щитки, закрывающие в полете ниши колес, перенесли со стоек шасси на фюзеляж.

Войсковые испытания показали недостаточную эффективность самолета. К тому же налеты американской авиации показали отсутствие у японцев достаточно эффективных скоростных истребителей-перехватчиков.

Фирме «Накадзима» вновь предложили улучшить летные данные машины, главным образом повысить ее скорость и скороподъемность. Главный конструктор Коямауже на варианте Ки-44-Ic пытался решить эту проблему, смонтировав на одном из самолетов двухлопастные соосные винты Ре.8. Однако пользы от этого оказалось мало, а кроме того, сложный передаточный механизм сильно затруднял обслуживание истребителя в полевых условиях. Единственным простым выходом из положения была установка на Ки-44 более мощного двигателя На-109, который по размерам почти не отличался от своего предшественника На-41, но был на 90 кг тяжелее. На-109 развивал мощность на взлете 1520 л.с., а на высоте 5 250 м -1 320 л.с. В августе 1942 года фирма получила заказ на выпуск пяти опытных и трех предсерийных истребителей Ки-44-II с новым мотором. Они были изготовлены уже осенью того же года, а затем началось массовое производство самолета. Кроме нового мотора, Ки-44-II имел также усиленную конструкцию шасси, протектированные топливные баки, 13-мм бронеспинку пилота и 40-мм лобовое бронестекло фонаря кабины. Для увеличения дальности полета под центропланом крыла предусматривалась подвеска двух сбрасываемых дополнительных баков. Среди других новшеств планировалось оснастить истребитель коллиматорным прицелом, однако из-за задержки с его поставками многие самолеты Ки-44-II раннего выпуска летали с прежним, телескопическим прицелом. Серийный Ки-44-IIа («модель 2А») нес вооружение, состоящее из двух фюзеляжных пулеметов «тип 89» калибра 7,7 мм и двух крыльевых 12,7-мм пулеметов «тип 1». Машин этого варианта построили сравнительно немного. Гораздо более многочисленным стал Ки-44-IIb, оснащенный четырьмя 12,7-мм пулеметами «тип 1». Специально для борьбы с вражескими бомбардировщиками выпускался также Ки-44-IIc, отличавшийся различным очень мощным вооружением. Некоторые истребители этого варианта обладали двумя фюзеляжными пулеметами «тип 1» и двумя 37-мм крыльевыми пушками Но-203 (боезапас по 25 снарядов на ствол). Пушки Но-301 были довольно легкими из-за использования безгильзовых снарядов, начиненных небольшим зарядом пороха, но одновременно и малопригодными для воздушных боев, так как их эффективная дальность стрельбы не превышала 150 м. На практике они применялись преимущественно против наземных целей. Один Ки-44-IIc в порядке эксперимента вооружили четырьмя 20-мм пушками Но-5.

Коренная модернизация самолета, предпринятая еще в середине 1943 года, не дала удовлетворительных результатов. Ки-44-III имел мощный 2000-сильный мотор На-145, для компенсации возросшего веса которого пришлось увеличить площадь крыла и хвостового оперения самолета. Всего было построено шесть экземпляров этого варианта истребителя в двух модификациях: Ки-44-IIIa вооружался четырьмя 20-мм пушками Но-5, а Ки-44-IIIb имел две фюзеляжные 20-мм пушки Но-5 и две 37-мм крыльевые пушки Но-203. Еще одно новшество очередного варианта «Секи» - индивидуальные выхлопные патрубки цилиндров мотора -использовалось и на истребителях Ки-44-II последних серий.

Производство «Секи» прекратилось в январе 1945 года, и всего было построено 1 225 самолетов этого типа, включая прототипы.

Характеристики Ki-44
Ki-44-Ia Ki-44-IIb
Экипаж, чел 1 1
Размеры
Размах крыла, м 9.45 9.45
Площадь крыла, м2 15 15
Длина самолета, м 8.75 8.78
Двигатель.
ПД, л.с. у земли Ha-41/ 1250 Ha-109/ 1520
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1944 2106
Максимальная взлетная 2550 2764
Летные данные.
Скорость, км/ч максимальная 580 605
на высоте, м 3700 5200
время набора высоты 5000м, мин 5.9 4.3
Практический потолок, м 10820 11200
Дальность полета, км 926 1295
Вооружение
Два пулемета в фюзеляже, два пулемета в крыле 2x7.7+2x12.7 2x127.7+2x12.7

Подробно

Источники

  • "50 лучших истребителей Второй мировой войны" /Корнюхин Г.В./
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/

©AirPages
2003-