Авиация Второй мировой

Home English

Ki-34 Thora
Транспортный самолет
Nakajima

Ki-34 Thora

Ki-34 Thora «Тора». Созданный под влиянием успеха DC-2, Ki-34 представлял собой двухмоторный моноплан цельнометаллической конструкции, главный инженер проекта - Акэгава. Первый полет прототипа - 12 сентября 1936 года.

Принят на вооружение армии в 1937 году под наименованием транспортный самолёт, армейский тип 97. На вооружение флота поступил под наименованием - транспортный самолёт морской, тип AT-2, или L1N1.

АТ-2, оснащенный парой 9-цилиндровых моторов Накадзима "Котобуки" 2-Kai-1 мощностью 585 л.с. с деревянными двухлопастными винтами фиксированного шага. Характерной особенностью проекта АТ-2 был обратный наклон лобовых панелей фонаря пилотской кабины. Просторный салон вмещал 8-10 пассажиров и 200 кг груза.

В серию самолет пошел с более мощными моторами "Котобуки" 3-Kai взлетной мощностью 620 л.с. с металлическими двухлопастными ВИШ.

Производство самолетов Ki-34 на Накадзиме продолжалось недолго и было свернуто в 1939 году после выпуска 23 самолетов, включая четыре прототипа. После чего Накадзима переключилась на выпуск боевых самолетов, а права на производство транспортника Ki-34 были переданы на фирму Тачикава, которая до конца 1940 года выпустила еще 295 (по другим данным 288) экземпляров, после чего в серию пошел аналогичный по вместимости, но значительно более современный и универсальный ближнемагистральный Ki-54.


Nakajima Ki-34
Экипаж 3
Размеры
Размах крыла, м 19,92
Площадь крыла, м² 49,2
Длина самолета, м 15,3
Высота самолета, м 4,15
Силовая установка
2×ПД радиальный Nakajima Kotobuki 41, л.с. 2×710
Мощность, л.с. 1×1150
Массы и нагрузки, кг
Пустого самолета 35000
Нормальная взлетная 5250
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 360
Крейсерская скорость, км/ч 310
Практическая дальность, км 1200
Практический потолок, м 7000
Полезная нагрузка, солдат 8

Боевое применение. Первой боевой операцией подразделения стала выброска трех диверсионных отрядов в тыл китайских войск в Чанши в октябре 1941 года. А 14 февраля 1942 года 1-й Тейсин сентай, основу которого составляли Ki-34, которыми были укомплектованы 3 из пяти эскадрилий, были задействованы в самой масштабной десантной операции японской армии - захвате города Палембанг на Суматре. Благодаря блестящей подготовке операции матчасть сентая практически не понесла потерь. Позднее, эта операция легла в основу пропагандистских фильмов, после чего характерный профиль Ki-34 стал хорошо узнаваем, не смотря на то, что к тому времени самолет уже считался устаревшим и был снят с производства. Именно после десанта на Палембанг Ki-34 получил у союзников кодовое имя "Тора" (Thora).

Позднее самолеты Ki-34 в составе 1-го Тейсин сентая принимали участие в выброске десантов при захвате Филиппин, в Бирме. Но стремительно устаревающая машина все менее удовлетворяла японских военных, постепенно уступая место более совершенным, вместительным и скоростным самолетам Мицубиси Ki-57, Кавасаки Ki-56 и Тачикава Ki-54.

Ki-34 стали постепенно выводить из частей первой линии уже к концу 1942 года. Часть из них поступала на вооружение отдельных связных эскадрилий Yusô Hikô-Chûtaï , часть числилась в летных школах, в частности в Ушономия, Гифу и Хамамацу. Часть машин было передано в гражданскую авиацию, где они эксплуатировались даже после войны. По меньшей мере 12 штук Ki-34 были поставлены в авиацию Манчьжоу Го, где они использовались по своему прямому назначению именно как транспортные самолеты вплоть до сентября 1945 года, когда уцелевшие старички вместе с более ранними гражданскими АТ-2 были захвачены в Харбине советскими войсками.

Некоторое количество самолетов Ki-34 состояли на вооружении союзного японцам китайского коллаборационистского правительства Ван Цзы Вэя. После войны уцелевшие Ki-34 также эксплуатировались в Китае.

Любопытна судьба одного из флотских самолетов L1N1. Когда в мае 1941 года японские морские летчики по ошибке сбили над Тонкинским заливом французский транспортный самолет Девуатин 338, в качестве компенсации флот переда французам одни из своих самолетов, которым оказался L1N1. Машина уцелела во время войны и использовалась французами в Сайгоне еще в 1947 году.

Фото Описание

Схема Nakajima Ki-34

Nakajima Ki-34, посадка десанта.

Источники

  • "Транспортная авиация Японии." /Евгений Аранов/
  • "Авиация Японии." /А. Фирсов/
  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/